Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 12:12, курсовая работа
Цель: психологическая коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Объект: агрессивное поведение детей дошкольного возраста.
Предмет: содержание работы психолога по коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: коррекция агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста происходит при комплексной работе психолога.
Введение………………………………………………………………….2
Глава I. Теоретический анализ проблемы агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Анализ литературы по теме исследования……………………….5
1.2. Анализ агрессивного поведения дошкольников…………………18
1.3.Опыт психолого-педагогической работы по коррекции агрессивного поведения дошкольников………………………………………27
Выводы по главе………………………………………..…………….…32
Глава II. . Эксперементальное исследование агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста
2.1.Организация констатирующего эксперимента, описание испытуемых, описание методик исследования………………………………. 34
2.2. Анализ результатов исследования агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста…………………………………………….
Выводы по главе………………………………………………...………...39
Заключение…………………………………………………………...…..40
Список литературы…………………………...…………………………42
Дошкольное детство — период, когда эмоции, чувства господствуют над всеми другими сторонами жизни ребенка, придавая им специфическую окраску и выразительность. Дошкольники отличаются интенсивностью и мобильностью эмоциональных реакций, непосредственностью в проявлении своих чувств, быстрой сменой настроения. Однако к концу дошкольного детства эмоциональная сфера ребенка изменяется — чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными; формируются высшие чувства — нравственные, интеллектуальные, эстетические, которые у шестилетних детей нередко становятся мотивом поведения [22].
Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.
В раннем возрасте дети отличаются большей неустойчивостью эмоционального состояния. Обеспечение положительного эмоционального состояния детей, их уравновешенного поведения, охрана нервной системы, предупреждение утомления — важные задачи педагогики раннего детства [2].
На протяжении первых 7 лет активность, проявляемая детьми, достигает высокого уровня развития и по своей форме, и по содержанию. Но для достижения максимальной эффективности детям всегда требуется участие и помощь взрослого. Это приводит к тому, что в деятельности детей появляется взаимодействие со взрослым, а среди разных видов взаимодействия постоянное место устойчиво занимает тот его вид, который мы называем общением. Так, потребность детей в активной деятельности становится источником побуждений для обращения к взрослому и порождает особую группу мотивов общения, которые мы назвали деловыми, подчеркнув тем самым основную роль того дела, которым занят ребенок, и служебную, подчиненную роль общения, в которое ребенок вступает с целью скорейшего достижения некоторого практического результата (предметного или игрового). Согласно развиваемым представлениям, деловым мотивом общения является взрослый в своем особом качестве — как партнер по совместной практической деятельности, помощник и образец правильных действий [11].
Ребенок приобщается к духовной и материальной культуре, создаваемой обществом, не пассивно, а активно, в процессе деятельности, от характера которой и от особенностей взаимоотношений» складывающихся у него при этом с окружающими людьми, во многом зависит процесс формирования его личности [29].
С середины дошкольного возраста мыслительная деятельность уже освобождается от обязательной опоры на физическое действие. Ребенок способен заниматься «чистой» умственной деятельностью: он обдумывает увиденное и услышанное, отгадывает загадки, составляет рассказ к картинке, спрашивает, спорит. В этой новой форме активности огромная роль принадлежит речи. Слушание, рассказывание, словотворчество становятся специальными видами деятельности ребенка-дошкольника.
После 4—5 лет заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Накопленный путем подражания образцам и исполнительным действиям практический опыт, развивающееся мышление и воображение детей, и осознание ими своих возможностей порождают новые желания и побуждают к инициативному, а затем и творческому активному действию.
Развитие познавательных интересов у дошкольников отчетливо выступает в том, что растет желание детей заниматься умственной деятельностью. После 4—5 лет дети любят рассуждать, спорить, решать задачи, головоломки, подбирать слова в рифму, сравнивать разные вещи и явления между собой и т. д. Как показало исследование А. Н. Готубевой, наибольший интерес к умственной работе у старших дошкольников вызывало решение чисто интеллектуальных задач.
В дошкольном периоде формируется важнейшее качество побуждений, которым подчиняются действия зрелого воспитанного человека,— соподчинение мотивов [13].
По мнению Ш.А. Амонашвили, основная характеристика мотивационной сферы шестилетнего ребенка — преобладание актуальных потребностей и импульсной активности. У ребенка шести лет непрерывно возникают самые разные потребности, которые постоянно сменяют друг друга. Особенность их в том, что они переживаются как неотложное, т. е. актуальное, хотение. Импульсивная активность бесконтрольна, ей не предшествуют хотя бы мимолетное обдумывание, взвешивание, решение, стоит ли сделать это, поступить так. Утомление, повышающее эмоциональную возбудимость, усиливает импульсную активность детей, а скудный социально-нравственный опыт не позволяет им быть сдержанными и уступчивыми, разумными и волевыми. Актуальные потребности и импульсная активность присущи и семилетним детям, однако больший социальный опыт помогает им лучше регулировать свое поведение [4].
Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела, быть «взрослым»; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время – стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как «надо» (хочется посмотреть «мультики», но мама просит поиграть с младшим братом или сходить в магазин; не хочется убирать игрушки, но это входит в обязанности дежурного, значит, это надо делать и т. д.).
Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих. Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни [11].
Таким образом, основной характеристикой детей дошкольного возраста является стремительное физическое и психическое развитие. Итогом развития ребенка в период дошкольного возраста становится изменение его личности в целом, развитие самосознания.
Основное новообразование и достижения в психическом развитии позволяют ребенку осмыслить себя в деятельности: какой Я? Происходит становление процесса дифференциации самооценки себя как личности и как действующего субъекта, т.е. появляются общая и частная самооценки. в дошкольном возрасте происходит качественное изменение позиции по отношению к взрослому.
Агрессия (лат. Aggressio — нападение) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт [5].
Агрессивность - устойчивая черта личности, готовность к агрессивному поведению. Её уровни определяются как научением в процессе социализации, так и ориентацией на культурно-социальные нормы, важные из которых - нормы социальной ответственности и нормы возмездия за акты агрессии. Важная роль принадлежит и таким ситуативным переменным: истолкованию намерений окружающих, возможности получения связи обратной, провоцирующему влиянию оружия.
Одним из проявлений агрессивности личности является агрессия, которая рассматривается нами как поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда.
Агрессия - это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Это определение включает в себя следующие положения:
-агрессия всегда
-в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;
-жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного с собой обращения [6].
Агрессия принимает самые разнообразные формы - явные или латентные. Несмотря на то, что термин «агрессия» обычно употребляется для обозначения разрушительных намерений, его распространяют и на более позитивные проявления, например активность, порождаемую честолюбием. Подобные действия обозначают как самоутверждение, чтобы подчеркнуть, что они побуждаются невраждебной мотивацией. Они проявляются в форме конкуренции, стремления к достижениям, иронии, спортивных состязаниях.
Агрессивное влечение может проявляться через различные агрессивные аффекты, такие, как (в порядке усиления интенсивности и глубины), раздражение, зависть, отвращение, злость, нетерпимость, неистовство, ярость, бешенство и ненависть. Интенсивность агрессивных аффектов коррелирует с их психологической функцией. Агрессия может выполнять такие важные для индивида функции, как отстаивание автономии, устранение источника угрозы или страдания, удаление препятствий на пути к удовлетворению потребностей, разрешение внутреннего конфликта, повышение самооценки. При этом агрессия может частично или полностью не осознаваться ее хозяином [10].
Агрессивное поведение- поведение, ориентированное на нанесение вреда объектам, в качестве которых могут выступать живые существа или неодушевленные предметы. Агрессивное поведение служит формой отреагирования физического и психического дискомфорта, стрессов, фрустраций. Кроме того, оно может выступать в качестве средства достижения какой–либо значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения [24].
Агрессивность - одна из врожденных установок, коренящаяся в садистической фазе либидо. Выражается в стремлении к наступательным действиям, направленным на нанесение ущерба или уничтожение объекта наступления [17].
Многие из психологов считают агрессию врожденной неотъемлемой характеристикой поведения в живом мире, связанным с борьбой за выживание [16].
Виды агрессии.
А.Басс и А.Дарке выделяют 5 видов агрессии:
-физическая
-раздражение
-вербальная
-косвенная (направленная и
-негативизм (оппозиционное поведение).
Согласно инстинктивным теориям агрессия является неотъемлемой частью человеческой природы [7].
1.Физическая - нападение
-Косвенная физическая
-Прямая физическая агрессия
представляет собой
2. Вербальная - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятье, ругань) [5].
3. Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику. Проявляются они в различных высказываниях в виде жалоб, демонстративного крика, направленного на устранение сверстника, агрессивных фантазий [31].
4. Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого. Традиционные формы прямой вербальной агрессии: дразнилки, оскорбления [31].
5. Прямая - непосредственно направленная против какого-либо объекта, субъекта
6. Косвенная - действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (шутки, сплетни), действия, характеризующиеся ненапраленностью и неупорядоченностью.
7. Инструментальная - средство достижения цели.
8. Враждебная - выражается в действиях, имеющих целью причинение вреда объекту агрессии.
9. Аутоагрессия - проявляется в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства.
10. Альтруистическая - имеет цель защиты других от чьих-то агрессивных действий [5].
Кроме того, в источниках имеется информация о таком виде агрессии, как комплексный.
11. Комплексный (смешанный) вид агрессии - этот вид агрессивного поведения, который имеет два или больше равносильных (примерно одинаково ценных для индивида) мотивов.
Одна эмоциональная цель может сочетаться с некоторыми важными инструментальными целями.
Большая часть агрессивных действий людей принадлежит к смешанному типу.
Если человек, совершая ряд агрессивных действий, одновременно получает как непосредственно функциональное наслаждение, так и удовольствие от достижения других целей (восхищения людей, высокого статуса и т.п.), то вполне понятно, что такие действия с большей вероятностью будут запоминаться, обладая высоким уровнем готовности для нового воспроизведения, чем же агрессивные действия, с помощью которых люди преследуют более простые отдельные цели - только инструментальные или только эмоциональные [16].
Также существуют сведения о следующих видах агрессии:
12. Экспрессивная агрессия - представляет собой непроизвольный взрыв гнева, ярости, нецеленаправленный и быстро прекращающийся, причем источник нарушения спокойствия не обязательно подвергается нападению.
13. Спонтанная агрессия - имеет сходство с возбудимостью. Результат накопления энергии, направленный на преодоление преград на пути достижения цели.
14. Инициативная агрессия - имеет место в том случае, когда агрессор является зачинщиком.
Информация о работе Коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста