Коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 12:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель: психологическая коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Объект: агрессивное поведение детей дошкольного возраста.
Предмет: содержание работы психолога по коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: коррекция агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста происходит при комплексной работе психолога.

Содержание

Введение………………………………………………………………….2
Глава I. Теоретический анализ проблемы агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Анализ литературы по теме исследования……………………….5
1.2. Анализ агрессивного поведения дошкольников…………………18
1.3.Опыт психолого-педагогической работы по коррекции агрессивного поведения дошкольников………………………………………27
Выводы по главе………………………………………..…………….…32
Глава II. . Эксперементальное исследование агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста
2.1.Организация констатирующего эксперимента, описание испытуемых, описание методик исследования………………………………. 34
2.2. Анализ результатов исследования агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста…………………………………………….
Выводы по главе………………………………………………...………...39
Заключение…………………………………………………………...…..40
Список литературы…………………………...…………………………42

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 1.11 Мб (Скачать файл)
  • словесные и подвижные игры на взаимодействие;
  • ролевое проигрывание моделей желательного поведения в различных жизненных ситуациях;
  • психогимнастика (имитационные игры);
  • арт-терапия (свободное и тематическое рисование);
  • телесно-ориентированная терапия;
  • сказкотерапия;
  • метафорические этюды-релаксации;
  • беседы, направленные на развитие самосознания ребенка;
  • проигрывание проблемных ситуаций;
  • релаксация;
  • функциональная музыка;

Критерии эффективности программы:

  • Снижение уровня агрессивности.
  • Умение контролировать поведение.
  • Умение решать проблемные ситуации.
  • Повышение коммуникативных навыков.
  • Формирование новых стереотипов поведения.

Структура занятий:

  • Ритуал приветствия.
  • Разминка.
  • Основная часть (На этом этапе используются беседы, игры и упражнения, направленные на коррекцию и формирование конструктивных форм поведения).
  • Подведение итогов.
  • Ритуал прощания.

Место проведения:

Коррекционные занятия проходят в отдельном кабинете со всем необходимым дидактическим материалом, столом и стульями, учительской доской.

Длительность: Коррекционно – развивающая работа проходила с апреля по май, всего полтора месяца. Было проведено 12 занятий, длительностью 30-40 минут каждое, по 2 занятия в неделю.

Ожидаемый результат:

После проведения комплекса мероприятий системной работы по коррекции агрессивности дошкольников ожидается, что у детей снизится уровень проявления агрессии, разовьются навыки выражения агрессии в социально приемлемой форме  и навыки конструктивных способов решения конфликтов, повысится уровень самоконтроля. Дети станут более внимательными к переживаниям, желаниям, проблемам других людей, станут чаще помогать и сочувствовать другим людям, научатся контролировать свое поведение в соответствии с моральными нормами.

 

 

3.2. Сравнительный  анализ результатов коррекции  агрессивного поведения

Для определения эффективности проведения системы работы по коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста, по окончании комплекса мероприятий эксперимента была проведена контрольная диагностика. В контрольном эксперименте  были использованы те же методики, что и в констатирующем.

                              Таблица 2

Динамика изменения уровня агрессивного поведения детей экспериментальной группы по методике « Кактус »

Количество детей

Констатирующий эксперимент

Количество детей

Контрольный эксперимент

 

Уровень агрессии

 

Уровень агрессии

12

Высокий

8

Высокий

9

Средний

12

Средний

2

низкий

3

низкий


 

Анализ результатов контрольного эксперимента по методике «Кактус» выявил у одного ребенка снижение уровня агрессии с высокого на низкий, у троих – с высокого на средний, выраженность агрессии у четверых детей незначительно снизилась.

 

 

 

 

 

 

 

Динамика изменения типа агрессивных реакций детей экспериментальной группы по « Тесту фрустрационных реакций»

Таблица 3

 

Направление агрессивных реакций

 

экстрапунитивные

интропунитивные

импунитивные

Количество детей

Констатируюй эксперимент

13

4

6

Контрольный эксперимент

12

5

6


 

По результатам контрольного эксперимента по « Тесту фрустрационных реакций », у одного ребенка изменился тип агрессивной реакции с экстрапунитивной на интропунитивную.

Таким образом, сравнивая полученные результаты, приходим к выводу, что проведенная система работы по коррекции агрессивного поведения незначительно, но положительно влияет на поведение детей. Участники экспериментальной группы имеют положительную динамику снижения агрессивного поведения, что может указывать на эффективность предпринятых коррекционных мероприятий.

Выводы по III главе:

Коррекция агрессивного поведения дошкольников должна основываться на привитии моральных норм и правил, развитии эмпатии , снитии эмоционального напряжения, развитии способности переносить фрустрацию и умения находить приемлемые способы решения конфликтных ситуаций.

Для реализации, которых используются игровая терапия, беседы, направленные на развитие самосознания ребенка, ролевое проигрывание моделей желательного поведения в различных жизненных ситуациях, рисуночный метод, релаксационный тренинг.

Повышению эффективности коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста способствует ее проведение в форме системной работы психолога, педагогов и родителей.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

В данном исследовании были изучены и проанализированы основные подходы в психологии, по вопросу изучения агрессивного поведения его развития у детей дошкольного возраста.

В первой главе мы проанализировали литературу по проблеме агрессивного поведения дошкольников.На основании изученной литературы, можно прийти к заключению, что хотя мнение современных представителей, выше описанных направлений, различны во взглядах на сущность и истоки агрессивного поведения, общим для них является признание влияния социальных факторов на становление агрессивного поведения, а также то, что агрессивное поведение не является неизбежным, его можно избежать или уменьшить частоту его проявления.

Во второй главе мы изучили и описали особенности проявлений агрессивного поведения дошкольников экспериментальной группы.

В третьей главе нами была разработана и апробирована коррекционно-развивающая программа по снижению агрессивного поведения дошкольников. Так же нами приведены результаты апробирования данной программы.

Таким образом, результаты проведенного исследования, привело нас к выводу,что проведенная система работы по коррекции агрессивного поведения незначительно, но положительно влияет на поведение детей. Участники экспериментальной группы имеют положительную динамику снижения агрессивного поведения, что может указывать на эффективность предпринятых коррекционных мероприятий.

Разработанная коррекционно-развивающая программа может использоваться при работе с другими категориями детей по снижению агрессивного поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Абраменкова, В.В., статья «Гуманные отношения в детском возрасте» [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/archive

  1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  2. Аванесова, В.Н.Обучение самых маленьких в детском саду. Статья: Воспитание детей раннего возраста. - М., 1968.
  3. Адлер, А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / Пер с англ. А.А. Валеева и Р.А. Валеевой. - Ростов н/Д: Феникс, 1998.
  4. Амонашвили, Ш.А. В школу – с шести лет. – М.: Педагогика, 1986.
  1. Баркли, Р., Бентон, К., статья «Ваш не послушный ребенок» [электронный ресурс]. -  Режим доступа: http://www.psyparents.ru

  1. Битянова М.Р., Азарова Т.В. и др. Работа психолога в начальной школе. - М.: Совешенство, 1998. - 285 с. 
  2. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков, Б., Зинченко, В. Олма-пресс. 2004.
  3. Бэрон, Р. Агрессия: Учебное пособие для студентов и аспирантов психологического факультета, а также слушателей курсов психологических дисциплин на гуманитарных факультетах вузов РФ. СПб: Питер, 1997
  4. Бэрон, Р., Ричардсон, Д., Агрессия. СПб., 1998.
  5. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми. М., 1997
  1. Волкова Е. Особенности работы педагогов, психологов ДОУ с трудными детьми и их родителями. Агрессивные дети. // Дошкольное воспитание. №3. 2000. С. 108-111.

  1. Завражин, С.А. Агрессивные фантазии в детском возрасте \Вопр.псих., 1993
  2. Змановская, Е.В - Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения)
  3. Игумнов С.А. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков. М., 2000
  4. Лаврентьева, М.В., статья «Эмоциональные нарушения у детей старшего дошкольного возраста» [электронный ресурс].- Режим доступа:  http://ds82.ru/doshkolnik/49-.html
  1. Лисина, М.И. Потребность в общении//Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения.- М.: Педагогика, 1986

  1. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. — Балашов : Николаев, 2005.

  1. Люблинская, А.А. Детская психология. М, 1971.
  1. Майерс, Д. Изучаем социальную психологию. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2000.

  1. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. - М.: Совершенство, 1998. - 206 с.
  2. Можгинский, Ю.Б. Юридическая психология, 2009.
  3. Налчаджян, А.А. Агрессивность человека. СПб: Питер, 2007
  1. Новейший психологический словарь. Ростов- на- Дону: Феникс, 2005

  1. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: Творческий Центр, 1998. - 235с.
  1. Осницкий, А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений уч-ся. Вопр. псих., 1994

  1. Основы коммуникации: Программа развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.- СПб.: Образование, 1995.-195 с.
  1. Психологический словарь [электронный ресурс].- Режим доступа: http://psi.webzone.ru

  1. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  2. Раттер, М. Помощь трудным детям. М..1999
  1. Рогов Е.И, настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1995

  1. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии №1. 1991

  1. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии. Вопр. псих., № 1 1991
  2. Самоукина Н. Практический психолог в школе: Лекции, консультирование, тренинги. М.:ИНТОР, 1997. - 187 с
  1. Сандберг, Н., Уайнбергер А., Таплин Дж. Клиническая психология: теория, практика, исследования. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.

  1. Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающее занятие для детей 5-8 лет. - М., 2004
  1. Семенюк, Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 1996

  1. Сенько, Т.В. Истоки агрессивного поведения детей. Минск: издательство «Минск»,2002
  2. Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольники: формирование доброжелательных отношений. Дошкольное воспитание. №9. 2003. С. 68-74.
  3. Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения со сверстниками. // Дошкольное воспитание. №8. 2003. С. 73-76.
  4. Смирнова Е., Хузеева Г. Агрессивные дети. // Дошкольное воспитание. №4. 2003. С. 62-67.
  5. Смирнова, Е. Агрессивные дети // Дошкольное воспитание, № 4(2003)

Информация о работе Коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста