Коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 12:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель: психологическая коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Объект: агрессивное поведение детей дошкольного возраста.
Предмет: содержание работы психолога по коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: коррекция агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста происходит при комплексной работе психолога.

Содержание

Введение………………………………………………………………….2
Глава I. Теоретический анализ проблемы агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Анализ литературы по теме исследования……………………….5
1.2. Анализ агрессивного поведения дошкольников…………………18
1.3.Опыт психолого-педагогической работы по коррекции агрессивного поведения дошкольников………………………………………27
Выводы по главе………………………………………..…………….…32
Глава II. . Эксперементальное исследование агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста
2.1.Организация констатирующего эксперимента, описание испытуемых, описание методик исследования………………………………. 34
2.2. Анализ результатов исследования агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста…………………………………………….
Выводы по главе………………………………………………...………...39
Заключение…………………………………………………………...…..40
Список литературы…………………………...…………………………42

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 1.11 Мб (Скачать файл)

Каждый из полученных ответов оценивается, в соответствии с теорией, С. Розенцвейга, по двум критериям: по направлению реакции (агрессии) и по типу реакции.

По направлению реакции подразделяются на:

  • Экстрапунитивные: реакция направлена на живое или неживое окружение, осуждается внешняя причина фрустрации, подчеркивается степень фрустрирующей ситуации, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица.
  • Интропунитивные: реакция направлена на самого себя, с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации, фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению. Испытуемый принимает фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя.
  • Импунитивные: фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое "со временем, обвинение окружающих или самого себя отсутствует.

По типу реакции делятся на:

  • Препятственно-доминантные. Тип реакции «с фиксацией на препятствии». Препятствия, вызывающие фрустрацию, всячески акцентируются, независимо от того, расцениваются они как благоприятные, неблагоприятные или незначительные.
  • Самозащитные. Тип реакции «с фиксацией на самозащите». Активность в форме порицания кого-либо, отрицание или признание собственной вины, уклонения от упрека, направленные на защиту своего «Я», ответственность за фрустрацию никому не может быть приписана.
  • Необходимо-упорствующие. Тип реакции «с фиксацией на удовлетворение потребности». Постоянная потребность найти конструктивное решение конфликтной ситуации в форме либо требования помощи от других лиц, либо принятия на себя обязанности разрешить ситуацию, либо уверенности в том, что время и ход событий приведут к ее разрешению.

Для обозначения направления реакции используются буквы:

  • Е – экстрапунитивные реакции,
  • I – интропунитивные реакции,
  • М – импунитивные.

Типы реакций обозначаются следующими символами:

  • OD – «с фиксацией на препятствии»,
  • ED – «с фиксацией на самозащите»,
  • NP – «с фиксацией на удовлетворение потребности».

Из сочетаний этих шести категорий получают девять возможных факторов и два дополнительных варианта.

Вначале исследователь определяет направление реакции, содержащееся в ответе испытуемого (Е, I или М), а затем выявляет тип реакции: ED, OD или NP. Типы реакций отражены в таблице 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

 

 

Типы реакций

Направленность реакций

О-D препятственно-доминантный

Е-D эго-защитный

N-P потребностно-неустойчивый

Е - экстрапунитивная

Е' - определённо выделяется, подчёркивается наличие фрустрирующего обстоятельства, препятствия.

Е - обвинение. Враждебность и т. п. проявляется в отношении внешнего окружения. Субъект активно отрицает свою вину, проявляя враждебность к обвинителю.

е - содержится требование к другому конкретному лицу исправить фрустрирующую ситуацию

I - интропунитивная

I' - фрустрирующая ситуация  истолковывается как благоприятная  или как заслуженное наказание, или же подчёркивается смущённость  беспокойством других.

I - обвинение, осуждение объект  предъявляет самому себе. Субъект  признаёт свою вину, но отрицает  ответственность, ссылаясь на смягчающие  обстоятельства.

i - субъект, признавая свою  ответственность, берётся самостоятельно  исправить положение, компенсировать потери другому лицу.

М - импунитивная

М' - отрицает значимость или неблагоприятность препятствия, обстоятельств фрустрации.

М - осуждение кого-либо явно избегается, объективный виновник фрустрации оправдывается субъектом.

m - субъект надеется на благополучное разрешение проблем со временем, характерны уступчивость и конформность.


 

 

 

 

 

2.2. Анализ результатов исследования агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Первым этапом диагностической работы явилось выявление детей с выраженными агрессивными тенденциями в поведении.

По результатам анализа теста «Кактус» из 23 обследуемых детей выявлено, что:

У 12 детей высокая степень агрессии, что составляет 49%, из них девочек-1%, мальчиков- 48%. Данные показатели наблюдались при наличии в рисунке  ярко выраженных, крупных иголок, расположенных как внутри, так и снаружи кактуса. Можно обратить внимание на нажим карандаша, высокая степень агрессивности рассматривается при сильном нажатии. Так же учитывались ответы, данные испытуемыми на уточняющие вопросы, например:

1. Этот кактус домашний  или дикий? «Дикий».

2. Этот кактус сильно  колется? Его можно потрогать? «Кактус, очень колючий, потрогать его нельзя, а то поранишься».

3. Кактусу нравиться, когда  за ним ухаживают, поливают, удобряют? «За ним не ухаживают, он же дикий».

4. Кактус растет один  или с каким-то растением по  соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение? «Вокруг него растет много маленьких, колючих кактусов».

5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)? «Когда кактус станет большим, то у него отпадут иголки, и он умрет».

Данные ответы указывают на высокую степень агрессии.

У 9 детей средняя степень агрессии, что составляет 30%, из них девочек- 13%, мальчиков- 17%. О средней степени агрессивности можно судить по коротким, редко расположенным иголкам, расположенным в основном по внешнему контуру рисунка.

Так же учитывались ответы, данные испытуемыми на уточняющие вопросы, например:

1. Этот кактус домашний  или дикий? «Домашний».

2. Этот кактус сильно  колется? Его можно потрогать? «Сильно колется».

3. Кактусу нравиться, когда  за ним ухаживают, поливают, удобряют? «Кактус любит, когда за ним ухаживают, поливают его».

4. Кактус растет один  или с каким-то растением по  соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение? «Рядом растут цветы, ромашки и хризантемы».

5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)? «Кактус станет большим, но колючки останутся такими же».

У 2 детей низкая степень агрессии, что составляет 10%, из них мальчиков- 10%. Данные показатели наблюдались при отсутствии, либо малом количестве иголок, расположенных на рисунке.

Так же учитывались ответы, данные испытуемыми на уточняющие вопросы, например:

1. Этот кактус домашний  или дикий? «Кактус живет дома».

2. Этот кактус сильно  колется? Его можно потрогать? «Он маленький и совсем не колючий, потому что его иголки мягкие».

3. Кактусу нравиться, когда  за ним ухаживают, поливают, удобряют?

« Он очень любит, когда его поливают».

4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение? «Рядом растет еще 2 кактуса, такие же, как он».

5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)? «Кактус станет большим, но будет с мягкими иголками».

 

 

Таким образом, по результатам данной методики у детей дошкольного возраста преобладает высокая и средняя степень агрессии, что отражено на рисунке 1.

Рис.1степень агрессии

   На рисунке 2 отражена частота встречаемости агрессивных проявлений среди мальчиков и девочек.

Рис.2 частота встречаемости агрессивных проявлений

Вторым этапом диагностической работы явилось выявление типа агрессивных реакций.

По результатам анализа «Теста фрустрационных реакций» из 23 обследуемых детей,можно сказать о направлении агрессивной реакции:

У 13 человек преобладают экстрапунитивные (Е) реакции, что составляет 57%, из них девочек -22%,мальчиков -35%. Об этих реакциях можно судить по ответам данным, например на ситуацию 12: «Сам ты мокрая курица », «Если ты будешь обзываться, я позову маму». Экстрапунитивные реакции – реакции направлены на живое или неживое окружение, осуждается внешняя причина фрустрации, подчеркивается степень фрустрирующей ситуации, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица. Это означает, что агрессивные проявления, направлены на окружающий мир.

У 4 человек преобладают интропунитивные (I) реакции, что составляет 17 %. Из них девочек-8%, мальчиков-9%. Об этих реакциях можно судить по ответам данным, например на ситуацию 1: «Я обиделась», на ситуацию 23: «Хорошо, я поем холодный суп». Интропунитивные реакции- реакции направлены на самого себя, с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации, фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению. Испытуемый принимает фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя.

Импунитивных (М) реакций было выявлено у 26% испытуемых, из них девочек- 9%,мальчиков -17%.

На рисунке 3 отражена частота встречаемости типов реакций в процентах.

 

 

Рис.3

Типы реакций

 

 

 

Выводы по II главе.

 

    1. У детей старшего дошкольного возраста отмечается высокая степень агрессии, преобладает у мальчиков. Об этом можно судить по результатам анализа полученных данных теста «Кактус».
    2. Средняя степень агрессии преобладает у девочек;
    3. Экстрапунитивные реакции преобладают у большинства группы испытуемых, при этом количество мальчиков с данным типом реакций больше, чем девочек.
    4. Фрустрирующие ситуации вызывают агрессивное поведение у детей данной группы, данного возраста.
    5. Проведение коррекционных мероприятий, с целью снижения агрессивных проявлений в данной группе детей необходимо.

Глава III. Система работы по коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста

 

3.1. Содержание программы по коррекции  агрессивного поведения дошкольников

Многим детям дошкольного возраста свойственна агрессивность. Агрессивное поведение нельзя рассматривать однозначно отрицательно. С одной стороны, оно является врожденным защитным механизмом, способствующим адаптации и выживанию в социальной среде. С другой – может серьезно осложнять жизнь ребенка, негативно влиять на его контакты с окружающими людьми и на личностное развитие в целом.

В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласования действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умение отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Но в таких ситуациях дети не всегда находят нужные способы поведения, и это часто приводит к конфликту, в котором, с одной стороны, находятся желания и права одних детей, а с другой стороны – желания и права других. Конфликтная ситуация между детьми часто сопровождается отсутствием  сопереживания другому и взаимных уступок. Это связано, прежде всего, с тем, что дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого: толкает, кричит, мешает, отбирает игрушки и т.д., но не понимает, что каждый сверстник – личность, со своим внутренним миром, интересами и желаниями. Вот почему очень важно, на данном этапе развития ребенка, помочь ему посмотреть на себя и сверстника со стороны. Общая тактика работы с агрессивными детьми состоит в том, чтобы постепенно научить ребенка выражать свое неудовольствие в социально приемлемых формах.

Цель программы:

  • коррекция и профилактика агрессивности у дошкольников.

Задачи программы:

  • оптимизация общения ребенка со сверстниками: выработка механизмов эмпатии, умения считаться с другими, умения выходить из конфликтных ситуаций;
  • создание положительного эмоционального фона в различных видах деятельности;
  • снятие эмоционального напряжения во взаимодействии между детьми;
  • оптимизация общения агрессивного ребенка с семейным окружением;
  • гармонизация уровня базальной эмоциональной регуляции;
  • обучение способам регуляции эмоциональных состояний.

Методы и приемы, используемые в программе:

Информация о работе Коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста