Коррекция негативных детско-родительских отношений в контексте позитивной психологи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 18:53, курсовая работа

Краткое описание

Задачей данной работы является обзор основных современных подходов к исследованию детско-родительских отношений, исследование специфики родительского отношения, описание предложенного метода исследования и изложение предварительных результатов. Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время проблема детско-родительских отношений как фактора психофизического благополучия детей в условиях семьи приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические аспекты изучения негативных детско-родительских отношений в контексте позитивной психологии.
1.1. Стили детско-родительских отношений в современных научных исследованиях.
1.2. Факторы, влияющие на дисгармонию детско-родительских отношений
1.3. Специфика коррекции негативных детско-родительских отношений
Глава II. Экспериментальное исследование негативных детско-родительских отношений
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ результатов исследования
2.3. Коррекционная программа негативных детско-родительских отношений
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

АНОШКИН курсач.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВПО

«АЛТАЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

имени В.М.Шукшина»

Факультет психологии

Кафедра теоретической  и прикладной психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коррекция негативных детско-родительских отношений в контексте позитивной психологи

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

Исполнитель:

Студентка группы

Факультета психологии

Жданова М.Ю.

Научный руководитель:

канд. псих.  н., доцент

Анашкин Игорь  Владимирович

 

 

 

 

 

Бийск 2013

Оглавление

 

Введение

Глава I. Теоретические аспекты изучения негативных детско-родительских отношений в контексте позитивной психологии.

    1. Стили детско-родительских отношений в современных научных исследованиях.
    2. Факторы, влияющие на дисгармонию детско-родительских отношений
    3. Специфика коррекции негативных детско-родительских отношений

Глава II. Экспериментальное исследование негативных детско-родительских отношений

2.1.    Организация  и методы исследования

2.2.    Анализ результатов  исследования

2.3.    Коррекционная  программа негативных детско-родительских отношений

Заключение

Список литературы

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Многих психологов самых  различных школ и направлений  давно привлекала внимание чрезвычайная значимость отношений между родителями и детьми. Решающую роль для развития ребенка, играют отношения с близким взрослым. А.Бандура, Л.И.Божович, Дж.Боулби,  Э.Бронфенбреннер, Д.Винникотт, Л.С.Выготский, М.Клейн, П.Криттенден, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, А.Фрейд,  М.Эйнсворт,  Д.Б.Эльконин, Э.Эриксон  рассматривали семью как ближайшее социальное окружение ребенка, удовлетворяющую потребность ребенка в принятии, признании, защите, эмоциональной поддержке, уважении. Задачей данной работы является обзор основных современных подходов к исследованию детско-родительских отношений, исследование специфики родительского отношения, описание предложенного метода исследования и изложение предварительных результатов.

Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время проблема детско-родительских отношений как фактора психофизического благополучия детей в условиях семьи приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации.

Проблема семейного  воспитания все больше привлекает к  себе внимание ученых и практиков нашей страны. Вопросы семейного воспитания рассматриваются педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами (А.Я. Варга, 1983; Т.В. Архиреева, 1989; Н.Н.Авдеева, 1994; А.И. Захаров, 1986; А.И. Спиваковская, 1988; А.Е.Личко, 1979; Э.Г. Эйдемиллер, 1980 и др.). При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности родителей, характер супружеских отношений и т.д.

Цель исследования: коррекция негативных детско-родительских отношений в контексте позитивной психологии.

Объект исследования: детско-родительские отношения

Предмет исследования: коррекция негативных детско-родительских отношений

Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что детско-родительские отношения можно откорректировать, составив коррекционную программу опираясь на методы позитивной психологии.

Задачи исследования:

1. Изучить стили детско-родительских отношений в современных научных исследованиях.

2. Изучить факторы,  влияющие на дисгармонию детско-родительских отношений.

3. Подобрать методы и методики диагностики детско-родительских отношений.

4. Провести диагностику  детско-родительских отношений.

5. Выполнить количественный и качественный анализ полученных результатов

6. Подобрать способы  и приёмы коррекции детско-родительских  отношений.

7. Составить программу  коррекции детско-родительских отношений.

В процессе организации  исследования были применены следующие методы:

    1. Анализ психолого-педагогической литературы
    2. Тестирование:
    3. Количественная и качественная обработка результатов

Экспериментальная база.  Исследование проводилось на базе

 

 

 

Глава I. Теоретические аспекты изучения негативных детско-родительских отношений в контексте позитивной психологии.

1.1. Стили детско-родительских отношений в современных научных исследованиях.

Родительские установки  или позиции – один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. Под родительскими установками понимается система, или совокупность, эмоционального родительского отношения к ребёнку, восприятие ребёнка родителем и способы поведения с ним.

Понятие «родительский  стиль» или «стиль воспитания» часто  употребляется как синоним понятию  «позиции», хотя целесообразнее сохранить термин «стиль» для обозначения установок и соответствующего поведения, которые не связаны именно с данным ребёнком, а характеризуют отношение к детям вообще [24, с.56].

Одним из основных психолого-педагогических понятий для наделения различных типов семейного воспитания является стиль родительского отношения, или стиль воспитания. Как социально-психологическое понятие, стиль обозначает совокупность способов и приемов общения по отношению к партнеру. Различают общий, характерный и конкретный стили общения. В качестве детерминант стиля общения выступают направленность личности как обобщенная, относительно устойчивая мотивационная тенденция; позиция, занятая по отношению к партнеру общения, и параметры ситуации общения. Родительский стиль – это обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы общения данного родителя с данным ребенком, это образ действий по отношению к ребенку [24, с.59].

Под стилем воспитания понимается не только определенная стратегия воспитания, а и включенность детей в обсуждение семейных проблем, и успешность ребенка при готовности родителей всегда прийти на помощь, стремление к снижению субъективности в видении ребенка. 
 
Разные стили ухода и обращения с ребёнком начиная с первых дней его жизни формируют те или иные особенности его психики и поведения.

В психологической литературе понятия «стиль родительского  отношения», «тип   семейного   воспитания»,   «родительская  позиция»    очень    часто рассматриваются  как  синонимы.  В  данной  работе  под   стилем   семейного воспитания  понимают многомерное   образование,   включающее   когнитивный, эмоциональный и  поведенческий  компоненты,  опираясь  на определение  А.Я. Варги,  которая  описывает  родительское  отношение  как  целостную  систему разнообразных чувств по отношению  к  ребенку,  поведенческих  стереотипов, практикуемых в общении  с  ребенком,  особенностей  восприятия  и  понимания характера ребенка, его поступков [6, с.135].      

Впервые проблема стилей родительского  воспитания была  исследована  А.Адлером. Он описывал  неблагоприятные   ситуации  детства, связанные с родительским воспитанием, на основе  которых  ребенок  формирует ошибочные представления  о  жизни.  К ним  относятся  баловство  ребенка  и пренебрежение  ребенком.  Эти  деструктивные  стили  отношения   к   ребенку препятствуют развитию  у  него  социального  интереса,  или   общественного чувства – способности  интересоваться  другими  людьми  и принимать  в  них участие. А. Адлер подчеркивает, что попустительство  и  вседозволенность  со стороны родителей приводит к развитию  неадекватных  представлений  о  самом себе, об окружающем мире, способах конструктивного взаимодействия с  другими людьми.  Эмоционально  отвергаемые,  пренебрегаемые  родителями  дети  буду недооценивать собственные силы, преувеличивать трудности жизненных задач,  у них могут быть трудности в межличностных отношениях [1, с.133]. 

Выбираемый же стиль отношения  к ребенку зависит  от  жизненного  стиля личности родителя, т.е. от значения, которое человек придает миру  и  самому себе, его целей, направленности его устремлений и тех подходов,  которые  он использует при решении жизненных проблем. А стиль родительского отношения  в свою очередь оказывает непосредственное влияние на формирование стиля жизни ребенка, т.к. жизненный стиль формируется очень рано [1, с.134].

Классической считается работа С. Броди,  выполненная  в  рамках клинического  подхода.  Наблюдая  видеомагнитофонные  записи  4-х   часового общения матери с ребенком, она выделила 4 типа материнского отношения:

1  тип.  Мать  легко  и  органично  приспосабливается  к  потребностям ребенка. Для нее характерно поддерживающее, разрешающее поведение.

2  тип.  Сознательно  мать  старается  приспособиться  к  потребностям ребенка, но из-за напряженности и отсутствия непосредственности в общении  с ребенком ее попытки часто безуспешны. Мать чаще доминирует, чем уступает.

3 тип. В основе материнства  – чувство долга. В  отношении  с  ребенком отсутствует интерес, теплота, спонтанность. Инструмент – жесткий контроль.

4 тип. Мать ведет себя неадекватно  возрасту и потребностям ребенка.  Ее воспитательные воздействия непоследовательны и противоречивы. 
По мнению С. Броди, наиболее вредным для ребенка  оказался  4-й  стиль материнства, т.к. постоянная непредсказуемость  материнских  реакций  лишала ребенка мира стабильности и провоцировала повышенную тревожность [1, с.135].

Д. Стивенсон-Хайнд, М. Симсон выделяют  3  типа  родительского отношения: Спокойная мать, преимущественно использующая  похвалу  как  инструмент воспитания.  Экзальтированная  мать  с  широкой  амплитудой   эмоциональных реакций на любые мелочи в поведении ребенка. «Социальная»  мать  для  нее характерна легкая отвлекаемость от ребенка на любые стимулы.

А.  Болдуин  выделил  два  стиля   родительского   воспитания: демократический и контролирующий.

Демократический стиль характеризуется  следующими параметрами:  высокая степень вербального общения между родителями и детьми, включенность детей  в обсуждение семейных проблем, успешность  ребенка  при  готовности  родителей всегда прийти на помощь, стремление  к  снижению  субъективности  в  видении ребенка.

Контролирующий стиль предполагает существенные  ограничения  поведения ребенка при отсутствии разногласий  между родителями  и  детьми  по  поводу дисциплинарных  мер,   четкое   понимание   ребенком   смысла   ограничений. Требования родителей могут быть достаточно жесткими,  но  они  предъявляются ребенку постоянно и последовательно и признаются ребенком как  справедливые и обоснованные.

Д.Боумрид предложила классификацию родительских стилей поведения, включающую 3 типа: 1) авторитетный; 2) авторитарный; 3) попустительский стиль; Е.С.Шеффер, Р.А.Белл разработали динамическую двухфакторную модель родительского отношения, где один из факторов отражает эмоциональное отношение к ребенку: "принятие-отвержение", а другой - стиль поведения родителей: "автономия-контроль". Каждая позиция взаимосвязью различных факторов, их взаимосвязанностью. Хотя данные теоретические модели были предложены более 30 лет назад, они остаются практически единственными, на сегодняшний день, дающими содержательное описание родительского отношения.  

Д. Боумрид в цикле исследований предприняла  попытку  преодолеть описателъность предшествующих работ, вычленив совокупность  детских  черт, связанных с факторами родительского контроля и эмоциональной поддержки.

На основе своих наблюдений Боумрид  выделяет  3  типа  детей,  характер 
которых соответствует определенным методам воспитательной  деятельности  их родителей.

У  авторитетных  родителей  инициативные,  общительные,  добрые   дети.

Авторитетны те родители, которые  любят и  понимают  детей,  предпочитая  не наказывать, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь  лишний  раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и  стараются  помочь им, чутко относясь к их запросам.  Вместе  с  тем  такие  родители  обычно проявляют твердость, сталкиваясь  с  детскими  капризами,  а  тем  более  с немотивированными вспышками гнева.

Дети таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать,  а  не навязать  свою  точку  зрения,   они   ответственно   относятся   к   своим обязанностям. Им легче дается усвоение социально  приемлемых  и  поощряемых форм поведения. Они более энергичны и уверены в себе, у них  лучше  развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль, им легче удается  наладить хорошие отношения со сверстниками.

Боумрид  подчеркивает,  что  у  авторитарных   родителей   дети становятся раздражительными, склонными к конфликтам. Авторитарные  родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем подчиняться их  воле,  авторитету.  Не  случайно  эти родители в своей воспитательной практике,  стремясь  выработать  у  ребенка дисциплинированность, как правило, не оставляют ему возможность для выбора вариантов  поведения,  ограничивают  его  самостоятельность,  лишают  права возражать старшим, даже если ребенок прав. Авторитарные родители чаще всего не  считают  нужным  хоть  как-то  обосновывать  свои  требования.  Жесткий контроль за поведением ребенка — основа  их  воспитания,  которое  не  идет дальше суровых запретов, выговоров и нередко физических наказаний. Наиболее часто  встречающийся  способ  дисциплинарного  воздействия  —  запугивание, угрозы.

Информация о работе Коррекция негативных детско-родительских отношений в контексте позитивной психологи