Такие родители исключают душевную близость с детьми, они скупы на похвалы, поэтому между ними и детьми
редко возникает чувство привязанности.
Однако жесткий контроль редко дает положительный
результат. У детей при таком воспитании
формируется лишь механизм внешнего контроля, развивается чувство вины или страха
перед наказанием и, как правило, слишком слабый самоконтроль, если он вообще появляется. Дети авторитарных родителей с трудом устанавливают контакты со сверстниками из-за своей постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим. Они подозрительны, угрюмы, тревожны и вследствие
этого - несчастны. У снисходительных родителей дети становятся импульсивными и агрессивными. Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей,
позволяя им поступать как заблагорассудится, не требуя от них ответственности и самоконтроля. Такие родители разрешают детям делать все, что им захочется, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивное поведение, в результате которых случаются неприятности. У детей
же чаще всего нелады с дисциплиной, нередко их поведение становится просто
неуправляемым. Как в таких случаях поступают снисходительные родители?
Обычно они приходят в отчаяние и реагируют очень остро — грубо и резко высмеивают
ребенка, а в порывах гнева могут применять физическое наказание. Они лишают детей родительской любви, внимания и сочувствия.
Д.Боумрид выделила четыре параметра изменения родительского
поведения, ответственных за описанные
паттерны детских черт.
Родительский контроль: при высоком уровне родители предпочитают оказывать большое влияние
на детей, способны настаивать на выполнении своих требований, последовательны в
них. Контролирующие действия направлены на модификацию проявлений зависимости у детей, агрессивности, развитие игрового поведения, а также на более совершенное усвоение родительских стандартов и норм.
Второй параметр — родительские требования, побуждающие к развитию у детей зрелости; родители стараются,
чтобы дети развивали свои способности в интеллектуальной, эмоциональной сферах, межличностном общении, настаивают на необходимости и праве
детей на самостоятельность.
Третий параметр - способы общения с детьми в ходе воспитательных воздействий: родители стремятся использовать убеждение с тем, чтобы добиться послушания, обосновывают
свою точку зрения и одновременно готовы обсуждать ее с детьми, выслушивают их аргументацию. Родители с низким уровнем чаще прибегают к крикам,
жалобам и ругани.
Четвертый параметр - эмоциональная поддержка: родители способны выражать сочувствие, любовь
и теплое отношение, но действия и эмоциональное отношение направлены
на содействие физическому и духовному
росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость
от успехов детей.
Оказалось, что комплекс
черт компетентных детей соответствует
наличию в родительском отношении
всех четырех измерений — контроля, требовательности к социальной зрелости,
общения и эмоциональной поддержки, т.
е. оптимальным условием воспитания является
сочетание высокой требовательности и контроля с демократичностью и принятием.
Таким образом, наиболее распространенным механизмом формирования характерологических черт ребенка, ответственных за самоконтроль и социальную компетентность, выступает интериоризация средств и навыков контроля, используемых родителям.
Е.Т. Соколова, обобщив опыт работы в психологической консультации, выделила
следующие стили отношений «мать – ребенок»:
1. Сотрудничество. В общении матери и ребенка преобладают
поддерживающие высказывания над отклоняющими. В общении присутствуют взаимоуступчивость, гибкость. Мать побуждает ребенка к активности.
2. Изоляция. В семье не принимается совместных решений. Ребенок
изолируется и не хочет делиться своими впечатлениями и переживаниями с родителями.
3. Соперничество. Партнеры по
общению противостоят друг другу. Критикуют
друг друга, реализуя потребности в самоутверждении и симбиотической привязанности.
4. Псевдосотрудничество. Партнеры проявляют эгоцентризм. Мотивация совместных решений не деловая,
а игровая.
Е.Т. Соколова считает, что партнеры при
реализации того или иного стиля получают
«психологические выгоды», и рассматривает два варианта отношений «матери – ребенка»: доминирование
матери и доминирование ребенка[27, с.17].
Доминирующая мать отклоняет предложения
ребенка, а ребенок поддерживает
предложения матери, демонстрируя покорность
и/или действуя за спиной и под защитой матери.
Если доминирует ребенок, мать получает следующие психологические выгоды: мать соглашается с ребенком, чтобы обосновать его слабость и тревогу за него или чтобы принять позицию
«жертвы».
В. И. Гарбузов, отмечая решающую роль воспитательных
воздействий в формировании характерологических
особенностей ребенка, выделил три типа неправильного воспитания [8. с.18].
Воспитание по типу А
(неприятие, эмоциональное отвержение)
— неприятие индивидуальных особенностей
ребенка, сочетающееся с жестким контролем, с императивным навязыванием ему единственного
правильного типа поведения. Тип воспитания А может сочетаться с недостатком контроля, полным попустительством.
Воспитание по типу В (гиперсоциализирующее) выражается в тревожно-мнительной концепции родителей
о состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе среди товарищей,
и особенно в школе, ожидании успехов в учебе и будущей профессиональной деятельности.
Воспитание по типу С (эгоцентрическое)
— культивирование внимания всех членов семьи на ребенке (кумир семьи), иногда в ущерб другим детям или членам семьи [8. с.20].
Из классификаций, сопоставляющих особенности формирования личности детей и стили семейного воспитания, наиболее интересной, детализированной представляется классификация,
предложенная А. Е. Личко и Э. Г. Эйдемиллер для подростков [19, с.315]. Авторы
выделили следующие отклонения в стилях семейного воспитания:
Гипопротекция. Характеризуется недостатком
опеки и контроля. Ребенок остается без надзора. К подростку
проявляют мало внимания, нет интереса к его делам, часты физическая заброшенность и неухоженность. При скрытой гипопротекции контроль и забота носят формальный характер, родители не включаются в жизнь ребенка. Невключенность
ребенка в жизнь семьи приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетворенности потребности в любви и привязанности.
Доминирующая гиперпротекция. Проявляется в повышенном, обостренном внимании и заботе, чрезмерной
опеке и мелочном контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях. Ребенка не приучают к самостоятельности и ответственности. Это приводит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативности, неумению постоять
за себя
Потворствующая гиперпротекция. Так
называют воспитание «кумира семьи». Родители стремятся освободить
ребенка от малейших трудностей, потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются его минимальными успехами и требуют
такого же восхищения от других. Результат такого воспитания проявляется
в высоком уровне притязаний, стремлении к лидерству при недостаточных упорстве
и опоре на свои силы.
Эмоциональное отвержение. Ребенком тяготятся. Его потребности
игнорируются. Иногда с ним жестоко обращаются. Родители (или их
«заместители» — мачеха, отчим и пр.) считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство ребенком. Часто встречается скрытое эмоциональное отвержение: родители
стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием к нему. Этот стиль воспитания оказывает наиболее отрицательное воздействие
на развитие ребенка.
Жестокие взаимоотношения. Могут
проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие,
или быть скрытыми, когда между родителями и ребенком стоит «стена» эмоциональной
холодности и враждебности.
Повышенная моральная ответственность. От ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга, не соответствующих его возрасту. Игнорируя интересы и возможности подростка, возлагают на него ответственность за благополучие близких. Ему насильно
приписывают роль «главы семьи». Родители надеются на особое будущее своего ребенка, а ребенок боится их разочаровать. Часто ему перепоручают уход за младшими детьми или престарелыми [19, с.362].
Помимо этого выделяются также следующие отклонения в стиле родительского воспитания: предпочтение
женских качеств (ПЖК), предпочтение мужских качеств (ПМК), предпочтение
детских качеств (ПДК), расширение сферы родительских чувств (РРЧ), страх утраты ребенка (ФУ), неразвитость родительских чувств (НРЧ), проекция собственных нежелательных качеств (ПНК), внесение конфликта между
супругами в сферу воспитания (ВК).
А.Я. Варга и В.В. Столин выделяют четыре
типа родительского отношения:
1. Принимающе – авторитарный – субъективное благополучие родителей: теплое отношение и принятие
ребенка с требованиями социальных успехов и достижений при контроле в этих областях.
2. Отвергающий с элементами инфантилизации
и социальной инвалидизации –
эмоциональное отвержение ребенка, низкая ценность его индивидуально-характерологических
свойств, отношение как к более младшему
по сравнению с реальным возрастом, приписывание дурных
наклонностей.
3. Симбиотический – стремление
установить с ребенком тесный
напряженный
эмоциональный контакт, соучаствовать
во всех мелочах его жизни.
4. Симбиотическо – авторитарный
– гиперпротекция и тотальный контроль поведения психической жизни ребенка, блокирование осуществления детской потребности в психо-социальной
идентификации[28, с.19].
Параметры измерения родительского
отношения: «Принятие – отвержение», «Кооперация» (социальная желательность), «Симбиоз», «Авторитарная гиперсоциализация», «Маленький
неудачник» (инфантилизация – инвалидизация).
Таким образом, стиль
воспитания, характер отношений родителей к детям меняется не только во времени,
но и в пространстве. Под стилем воспитания
понимается не только определенная стратегия
воспитания, а и включенность детей в обсуждение
семейных проблем, и успешность ребенка
при готовности родителей всегда прийти
на помощь, стремление к снижению субъективности
в видении ребенка.
Стиль воспитания зависит не только от
социокультурных правил и норм, представленных
в виде традиций в воспитании, но и от педагогической
позиции родителя относительно того, как
должны строится детско-родительские
отношения в семье, на формирование каких
качеств и черт у детей должны направляться
его воспитательные воздействия. В соответствии
с этим родитель определяет модель своего
поведения с ребенком.
Также, единой основы классификаций типов семейного воспитания
нет. Иногда за основу брались эмоциональные компоненты воспитания, иногда способы воздействия на ребенка, иногда родительские позиции и т.п. Поэтому, хотя разными исследователями предлагаются
различные классификации, Т.В. Архиреева
считает, что их можно соотнести между собой в силу того,
что отдельные виды воспитания, носящие разные названия, имеют много
сходного[3. с.153]. Воспитательные стили
родителей оказывают влияние на формирование
личности, которая просматривается на
уровне черт, личной зрелости, семантической
структуры обыденного сознания.
- Факторы, влияющие на дисгармонию детско-родительских отношений
Многочисленные психологические
исследования показывают, что на восприятие
ребенка и отношение к нему влияют множество факторов,
среди которых только некоторые непосредственно
связаны с чертами самого мальчика или
девочки. Итак, на отношение родителя к
ребенку влияют:
1) Детский опыт самих
родителей. Люди, став взрослыми,
зачастую в своей собственной семье неосознанно формируют
отношения, которые сложились в семье
родителей, а также воспроизводят те проблемы,
которые они не смогли решить в детстве.
Например, если человек в детстве имел
младшего брата или сестру, "забравшего"
всю любовь и внимание родителей, то весь
период взросления может оцениваться
им как "несчастливый" период жизни,
при этом радость и безмятежность младшего
возраста могут, напротив, идеализироваться.
Вероятнее всего, такой человек будет
неосознанно тормозить взросление своего
ребенка, считать его "еще слишком маленьким",
игнорируя растущую потребность в самостоятельности.