Коррекция негативных детско-родительских отношений в контексте позитивной психологи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 18:53, курсовая работа

Краткое описание

Задачей данной работы является обзор основных современных подходов к исследованию детско-родительских отношений, исследование специфики родительского отношения, описание предложенного метода исследования и изложение предварительных результатов. Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время проблема детско-родительских отношений как фактора психофизического благополучия детей в условиях семьи приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические аспекты изучения негативных детско-родительских отношений в контексте позитивной психологии.
1.1. Стили детско-родительских отношений в современных научных исследованиях.
1.2. Факторы, влияющие на дисгармонию детско-родительских отношений
1.3. Специфика коррекции негативных детско-родительских отношений
Глава II. Экспериментальное исследование негативных детско-родительских отношений
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ результатов исследования
2.3. Коррекционная программа негативных детско-родительских отношений
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

АНОШКИН курсач.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

2) Нереализованные потребности  родителей. Для некоторых родителей  (особенно матерей) воспитание  может становиться основной деятельностью  и даже основным смыслом жизни. Тогда сам ребенок становится единственным объектом удовлетворения этой потребности. В результате, с возрастом дети естественно несколько отдаляются от родителей, в их жизни начинают играть большую роль другие люди. Подобные следствия взросления воспринимаются такими родителями как угроза собственному благополучию, вследствие чего, они могут неосознанно препятствовать установлению ребенком тесных контактов вне семьи, стремиться принимать участие во всех сферах жизни сына (дочери), сильно огорчаться при наличии у него (нее) мыслей или чувств, которыми тот не хочет делиться, то есть фактически не признавать права ребенка на свой внутренний мир.

Другая потребность, влияющая на отношение к ребенку, это потребность  родителя в достижениях. Здесь, возможны два сценария. Первый, это когда Родитель хочет, чтобы ребенок добился многого, особенно того, чего по каким-то причинам не смог достичь сам. Отрицательным результатом реализации такой потребности иногда становится выбор сферы достижения, которая не соответствует реальным возможностям и склонностям ребенка. Так папы и мамы могут выбирать, например, тип школы или виды развивающих кружков и секций, исходя не из желаний, способностей и потребностей своего ребенка, а движимые на самом деле желанием, чтобы он достиг того, что они считают важным, но что им самим не удалось. Ребенок лишается необходимой независимости, искажается восприятие присущих ему задатков, сформированных личностных качеств. 

Обычно не принимаются  во внимание возможности, интересы, способности ребенка, которые отличны от тех, что связанны с запрограммированными целями. Ребенок становится перед выбором. Он может втиснуть себя в рамки чуждых ему родительских идеалов только ради того, чтобы обеспечить любовь и чувство удовлетворенности родителей. В этом случае он пойдет ложным путем, не соответствующим его личности и способностям, который часто заканчивается полным фиаско. Но ребенок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей из за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребенком и родителями. Такая ситуация обнаруживается довольно часто в процессе консультирования родителей, хотя их истинные мотивы могут скрываться под самыми разными рассуждениями о перспективности и полезности этой деятельности для ребенка.

Второй вариант потребности  в достижениях тоже нередок в  современном мире, где социальная успешность и конкурентоспособность  являются зачастую едва ли не мерилом  человеческой ценности. Подобные отношения нередко выстраиваются в семьях успешных, много работающих и привыкших достигать своих целей людей. Такие родители будут требовать от ребенка достижения целей, доведения дел до конца, раздражаться на проявления лени и непоследовательность своего сына или дочери. Цель их воспитания - привить организованность и целеустремленность - безусловно, благая. Однако та настойчивость, с которой они ее добиваются, а также игнорирование возрастных особенностей ребенка и предъявление к нему завышенных требований могут отрицательно сказываться на отношениях в семье и сеять вечное недовольство своим сыном (дочерью).

Одна из базовых человеческих потребностей в привязанности, особым образом может проявляться в  отношениях родителей с детьми. Если взрослый испытывает слишком сильную потребность в эмоциональной привязанности к нему ребенка, то за этим может стоять или страх одиночества (особенно при отсутствии других тесных отношений, например с супругом), или собственная детская недостаточно удовлетворенная потребность в привязанности, в какой-то степени "слиянии" с матерью. Результатами такой потребности в отношениях с ребенком могут стать повышенная опека со стороны родителя, потребность делиться всеми своими переживаниями с ребенком и ожиданием того же от него. Соответственно, поведение сына (дочери) будет восприниматься как положительное или отрицательное в зависимости от того, обеспечивает ли оно родителю ощущение крепкой эмоциональной связи.

3) Личностные особенности  родителей. Наверное, действие этого фактора отследить наиболее сложно, для многих родителей, однако при некотором навыке или с помощью специалиста вполне возможно осознать наличие у себя тех или иных черт и их влияние на восприятие ребенка.

Так, например, можно проследить связь между тревожностью родителя, ее проявлением (в виде опекающего и оберегающего поведения) и ее следствием - подавлением развития активности и самостоятельности ребенка.

Нередко приходится сталкиваться и с такой ситуацией: родитель считает своими недостатками какие-то черты характера или привычки, отрицательно к ним относится. Поэтому, если он встречает их проявления у своего ребенка, то реагирует на них очень эмоционально и начинает вести борьбу с этими недостатками с удвоенной силой. Однако описанный случай не самый сложный. Хуже, если родитель не осознает или не признает существование каких-то отрицательных черт в себе, а приписывает их ребенку (иногда совершенно неоправданно) и ведет "военные действия" на чужой территории. Крайним следствием этой борьбы может стать даже эмоциональное отвержение ребенка (родитель не способен смириться с наличием недостатков, а потому никогда не принимает ребенка таким, какой он есть, пытаясь его постоянно "улучшать").

Негибкость поведения  и мышления родителя, привычка действовать  в разных ситуациях по одной схеме, может приводить к конфликтам в детско-родительских отношениях. Это вызывает необходимость "подстраиваться" под новый этап возрастного развития ребенка по мере его роста. Таким родителям может казаться, что их дети стали хуже, упрямее, своевольнее, эгоистичнее, просто потому, что прежние методы в обращении с ними уже не годятся, а новые выработать сложно, это и вызывает у родителей напряжение, раздражение от необходимости перемен.

4) Отношения со вторым  родителем ребенка. Если что-то  в ребенке напоминает того, кого хотелось бы стереть из памяти, кто нанес душевную рану, то естественно, что в этом случае, родитель совершенно иначе будет воспринимать те характеристики ребенка, которые он унаследовал от второго биологического родителя. К сожалению, описанное явление довольно часто лежит в основе недовольства ребенком разведенным родителем, однако взрослыми с трудом осознается истинная причина этого неприятия. В подобных ситуациях очень важно осознавать, что "перевоспитывая" ребенка, "борясь" с его недостатками, вы главным образом ведете незримую войну в отношениях с бывшим супругом -гой, но делаете это на территории ребенка, который ничуть не виноват в том, что вы выбрали ему такого отца (или мать).

5) Обстоятельства рождения  ребенка. Если родители воспринимают своего ребенка как "болезненного", "хрупкого" или "беззащитного", то полезно вспомнить при каких обстоятельствах появился на свет их малыш. Нередко страх потерять ребенка, приводящий к описанному искажению восприятия, появляется у родителей при наличии таких проблем, как долгое лечение бесплодия, тяжелые роды и их последствия, перенесение ребенком серьезного заболевания в раннем детстве, или же, напротив, нежеланность появления ребенка, несоответствие его пола ожидаемому или желаемому, осложнения в личной жизни с появлением малыша и т.п., могут приводить к эмоциональному отвержению ребенка.

Конечно, перечисленные  аспекты отнюдь не исчерпывают все  разнообразие факторов, влияющих на отношение  родителей к ребенку. Однако их достаточно для того, чтобы понять, как сложны эти отношения и из каких разных компонентов они складываются.

Многие  исследования   посвящены   вопросу   детерминирования   выбора родителем стиля отношения к ребенку. А.Я. Варга в качестве  детерминант  родительского  отношения  к ребенку  наряду   с   клинико-психологическими   особенностями   ребенка, социкультурными  и  семейными  традициями,  этологическим  фактором  раннего контакта ребенка с матерью,  особенностями общения  взрослых  членов  семьи выделяет особенности личности родителя.

Во многих описаниях  родительского отношения  и  поведения  скрыто  или явно присутствуют указания на особенности личности родителя как на  источник того или иного отношения, или обращения с ребенком. Так в работе  А.  Адлера гиперопекающее поведение   связывается   с   тревожностью   матери.

Отдельно исследователями  выделяется гиперопекающее  поведение,  связанное  с чувством   вины   у   родителей,   т.е.   гиперопека,  порожденная   виной.

Шизофреногенная мать –  это прежде всего  набор  личностных  особенностей,  а затем уже специфическое родительское поведение и отношение.

Некоторые исследователи  считают, что   разнообразие   родительского   поведения    диктуется    разнообразием потребностей  и конфликтов   личности.   Общаясь   с   ребенком,   родитель воспроизводит свой опыт переживаний раннего детства. В отношениях  с детьми родители проигрывают свои собственные конфликты.

То, что за определенным  родительским  отношением  стоят  определенные черты личности родителя утверждает и Шефер И.С. Так,  он  включил  в свою модель родительского отношения данные о личности, полученные с  помощью MMPI.  Обнаружилась корреляционная  связь  между  факторами,   на   которые распадаются шкалы MMPI – интроверсия, экстраверсия и сила «Я»,  и факторами родительского отношения «любовь – ненависть», «автономия –  контроль».  Так, фактор «экстраверсия – интроверсия» представляет собой  структурную  единицу личности  человека,  а  фактор  «любовь  –  ненависть»  -   это   образующая родительского отношения.  Сочетания  этих  структурных  единиц  представляют собой варианты социального поведения человека, что  и  обозначают  точки  на круговой модели социального поведения.

Ловинджер Л. считает,  основой  того  или  иного  родительского 
отношения показатель API (авторитарная семейная идеология). Этот  показатель отражает когнитивный  аспект  «Я»  осознание своей  внутренней  жизни  и внутренней  жизни  ребенка;  он  как  бы  определяет  уровень   когнитивного развития «Я».  API отражает  тревогу  по  поводу  проявления  инстинктивных импульсов и защиту личности  от  этой  тревоги.  Аспекты  этого процесса  - подавление и отрицание. Подавление собственной внутренней жизни  приводит  к подавлению внутренней жизни ребенка.

Клинико–психологические  особенности  родителя  так   же   влияют   на 
специфику  родительского  отношения.  Например,  специфичность  депрессивных матерей описывает Орвашел Г..  Депрессивные матери  по  сравнению  с нормальными с большим трудом устанавливают  интерактивные  взаимодействия  с ребенком, не могут отделить свои потребности от  потребностей  ребенка.  Как правило, родительское отношение  людей,  страдающих  депрессией, отличается эмоциональным  отвержением  и  суровым  контролем  с  помощью  провокации  в ребенке чувства вины и стыда.

Деструктивный стиль  отношения  к  ребенку  зачастую  приводит  к  его невротизации.

В свою очередь деструктивный  стиль зависит, по мнению того  же  автора, от таких черт личности родителя как сензитивность и  гиперсоциализация.  Под сензитивностью подразумевается  повышенная эмоциональная  чувствительность, впечатлительность,  ранимость,  обидчивость,   выраженная   склонность   все принимать "близко к сердцу", легко расстраиваться, а под  гиперсоциализацией - заостренное чувство долга, обязательность, трудность компромиссов.

Помимо  этого,  деструктивность  в  отношении  к  ребенку   обусловлена 
отсутствием у родителя открытости, непосредственности и  непринужденности  в общении,  что  чаще   всего   имеет   в   своей  основе   имевшийся   ранее психотравмирующий опыт межличностных отношений.

В результате исследований, кроме вышеупомянутых данных, было  выявлено, что  «деструктивные»  матери  обладают следующими  чертами  личности:   они сензитивны,  склонны  к  подозрительности,  недоверчивости.  Им  свойственно упрямство, ригидность  мышления.  Они  образуют  ситуативно   обусловленные сверхценные идеи. У  них  обнаружены  проблемы самоконтроля,  трудности  во взаимоотношениях   с   окружающими;   наличие   хронических    межличностных конфликтов,  понижение   биотонуса,   неустойчивые   соматические   жалобы, склонность к раздражительности  и  конфликтной  переработке переживаний.  У таких матерей отсутствует  жизнерадостность,  оптимизм,  чувство  внутренней удовлетворенности. Они тревожны и неуверенны  в  себе.  Для  них  характерна недостаточная эмоциональная отзывчивость.

Такое сочетание черт характера осложняет отношения  матерей  с  другими людьми, делает эти отношения излишне напряженными и конфликтными.  В  первую очередь это затрагивает сферу семейных и бытовых  отношений,  где  у  матери проявляется   излишняя   принципиальность   и   негибкость,    неспособность пересмотреть свою позицию и пойти на уступки и компромиссы.

Интересным  является  полученный  автором  факт  высокой  связи   между тревожностью матери  и  ребенка.  Фактически,  мать  выступает  для  ребенка главным источником тревоги. 
У «деструктивных» отцов  отчетливые  психопатологические  изменения  не прослеживаются. У них выделяются черты некоторой минорности,  пассивности  и мягкости  характера,  являющиеся  следствием  неполной  семьи   в   детстве, недостаточной роли отца и замещающего влияния матери. Кроме этого,  выражено беспокойство, неуверенность, чувство вины, консерватизм и морализирование. Оба супруга внутренне конфликтны, у них низкая степень самопринятия.

Информация о работе Коррекция негативных детско-родительских отношений в контексте позитивной психологи