Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 13:26, реферат
Рассматривая актуальность проблемы тревожности и е коррекции, теоретические основы этой темы, в данной работе выдвинутая гипотеза подтвердилась на 89% ( в 5 случаях из 6). При рассмотрении динамики изменения тревожности было выявлено, что показатели тревожности по всем параметрам: личностной, школьной, межличностной, свои значения изменили в сторону их уменьшения. Частичное подтверждение гипотезы указывает на правильность выбранного направления в работе, но в то же время требует дальнейшей усиленной теоретической и практической разработки в области характеристики тревожности и ее коррекции.
В этом случае они также боятся не оправдать ожидания родителей, испытывают трудности адаптации в школьном коллективе и страх перед учителем. Помимо боязни идти в сад, а затем и в школу, нередко возникает страх опросов. В основе этого страха лежит боязнь сделать ошибку, совершить глупость, сконфузиться, быть осмеянным. Как правило, бояться отвечать на вопросы тревожные, боязливые дети. Больше всего такие дети боятся отвечать у доски. Психодиагностическое исследование детей старшей подготовительной группы показало, что повышенная тревожность у них вызывает переутомление, то есть временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Энергия расходуется не на образовательную деятельность, а на подавление тревожности.
1.3. Коррекционная работа психолога как способ снижения тревожности детей предшкольного возраста
Психологическая коррекция ( Осипова А.А.) - это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Психологической коррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы, например, тревожность. Психокоррекция имеет дело с уже сформированными качествами личности или видам поведения и направлена на их изменение. Психокоррекционная ситуация включает в себя пять основных элементов: - человек, у которого выявлена проблема ( самостоятельно или с помощью постороннего человека) и который нуждается в психологической помощи, в психокоррекции, - это лиент; - человек, который помогает и благодаря обучению или опыту воспринимается как способный изменить, оказать помощь, - это психолог, психокорректор; - теория, которая используется для объяснения проблем клиента; - набор процедур ( техник, методов), используемых для решения проблем клиентов; - специальные социальные отношения между клиентом и психологом, которые помогают облегчить проблемы клиента. Проведение коррекционной работы требует от психолога определенной подготовки, которая включает в себя теоретический компонент ( знание теоретических основ коррекционной работы, способов коррекции и т.д.), практический компонент ( владение конкретными методами и методиками коррекции) и личностную готовность специалиста, т.е. психологическую проработанность у психолога собственных проблем в тех сферах, которые он предполагает корректировать у клиента. Психокоррекционный комплекс включает в себя 4 основных блока: - диагностический блок - его целью является диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции; - установочный блок – его целью является побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности клиента в себе, формирования желания сотрудничать с психологом; - коррекционный блок – его целью является гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и с самим собой, определенными способами деятельности; - блок оценки эффективности коррекционных воздействий - его целью является измерение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки; В практике психологической коррекции различают две формы работы с клиентами: индивидуальную и групповую. В случае индивидуальной психокоррекции психолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц. Данная форма работы обеспечивает конфеденциальность, тайну и по своему результату бывает более глубокой; все внимание психолога направлено только на одного человека. При групповой форме психокоррекции психолог работает с группой клиентов, которые в психокоррекционном процессе взаимодействуют не только с психологом, но и друг с другом. Специфика данной формы работы заключается в целенаправленном использовании групповой динами, т.е. всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы. Таким образом, психологическая коррекция достаточно длительный и трудно проходимый процесс, который требует не только специальных знаний и умений психолога, но и определенного отношения клиента к проводимой работе.
Методы практической коррекции тревожности детей 6 – 7лет Методы психологической коррекции тревожности в практике весьма разнообразны, они используются комбинированно по усмотрению психолога, и каждый из этих методов имеет свою специфику использования и определенные преимущества по результатам работы.
Выделяют следующие методы психокоррекции тревожности:
- игровая терапия - метод воздействия на детей и взрослых с использованием игры; игры способствуют созданию близких отношений между участниками группы, снимают напряженность, тревогу, страх перед окружением, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий;
- арттерапия - специализированная форма терапии, основанная на искусстве, в первую очередь на изобразительной и творческой деятельности, с помощью которой личность познает себя и самоактуализируется ; среди вариантов арттерапии используются: использование уже существующих произведений искусства через их анализ и интерпретацию клиентами; побуждение клиентов к самостоятельному творчеству; использование имеющегося произведения искусства и самостоятельное творчество клиентов; творчество самого психолога (лепка, рисование и др.), направленное на установление взаимодействия с клиентом;
- музыкотерапия - метод,
использующий музыку в
- библиотерапия –
коррекционное воздействие на
клиента с помощью чтения
- танцевальная терапия – метод, использующий различные виды танца в целях коррекции эмоциональных расстройств, нарушения общения, межличностного взаимодействия; основной целью данного метода является развитие осознания собственного тела, развитие навыков общения, исследование чувств и др.;
- сказкотерапия –
метод, использующий сказочную
форму для интеграции личности,
развития творческих
- куклотерапия ( частный метод арттерапии) - метод, основанный на идентификации ребенка или взрослого с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой; здесь кукла используется как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (психолога, воспитателя, родителя); используется при коррекции страхов, заикания, нарушения поведения и др.;
- психогимнастика - метод,
включающий курс специальных
занятий, направленных на
Перечисленные методы
психокоррекции тревожности
Резюме
Дошкольный, младший школьный возраст является одним из наиболее проблемных возрастов в психологии. В этом возрасте дети, более всего, склонны к переживанию тревог, беспокойства, способны к агрессивным поступкам в связи с этим. Большое количество проблем связано с освоением новой социальной роли ребенка - роли школьника, которая несет в себе большое количество требований и изменений, которые порой ребенку не по силам.
Поэтому важно быть рядом с ребенком во время вступления его в новую полосу жизни, « идти с ним рука об руку», помочь при решении неизвестных вопросов и задач; преодолеть его негативное отношение к окружающему миру.
В этом процессе должны участвовать не только родители ребенка.
Совместная работа медицинских работников, воспитателей детских садов, педагогов школ, психологов и т.д. может способствовать снижению у детей тревожности, создать предпосылки для адаптации этих детей в обычных жизненных условиях ( социальная адаптация), а, следовательно, создает благоприятные условия для развития личности.
Психологу как узкому
специалисту необходимо
Глава 2. Экспериментальное изучение тревожности детей предшкольного возраста и ее коррекция
2.1 Логика проведения эксперимента
Исследование проводилось в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 87.
В исследовании участвовало 20 воспитанников старшей подготовительной группы, среди которых было продиагностировано 10 мальчиков и 10 девочек.
Проведенное исследование проходило в 5 этапов:
- изучение особенностей
тревожности воспитанников
подготовительной группы ( личностной, межличностной и школьной тревожности).
- выявление группы
детей, нуждающихся в
- консультация родителей детей выявленной группы;
- проведение коррекционных
занятий по снижению
- изучение динамики изменения тревожности по результатам коррекционных мероприятий.
Каждый этап включал в себя следующие шаги:
- формулирование цели,
гипотезы и подготовка
- проведение исследования;
- обработка полученных данных;
- написание выводов и основных рекомендаций;
- работа с детьми, педагогами, родителями;
На этапе формулирования
цели, были выбраны основные
Организация исследования
была одинаковой для всех
Комната, где проходило исследование, была хорошо освещена, посторонних раздражителей в комнате не было: резких звуков, запахов, новых предметов.
Исследование проводилось в
первой половине дня ( с 9.00 до
9.40); работа проводилась в
При проведении методик для изучения тревожности в начале работы объяснялась инструкция. Затем при индивидуальной работе с ребенком, все результаты фиксировались экспериментатором.
После проведения
По результатам диагностики
проводились родительские
С согласия родителей была
сформирована коррекционная
Коррекционная работа
по снижению тревожности
Психологический аспект содержания программы отражает:
- формирование у воспитанников представлений о вербальных и невербальных способах выражения эмоций на основе анализа внешних признаков поведения людей в эмоционально значимых ситуациях;
учение распознанию различного настроения, эмоциональных переживаний;
- обучение воспитанников техникам и способам снижения тревожности в различных ситуациях;
- формирования у воспитанников
умения анализировать и
Занятия проводились 2 раза в неделю ( понедельник , четверг), продолжительность их составляла 25 – 35 минут; всего дети посетили 10 занятий.
В период этих
занятий были использованы
По окончании занятий проводилась вторичная диагностика изучения тревожности, которая позволяла отразить динамику изменений изучаемых показателей.
По результатам вторичной диагностики были даны рекомендации по дальнейшей работе с воспитанником родителям и воспитателям.
2.2. Методическое обоснование эксперимента
Сегодня актуально
внимание исследователей к
Эффективность помощи
психолога определяется