Коррекция страхов у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 13:26, реферат

Краткое описание

Рассматривая актуальность проблемы тревожности и е коррекции, теоретические основы этой темы, в данной работе выдвинутая гипотеза подтвердилась на 89% ( в 5 случаях из 6). При рассмотрении динамики изменения тревожности было выявлено, что показатели тревожности по всем параметрам: личностной, школьной, межличностной, свои значения изменили в сторону их уменьшения. Частичное подтверждение гипотезы указывает на правильность выбранного направления в работе, но в то же время требует дальнейшей усиленной теоретической и практической разработки в области характеристики тревожности и ее коррекции.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат психология.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

 В этом случае  они также боятся не оправдать  ожидания родителей, испытывают трудности адаптации в школьном коллективе и страх перед учителем. Помимо боязни идти в сад, а затем и в школу, нередко возникает страх опросов. В основе этого страха лежит боязнь сделать ошибку, совершить глупость, сконфузиться, быть осмеянным. Как правило, бояться отвечать на вопросы тревожные, боязливые дети. Больше всего такие дети боятся отвечать у доски. Психодиагностическое исследование детей старшей подготовительной группы показало, что повышенная тревожность у них вызывает переутомление, то есть временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Энергия расходуется не на образовательную деятельность, а на подавление тревожности.

 

 

1.3. Коррекционная работа психолога как способ снижения тревожности детей предшкольного возраста

 

 Психологическая коррекция ( Осипова А.А.) - это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Психологической коррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы, например, тревожность. Психокоррекция имеет дело с уже сформированными качествами личности или видам поведения и направлена на их изменение. Психокоррекционная ситуация включает в себя пять основных элементов: - человек, у которого выявлена проблема ( самостоятельно или с помощью постороннего человека) и который нуждается в психологической помощи, в психокоррекции, - это лиент; - человек, который помогает и благодаря обучению или опыту воспринимается как способный изменить, оказать помощь, - это психолог, психокорректор; - теория, которая используется для объяснения проблем клиента; - набор процедур ( техник, методов), используемых для решения проблем клиентов; - специальные социальные отношения между клиентом и психологом, которые помогают облегчить проблемы клиента. Проведение коррекционной работы требует от психолога определенной подготовки, которая включает в себя теоретический компонент ( знание теоретических основ коррекционной работы, способов коррекции и т.д.), практический компонент ( владение конкретными методами и методиками коррекции) и личностную готовность специалиста, т.е. психологическую проработанность у психолога собственных проблем в тех сферах, которые он предполагает корректировать у клиента.  Психокоррекционный комплекс включает в себя 4 основных блока: - диагностический блок - его целью является диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции; - установочный блок – его целью является побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности клиента в себе, формирования желания сотрудничать с психологом;  - коррекционный блок – его целью является гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и с самим собой, определенными способами деятельности;  - блок оценки эффективности коррекционных воздействий - его целью является измерение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки;  В практике психологической коррекции различают две формы работы с клиентами: индивидуальную и групповую. В случае индивидуальной психокоррекции психолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц. Данная форма работы обеспечивает конфеденциальность, тайну и по своему результату бывает более глубокой; все внимание психолога направлено только на одного человека.  При групповой форме психокоррекции психолог работает с группой клиентов, которые в психокоррекционном процессе взаимодействуют не только с психологом, но и друг с другом. Специфика данной формы работы заключается в целенаправленном использовании групповой динами, т.е. всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы. Таким образом, психологическая коррекция достаточно длительный и трудно проходимый процесс, который требует не только специальных знаний и умений психолога, но и определенного отношения клиента к проводимой работе.

Методы практической коррекции тревожности детей 6 – 7лет   Методы психологической коррекции тревожности в практике весьма разнообразны, они используются комбинированно по усмотрению психолога, и каждый из этих методов имеет свою специфику использования и определенные преимущества по результатам работы.

Выделяют следующие  методы психокоррекции тревожности:

- игровая терапия - метод воздействия на детей  и взрослых с использованием  игры; игры способствуют созданию близких отношений между участниками группы, снимают напряженность, тревогу, страх перед окружением, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий;

- арттерапия - специализированная форма терапии, основанная на искусстве, в первую очередь на изобразительной и творческой деятельности, с помощью которой личность познает себя и самоактуализируется ; среди вариантов арттерапии используются: использование уже существующих произведений искусства через их анализ и интерпретацию клиентами; побуждение клиентов к самостоятельному творчеству; использование имеющегося произведения искусства и самостоятельное творчество клиентов; творчество самого психолога (лепка, рисование и др.), направленное на установление взаимодействия с клиентом;

- музыкотерапия - метод,  использующий музыку в качестве  средства коррекции; активно используются  в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых  расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др.;

- библиотерапия –  коррекционное воздействие на  клиента с помощью чтения специально  подобранной литературы в целях  нормализации или оптимизации  его психического состояния; коррекционное  воздействие чтения проявляется в том, что те или иные образы и связанные с ним чувства, желания, мысли, усвоенные с помощью книг, восполняют недостаток собственных образов, заменяют тревожные мысли и чувства или направляют их к новым целям;

- танцевальная терапия  – метод, использующий различные виды танца в целях коррекции эмоциональных расстройств, нарушения общения, межличностного взаимодействия; основной целью данного метода является развитие осознания собственного тела, развитие навыков общения, исследование чувств и др.; 

- сказкотерапия –  метод, использующий сказочную  форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования  взаимодействий с окружающим  миром;

- куклотерапия ( частный  метод арттерапии) - метод, основанный на идентификации ребенка или взрослого с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой; здесь кукла используется как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (психолога, воспитателя, родителя); используется при коррекции страхов, заикания, нарушения поведения и др.;

- психогимнастика - метод,  включающий курс специальных  занятий, направленных на развитие  и коррекцию различных сторон  психики человека как познавательной, так и эмоционально – личностной; используется при установлении контакта, снятии напряжения, отработку обратной связи и др.;

 Перечисленные методы  психокоррекции тревожности при  их проведении требуют теоретической  подкованности психолога в вопросах  коррекции и предполагаемых результатах,  а также умения индивидуально подобрать тот или иной метод работы с ребенком, учитывая особенности его возрастного развития и не нанося ущерб его психическому и физическому здоровью.

 

Резюме

 

 Дошкольный, младший школьный возраст является одним из наиболее проблемных возрастов в психологии. В этом возрасте дети, более всего, склонны к переживанию тревог, беспокойства, способны к агрессивным поступкам в связи с этим. Большое количество проблем связано с освоением новой социальной роли ребенка - роли школьника, которая несет в себе большое количество требований и изменений, которые порой ребенку не по силам.

 Поэтому важно быть  рядом с ребенком во время  вступления его в новую полосу жизни, « идти с ним рука об руку», помочь при решении неизвестных вопросов и задач; преодолеть его негативное отношение к окружающему миру.

 В этом процессе  должны участвовать не только  родители ребенка. 

Совместная работа медицинских  работников, воспитателей детских садов, педагогов школ, психологов и т.д. может способствовать снижению у  детей тревожности, создать предпосылки для адаптации этих детей в обычных жизненных условиях ( социальная адаптация), а, следовательно, создает благоприятные условия для развития личности.

 Психологу как узкому  специалисту необходимо подробно  изучать такие психологические  характеристики как тревожность, агрессивность, самооценку, межличностные коммуникации детей и др. с тем, чтобы в случае необходимости объяснить ребенку, что с ним происходит и помочь в профилактике и коррекции различных психологических отклонений.

 

 

 

Глава 2. Экспериментальное изучение тревожности детей предшкольного возраста и ее коррекция

 

2.1 Логика проведения  эксперимента 

 

Исследование проводилось  в Муниципальном дошкольном образовательном  учреждении детский сад № 87.

 В исследовании  участвовало 20 воспитанников старшей подготовительной группы, среди которых было продиагностировано 10 мальчиков и 10 девочек.

 Проведенное исследование  проходило в 5 этапов:

- изучение особенностей  тревожности воспитанников старшей 

подготовительной группы ( личностной, межличностной и школьной тревожности).

- выявление группы  детей, нуждающихся в психологической  помощи и коррекции;

- консультация родителей  детей выявленной группы;

- проведение коррекционных  занятий по снижению тревожности  для выявленной группы детей;

- изучение динамики изменения тревожности по результатам коррекционных мероприятий.

 Каждый этап включал  в себя следующие шаги:

- формулирование цели, гипотезы и подготовка материала;

- проведение исследования;

- обработка полученных  данных;

- написание выводов и основных рекомендаций;

- работа с детьми, педагогами, родителями;

 На этапе формулирования  цели, были выбраны основные методики  в соответствии с требованиями, которые предъявляются к исследованию  при работе с детьми старшего  дошкольного возраста. Было продумано время и место проведения исследования с учетом индивидуально – психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста.

 Организация исследования  была одинаковой для всех воспитанников. 

Комната, где проходило  исследование, была хорошо освещена, посторонних раздражителей в комнате не было: резких звуков, запахов, новых предметов.

 Исследование проводилось в  первой половине дня ( с 9.00 до 9.40); работа проводилась в индивидуальной  форме

 При проведении методик для  изучения тревожности в начале работы объяснялась инструкция. Затем при индивидуальной работе с ребенком, все результаты фиксировались экспериментатором.

 После проведения исследования  проводилась обработка результатов,  данные по каждому ребенку  фиксировались в Карте психологической диагностики; на основании которой были выделены дети, нуждающиеся в психологической помощи и коррекции.

 По результатам диагностики  проводились родительские собрания  и индивидуальные консультации  с оглашением полученных данных  и рекомендациями по дальнейшему воспитанию и образованию детей.

 С согласия родителей была  сформирована коррекционная группа  детей, состоящая из 6 человек  ( 2 девочки и 4 мальчика).

 Коррекционная работа  по снижению тревожности воспитанников проводилась на базе МДОУ № 87 в специально оборудованной для занятий комнате и по специально разработанной программе ( Приложение 6).

 Психологический аспект  содержания программы отражает:

- формирование у воспитанников  представлений о вербальных и  невербальных способах выражения эмоций на основе анализа внешних признаков поведения людей в эмоционально значимых ситуациях;

учение распознанию  различного настроения, эмоциональных  переживаний;

- обучение воспитанников  техникам и способам снижения  тревожности в различных ситуациях;

- формирования у воспитанников  умения анализировать и оценивать  собственное состояние и поведение  на основе полученных знаний  и навыков ( самоорганизация и  самоконтроль).

 Занятия проводились  2 раза в неделю ( понедельник , четверг), продолжительность их составляла 25 – 35 минут; всего дети посетили 10 занятий.

 В период этих  занятий были использованы различные  виды работы с тревожностью: сказкотерапия,  песочная терапия, игротерапия,  психогимнастика и др.

 По окончании занятий  проводилась вторичная диагностика изучения тревожности, которая позволяла отразить динамику изменений изучаемых показателей.

По результатам вторичной  диагностики были даны рекомендации по дальнейшей работе с воспитанником  родителям и воспитателям.

 

 

 

2.2. Методическое обоснование эксперимента

 

 Сегодня актуально  внимание исследователей к такой  устойчивой личностной особенности  как тревожность. Современная  жизнь предъявляет достаточно  высокие требования к стрессоустойчивости  человека, и такая черта, как  тревожность, все чаще встречается в качестве устойчивого новообразования. Особое беспокойство вызывает проявление этой черты в дошкольном возрасте.

 Эффективность помощи  психолога определяется правильным  вычленением причин той или  иной проблемы. В процессе первичного сбора информации важно понять, что именно мешает ребенку взаимодействовать, так как внешние проявления различных проблем могут иметь сходство. Например, застенчивость и замкнутость. Дети, имеющие такие пробле6мы, очень болезненно реагируют на какие – либо изменения в их жизни, испытывают страх перед незнакомыми людьми и новой обстановкой. Тем не менее это различные проблемы. Замкнутый ребенок чаще всего не знает, что надо делать, и не хочет общаться, у него нет потребности в окружающих людях. А застенчивый малыш знает, что надо делать, хочет этого, но не может применить свои знания. Чаще всего взрослые обращаются к специалисту лишь тогда, когда застенчивость очевидно начинает мешать им и самому ребенку: он боится всего, что ему не знакомо, отказывается от общения со сверстниками, постоянно краснеет, когда к нему обращаются. Не отвечает, даже если знает ответ на вопрос, ничего не может делать в присутствии посторонних, старается найти какой - нибудь укромный уголок, начинает сильно заикаться или безостановочно болтать и нести чепуху. Проблема состоит в том, что страх нового, боязнь обратить на себя внимание блокируют развитие и эмоциональной и интеллектуальной сфер личности ребенка. У таких детей скудная игровая деятельность, так как для них не разрешима даже самая простая житейская задача - подойти к другому, попросить игрушку, договориться о совместной игре.

Информация о работе Коррекция страхов у детей