Коррекция страхов у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 13:26, реферат

Краткое описание

Рассматривая актуальность проблемы тревожности и е коррекции, теоретические основы этой темы, в данной работе выдвинутая гипотеза подтвердилась на 89% ( в 5 случаях из 6). При рассмотрении динамики изменения тревожности было выявлено, что показатели тревожности по всем параметрам: личностной, школьной, межличностной, свои значения изменили в сторону их уменьшения. Частичное подтверждение гипотезы указывает на правильность выбранного направления в работе, но в то же время требует дальнейшей усиленной теоретической и практической разработки в области характеристики тревожности и ее коррекции.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат психология.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

 

«Пчёлка в темноте»

Взрослый произносит текст, а ребёнок выполняет действия: «Пчёлка перелетала с цветка на цветок (в качестве цветов используются стулья и диваны). Когда пчёлка налеталась, наелась нектара, она уснула в красивом цветке (под стулом или столом). Наступила ночь, и лепестки цветка стали закрываться (стул или стол накрывается темной материей). Взошло солнце (материал убирается), и пчёлка вновь стала веселиться, перелетая с цветка на цветок.» Игру можно повторить, усиливая плотность материи, т.е. степень темноты.

 

«Сова и зайцы»

Игру надо проводить  в вечернее время, для того чтобы  можно было создавать темноту. Свет надо приглушать постепенно.

Выбираются сова и  зайцы (или заяц). Когда свет включен (день), сова спит, а зайцы скачут. Когда свет выключается (наступает ночь), сова вылетает, ищет зайцев и кричит: «У – у – у». Зайцы замирают. Если сова находит зайца, он становится совой.

На занятиях использовалась и музыкотерапия, которая так же способствовала коррекции эмоциональных отклонений, тревожности, отклонений в поведении. Проводились упражнения на релаксацию.

 Для уменьшения  чувства тревоги родителям было  рекомендованы для приобретения  аудиокассеты, СД- диски с классической  музыкой в традиционном исполнении.

 Например, для уменьшения  чувства тревоги и неуверенности  - «Мазурка» Шопен, «Вальсы» Штрауса,  «Мелодии» Рубинштейна. 

 Использовался метод арттерапии - это один из самых продуктивных и незаменимых способов в психологической работе с детьми.

 Этот метод использующийся  для психокоррекции художественными  приемами, такими как рисование,  лепка.

 Рисуя, была предложена  возможность проиграть пережить, ситуацию тревожности через рисунок.  Ведь именно он может рассказать  больше чем сам ребенок.

 Работа над рисунком  помогла выразить чувства ребенук,  снять внутреннее напряжение.

 

 По результатам коррекционной работы были проведены индивидуальные консультации с родителями каждого ребенка. Была проведена беседа как продолжать в кругу семьи работу по снятию тревожности. Индивидуально были выданы рекомендации для каждого ребенка.

 Проведена беседа  с воспитателями в отношении  детей этой группы детей. Также  были выданы рекомендации по  работе с этой группой детей.

 В последующем предусматривается  продолжить наблюдения за детьми этой группы педагогом – психологом.

 

Все методы психокоррекции тревожности требовали от психолога  умения индивидуально подобрать  тот или иной метод работы с  ребенком, учитывая особенности его  возрастного развития и не нанося ущерб его психическому и физическому здоровью. И это удалось, так как повторная диагностика показала значительную динамику снятия тревожности у детей. ( см. таблицы, диаграммы).

 

 В ходе психокоррекционной  работы выявились особенности  детей. Каждому родителю были выданы рекомендации индивидуально, по дальнейшей траектории поведения и взаимодействия с детьми.

 

 

2.3. Динамика  изменения тревожности детей  6 – 7 лет  по результатам  коррекционной работы

 

 На начало коррекционных занятий воспитанники по показателям тревожности имели результаты, приведенные в таблице 1.

 

Таблица 1 - Таблица результатов  входной диагностики воспитанников 

коррекционной группы.

 

И.Ф. ребенка 

№ сада

Личностная тревожность

 

Н С В

Межличностная тревожность

 

Н С В

Школьная тревожность

 

Н С В

1

Егор Б.

87

+

+

+

2

Настя З.

87

+

+

+

3

Тимур Г.

87

+

+

+

4

Вова С.

87

+

+

+

5

Алмаз Г.

87

+

+

+

6

Диана В.

87

+

+

+


 

 

 В таблице приведены  обозначения:

- н - низкий уровень  тревожности;

- с - средний уровень  тревожности;

- в - высокий уровень  тревожности;

 В период прохождения  занятий по программе были  выявлены 

следующие психологические  особенности детей:

 

 Егор П. – активный, подвижный, несколько агрессивный  по отношению к мальчикам ребенок;  в то же время внимателен к девочкам; ярко выражена боязнь взаимодействия с детьми в группе, особенно с лидерами и с учителем на подготовительных занятиях к школе; в группе чаще всего выступал инициатором различных игр и способов решения задач; из методов коррекции положительно реагировал на подвижные игры, песочную терапию и сказкотерапию;

 Настя З. - обладает  ярко выраженными чертами меланхолика;  сэнтузиазмом приступает к работе, но быстро устает, становится  апатичной, требует постоянной положительной поддержки и оценки; мало контакта; предпочитает работу в одиночку; на начало нового задания отмечена ярко выраженная отмечена ярко выраженная тревога; в работе предпочтение отдает различным формам арттерапии;

 Тимур Г. - застенчив,  спокоен; в подвижных играх  раскрывается, может быть лидером; личностная тревожность в большей степени спровоцирована неуверенностью в себе; в работе предпочтение отдает подвижным играм ; в заданиях, которые требуют обращения внимания на себя комплексует, порой отказывается выполнять задание;

 Вова С. - на начало нового занятия реагирует повышенной тревожностью, но потом быстро приспосабливается; сообразителен, одним из первых выполняет задания; рассудителен, ребята прислушиваются к лепке из пластилина.

 Алмаз Г. - подвижный;  активный, стремится занять позицию лидера, но ему это редко удается, что вызывает у мальчика нервозность; невнимателен, инструкцию выполняет только с 2 – 3 повторения; задирист, провоцирует окружающих на агрессивное поведение; среди методов работы предпочтение отдает подвижным играм и рисованию; любит говорить о себе, в обсуждении принимает активное участие;

 Диана В. - демонстративна, любит говорить о себе, в общении  выбирает 2 – 3 ребят, над которыми  чувствует превосходство, подвижна, эмоциональна; наибольшую тревожность  вызывают общение с воспитателем и родителями; предпочитает работать в одиночку, связанную с рисованием.

 По истечении занятий  помимо выполнения основной программы  снижения тревожности были включены  методики оценки результативности  коррекционной работы. Данные методики проводились в индивидуальной форме с воспитанниками, результаты фиксировались психологом в специально подготовленных бланках.

 Таким образом,  по результатам контрольной диагностики  были получены результаты, отраженные  в таблице 2 :

Таблица 2 - Сводная таблица результатов контрольной диагностики учащихся коррекционной группы :

 

И.Ф. ребенка 

№ сада

Личностная тревожность

 

Н С В 

Межличностная тревожность

 

Н С В

Школьная тревожность

 

Н С В

1

Егор Б.

87

+

+

+

2

Настя З.

87

+

+

+

3

Тимур Г.

87

+

+

+

4

Вова С.

87

+

+

+

5

Алмаз Г.

87

+

+

+

6

Диана В.

87

+

+

+


 

 

 Анализ уровня тревожности входной диагностики воспитанников  коррекционной группы

 

 

 Анализ уровня тревожности контрольной диагностики воспитанников коррекционной группы

 

 

Таким образом, по результатам коррекционных  мероприятий у 87,8% воспитанников наблюдается положительная динамика изменения тревожности.

 

 У Насти З., Тимура Г., Алмаза  Г., Дианы В. Заметны значительные изменения в межличностных отношениях, ребята стали терпимее к недостаткам других, смелее в построении новых отношений.  Благодаря тщательному анализу различных школьных ситуаций , которые вызывали тревожность у ребят, отмечается снижение этого показателя в 57% случаев.

 В то же время у % ребят  ( человека) произошло лишь частичное  снижение тревожности. У Егора  Б. отмечено снижение межличностной  тревожности, в то время, как  личностная остается на том  же уровне, что, по нашему мнению, обусловлено нестабильной самооценкой и неуверенностью в себе. У Алмаза Г. Отмечено снижение школьной тревожности, но показатели личностной и самооценочной тревожности остались на начальном уровне.

 Таким образом, по результатам  коррекционной работы с целью  закрепления и улучшения ее результатов ребятам и их родителям были даны следующие рекомендации.

 Таким образом, по результатам  коррекционной работы с целью  закрепления и улучшения ее  результатов детям и их родителям  были даны следующие рекомендации:

 Егору Б., Насте З. - посещение какой – либо спортивной секции, бассейна или танцев с целью снятия напряжения и разрядки; соблюдение режима и отдыха;

 Алмаз Г. - соблюдение режима, планирование распорядка дня  ребенка; обязательное положительное  подкрепление поведения и деятельности; возможно повторение курса коррекционных занятий по снижению тревожности;

 Вова С. , Тимур Г. – соблюдение  режима, рациональное сочетание  физического и умственного труда  с целью повышения эффективности;  постоянное положительное подкрепление результатов труда;  Диана В. - работа с чувством собственного достоинства, уверенностью в себе; постоянное положительное подкрепление в отношении успехов ребенка.

 

 Заключение

 

 Дошкольный, младший школьный  возраст является одним из  наиболее проблемных возрастов в психологии. В этом возрасте ребята, более всего, склонны к переживанию тревог, беспокойства, способны к агрессивным поступкам в связи с этим. Поэтому важно предупредить такое отношение детей к окружающему миру. Для этого необходимо подробное изучение данных явлений и выработка способов их преодоления.

 Рассматривая актуальность  проблемы тревожности и е коррекции,  теоретические основы этой темы, в данной работе выдвинутая  гипотеза подтвердилась на 89% ( в  5 случаях из 6). При рассмотрении  динамики изменения тревожности было выявлено, что показатели тревожности по всем параметрам: личностной, школьной, межличностной, свои значения изменили в сторону их уменьшения.

 Частичное подтверждение гипотезы  указывает на правильность выбранного  направления в работе, но в то же время требует дальнейшей усиленной теоретической и практической разработки в области характеристики тревожности и ее коррекции.


Информация о работе Коррекция страхов у детей