Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 13:26, реферат
Рассматривая актуальность проблемы тревожности и е коррекции, теоретические основы этой темы, в данной работе выдвинутая гипотеза подтвердилась на 89% ( в 5 случаях из 6). При рассмотрении динамики изменения тревожности было выявлено, что показатели тревожности по всем параметрам: личностной, школьной, межличностной, свои значения изменили в сторону их уменьшения. Частичное подтверждение гипотезы указывает на правильность выбранного направления в работе, но в то же время требует дальнейшей усиленной теоретической и практической разработки в области характеристики тревожности и ее коррекции.
«Пчёлка в темноте»
Взрослый произносит текст, а ребёнок выполняет действия: «Пчёлка перелетала с цветка на цветок (в качестве цветов используются стулья и диваны). Когда пчёлка налеталась, наелась нектара, она уснула в красивом цветке (под стулом или столом). Наступила ночь, и лепестки цветка стали закрываться (стул или стол накрывается темной материей). Взошло солнце (материал убирается), и пчёлка вновь стала веселиться, перелетая с цветка на цветок.» Игру можно повторить, усиливая плотность материи, т.е. степень темноты.
«Сова и зайцы»
Игру надо проводить в вечернее время, для того чтобы можно было создавать темноту. Свет надо приглушать постепенно.
Выбираются сова и зайцы (или заяц). Когда свет включен (день), сова спит, а зайцы скачут. Когда свет выключается (наступает ночь), сова вылетает, ищет зайцев и кричит: «У – у – у». Зайцы замирают. Если сова находит зайца, он становится совой.
На занятиях использовалась и музыкотерапия, которая так же способствовала коррекции эмоциональных отклонений, тревожности, отклонений в поведении. Проводились упражнения на релаксацию.
Для уменьшения
чувства тревоги родителям
Например, для уменьшения
чувства тревоги и
Использовался метод арттерапи
Этот метод использующийся
для психокоррекции
Рисуя, была предложена
возможность проиграть
Работа над рисунком
помогла выразить чувства
По результатам коррекционной работы были проведены индивидуальные консультации с родителями каждого ребенка. Была проведена беседа как продолжать в кругу семьи работу по снятию тревожности. Индивидуально были выданы рекомендации для каждого ребенка.
Проведена беседа
с воспитателями в отношении
детей этой группы детей.
В последующем
Все методы психокоррекции тревожности требовали от психолога умения индивидуально подобрать тот или иной метод работы с ребенком, учитывая особенности его возрастного развития и не нанося ущерб его психическому и физическому здоровью. И это удалось, так как повторная диагностика показала значительную динамику снятия тревожности у детей. ( см. таблицы, диаграммы).
В ходе психокоррекционной работы выявились особенности детей. Каждому родителю были выданы рекомендации индивидуально, по дальнейшей траектории поведения и взаимодействия с детьми.
2.3. Динамика изменения тревожности детей 6 – 7 лет по результатам коррекционной работы
На начало коррекционных занятий воспитанники по показателям тревожности имели результаты, приведенные в таблице 1.
Таблица 1 - Таблица результатов
входной диагностики
коррекционной группы.
№ |
И.Ф. ребенка |
№ сада |
Личностная тревожность
Н С В |
Межличностная тревожность
Н С В |
Школьная тревожность
Н С В |
1 |
Егор Б. |
87 |
+ |
+ |
+ |
2 |
Настя З. |
87 |
+ |
+ |
+ |
3 |
Тимур Г. |
87 |
+ |
+ |
+ |
4 |
Вова С. |
87 |
+ |
+ |
+ |
5 |
Алмаз Г. |
87 |
+ |
+ |
+ |
6 |
Диана В. |
87 |
+ |
+ |
+ |
В таблице приведены обозначения:
- н - низкий уровень тревожности;
- с - средний уровень тревожности;
- в - высокий уровень тревожности;
В период прохождения занятий по программе были выявлены
следующие психологические особенности детей:
Егор П. – активный,
подвижный, несколько
Настя З. - обладает
ярко выраженными чертами
Тимур Г. - застенчив, спокоен; в подвижных играх раскрывается, может быть лидером; личностная тревожность в большей степени спровоцирована неуверенностью в себе; в работе предпочтение отдает подвижным играм ; в заданиях, которые требуют обращения внимания на себя комплексует, порой отказывается выполнять задание;
Вова С. - на начало нового занятия реагирует повышенной тревожностью, но потом быстро приспосабливается; сообразителен, одним из первых выполняет задания; рассудителен, ребята прислушиваются к лепке из пластилина.
Алмаз Г. - подвижный; активный, стремится занять позицию лидера, но ему это редко удается, что вызывает у мальчика нервозность; невнимателен, инструкцию выполняет только с 2 – 3 повторения; задирист, провоцирует окружающих на агрессивное поведение; среди методов работы предпочтение отдает подвижным играм и рисованию; любит говорить о себе, в обсуждении принимает активное участие;
Диана В. - демонстративна,
любит говорить о себе, в общении
выбирает 2 – 3 ребят, над которыми
чувствует превосходство,
По истечении занятий
помимо выполнения основной
Таким образом,
по результатам контрольной
Таблица 2 - Сводная таблица результатов контрольной диагностики учащихся коррекционной группы :
№ |
И.Ф. ребенка |
№ сада |
Личностная тревожность
Н С В |
Межличностная тревожность
Н С В |
Школьная тревожность
Н С В |
1 |
Егор Б. |
87 |
+ |
+ |
+ |
2 |
Настя З. |
87 |
+ |
+ |
+ |
3 |
Тимур Г. |
87 |
+ |
+ |
+ |
4 |
Вова С. |
87 |
+ |
+ |
+ |
5 |
Алмаз Г. |
87 |
+ |
+ |
+ |
6 |
Диана В. |
87 |
+ |
+ |
+ |
Анализ уровня тревожности входной диагностики воспитанников коррекционной группы
Анализ уровня тревожности контрольной диагностики воспитанников коррекционной группы
Таким образом, по результатам коррекционных мероприятий у 87,8% воспитанников наблюдается положительная динамика изменения тревожности.
У Насти З., Тимура Г., Алмаза Г., Дианы В. Заметны значительные изменения в межличностных отношениях, ребята стали терпимее к недостаткам других, смелее в построении новых отношений. Благодаря тщательному анализу различных школьных ситуаций , которые вызывали тревожность у ребят, отмечается снижение этого показателя в 57% случаев.
В то же время у % ребят
( человека) произошло лишь частичное
снижение тревожности. У Егора
Б. отмечено снижение
Таким образом, по
Таким образом, по
Егору Б., Насте З. - посещение какой – либо спортивной секции, бассейна или танцев с целью снятия напряжения и разрядки; соблюдение режима и отдыха;
Алмаз Г. - соблюдение режима,
планирование распорядка дня
ребенка; обязательное
Вова С. , Тимур Г. – соблюдение
режима, рациональное сочетание
физического и умственного
Заключение
Дошкольный, младший школьный возраст является одним из наиболее проблемных возрастов в психологии. В этом возрасте ребята, более всего, склонны к переживанию тревог, беспокойства, способны к агрессивным поступкам в связи с этим. Поэтому важно предупредить такое отношение детей к окружающему миру. Для этого необходимо подробное изучение данных явлений и выработка способов их преодоления.
Рассматривая актуальность
проблемы тревожности и е
Частичное подтверждение