Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 08:17, курсовая работа
Цель исследования: выявить виды детских страхов и определить способы их коррекции в дошкольном возрасте.
Задачи:
1.Проанализировать работы отечественных и зарубежных учёных по проблеме страхов.
Изучить психологические причины формирования детских страхов.
Выявить характер детских страхов и способы их коррекции в дошкольном возрасте.
Введение
Глава1.Теоретический анализ проблемы.
1.1Понятие страх в психолого-педагогической литературе.
1.2.Причины детских страхов.
Глава 2.Методы коррекции страхов в дошкольном возрасте.
2.1. Направление работы по коррекции страхов у детей.
2.2.Изотерапия как метод коррекции страхов.
Глава 3.опытно-экспериментальная.
3.1. Констатирующий эксперимент.
3.2.Формирующий эксперимент.
Заключение
Список литературы.
ИТ=(5/14)*100=35,7%
У данного ребенка уровень тревожности средний.
Протокол обследования №3
Имя ребёнка: Денис А.
Возраст ребёнка: 6 лет
Дата проведения обследования: 23 января
Данные обследования | |||
Номер и содержание рисунка |
Высказывание ребёнка (примеры) |
Выбор лица | |
весёлое |
печальное | ||
1. Игра с младшими детьми |
Играть с маленькими интересно, они веселые |
+ |
|
2. Ребёнок и мать с младенцем |
Я не знаю, наверное, хорошо гулять с маленьким |
+ |
|
3. Объект агрессии |
Стулом драться нельзя |
+ | |
4. Одевание |
Большие дети сами одеваются |
+ |
|
5. Игра со старшими детьми |
Буду играть |
+ |
|
6. Укладывание спать в |
Я люблю спать с игрушкой |
+ |
|
7. Умывание |
С мылом нужно умываться |
+ |
|
8. Выговор |
Я не хочу быть наказанным |
+ | |
9. Игнорирование |
Маленького ребенка всегда больше любят |
+ |
|
10. Агрессивное нападение |
Это не хороший ребенок, он забирает у всех игрушки |
+ | |
11. Собирание игрушек |
Сам играл, сам убирай |
+ |
|
12. Изоляция |
Я люблю играть один |
+ |
|
13. Ребёнок с родителями |
Родители любят своего ребенка |
+ |
|
14. Еда в одиночестве |
Молоко нужно пить |
+ |
|
ИТОГО |
11 |
3 |
ИТ=(3/14)*100=21,4%
У данного ребенка можно констатировать низкий уровень тревожности.
Приложение
План работы по профилактике и коррекции страхов
Мероприятия
|
Ответственный |
Сроки |
Родители | ||
1. Информация в родительском уголке в рубрике «Психологи советуют» 2. Индивидуальные консультации для родителей детей для коррекции страха посредством изодеятельности 3. Родительское собрание «Страхи ваших детей» 4. Групповой тренинг «Повышение самооценки» 5. Опросник для выявления страхов у ребенка г.п. Лаврентьевой и М. Титаренко 6. Открытое занятие (из 3 этапа) |
психолог воспитатели |
в течение года
октябрь 2 раза в год 2 раза в год |
Воспитатели | ||
1. Ведение дневников наблюдений с последующим анализом 2. Семинар «Причины возникновения страха» 3. Индивидуальные консультации 4. Практикум для воспитателей по освоению методики проведения игр 5. Опросник для выявления тревожности у ребенка (Г .П. Лаврентьевой и Т .М. Титаренко) 6. Семинар «Формы работы по повышению самооценки детей» |
воспитатели психолог |
постоянно, анализ 1 раз в квартал ноябрь 2 раза в год |
Дети | ||
1. Занятия с группой детей выбранных по результатам диагностики 2. Игры и упражнения на повышение самооценки 3. Методика «Лесенка» 4. «Рисунок семьи» 5. Тест тревожности Р.Тэммп, М.Дорки, Ф. Амен |
психолог воспитатели |
2 курса в год в течение года сентябрь, январь |
Приложение
Методики коррекционной работы, проводимые с детьми
№ |
Название методики |
Цель |
1 |
Методика «Игра в рисунки» |
Для повышения эффективности дальнейшей работы и снижения у ребенка уровня тревоги при первой встрече с психологом |
2 |
Методика «Рисунок человека» |
Определение индивидуальных особенностей ребенка |
3 |
Методика «Несуществующее животное» |
Предупреждение и коррекция страхов, тревожности, «выплескивания» отрицательных эмоций на бумагу |
4 |
Методика «Рисунок в парах по очереди» |
Учить преодолевать барьеры в общении, взаимодействовать с партнером, развивать чувство востребованности и творческие способности детей |
5 |
Методика «4 вопроса - 4 рисунка» |
Помочь ребенку выйти на разговор о значимых для него переживаниях |
6 |
Сделай неправильный рисунок из правильного |
Способствовать снижению у детей страха перед возможной ошибкой |
7 |
Техника «Обогащение рисунка» |
Актуализация эмоциональных представлений, ассоциированных с разными цветами и цветовыми сочетаниями |
8 |
Методика «Уничтожение страха» |
Экспресс-коррекция страхов |
9 |
Упражнение «Рисование страха» |
Релаксация. Отреагирование через изобразительную деятельность. Диагностика «базового страха» |
10 |
Упражнение «Прекрасный ужасный рисунок» |
Участники делятся на две группы. Каждой группе дается по листу бумаги и по одному фломастеру. Первый участник создает «прекрасный» рисунок и передает его соседу справа. Тот в течение 30 секунд превращает «прекрасный» рисунок в «ужасный» и передает следующему человеку, который должен снова сделать рисунок «прекрасным» |
11 |
Рисунок того, чего не может быть |
Развитие воображение, создание положительного эмоционального состояния, раскрепощение детей. Для детей 5-8 лет |
12 |
«Рисунок семьи» |
Направлен на выявление эмоциональных проблем взаимоотношений в семье |
13 |
«Что означают цвета» |
Умение выражать свое состояние с помощью цвета |
14 |
«Волшебная кисть» |
Уметь управлять своим настроением, искать выход из трудных ситуаций |
15 |
«Дом с характером» |
Познакомить с понятиями «характер», «привычка» и их взаимосвязь |
16 |
«Мое взрослое будущее» |
Способствовать повышению самооценки |
17 |
«Портрет моего хорошего Я» |
Способствовать осознанию своих положительных качеств |
18 |
«Рисунок имени» |
Способствовать самоуважению |
19 |
Рисование вдвоем |
Развивать умение понимать себя и других, снять психическое напряжение, создавать возможности для самовыражения, учить совместной деятельности |
20 |
Методика «каракули» |
Создание непринуждённой обстановки, налаживание контакта, освобождение ребёнка от торможений и агрессии |
21 |
«Картина мира» |
Изучение индивидуальных особенностей образа мира. А так же личностного восприятия «своего мира», на сколько его восприятие негативное у данного ребёнка |
22 |
«Дом. Дерево. Человек» |
Позволяет выявить степень выраженности незащищённости, тревожности, недоверия к себе, чувство неполноценности, враждебности, конфликтности, трудности в общении, депрессивности. |
23 |
Рисование с помощью трафаретов набрызг |
Развивать у детей творческое воображение, фантазию, мышление. Упражнять в рисовании разными нетрадиционными способами (монотопия с помощью ниток, точечный рисунок, набрызг с помощью трафаретов, рисование по мокрому). Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, не перебивать друг друга; самостоятельно выбирать способ изображения, нужный материал, доводить начатое дело до конца |
24 |
Техника рисование «по мокрому листу» |
Развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки, зрительный контроль за ними, воображение, фантазию. Воспитывать у детей стремление к достижению результата |
25 |
Рисование пальцами |
Форма экспрессивного поведения, анализируя которое можно раскрыть значимые характеристики личности; развивает мелкую моторику, гибкость пальцев и мышцы рук, приводит к раскрепощению, устраняет страхи, комплексы, развивает уверенность в себе и общительность, обостряет ощущения |
26 |
Кляксография |
научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение |
Приложение
Итоговое мероприятие
(в форме «Круглого стола»)
Цель: обсуждение итогов проделанной работы и ознакомление родителей с рекомендациями, которые в дальнейшем помогут при решении проблем, связанных с тревожными состояниями у детей.
План работы:
Необходимое оборудование:
Примерные вопросы для обсуждения проделанной работы:
Информация о работе Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста посредством изотерапии