Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста посредством изотерапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 08:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить виды детских страхов и определить способы их коррекции в дошкольном возрасте.
Задачи:
1.Проанализировать работы отечественных и зарубежных учёных по проблеме страхов.
Изучить психологические причины формирования детских страхов.
Выявить характер детских страхов и способы их коррекции в дошкольном возрасте.

Содержание

Введение
Глава1.Теоретический анализ проблемы.
1.1Понятие страх в психолого-педагогической литературе.
1.2.Причины детских страхов.
Глава 2.Методы коррекции страхов в дошкольном возрасте.
2.1. Направление работы по коррекции страхов у детей.
2.2.Изотерапия как метод коррекции страхов.
Глава 3.опытно-экспериментальная.
3.1. Констатирующий эксперимент.
3.2.Формирующий эксперимент.
Заключение
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 164.41 Кб (Скачать файл)

14. Пуглив, многое  вызывает у него страх.

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

16. Часто не  может сдержать слезы.

17. Плохо переносит  ожидание.

18. Не любит  браться за новое дело.

19. Не уверен  в себе, в своих силах.

20. Боится сталкиваться  с трудностями.

Обработка данных. Суммируется количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности. Если по анкете набрано 15-20 баллов, то это говорит о высоком уровне тревожности, 7-14 баллов - о среднем и 1-6 баллов - о низком. Примеры заполненных анкет родителями представлены в приложении 3.

По результатам анкет и после беседы с родителями, была определена группа детей для коррекционных занятий с высоким и средним уровнем тревожности (табл.2).

Таблица 2 - Уровень тревожности (по Г.П.Лаврентьевой, Т.М.Титаренко)

№ п/п

Имя Ф.

Пол

Возраст

Тревожность

низкая

средняя

высокая

1

Катя Б.

ж

6

 

+

 

2

Сережа К.

м

6

   

+

3

Саша Р.

м

6

   

+

4

Паша В.

м

6

   

+

5

Саша П.

м

6

   

+

6

Сережа Б.

м

6

 

+

 

7

Лиза М.

ж

6

   

+

8

Саша Ж.

м

6

   

+

9

Влад П.

м

6

   

+

10

Олеся А.

ж

6

 

+

 

11

Лиза А.

ж

6

 

+

 

12

Егор Б.

м

6

   

+

13

Софья К.

ж

6

 

+

 

14

Дарина О.

ж

6

   

+

15

Денис А.

м

6

+

   

16

Дарина П.

ж

6

   

+

17

Ваня З.

м

6

   

+

18

Вадим О.

м

6

 

+

 

19

Антон Л.

м

6

 

+

 

20

Игорь Л.

м

6

+

   

 

Обобщая данные по выявленной группе детей с разной степенью тревожности, отметим что:

Высокий уровень тревожности – 55,0% (11 детей)

Средний уровень тревожности – 35,0% (7 человек)

Низкий уровень тревожности – 10,0% (2 ребенка)

Данное исследование позволило сделать вывод о том, что более половины детей испытывают высокий уровень тревожности, 35% - средний и только 10% детей имеют низкий уровень тревожности. Эти данные также были подтверждены методикой «Кактус» и по результатам анкетирования взрослых.

Таким образом, в ходе диагностики, в совокупности вышеназванных методик, выявилась группа детей (18 человек) с высоким уровнем тревожности и страхов, и именно на этих дети в первую очередь и направлена наша коррекционно-развивающая программа.

Кроме того, необходимо отметить, что при наблюдении за детьми в процессе проведения диагностических занятий мы видим, что трудности имеют почти все дети. Это сопровождается чувством тревоги, неудовлетворённости. Свою неудовлетворённость они компенсируют затем в свободной игре, на прогулке, где проявляют себя агрессивно, сердятся, зло смотрят на окружающих и т.д.

 

3.2. Формирующий эксперимент

 

Цель: 

  • разработать коррекционные мероприятия по снижению   страхов у старших дошкольников.              
  • - выявить полученные результаты;

 

II этап нашего исследования - формирующий эксперимент включал в себя проведение с детьми коррекционных занятий, направленных на снижение реакций страха и тревожности.

Общая продолжительность коррекционных занятий составила 2 месяца, всего с детьми было проведено 16 занятий по 30-35 минут, с консультациями для родителей. Занятия проходили на базе детского сада во второй половине дня 2 раза в неделю.

Коррекция ориентирована не на достижение каких-то конкретных результатов, а на создание условий, способствующих отреагированию негативных переживаний, отработки навыков адекватного взаимодействия и реагирования, снижению эмоционального напряжения, повышения адаптационных возможностей и раскрытие творческого потенциала детей.

В качестве основного метода мы используем коррекцию эмоциональных комплексов через рисование. При этом применялись различные изобразительные техники: рисование ладонями, пальцами, кулаком, ребром ладони; по-мокрому; с помощью трафаретов набрызг; с помощью тампона; кляксография.

Кроме того, как дополнение, в ходе занятий, использовались такие психокоррекционные методы, как психогимнастика, игры и упражнения, направленные на создание положительных эмоций у старших дошкольников. Как известно, игра выполняет большую коммуникативную роль, благодаря ей ребенок освобождается от многих негативных эмоций (страха, агрессии, нарушения поведения и т. д.). Программа занятий составлена нами из конкретных упражнений, которые приведены в приложениях 4 и 5.

Цель программы: создание психолого-педагогических условий для преодоления тревожности и страхов у детей через коррекцию методами рисования.

В основу коррекционной программы легли следующие принципы:

- рисунок рассматривался  как сфера совмещения диагностики  и коррекции;

- рисунок рассматривался  как феномен, т.е. комплексно, когда  любой отдельный показатель рисунка  не может быть однозначно связан  с какой-либо отдельной психологической  характеристикой ребенка;

- любая характеристика  рисунка со временем могла  изменить свое значение для  одного и того же ребенка;

- рисование обязательно  должно было сопровождаться беседой  психолога с ребенком о его  рисунке;

- главный персонаж  рисунка являлся метафорой личности  ребенка, а события, происходящие  на рисунке, метафорами субъективного  восприятия событий, в которые  эмоционально вовлечен ребенок;

- при рисовании  соблюдался принцип безопасности: использование метафорического  пространства позволял избежать  прямого грубого воздействия  на психику ребенка.

Коррекционная программа включала в себя два этапа работы.

На первом этапе, идет установление эмоционально-позитивного контакта с ребенком. Первая встреча с психологом, как правило, вызывает у детей тревогу или усиливает имеющееся чувство тревожности.

 Цель данного  этапа: знакомство детей с группой  и методами работы, создание теплой  эмоциональной атмосферы, помочь  детям освоиться в новой обстановке, поддерживать инициативу детей.

Для повышения эффективности дальнейшей работы и снижения у ребенка уровня тревоги на данном этапе использовалась «Игра в рисунки».

Второй этап - этап объективирования ситуаций и эмоциональных переживаний. На этом этапе большое внимание уделяется индивидуальной работе в форме рисуночной терапии, в совокупности с другими приемами. Ставится задача формирования предпосылок для преодоления тревожности и страхов.

Так как ребенок может быть эмоционально возбужденным или инертным, перед началом психокоррекционного занятия и после него мы включали релаксационные упражнения, тонизирующую физкультминутку или дыхательную гимнастику в зависимости от состояния ребенка.

Структура занятия включает в себя следующие элементы:

  • Приветствие (позволяет сплотить детей, создать атмосферу группового доверия и принятия).
  • Разминка (воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Позволяет активизировать детей, поднять их настроение).
  • Основная часть занятия (совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данной программы. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуального к релаксационной технике).
  • Рефлексия (детьми даются две оценки: эмоциональная и смысловая).
  • Ритуал прощания.

В качестве примера, приведем некоторые из занятий.

Занятие №1. Знакомство

Цель: раскрепощение участников.

«Игра в рисунки». В начале проведения игры психолог спрашивает у ребенка, играл ли он когда-нибудь в рисунки, и при этом начинает рисовать и одновременно комментировать. Со словами: «Нарисуем-ка домик», – он рисует квадрат, а в нем два квадратика поменьше (окна) и прямоугольник посередине (дверь). «Это – обычный домик, с двумя окнами, крышей и трубами» (треугольник – крыша, два прямоугольника – трубы). «В этом домике жил мальчик (девочка)». Далее психолог обращается к ребенку: «Как звали этого мальчика (девочку)?»

Если ребенок не отвечает, психолог говорит сам и обращается к ребенку, чтобы тот подтвердил. Для примера возьмем имя Саша. «Саша жил в доме со своими родителями. Однажды они купили ему щенка». Психолог обращается к ребенку: «Как же Саша назвал щенка?» Ребенок может предложить какую-нибудь кличку. Если он этого не делает, психолог сам ее предлагает. «Назовем его Рексом. Однажды Саша вернулся из садика и не нашел дома Рекса. Он вышел на улицу поискать собаку». Психолог проводит прямую линию от двери вниз.

Затем он обращается к ребенку: «Как ты думаешь, нашел Саша там свою собачку?» Если ребенок отвечает «нет» или молчит, психолог продолжает рассказ. Если ребенок отвечает «да», психолог говорит: «Подойдя к собачке, Саша увидел, что она только похожа на Рекса, но это не Рекс». Затем продолжает рассказ: «Саша стал дальше искать Рекса». Психолог проводит несколько линий до тех пор, пока не получится что-то похожее на четыре лапы, и тогда говорит: «Саша вспомнил, что Рекс любит гулять в парке и пошел туда». При этом нужно провести линию немного вверх, а затем в сторону, чтобы было похоже на хвост. «Саша ходил по парку (завитушка на хвосте), но так и не нашел Рекса. И тогда он пошел домой».

Здесь можно спросить, какое настроение было у Саши, как быстро он шел домой, что делал по дороге. Затем психолог проводит горизонтальную линию влево и соединяет парк (хвост) и дом (голова собаки). В итоге должен получиться рисунок, похожий на собаку. Затем психолог спрашивает: «Что случилось с нашим рисунком?» Если ребенок отвечает, психолог завязывает с ним разговор. Если он молчит, то психологу самому нужно сказать, что рисунок превратился в собачку. Затем можно предложить ребенку порисовать самому.

«Игра в рисунок» позволяет ребенку снизить уровень тревожности и дает возможность установить положительные взаимоотношения ребенка с психологом.

Занятие №2. Ритуал символического исцеления

Цель: Предоставить детям возможность актуализировать свой страх и поговорить о нем.

Задачи:

1. Помочь детям  представить и актуализовать  свой страх.

2. С помощью  рисунка материализировать и  трансформировать страх.

Оборудование: настольная лампа, тазик с водой, пластмассовая баночка, полотенце для рук, краски, кисти, бумага, емкость для воды, “волшебный пенек”.

Дети были приглашены в необыкновенное сказочное путешествие такими словами: «Сегодня мы отправимся с вами в волшебную страну, где вам предстоит проявить свою силу, мужество, чтобы победить страшных и мерзких героев, которые нам встретятся на пути. Ведь мы решительные, смелые и сообразительные. А я буду всегда с вами, и, если вам потребуется моя помощь, вы можешь на меня рассчитывать».

1 этап. Внешнее  отделение. «Мы закроем комнату, чтобы нам никто не мешал».

2 этап. Подготовка. «Давайте опустим руки в тазик  с водой. Это волшебная вода. Видите, какая она необычная. Такая вода  придаст нам силы и уверенности. Вы можете поболтать руками  в воде, поиграть с ней или  просто подержать руки в этой  волшебной жидкости до тех  пор, пока не почувствуете, что  готовы к путешествию. Хорошо. Сейчас  мы с вами вытрем насухо  руки и отправимся и путь».

3 этап. Представление  или актуализация. «А сейчас мы  по очереди будем садиться  на этот волшебный пенек. Всем, кто на него садится, он помогает  сочинять разные истории и защищает нас от всего плохого. Я тоже сяду рядом с вами. Бывают в жизни такие моменты, когда мы чего-то боимся. Нам кажется, что нас кто-то пугает или нападает на нас. В такие минуты нам бывает страшно. Давайте попробуем закрыть глаза и представить ту ситуацию, когда вам было страшно. Обратите внимание на ощущения, которые возникают внутри тела. А теперь откройте глаза и попытайтесь по очереди рассказать о своем страхе или о том, чего вы боитесь. Можно сочинить историю, ведь мы сидим на волшебном пенечке».

4 этап. Материализация. «Сейчас мы сядем за стол, возьмем  краски и нарисуем свой страх, о котором только что рассказали. Для того чтобы лучше и точнее  его представить, можно опять  на несколько минут закрыть  глаза. Вспомните о тех неприятных  ощущениях, которые возникли у  вас внутри тела, о форме и  цвете страха. Какие цвета лучше  предадут этот пугающий и зловещий  образ? Пусть рука рисует го, что  ей захочется. Прислушивайтесь к  своим ощущениям и рисуйте. Можете  говорить о том, что рисуете. Если  вдруг вам опять станет страшно, можете обратиться за помощью  к волшебной воде. Окуните и  подержите в ней руки. Смелость  и уверенность опять к вам  вернутся. Теперь, когда работа над  рисунком страха завершена, скажите, пожалуйста, какие чувства он  у вас вызывает? Это неприятные  чувства?»

5 этап. Трансформация. Продолжая работу, спрашивали у  каждого ребенка: «Что бы ты  хотел теперь сделать со своим  страхом, чтобы он тебя больше  не пугал? Я хочу предложить  тебе разорвать или порезать  свой страх на маленькие кусочки. Давай попробуем. Пойдемте, смоем  его в унитазе или выбросим  в ведро».

Информация о работе Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста посредством изотерапии