Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 08:17, курсовая работа
Цель исследования: выявить виды детских страхов и определить способы их коррекции в дошкольном возрасте.
Задачи:
1.Проанализировать работы отечественных и зарубежных учёных по проблеме страхов.
Изучить психологические причины формирования детских страхов.
Выявить характер детских страхов и способы их коррекции в дошкольном возрасте.
Введение
Глава1.Теоретический анализ проблемы.
1.1Понятие страх в психолого-педагогической литературе.
1.2.Причины детских страхов.
Глава 2.Методы коррекции страхов в дошкольном возрасте.
2.1. Направление работы по коррекции страхов у детей.
2.2.Изотерапия как метод коррекции страхов.
Глава 3.опытно-экспериментальная.
3.1. Констатирующий эксперимент.
3.2.Формирующий эксперимент.
Заключение
Список литературы.
Мы видим, что количество тревожных детей значительно снизилось. После проведенной коррекции выявилась следующая картина:
с высокой тревожностью - 2 ребенка, что составляет – 11,0%,
со средним уровнем тревожности - 10 детей – 55,6%,
с низким уровнем тревожности - 6 детей – 33,4%.
Для сравнительного анализа проведено сопоставление показателей на этапах констатирующего и контрольного исследования (рис. 3).
Рисунок 3 – Сравнение результатов анкетирования на этапе констатирующего и контрольного эксперимента (методика Г.П.Лаврентьевой, Т.М.Титаренко)
После итоговой диагностики было проведено индивидуальное консультирование для родителей исследуемых детей (Приложение 6), на которых они ознакомились с полученными результатами.
Работа с родителями тревожного ребенка и другими взрослыми включает и беседу, конспект которой предлагается в приложении 7.
Беседа с родителями проводится с целью расширения их представлений и знаний о возможных причинах появления тревожности и страхов у детей, способах взаимодействия с такими детьми, также были даны рекомендации по снижению эмоциональных комплексов.
Вывод
Среди обследованных детей выделилась группа дошкольников с повышенным и средним количеством страхов, всего 18 человек, именно эти дети нуждаются в первую очередь в коррекционной помощи.
Замечено также, что интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны: мальчики более тревожны, чем девочки. Девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми. Девочки боятся так называемых «опасных людей» - пьяниц, хулиганов и т.д. Мальчики же боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний.
На этапе формирующего исследования с детьми были проведены коррекционные занятия с использованием рисунков. Применение разнообразных методик позволило решить следующие задачи:
Предложенная программа коррекции страхов и тревожности детей дошкольного возраста оказалась эффективной, что подтвердили результаты исследования: у более чем 50% детей удалось снизить страхи и тревожность до оптимального уровня. Это доказывает эффективность коррекционной работы в преодолении высокой тревожности и страхов у старших дошкольников.
Наблюдения за детьми показали, что у них:
Таким образом, вышеизложенные результаты свидетельствуют о подтверждении гипотезы о том, что произойдет снижение страхов, тревожности, агрессии у детей дошкольного возраста при создании условий направленных на их снижение через рисование.
Заключение
Эмоциональное развитие ребенка - это богатство его чувств, их разнообразие. Дети радуются, плачут, испытывают страх, печаль, тревогу. Однако у разных детей различна глубина и интенсивность эмоций. Эти характеристики зависят от физиологических, психологических и социальных факторов. В каждом возрасте наблюдаются так называемые нормативные страхи, которые появляются как результат развития интеллектуальной сферы и воображения. При благоприятных обстоятельствах жизни ребенка такие страхи исчезают: дети из них «вырастают». Но бывают случаи, когда страхи накапливаются, нарастая как снежный ком, мешают личностному развитию ребенка и создают для него адаптационные, невротические и другие проблемы.
Не случайно говорят: человек рождается дважды - первый раз физически и второй - духовно. Человеку необходимо расширять свои возможности. Для ребенка главным препятствием развития возможностей и соответственно источником тревоги становится неодобрение его поведения взрослым. В результате вырастает психопатический асоциальный человек, плохо интегрирующийся в общество, враждебный ему.
Нестабильность нашей жизни, многочисленные социальные проблемы, издержки воспитания детей в семье и детском саду и целый ряд Других факторов — вот причины появления у современных дошкольников невротических отклонений. Предупредить их формирование можно, используя комплекс продуманных социальных, психолого-педагогических и медицинских мероприятий, имеющих психопрофилактическую направленность и расширяющих диапазон воздействия воспитателя на эмоциональное развитие ребенка. Но, прежде всего, необходимо своевременно диагностировать отклонения в поведении ребенка, его склонность к беспокойству и страхам, отсутствие адекватной психологической защиты, неблагоприятно сказывающихся на самочувствии ребенка, создающих определенные трудности в его жизни. На практике бывает нелегко четко, однозначно понять: страдает ребенок невротическими отклонениями или же поведенческие проблемы объясняются недостатками воспитания и особенностями характера. В тех детских садах, где есть психолог, проводится определенная психолого-диагностическая и психотерапевтическая работа, помогающая родителям и воспитателям не «наломать дров», не усугублять состояния ребенка, нуждающегося в помощи.
В ходе написания дипломной работы, была достигнута цель – изучение влияния детских страхов на поведение ребёнка и выявлены способы их коррекции, а так же были решены все поставленные задачи исследования.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Список литературы
Вегнер А.Л. Психологические и рисуночные тесты: иллюстрированное пособие / А.Л. Вегнер – М.: АЛАДОС-ПРЕСС, 2007. -159 с.
Приложение
Протокол обследования №1
(по результатам методики на тревожность Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена)
Имя ребёнка: Саша Ж.
Возраст ребёнка: 6 лет
Дата проведения обследования: 27 января
Данные обследования | |||
Номер и содержание рисунка |
Высказывание ребёнка |
Выбор лица | |
весёлое |
печальное | ||
1. Игра с младшими детьми |
Они веселые |
+ |
|
2. Ребёнок и мать с младенцем |
Я не буду гулять с мамой |
+ | |
3. Объект агрессии |
- |
+ |
|
4. Одевание |
Не хочу одеваться |
+ | |
5. Игра со старшими детьми |
Потому что у него дети |
+ | |
6. Укладывание спать в |
Я люблю спать один |
+ | |
7. Умывание |
Вода горячая |
+ | |
8. Выговор |
Мама хочет уйти |
+ | |
9. Игнорирование |
Папа любит малыша, а не меня |
+ | |
10. Агрессивное нападение |
Я его сам ударю |
+ |
|
11. Собирание игрушек |
Мама его заставляет |
+ | |
12. Изоляция |
Я играю один |
+ |
|
13. Ребёнок с родителями |
Мама и папа гуляют |
+ |
|
14. Еда в одиночестве |
Пьёт молоко, и я люблю |
+ |
|
ИТОГО |
6 |
8 |
ИТ=(8/14)*100=57,1%
У данного ребенка уровень тревожности высокий.
Протокол обследования №2
Имя ребёнка: Олеся А.
Возраст ребёнка: 6 лет
Дата проведения обследовани:23 января
Данные обследования | |||
Номер и содержание рисунка |
Высказывание ребёнка |
Выбор лица | |
весёлое |
печальное | ||
1. Игра с младшими детьми |
Они веселые |
+ |
|
2. Ребёнок и мать с младенцем |
Нет, я с ними не пойду |
+ | |
3. Объект агрессии |
Хочет ударить его стулом |
+ | |
4. Одевание |
Девочка будет сама одеваться |
+ | |
5. Игра со старшими детьми |
Нет, с большими играть не хочу |
+ | |
6. Укладывание спать в |
Спать можно с любимой игрушкой |
+ |
|
7. Умывание |
Если вода теплая |
+ |
|
8. Выговор |
Нельзя детей одних оставлять |
+ |
|
9. Игнорирование |
Папа хороший |
+ |
|
10. Агрессивное нападение |
Не надо отбирать игрушку |
+ |
|
11. Собирание игрушек |
Надо помогать |
+ |
|
12. Изоляция |
Мальчик обиделся |
+ | |
13. Ребёнок с родителями |
Родители хорошие |
+ |
|
14. Еда в одиночестве |
Пьёт молоко, и я люблю |
+ |
|
ИТОГО |
9 |
5 |
Информация о работе Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста посредством изотерапии