Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 21:20, лекция
озникновению конфликтологии как относительно самостоятельной теории и практики в конце 1950-х годов предшествовал длительный период формирования, накопления и развития конфликтологических идей и взглядов, сначала в рамках философии, а позднее – социологии, психологии и других наук.
Древнейшие времена. В этом периоде заслуживают внимания воззрения древнекитайских мыслителей. Особое место среди них принадлежит Конфуцию. Античные взгляды на конфликт строились на основе философского учения о противоположностях. Столкновение и единство противоположностей, например, согласно Гераклиту, является всеобщим и универсальным способом развития. Демокрит (ок. 460–370гг. до н. э.). Он говорил: «Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны…».
Особое место среди факторов, обеспечивающих данное соотношение, занимает инцидент, или повод.
Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.
Для решения практических задач, связанных с анализом конфликтов и их разрешением, важное значение имеет классификация конфликтных ситуаций.
2.4. Динамика конфликта
Этапы конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения и до разрешения. Поэтому знание основного содержания каждого из этапов конфликта важно для его прогнозирования, оценки и выбора технологий управления этим конфликтом.
1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта.
2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним и т. д.
3. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап выражается в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям (в форме демарша, заявления, предупреждения и т. п.), направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта.
4. Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта.
5. Разрешение конфликта. В зависимости от содержания, разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами): педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т. п.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решения комиссий, приказ руководителя, решение суда и т. п.).
Фазы конфликта
Основными фазами конфликта являются:
1) начальная фаза;
2) фаза подъема;
3) пик конфликта;
4) фаза спада.
Тема 3
Конфликтоген — слова (знаки), действия (или бездействие), порождающее или способные привести к конфликту.
Характер конфликтогена |
Форма проявления |
Прямое негативное отношение |
Приказание, угроза; замечание, критика; обвинение, насмешка; издевка, сарказм |
Снисходительное отношение |
Унизительное утишение; унизительная похвалка; упрек; подшучивание |
Хвастовство |
Восторженный рассказ о своих реальных и мнимых успехах |
Менторские отношения |
Категоричные оценки, суждения, высказывания; навязывание своих советов, своей точки зрения; напоминание о неприятном; нравоучения и поучения |
Нечестность и неискренность |
Утаивание информации, обман или попытка обмана; манипуляции сознанием человека |
Нарушения |
Причинение случайно неудобства без извинения; игнорирование партнера; перебивание собеседника; перекладывание ответственности на другого |
Регрессивное |
Наивные вопросы; ссылки на другие мнения при получении справедливого замечания; пререкания |
Закономерность эскалации конфликтогенов объясняется тем, что получив в свой адрес обидное замечание, пострадавший хочет компенсировать свой психологический проигрыш, поэтому испытывает желание освободиться от возникшего раздражения, ответив обидой на обиду.
Сформулируем два правила
1. Не употребляйте конфликтогены;
2. Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген.
2. Конфликт и трансактивный анализ
Теория трансактного анализа была разработана американским психотерапевтом Эриком Берном (1902-1970) в 60-х годах ХХ века.
Трансактный (трансакционный) анализ – рациональный метод изучения поведения на основе анализа трех состояний позиций личности, занимаемых ею в ходе межличностного взаимодействия: «Родитель» (Р), «Взрослый» (В) и «Дитя» (Д).
«Родитель» требует, оценивает (осуждает или одобряет), учит, руководит и покровительствует; «Взрослый» Рассуждает, анализирует, уточняет, апеллирует к разуму и логике; «Дитя» проявляет чувства, подчиняется, шалит, задает вопросы, проявляет беспомощность, извиняется.
Применим трансакционный анализ и в конфликтологии. Для этого необходимо: 1. составить матрицу их состояний (Р, В, Д), Выделить субъектов конфликта (инициатора и «мишень»); 2. Выяснить направленность позиций каждого субъекта и обозначить их стрелками в матрице; 3. По матрице определить сумму расхождений в позициях; 4. По величине суммы расхождений сделать вывод о наличии или отсутствии конфликтной ситуации (если сумма расхождений равна нулю, то конфликтная ситуация отсутствует, если сумма равна от 1 до 4, то конфликтная ситуация существует).
Управление конфликтами можно
рассматривать в двух аспектах: внутреннем
и внешнем. Первый из них заключается
в управлении собственным поведением
в конфликтном взаимодействии. Внешний
аспект управления конфликтами отражает
организационно-
4. Этапы управления конфликтами
Управление конфликтами как сложный процесс включает следующие виды деятельности
• прогнозирование конфликтов и оценка их функциональной направленности;
• предупреждение или стимулирование конфликта;
• регулирование конфликта;
• разрешение конфликта.
Прогнозирование конфликта — это один из важнейших видов деятельности субъекта управления, оно направлено на выявление причин данного конфликта в потенциальном развитии.
Основными источниками прогнозирования конфликтов является изучение объективных и субъективных условий и факторов взаимодействия между людьми, а также их индивидуально-психологических особенностей. В коллективе, например, такими условиями и факторами могут быть: стиль управления; уровень социальной напряженности; социально-психологический климат, лидерство и микрогруппы и другие социально-психологические явления.
Предупреждение конфликта — это вид деятельности субъекта управления, направленный на недопущение возникновения конфликта.
Вынужденная форма предупреждения
конфликта: на основе полученной информации
о причинах зреющего нежелательного
конфликта предпринимается
Основными путями такого предупреждения конфликтов в организациях могут быть:
• постоянная забота об удовлетворении нужд и запросов сотрудников;
• подбор и расстановка сотрудников с учетом их индивидуально-психологических особенностей;
• соблюдение принципа социальной справедливости в любых решениях, затрагивающих интересы коллектива и личности;
• воспитание сотрудников, формирование
у них высокой психолого-
Стимулирование конфликта — это вид деятельности субъекта управления, направленный на провокацию, вызов конфликта.
Средства стимулирования конфликтов
могут быть самыми разными: вынесение
проблемного вопроса для
Регулирование конфликта — это вид деятельности субъекта управления, направленный на ослабление и ограничение конфликта, обеспечения его развития в сторону разрешения
Этапы: I этап. Признание реальности конфликта конфликтующими сторонами.
II этап. Легитимизация конфликта, то есть достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению установленных норм и правил конфликтного взаимодействия.
III этап. Институциализация конфликта, то есть создание соответствующих органов, рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия.
Разрешение конфликта — это
вид деятельности субъекта управления,
связанный с завершением
Разрешение конфликта может
быть полным и неполным. Полное разрешение
конфликта достигается при
Предпосылки разрешения конфликта:
• достаточная зрелость конфликта;
• потребность субъектов
• наличие необходимых средств и ресурсов для разрешения конфликта.
5. Алгоритм деятельности
руководителя в процессе
Алгоритм деятельности руководителя в процессе управления конфликтами зависит от многих факторов — содержания самого конфликта, условий его возникновения и развития и многих других.
В процессе управленческой деятельности по разрешению конфликтов и в выборе алгоритма такой деятельности для руководителя важно учитывать следующие принципы управления конфликтами:
• объективности и адекватности оценки конфликта;
• конкретно-ситуационного
• гласности;
• демократического воздействия, опоры на общественное мнение;
• комплексного использования способов и приемов воздействия.
Технологии регулирования
Информационные: Ликвидация дефицита информации в конфликте; исключение из информационного поля ложной, искаженной информации; устранение слухов и т.п.
Коммуникативные: Организация общения между субъектами конфликтного взаимодействия и их сторонниками; обеспечение эффективного общения
Социально-психологические: Работа с неформальными лидерами и микрогруппами, снижение социальной напряженности и укрепления социально-психологического климата в коллективе
Организационные: Решение кадровых вопросов; использование методов поощрения и наказания; изменение условий взаимодействия сотрудников и т. п.
Алгоритм управления конфликтом
Содержание деятельности |
Способы (методы) реализации | |
1 |
Изучение причин возникновения конфликта |
Наблюдение, анализ результатов деятельности; беседа; изучение документов; биографический метод, то есть изучение биографических данных участников конфликта и др. |
2 |
Ограничение числа участников |
Работа с лидерами в микрогруппах; перераспределение функциональных обязанностей; поощрение или наказание и т. п. |
3 |
Дополнительный анализ конфликта с помощью экспертов |
Опрос экспертов; привлечение медиатора, психолога, переговорный процесс (медиация) и др. |
4 |
Принятие решения |
Административные методы; педагогические методы |
Управление конфликтом будет качественным при соблюдении 2 условий: 1) чёткое понимание и формулировка целей; 2) анализ существования ситуации и тенденции.
Приемы нейтрализации агрессивных собеседников
1. Игнорирование агрессии: - не заметить агрессию; - дать партнеру время успокоиться.
2. "Включение" приятных
3. Мысленная нейтрализация
4. Мысленное наказание за