Кризисы детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 22:48, курсовая работа

Краткое описание

Есть десятки, сотни профессий, специальностей, работ: один строит железную дорогу, другой возводит жилище, третий выращивает хлеб, четвертый лечит людей, пятый шьет одежду. Но есть самая универсальная - самая сложная и самая благородная работа, единая для всех и в то же время своеобразная и неповторимая в каждой семье, - это творение человека.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

Глава 1. Общая характеристика кризисов детского развития...........................10
1.1. Пpоблема пеpиодизации психического pазвития в детском воpасте........................................................................................................................10
1.2. Характеристика кризисов детского развития....................................13
1.3. Кризис 1 года жизни ребенка..............................................................22
1.4. Кризис 3 лет..........................................................................................26
1.5. Кризис 7 лет..........................................................................................35
Глава 2. Экспериментальная часть......................................................................44
2.1. Цель, объект и и методы исследования.............................................44
2.2. Обсуждение результатов....................................................................44
2.3. Рекомендации родителям...................................................................51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................53

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................................56

Вложенные файлы: 1 файл

Воспитание детей. Кризисы..doc

— 295.00 Кб (Скачать файл)

Благодаря децентрации  дети становятся другими, предметом  их мысли, их рассуждения становится мысль другого человека. Никакое обучение невозможно до тех пор, пока мысль учителя не станет предметом рассуждения ребенка. Децентрация формируется таким образом, сначала образуется много центраций, затем происходит дифференциация себя от другого и его точки зрения без того, чтобы на нее реально становиться, а только ее предполагать. Итак, к концу дошкольного возраста мы имеем три линии развития.

- линия формирования  произвольного поведения;

- линия овладения средствами и эталонами познавательно  деятельности;

- линия перехода от эгоцентризма к децентрации. Развитие по  этим линиям определяет готовность ребенка школьному  обучению.

К этим трем линиям, которые  были проанализированы Д.Б. Элькониным, следует добавить мотивационную готовность ребенка к школьному обучению. Как было показано Л. И. Божович, ребенок стремится к функции ученика Так, например, во время "игры в школу" дети младших возрастов берут на себя функцию учителя, старшие дошкольники предпочитают роли учеников, так как эта роль кажется им особенно значимой.

Л. С. Выготский выделяет некоторые особенности, характеризующие кризис семи лет:

1) Переживания приобретают  смысл (сердящийся ребенок понимает, что он сердит), благодаря этому  у ребенка возникают новые  отношения к себе, которые были невозможны до обобщения переживаний.

2) К кризису семи  лет впервые возникает обобщение  переживаний, или аффективное  обобщение, логика чувств. Есть  глубоко отсталые дети, которые на каждом шагу переживают неудачи, проигрывают. У ребенка школьного возраста возникает обобщение чувств, т.е., если с ним много раз случалась какая-то ситуация, у него возникает аффективное образование, характер которого так же относится к единичному переживанию или аффекту, как понятие относится к единичному восприятию или воспоминанию.

К 7 годам возникает ряд сложных образований, которые приводят к тому, что трудности поведения резко и коренным образом меняются, они принципиально отличны от трудностей дошкольного возраста.

Такие новообразования, как самолюбие, самооценка, остаются, а симптомы кризиса (манерничанье, кривлянье) преходящи. В кризисе семи лет благодаря тому, что возникает дифференциация внутреннего и внешнего, что впервые возникает смысловое переживание, возникает и острая борьба переживаний. Ребенок, который не знает, какие взять конфеты - побольше или послаще, не находится в состоянии внутренней борьбы, хотя он и колеблется. Внутренняя борьба (противоречия переживаний и выбор собственных переживаний) становится возможна только теперь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 . Экспериментальная  часть

2.1. Цель, объект и методы исследования

 

На основании  литературных данных, дети находящиеся  в состоянии кризиса обнаруживают негативизм поведения. Причем, негативизм поведения проявляется преимущественно в привычных ситуациях, а для детей 6-7 лет такой ситуацией является домашняя. В связи с этим, была поставлена цель нашего исследования: изучить характеристики домашнего поведения детей 6-7 лет.

Объектом исследования были родители, чьи дети посещали подготовительную группу детского сада. В эксперименте участвовали родители 29 детей в возрасте 6–7 лет.

Для изучения домашнего  поведения была использована специально разработанная методика «Интервью». Родителей просили (варьируя вопросы) рассказать о новом в поведении их детей. На протяжении 6 месяцев проведено 3 серии встреч с родителями. В результате выявлены следующие поведенческие реакции (все они квалифицировались родителями как новые).

 

2.1. Обсуждение  результатов

 

Пауза. Временной  интервал между обращением к ребенку (указание, требования, приказы, напоминания  о соблюдении режима и других необходимых действий, просьбы) и реакцией ребенка появляется на седьмом году жизни. По свидетельству родителей, дети «не слышат, о чем их просят», «делают вид, что не слышат», «не реагируют» и т.п. Данное поведение характеризуется родителями как новое: «Раньше такого не было», «С лета просто начал издеваться – говорим, а он не слышит».

Анализ ситуаций, в которых подобная реакция возникает, показывает, что пауза возникает  именно в ответ на указание, напоминание  сделать что-либо, ранее не вызывавшее возражений, например в ответ на напоминание о режимных моментах и т.п.

Спор. Реакция, при которой ребенок в ответ на просьбу, приказ, требование начинает оспаривать необходимость требуемого или время выполнения (как правило, ссылаясь на занятость), возражать, возникает спустя некоторое время после появления паузы. Ребенок в ответ, например, на просьбу закончить свои занятия и идти готовиться ко сну начинав возражать, спорить, говорить, что он «уже большой», что вчера ему разрешили, что «Оля (сестра) всегда долго не ложится» и т.п.

Частым аргументом в споре является сравнение себя с другими членами семьи – сибсами: «Почему ей можно, а мне – нет?», с родителями: «У тебя вчера кровать стояла неубранная до обеда, а я почему-то должна свою сразу убирать».

Непослушание. Невыполнение привычных требований или установлений, отказ от участия в привычных делах, противопоставление своих дел или намерений требованиям родителей.

В отличие от паузы или спора о непослушании можно судить не по непосредственной реакции на просьбу, а по самому факту невыполнения требуемого или даже уже обещанного. В случае непослушания типичная ситуация выглядит следующим образом. Родители просят ребенка сделать что-то (или существует признанная за ним обязанность делать что-то), ребенок может согласиться или ничем не выразить своего несогласия, но вскоре выясняется, что должное не выполнено.

К непослушанию также относится отказ (по факту) прекратить некоторое неприятное или нежелательное действие. Часто такое действие бывает демонстративным. Приведем конкретный пример. Мать с сыном едут в автобусе. Водитель не объявляет остановки. Ребенок заявляет, что будет объявлять остановки сам. Мать просит его этого не делать. Ребенок нарочито громко, «на весь автобус», объявляет остановки. Несмотря на просьбы матери, ребенок продолжает выкрикивать названия остановок до выхода из автобуса, ни данном случае по форме поведете можно квалифицировать как манипулирование). В этом смысле наши данные во многом подтверждают наблюдение Л.С. Выготского. Однако в данном случае (и в однотипных ситуациях) манерничанье и кривлянье возникают в ответ на запрет или просьбу прекратить нежелательное действие и, следовательно, могут также быть отнесены к непослушанию.

Хитрость. Нарушение привычных установлений или требований родителей в скрытой форме, намеренное создание ситуаций, в которых ребенок может извлечь некоторую выгоду для себя.

Хитрость носит, как правило, игровой характер, не превращаясь в злостные формы избегания наказания или сокрытия правды. Например, вместо мытья рук перед едой ребенок или вообще не моет их, или идет в ванную, проводит там некоторое время, затем выходит к столу, так и не вымыв рук. Он может также поиграть с водой и выйти с мокрыми (но грязными) руками, демонстративно показывая их матери. Если мать упрекает его за это, он говорит, что «забыл», возвращается в ванную и моет руки.

Чаще всего  хитрость напоминает способ вышучивания  домашнего установления или просьбы родителей. Как правило, описываемая поведенческая реакция представляется скорее шуткой, нежели серьезным проступком. Характерно в этом смысле, что в интервью мы ни разу не слышали слов «стал врать», «стал говорить неправду» или иной тревожной оценки. Слова «хитрость», «хитрит» взяты непосредственно из высказываний родителей.

Взрослое поведение. Частный случай манерничанья и кривлянья, при котором ребенок ведет себя демонстративно «по-взрослому».

Данную характеристику мы трактуем как демонстрируемую  окружающим взрослость. Под взрослым поведением мы понимаем два типа реакций – рассудительность и взрослость. У ребенка могут наблюдаться или оба типа взрослого поведения, или какой-то один.

Рассудительность  возникает в споре или ситуации, требующей противопоставления своего желания (намерения) требованиям (просьбам) родителей. Аргументация имеет характер повторения слышанного от взрослых, своеобразного резонерства. Подобная рассудительность оказывается (по мнению родителей) вязкой: если вступить с ребенком в обсуждение его аргументации, дискуссия может продолжаться бесконечно долго.

Взрослость. Нарочито взрослое поведение. Ребенок, по утверждению родителей, изображает какого-то конкретного члена семьи. Может возникать просто как форма поведения (например, по дороге из детского сада копирует отца в момент возвращения с работы) или в стремлении к выполнению каких-то новых, взрослых, обязанностей. Как правило, это продолжается не долго. Если же такое поведение закрепляется, то возникает самостоятельность.

Внешний вид. Споры об одежде, интерес к внешнему виду, одежде, прическе. Девочки, например, начинают «красить ресницы» (мочат их водой). При выборе одежды не просто подчеркивают, что хотят надеть то или иное платье, но отвергают предлагаемое под предлогом «Я не маленькая». Выбрав одежду, спрашивают: «А так можно подумать, что я уже в школу хожу?» Интерес к внешнему виду касается как девочек, так и мальчиков. Интерес к внешнему виду провоцирует самостоятельность в личной гигиене.

Упрямство. Возникает самопроизвольно или как продолжение спора. Характерной чертой упрямства как возрастной характеристики поведения с близким взрослым является относительная независимость от содержания конкретной ситуации, в которой упрямство возникает. По этому параметру упрямство у детей 6–7 лет сродни упрямству, описанному Л.С. Выготским по отношению к кризису 3 лет. Выготский пишет, что ребенок действует не по логике ситуации, а по логике аффекта27. Те же черты характерны и для упрямства в 6–7 лет. Ребенок настаивает на своем не потому, что ему действительно хочется (или не хочется) чего-то, а потому что он уже высказал свое желание или нежелание.

Упрямство по ситуации возникновения характеризуется  противопоставлением своего собственного действия (игра, продуктивная деятельность и т.п.) требованию родителей. Но, раз возникнув, настаивание на своем продолжается и тогда, когда предмет противопоставления уже исчерпан.

Требовательность. Настаивание на своем, требование выполнить обещание возникают как напоминание об обещанном родителями или как просьба о чем-то желаемом. Неосторожное обещание родителей или просто недостаточно твердый отказ выполнить требуемое провоцирует настойчивое напоминание, «занудство», упреки. Подобное поведение возникает не столь часто (37,9%) и, видимо, связано более тесно с конкретными семейными условиями. Но в данный перечень требовательность как характеристика возрастного поведения включалась только тогда, когда квалифицировалась родителями как никогда ранее не наблюдавшаяся. Таким образом, можно полагать, что данный симптом представляет собой индивидуальную форму возрастного поведения.

Капризы. Отмечались нами лишь в случае, если родители настаивали на том, что ребенок вдруг стал капризным. (По этому же параметру сведения проверялись и у воспитателя, который знал детей до поступления в подготовительную группу детского сада.) Капризы отмечались в наименьшем числе интервью (13,7% – 4 случая). Они возникают как реакция на неуспех, как продолжение (или частный случай) требовательности и упрямства. Могут быть квалифицировать как индивидуальный вариант последних.

Реакция на критику. Также один редко встречающихся симптомов: неадекватные реакции на высказанное или продемонстрированное иным образом отношение родителей к поведению, действиям, продуктам деятельности ребенка. Дети, как отмечают родители, демонстрируя им нечто, ждут похвалы, а если получают критические замечания, обижаются, начинают обвинять родителей в невнимательности, в некомпетентности. Особенно ярко данный симптом проявляется в случае критики по поводу школьных занятий.

Общие вопросы. Возникновение в разговорах с родителями новых тем, не связанных с ежедневными событиями (политика, происхождение планет, Земли, эволюция живого, жизнь в других странах). Особый случай – широкая семья: вопросы об отдаленных родственниках, детстве родителей, родственных связях.

Возникновение интереса к общим вопросам свидетельствует о расширении сферы интересов ребенка 7 лет, его стремлении найти свое место в большом мире. Характерно обращение за информацией к родителям, стремление сделать их экспертами в ситуации обсуждения общих вопросов. Существенной чертой обсуждения общих вопросов является стремление ребенка к собственному анализу информации. Получив первые ответы на свои вопросы, ребенок начинает сам долго и пространно рассуждать и анализировать информацию. Делает он это в присутствии взрослого, как бы обращаясь к нему как к эксперту. Ребенок «проверяет» правильность своих рассуждений, следя за реакцией взрослого.

Особым случаем  общих вопросов на седьмом году жизни  является интерес ребенка к истории семьи, семейным связям (выходящим за рамки ядерной семьи). Это вопросы о дальних родственниках, детстве родителей, живущих далеко (или покойных) дедушках и бабушках. Отмечается также и интерес к семейному архиву. Увидев старые семейные фотографии (а часто и попросив их достать), ребенок начинает спрашивать о том, кем приходится ему или родителям человек на фотографии. Можно заключить, что здесь мы имеем дело с желанием ребенка найти свое место в широкой сети семейных связей, со своеобразным самоопределением.

Самостоятельность – стремление делать что-либо самостоятельно; касается некоторых домашних обязанностей. Важным показателем является то, что ребенок выбирает совершенно новые для себя дела и сферы обязанностей, например с удовольствием стирает свои вещи или просит разрешения самому сходить за хлебом. Характерно следующее заявление интервьюированной: «Просишь – не делает, если сам вызвался, делает с охотой» или «Любит выполнять некоторые домашние дела, но самостоятельно, без указания».

Информация о работе Кризисы детей