Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 22:48, курсовая работа
Есть десятки, сотни профессий, специальностей, работ: один строит железную дорогу, другой возводит жилище, третий выращивает хлеб, четвертый лечит людей, пятый шьет одежду. Но есть самая универсальная - самая сложная и самая благородная работа, единая для всех и в то же время своеобразная и неповторимая в каждой семье, - это творение человека.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
Глава 1. Общая характеристика кризисов детского развития...........................10
1.1. Пpоблема пеpиодизации психического pазвития в детском воpасте........................................................................................................................10
1.2. Характеристика кризисов детского развития....................................13
1.3. Кризис 1 года жизни ребенка..............................................................22
1.4. Кризис 3 лет..........................................................................................26
1.5. Кризис 7 лет..........................................................................................35
Глава 2. Экспериментальная часть......................................................................44
2.1. Цель, объект и и методы исследования.............................................44
2.2. Обсуждение результатов....................................................................44
2.3. Рекомендации родителям...................................................................51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................................56
Можно сделать вывод, что ребенок стремится к самостоятельности, но она возникает как целостное независимое от взрослого действие, поэтому касается в основном дел, в которых ребенок ранее не участвовал. На этом симптоме можно выделить амбивалентность возникающей самостоятельности: стремление к независимому действию (как правило, домашнему) и одновременно отказ от выполнения (пусть даже самостоятельного) чего-то, о чем попросили родители.
Самостоятельные занятия – стремление к продуктивной деятельности или иным занятиям, постепенно замещающим (по времени) игру. К таким занятиям относятся шитье, вязание, конструирование, поделки из бумаги и т.п. Родители отмечают, что дети больше времени проводят за подобными занятиями.
Для ребенка очень важно то, что он получает во время самостоятельных занятий. Связанное или сшитое, сделанное из деталей конструктора демонстрируется родителям. Ребенок обязательно ждет похвалы, болезненно реагирует на критику своего произведения. Характерно, что в этом же возрасте происходит и отказ от ранее привычных видов продуктивной деятельности (главным образом рисования). Например, типично заявление мамы одной девочки: «Перестала рисовать, говорит, что у нее нет способностей». Таким образом, можно сделать вывод о возникновении у ребенка представления об объективной ценности созданного им в ранее возникших видах самостоятельной продуктивной деятельности и о его некритичности в новых видах детского творчества.
Отношение ребенка к близкому взрослому на седьмом году жизни претерпевает кардинальную перестройку. Все, без исключения, родители отмечают возникновение новых форм отношений с близкими взрослыми.
Среди выявленных симптомов родители в первую очередь указывают на нарушения требований взрослых у своих детей. Среди негативных характеристик поведения наиболее часто встречаются спор (89,6%), непослушание (79,3%), пауза (62,0%), требовательность (37,9%), упрямство (34,4%), хитрость (27,5%); наблюдаются также упоминания о болезненной реакции на критику (20,6%) и капризах (13,4%).
Нейтральными (не оцениваемыми самими испытуемыми) являются следующие симптомы: взрослое поведение, включающее в себя взрослость и рассудительность, (72,4%), внимание к своему внешнему виду (24,1%). К положительным симптомам изменения поведения ребенка относятся следующие: самостоятельность (65,5%), самостоятельные занятия (75,7%), «общие вопросы» (86,2%).
В целом можно констатировать следующее: на седьмом году жизни возникает стремление к самостоятельности, которое имеет как адекватные формы принятия новых обязанностей (самостоятельность, самостоятельные занятия), так и противопоставление своего мнения, позиции установленным, привычным (спор, пауза, требовательность и т.п.). Кроме того, отмечается интерес к вопросам, выходящим за рамки бытовых ситуаций.
Таким образом, развитие детей на седьмом году жизни принимает амбивалентный характер: стремление к самостоятельности порождает разрушительное отношение к тому, что установлено не самим ребенком (например, к режиму). Указание взрослого анализируется ребенком, что свидетельствует о росте его рефлексии относительно его места во взрослой жизни.
2.3.Рекомендации родителям
Личностные кризисы 1 года, 3 и 7 лет имеют очень важное значение для дальнейшего развития ребёнка. Поэтому очень важно, чтобы взрослые с пониманием и терпением относились к ребёнку в это время. Для этого рекомендуется избегать крайностей в общении с ребёнком (нельзя всё позволять малышу или всё запрещать). Важно согласовать стиль поведения со всеми членами семьи. Нельзя оставлять без внимания то, что происходит с ребёнком, но при этом надо постараться объяснить ему, что у его родителей и других родственников есть другие дела кроме заботы о нём. И что в решении некоторых проблем он может помочь. Важно давать ребёнку выполнять самостоятельно задания, чтобы он почувствовал свою автономность. Нужно поощрять его инициативу, побуждать к ней (если её нет). Но при этом ребёнок должен всегда чувствовать поддержку и одобрение значимого для него взрослого. Нужно помнить, что запрет и повышение голоса- самые неэффективные средства воспитания, и попытаться обходиться без них. Когда ребёнок станет чуть- чуть старше, важно расширять круг знакомств ребёнка, чаще давать ему поручения, связанные с общением с другими взрослыми и сверстниками. При этом следует укреплять уверенность ребёнка в своих силах. Но надо помнить, что ребёнок в своём поведении и поступках подражает взрослым, и постараться подавать ему хороший личный пример. Однако всё это возможно только в том случае, если у ребёнка со взрослым (родителем) установлен тесный эмоциональный контакт.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Детская психология
исследует, как ребенок
Ребенок чувствует и мыслит не так, как взрослый человек. Чувства малыша могут быть сильными. Но чаще всего они нестойки. То, к чему он сегодня привязан, завтра может быть забыто. Ребенку недоступны отвлеченные рассуждения взрослого. Маленький ребенок не в состоянии организовать себя на исполнение неинтересной для него работы.
Развитие ребенка идет очень быстро: сегодня он непохож на вчерашнего, а завтра не будет похож на сегодняшнего. Вот он едва поднимает головку, через два месяца уже сидит и играет погремушкой, а еще через несколько месяцев делает первые шаги. Вот он издает нечленораздельные звуки. Через месяц-другой мы слышим детский лепет.
Несмотря
на различия в развитии
В это время формируется глобальное отношение к миру: безопасен ли он или враждебен. И отношение это вырастает из того, что чувствует малыш в семье, любим он и принимаем или, в силу тех или иных причин, ему приходится «выживать».
Как вы понимаете, имеется ввиду не физическое выживание (хотя семьи бывают разные, в том числе такие, где ребенку приходится бороться за выживание в буквальном смысле), а психологическое: насколько маленький человек чувствует себя защищенным среди самых близких людей, избавлен ли он от всякого рода стрессов.
Это очень важный период, так как от чувства, что мир вокруг доброжелателен зависит и самооценка, отношение человека к самому себе. Отсюда нормально развивается и любознательность и желание быть лучше и еще многое другое.
Такой ребенок взрослеет с чувством значимости собственных усилий: «Я буду стараться, а мир вокруг меня поддержит». Такие дети получаются оптимистами, не боящимися самостоятельности и принятия решений. Недоверие же к миру взрослых (а значит к миру вообще) формирует человека вечно сомневающегося, безинициативного, апатичного. Такие люди, вырастая, не способны принять не только себя, со всеми недостатками и достоинствами, им так же вовсе не знакомо чувство доверия к другому человеку.
Кризисы открыты чисто эмпирическим путем и до сих пор не приведены еще в систему, не включены в общую периодизацию детского развития. Многие авторы подвергают даже сомнению внутреннюю необходимость их существования. Они склонны принимать их скорее за «болезни» развития, за его уклонение от нормального пути, чем за внутренние необходимые периоды всякого детского развития. Почти никто из буржуазных исследователей не мог теоретически осознать их действительного значения. Попытка их систематизации и теоретического истолкования, их включения в общую схему детского развития, предпринятая Л.С. Выготским, должна рассматриваться поэтому как едва ли не первая попытка этого рода.
Никто из исследователей не может отрицать самого факта существования этих своеобразных периодов в детском развитии, и даже наиболее не диалектически настроенные авторы признают необходимость допустить хотя бы в виде гипотезы наличие кризисов в развитии ребенка, даже в самом раннем детстве.
Возрастные кризисы – закономерные и необходимые этапы развития ребенка. Однако часто кризисы сопровождаются проявлениями отрицательных черт (упрямство, конфликтность, негативизм и т.д.), которые могут закрепиться при неблагоприятном исходе. Острота протекания кризисов зависит от индивидуальных особенностей ребенка и от поведения взрослых (родителей, педагогов).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бернс Р. Я-концепция и воспитание. – М., 1986.
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д.И. Фельдштейна / Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 352 с.
3. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М., 1988.
Воспитание // Советский энциклопедический словарь.4-е изд. – М.: Советская Энциклопедия , 1987. – С. 248.
4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии; Изд. “Союз”; СПб 1997.
5. Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984.
7. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет.- М., 1992.
8. Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». — М., 1965 (на правах рукописи).
9. Гуськова Т.В., Елагина М.Г. статья "Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет"// Вопросы психологии. 1999. № 2.
10. Ермолова Т. В., Комогорцева И.О. Временной аспект образа себя у старших дошкольников // Вопросы психологии. 1995. № 2.
11. Кле М. Психология подростка. – М., 1991.
12. Компани А. Динамика отношения к заданиям взрослого как психологическая характеристика перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту: Автореф. канд. дис. М., 1995.
13. Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога. – Воронеж, 1996.
14. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. – М., 1996.
15. Люблинская А.А. Детская психология. – М., 1994.
16. Лешли Д. Работать с маленькими детьми.- М., 1991.
17. Муссен П. и др. Развитие личности ребенка.- М., 1987
18. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. – М., 2002.
19. Матейчек З. Родители и дети.- М., 1992.
20. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. — М.: Институт практической психологии, 1998. — 488 с.
21. Немов Р.С. Психология.: В 3-х т. Т.2. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 608с.
22. Новые ценности образования: тезаурус (для учителей и школьных психологов); Российский фонд фундаментальных исследований, институт педагогических инноваций Российской академии образования; Москва 1995.
23. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М.: Тривола, 1995. — 360 с.
24. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник; Изд. ’’Роспедагенство’’; Москва 1996.
25. Пиаже Ж. Теория Пиаже. - В кн.: История зарубежной психологии. Тексты / Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. - М.: Изд. МГУ, 1986 344 с. - С. 232-292.
26. Психология и педагогика / Сост. А.А.Радугин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Центр, 1999. – 256с.
27. Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопросы психологии. 1994. № 1.
28. Райкрофт Г. Критический словарь психоанализа. – СПб, 1995.
29. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. – М., 1994.
30. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000. – 432с. – ( Учебник нового века).
31. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск, 1997.
32. Смирнова Е.О. Детская психология. – М., 2003.
33. Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. – Самара, 1996.
34. Урунтаева Г.А. Психология дошкольника. Хрестоматия. – М., 1997.
35. Фонарева А.М. Развитие личности ребенка. – М.,1987.
36. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. — 672 с.
37. Физкультура для всей семьи / Сост. Т.В.Козлова, Т.А.Рябухина. – 2-е изд. М.: Физкультура и спорт, 1990. – 463с. – (Библиотека для родителей).
38. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. – М., 1992.
39. Фрейд З. Психоаналитические этюды / Сост. Д.И. Донской, В.Ф. Круглянский. – Минск, 1997.
40. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1989.
41. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. – СПб, 1997.
42. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И. Фельдштейна. — Издание 2-е, дополненное. М.: Институт практической психологии, 1996. — 304 с.
43. Шутс В. Глубокая простота. - СПб.: "Роза мира", 1993 - 218 с.
44. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей.- М., 1981.
45. Эльконин Д.Б. Психология игры.- М., 1978.
46. Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни. – М., 1996.
47. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996.
48. Эриксон Э. Молодой Лютер. – М., 1996.
49. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб.: ЛЕНАТО, АСТ, Фонд "Университетская книга", 1996 - 592 с.
50. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
51. Энциклопедия молодой семьи. – 2-е изд. – Минск.: Белорусская Советская Энциклопедия, 1988. – 663с.