Кризис 3-х лет и особенности его протекания у детей. Возможные последствия кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 11:13, контрольная работа

Краткое описание

На 2—3-м году жизни ребенок учится видеть мир, мыслить, а также усваивает правила поведения. В этот период важно, чтобы у ребенка преобладали положительные эмоции (например, радость, доверие), а отрицательные были временными, быстро проходящими. Следует хвалить ребенка за то, что у него получается. Когда его хвалят, это поведение становится привлекательным для малыша и желательным для взрослого. Но не стоит забывать и о порицании. Следует учесть, что ребенок ярче испытывает чувство радости, чем огорчения. Ребенок может глубоко переживать чувство стыда и впасть в депрессию. Вскоре он научится понимать недовольство, огорчение, досаду взрослого.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Предпосылки формирования личности в младенческом и раннем возрасте………………………………………………………………………..4
Кризис 3-х лет и особенности его протекания у детей. Возможные последствия кризиса…………………………………………………………9
Центральные новообразования раннего детства………………………….13
Капризы и упрямства в раннем возрасте, их предупреждение………......14
Заключение………………………...…………………………………….......17
Список литературы………………………………………………………….18

Вложенные файлы: 1 файл

К-р по В-психологии.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

          Введение……………………………………………………………………….3

  1. Предпосылки формирования личности в младенческом и раннем возрасте………………………………………………………………………..4
  2. Кризис 3-х лет и особенности его протекания у детей. Возможные последствия кризиса…………………………………………………………9
  3. Центральные новообразования раннего детства………………………….13
  4. Капризы и упрямства в раннем возрасте, их предупреждение………......14

Заключение………………………...…………………………………….......17

Список литературы………………………………………………………….18

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    Ранний возраст — это период детства от 1 года до 3 лет. В это время происходят большие сдвиги в физическом и нервно-психическом развитии детей. Главным содержанием жизни ребенка в раннем возрасте является усвоение способов употребления предметов, а также средств языка. Формирование предметных действий и усвоение общественно выработанных способов употребления предметов тесно взаимосвязаны с изменением характера ориентировочной деятельности ребенка.

     На 2—3-м году жизни ребенок учится видеть мир, мыслить, а также усваивает правила поведения. В этот период важно, чтобы у ребенка преобладали положительные эмоции (например, радость, доверие), а отрицательные были временными, быстро проходящими. Следует хвалить ребенка за то, что у него получается. Когда его хвалят, это поведение становится привлекательным для малыша и желательным для взрослого. Но не стоит забывать и о порицании. Следует учесть, что ребенок ярче испытывает чувство радости, чем огорчения. Ребенок может глубоко переживать чувство стыда и впасть в депрессию. Вскоре он научится понимать недовольство, огорчение, досаду взрослого.

    Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей. И, наоборот, внешняя бескризисность, создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих возрастных изменений.

    

 

  1. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В МЛАДЕНЧЕСКОМ И РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

 

 –  МЛАДЕНЧЕСТВО:

    В ходе психического  развития ребенка происходит  не только усвоение разнообразных действий и формирование психических процессов и качеств, необходимых для их выполнения. Ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе, внутренними чертами, которые отличают человека как члена общества и определяют его поступки.

    Ребенку предстоит овладеть, способностью реагировать на все происходящие обстоятельства и свои цели. Мотивы его поведения, как правило, не осознаны и не выстроены в систему по степени значимости. Внутренний мир ребенка лишь начинает приобретать определенность и устойчивость. И хотя образование этого внутреннего мира происходит под решающим влиянием взрослых, они не могут непосредственно вложить в ребенка свое отношение к людям, к вещам, передать ему свои способы поведения.

    В 1-й год  жизни складываются предпосылки для дальнейшего развития личности – «предличностные образования».  На протяжении 1-го года жизни ребёнок накапливает опыт взаимодействия с окружающим миром, в ходе которого складывается отношение к себе, другим людям и предметам.

    Главным условием  развития личности выступает  общение ребёнка с другими  людьми. Взрослый с первых дней  оценивает малыша. В любой оценке  главным для ребёнка является  доброжелательное отношение со  стороны взрослых. Взрослый выделяет малыша из окружающего мира как нечто особенно ценное, важное для себя. Такое отношение к ребёнку формирует у него положительное отношение к людям и положительное самоощущение, когда он переживает свою значимость для близких.

   

 

    В 3 месяца складывается предличностное образование – активность. Это качество отчасти врождённое, но развивается в основном под влиянием социальных условий жизни и при решающем влиянии общения с взрослыми.

    В 4-5 месяцев ребёнок любознателен, требователен. Его инициативность очень высока, разнообразно поведение.

    После 6-ти месяцев положительное самоощущение во многом зависит от успешности манипуляций малыша с предметами. Во втором полугодии малыш четко разделяет родных, знакомых и совершенно чужих людей.

    После 8-ми месяцев малыши начинают бояться незнакомцев. В тоже время негативная реакция на чужих, в присутствии родных людей, сменяется интересом и стремлением привлечь к себе внимание.

    К 12-ти месяцам ребёнок связывает знакомого взрослого с определёнными действиями, ожидая их от него. К концу первого года жизни у ребёнка складываются устойчивые образы взрослых. Также у малыша резко нарастают проявления упрямства, негативизма в ответ на замечание взрослого, настойчивость в осуществлении своих желаний и требований.

    О развитии  предпосылок в становлении образа говорит отношение ребёнка к своему отражению в зеркале.

 –  РАННИЙ ВОЗРАСТ:

    Особенности поведения. Отличительной особенностью поведения ребенка раннего возраста является то, что он действует, не задумываясь, под влиянием возникающих в данный момент чувств и желаний. Эти чувства и желания вызываются, прежде всего тем, что непосредственно окружает ребенка, попадается ему на глаза. Поэтому его поведение зависит от внешних обстоятельств. Малыша очень легко привлечь к чему-нибудь, но так же легко и отвлечь. Если, например, ребенок заплакал от огорчения, то его нетрудно утешить — дать взамен игрушки, которой он лишился, другую или вообще чем-нибудь занять его. Но уже в начале раннего детства в связи с формированием устойчивых представлений о предметах начинают возникать чувства и

 

желания, связанные с  предметами, о которых ребенок  помнит, хотя и не видит их перед  собой в данный момент.

    Овладение телом. Тело — прежде всего организм человека в его внешних физических формах и проявлениях. Телесное развитие ребенка сопряжено с его психическим развитием. «Я» человека не только духовно, но и телесно, в частности оно является проекцией некоторой поверхности: образ «Я» включает особенности всего внешнего облика. Телесные переживания ребенка занимают одно из главных мест в процессе развития.  Ребенок именно в раннем возрасте начинает осваивать свое телесное, физическое «Я». В это время ребенок глубоко прочувствует наличие у себя частей тела, участвующих в его действиях и деятельности. Самоощущение ребенка возникает еще в младенчестве. Но этот первичный образ еще синкретичен и неустойчив. Лишь в раннем возрасте опыт движений и действий, опыт телесного и практического общения с другими людьми продвигает ребенка в самопознании и в формировании отношения к своему телу.

    Прямохождение. В конце младенческого возраста ребенок начинает делать первые шаги. Перемещение в вертикальном положении — это трудно. Управление движениями ходьбы еще не сложилось, и поэтому ребенок постоянно теряет равновесие. Малейшее препятствие в виде стула, который надо обойти, или мелкого предмета, который попал под ступню, затрудняет ребенка, и он после одного-двух шагов падает на руки взрослых или на пол. Заставляет его преодолевать страх перед падением и вновь, и вновь прилагать все усилия для того, чтобы совершать первые шаги на первых порах это участие и одобрение взрослых. Ребенок испытывает удовольствие от самого процесса овладения собственным телом и стремится, как бы увеличить эту власть над собой, преодолевая препятствия.

    На первых ступенях овладение ходьбой является для ребенка особой задачей, связанной с сильными переживаниями и периодом интенсивного формирования образа  тела. Постепенно    достигается   автоматизация

 

передвижения и это  перестает представлять для ребенка самостоятельный интерес.

    Телесные удовольствия. Общее овладение телом, прямохождение, достаточно дифференцированные ручные действия, достижения в физическом и психическом развитии, которым сопутствует чувство удовольствия и удовлетворенности собой, приносят детям телесные удовольствия. Телесные контакты, особенно со значимым взрослым, помимо удовольствия, придают малышу уверенность в себе и неизменное чувство радости бытия. Телесная поддержка ребенка субъективно для него выступает как признание его ценности, а в раннем возрасте ребенок уже начинает стремиться к признанию.

    Притязание на признание. Начиная с полутора лет, оценка поведения ребенка взрослыми становится одним из важных источников его чувств. Похвала, одобрение окружающих вызывают у детей чувство гордости, и они пытаются заслужить положительную оценку, демонстрируя взрослым свои достижения.

    Несколько позднее, чем чувство гордости, ребенок начинает испытывать чувство стыда в случаях если его действия не оправдывают ожиданий взрослых, порицаются ими. Постепенно он начинает стыдиться не одобряемых взрослыми поступков, когда ему специально указывают на них. Отношения со старшим возникают у ребенка практически сразу — в младенчестве. Несколько позднее устанавливаются отношения с ровесником. С возрастом обе формы поведения сливаются в единую, которая и закрепляется как зависимость от объекта общения. Уже с младенческого возраста он настойчиво добивается положительных эмоциональных реакций. 
    Имя и его значение в раннем детстве. В раннем возрасте ребенок хорошо усваивает свое имя. Имя человека одновременно представляет его индивидуальность другим и дарует ее самому ребенку. Имя отражает национальную принадлежность ребенка, является решающим фактором в приобретении индивидуальности. Оно отличает ребенка от других.  Ребенок

 

узнает свое имя прежде, чем фамилию, и пользуется именем в общении с другими. Можно  сказать, что имя человека ложится  в основу его личности. Ребенок  отстаивает право на свое имя и  протестует, если его называют другим именем.

    Важность имени для формирования личности ребенка нельзя переоценить. С имени ребенка начинается обращение к нему, поощрение или порицание его за недозволенные действия. С имени собственного ребенок раннего возраста начинает свое общение с окружающими, когда овладевает речью настолько, что может выразить свои желания и высказать оценку своей персоне.

    Развитие самосознания и самопознания. Важнейшей особенностью развития самопознания является познание себя как субъекта действия. Ребенок раннего возраста непременно проходит период, когда он помногу раз совершает одно и то же действие, при этом неукоснительно контролируя это действие в стереотипном его исполнении и в небольших вариациях. Именно в этих действиях ребенок начинает чувствовать свою волю, себя как источник изменения предметов и тем самым выделяет самого себя из окружающего мира.

    Ребёнок отделяет  себя от своих действий, осознаёт  свои желания. Теперь малыш  не просто манипулирует предметами, а действует с ними в соответствии с их назначением, функцией. Ребёнок выполняет предметное действие в новых условиях и переносит его на другие предметы.

Взаимоотношения взрослого  с ребёнком усложняются. Взрослый действует  совместно с ребёнком, оценивает  его достижения в области действий с предметами. Ребёнок сравнивает свой результат с результатом другого человека. Теперь малыш относится к взрослому как к образцу для подражания.

    Стремление к самостоятельности. Общение взрослого с ребенком дает ему возможность начать осознавать себя как отдельного человека. Это происходит в период с 2,5 до 3-х лет. Это случается постепенно.

Можно наблюдать выделения своего «Я» в раннем возрасте. Благодаря особенностям общения с взрослыми, малыш учится говорить о себе в третьем

 

лице. Очень скоро он открывает, что «Я» может относиться к нему самому. Здесь наступает тот момент в осознании себя самого, который определяет начало формирования самосознания: «Я» начинает употребляться для обозначения самого себя среди других. Осознание себя как «Я» может произойти раньше или позже.

Ребенок раннего возраста отношение  к самому себе заимствует у взрослых. Поэтому он нередко беседует с  собой, как с посторонним: уговаривает, ругает, благодарит. Слитность с  другими людьми, которую испытывает ребенок, можно наблюдать именно в раннем возрасте.

    Важные изменения  в сфере самостоятельности происходят  к трём годам. Под влиянием  делового сотрудничества с взрослым у ребёнка формируется целеустремлённость, способность сравнить то, что получил, с тем, что хотел получить.

    В раннем возрасте изменяются отношения ребёнка к людям, предметам, самому себе. Возникает личное действие и сознание «Я сам». Личное действие – это действие, к которому ребёнок относится как к своему, им самим производимое: «Я буду умываться. Я буду играть. Я буду гулять».

 

  1. КРИЗИС 3-Х ЛЕТ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ПРОТЕКАНИЯ У ДЕТЕЙ. ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КРИЗИСА.

Информация о работе Кризис 3-х лет и особенности его протекания у детей. Возможные последствия кризиса