Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 11:13, контрольная работа
На 2—3-м году жизни ребенок учится видеть мир, мыслить, а также усваивает правила поведения. В этот период важно, чтобы у ребенка преобладали положительные эмоции (например, радость, доверие), а отрицательные были временными, быстро проходящими. Следует хвалить ребенка за то, что у него получается. Когда его хвалят, это поведение становится привлекательным для малыша и желательным для взрослого. Но не стоит забывать и о порицании. Следует учесть, что ребенок ярче испытывает чувство радости, чем огорчения. Ребенок может глубоко переживать чувство стыда и впасть в депрессию. Вскоре он научится понимать недовольство, огорчение, досаду взрослого.
Введение……………………………………………………………………….3
Предпосылки формирования личности в младенческом и раннем возрасте………………………………………………………………………..4
Кризис 3-х лет и особенности его протекания у детей. Возможные последствия кризиса…………………………………………………………9
Центральные новообразования раннего детства………………………….13
Капризы и упрямства в раннем возрасте, их предупреждение………......14
Заключение………………………...…………………………………….......17
Список литературы………………………………………………………….18
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение………………………...……………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Ранний возраст — это период детства от 1 года до 3 лет. В это время происходят большие сдвиги в физическом и нервно-психическом развитии детей. Главным содержанием жизни ребенка в раннем возрасте является усвоение способов употребления предметов, а также средств языка. Формирование предметных действий и усвоение общественно выработанных способов употребления предметов тесно взаимосвязаны с изменением характера ориентировочной деятельности ребенка.
На 2—3-м году жизни ребенок учится видеть мир, мыслить, а также усваивает правила поведения. В этот период важно, чтобы у ребенка преобладали положительные эмоции (например, радость, доверие), а отрицательные были временными, быстро проходящими. Следует хвалить ребенка за то, что у него получается. Когда его хвалят, это поведение становится привлекательным для малыша и желательным для взрослого. Но не стоит забывать и о порицании. Следует учесть, что ребенок ярче испытывает чувство радости, чем огорчения. Ребенок может глубоко переживать чувство стыда и впасть в депрессию. Вскоре он научится понимать недовольство, огорчение, досаду взрослого.
Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей. И, наоборот, внешняя бескризисность, создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих возрастных изменений.
– МЛАДЕНЧЕСТВО:
В ходе психического
развития ребенка происходит
не только усвоение разнообразн
Ребенку предстоит овладеть, способностью реагировать на все происходящие обстоятельства и свои цели. Мотивы его поведения, как правило, не осознаны и не выстроены в систему по степени значимости. Внутренний мир ребенка лишь начинает приобретать определенность и устойчивость. И хотя образование этого внутреннего мира происходит под решающим влиянием взрослых, они не могут непосредственно вложить в ребенка свое отношение к людям, к вещам, передать ему свои способы поведения.
В 1-й год жизни складываются предпосылки для дальнейшего развития личности – «предличностные образования». На протяжении 1-го года жизни ребёнок накапливает опыт взаимодействия с окружающим миром, в ходе которого складывается отношение к себе, другим людям и предметам.
Главным условием развития личности выступает общение ребёнка с другими людьми. Взрослый с первых дней оценивает малыша. В любой оценке главным для ребёнка является доброжелательное отношение со стороны взрослых. Взрослый выделяет малыша из окружающего мира как нечто особенно ценное, важное для себя. Такое отношение к ребёнку формирует у него положительное отношение к людям и положительное самоощущение, когда он переживает свою значимость для близких.
В 3 месяца складывается предличностное образование – активность. Это качество отчасти врождённое, но развивается в основном под влиянием социальных условий жизни и при решающем влиянии общения с взрослыми.
В 4-5 месяцев ребёнок любознателен, требователен. Его инициативность очень высока, разнообразно поведение.
После 6-ти месяцев положительное самоощущение во многом зависит от успешности манипуляций малыша с предметами. Во втором полугодии малыш четко разделяет родных, знакомых и совершенно чужих людей.
После 8-ми месяцев малыши начинают бояться незнакомцев. В тоже время негативная реакция на чужих, в присутствии родных людей, сменяется интересом и стремлением привлечь к себе внимание.
К 12-ти месяцам ребёнок связывает знакомого взрослого с определёнными действиями, ожидая их от него. К концу первого года жизни у ребёнка складываются устойчивые образы взрослых. Также у малыша резко нарастают проявления упрямства, негативизма в ответ на замечание взрослого, настойчивость в осуществлении своих желаний и требований.
О развитии предпосылок в становлении образа говорит отношение ребёнка к своему отражению в зеркале.
– РАННИЙ ВОЗРАСТ:
Особенности поведения. Отличительной особенностью поведения ребенка раннего возраста является то, что он действует, не задумываясь, под влиянием возникающих в данный момент чувств и желаний. Эти чувства и желания вызываются, прежде всего тем, что непосредственно окружает ребенка, попадается ему на глаза. Поэтому его поведение зависит от внешних обстоятельств. Малыша очень легко привлечь к чему-нибудь, но так же легко и отвлечь. Если, например, ребенок заплакал от огорчения, то его нетрудно утешить — дать взамен игрушки, которой он лишился, другую или вообще чем-нибудь занять его. Но уже в начале раннего детства в связи с формированием устойчивых представлений о предметах начинают возникать чувства и
желания, связанные с предметами, о которых ребенок помнит, хотя и не видит их перед собой в данный момент.
Овладение телом. Тело — прежде всего организм человека в его внешних физических формах и проявлениях. Телесное развитие ребенка сопряжено с его психическим развитием. «Я» человека не только духовно, но и телесно, в частности оно является проекцией некоторой поверхности: образ «Я» включает особенности всего внешнего облика. Телесные переживания ребенка занимают одно из главных мест в процессе развития. Ребенок именно в раннем возрасте начинает осваивать свое телесное, физическое «Я». В это время ребенок глубоко прочувствует наличие у себя частей тела, участвующих в его действиях и деятельности. Самоощущение ребенка возникает еще в младенчестве. Но этот первичный образ еще синкретичен и неустойчив. Лишь в раннем возрасте опыт движений и действий, опыт телесного и практического общения с другими людьми продвигает ребенка в самопознании и в формировании отношения к своему телу.
Прямохождение. В конце младенческого возраста ребенок начинает делать первые шаги. Перемещение в вертикальном положении — это трудно. Управление движениями ходьбы еще не сложилось, и поэтому ребенок постоянно теряет равновесие. Малейшее препятствие в виде стула, который надо обойти, или мелкого предмета, который попал под ступню, затрудняет ребенка, и он после одного-двух шагов падает на руки взрослых или на пол. Заставляет его преодолевать страх перед падением и вновь, и вновь прилагать все усилия для того, чтобы совершать первые шаги на первых порах это участие и одобрение взрослых. Ребенок испытывает удовольствие от самого процесса овладения собственным телом и стремится, как бы увеличить эту власть над собой, преодолевая препятствия.
На первых ступенях овладение ходьбой является для ребенка особой задачей, связанной с сильными переживаниями и периодом интенсивного формирования образа тела. Постепенно достигается автоматизация
передвижения и это перестает представлять для ребенка самостоятельный интерес.
Телесные удовольствия. Общее овладение телом, прямохождение, достаточно дифференцированные ручные действия, достижения в физическом и психическом развитии, которым сопутствует чувство удовольствия и удовлетворенности собой, приносят детям телесные удовольствия. Телесные контакты, особенно со значимым взрослым, помимо удовольствия, придают малышу уверенность в себе и неизменное чувство радости бытия. Телесная поддержка ребенка субъективно для него выступает как признание его ценности, а в раннем возрасте ребенок уже начинает стремиться к признанию.
Притязание на признание. Начиная с полутора лет, оценка поведения ребенка взрослыми становится одним из важных источников его чувств. Похвала, одобрение окружающих вызывают у детей чувство гордости, и они пытаются заслужить положительную оценку, демонстрируя взрослым свои достижения.
Несколько позднее, чем чувство гордости,
ребенок начинает испытывать чувство
стыда в случаях если его действия не оправдывают
ожиданий взрослых, порицаются ими. Постепенно
он начинает стыдиться не одобряемых
взрослыми поступков, когда ему специально
указывают на них. Отношения со старшим
возникают у ребенка практически сразу
— в младенчестве. Несколько позднее устанавливаются
отношения с ровесником. С возрастом обе
формы поведения сливаются в единую, которая
и закрепляется как зависимость от объекта
общения. Уже с младенческого возраста
он настойчиво добивается положительных
эмоциональных реакций.
Имя и его значение в раннем
детстве. В раннем возрасте ребенок
хорошо усваивает свое имя. Имя человека
одновременно представляет его индивидуальность
другим и дарует ее самому ребенку. Имя
отражает национальную принадлежность
ребенка, является решающим фактором в
приобретении индивидуальности. Оно
отличает ребенка от других. Ребенок
узнает свое имя прежде, чем фамилию, и пользуется именем в общении с другими. Можно сказать, что имя человека ложится в основу его личности. Ребенок отстаивает право на свое имя и протестует, если его называют другим именем.
Важность имени для формирования личности ребенка нельзя переоценить. С имени ребенка начинается обращение к нему, поощрение или порицание его за недозволенные действия. С имени собственного ребенок раннего возраста начинает свое общение с окружающими, когда овладевает речью настолько, что может выразить свои желания и высказать оценку своей персоне.
Развитие самосознания и самопознания. Важнейшей особенностью развития самопознания является познание себя как субъекта действия. Ребенок раннего возраста непременно проходит период, когда он помногу раз совершает одно и то же действие, при этом неукоснительно контролируя это действие в стереотипном его исполнении и в небольших вариациях. Именно в этих действиях ребенок начинает чувствовать свою волю, себя как источник изменения предметов и тем самым выделяет самого себя из окружающего мира.
Ребёнок отделяет
себя от своих действий, осознаёт
свои желания. Теперь малыш
не просто манипулирует
Взаимоотношения взрослого с ребёнком усложняются. Взрослый действует совместно с ребёнком, оценивает его достижения в области действий с предметами. Ребёнок сравнивает свой результат с результатом другого человека. Теперь малыш относится к взрослому как к образцу для подражания.
Стремление к самостоятельности. Общение взрослого с ребенком дает ему возможность начать осознавать себя как отдельного человека. Это происходит в период с 2,5 до 3-х лет. Это случается постепенно.
Можно наблюдать выделения своего «Я» в раннем возрасте. Благодаря особенностям общения с взрослыми, малыш учится говорить о себе в третьем
лице. Очень скоро он открывает, что «Я» может относиться к нему самому. Здесь наступает тот момент в осознании себя самого, который определяет начало формирования самосознания: «Я» начинает употребляться для обозначения самого себя среди других. Осознание себя как «Я» может произойти раньше или позже.
Ребенок раннего возраста отношение к самому себе заимствует у взрослых. Поэтому он нередко беседует с собой, как с посторонним: уговаривает, ругает, благодарит. Слитность с другими людьми, которую испытывает ребенок, можно наблюдать именно в раннем возрасте.
Важные изменения
в сфере самостоятельности
В раннем возрасте изменяются отношения ребёнка к людям, предметам, самому себе. Возникает личное действие и сознание «Я сам». Личное действие – это действие, к которому ребёнок относится как к своему, им самим производимое: «Я буду умываться. Я буду играть. Я буду гулять».