Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 11:13, контрольная работа
На 2—3-м году жизни ребенок учится видеть мир, мыслить, а также усваивает правила поведения. В этот период важно, чтобы у ребенка преобладали положительные эмоции (например, радость, доверие), а отрицательные были временными, быстро проходящими. Следует хвалить ребенка за то, что у него получается. Когда его хвалят, это поведение становится привлекательным для малыша и желательным для взрослого. Но не стоит забывать и о порицании. Следует учесть, что ребенок ярче испытывает чувство радости, чем огорчения. Ребенок может глубоко переживать чувство стыда и впасть в депрессию. Вскоре он научится понимать недовольство, огорчение, досаду взрослого.
Введение……………………………………………………………………….3
Предпосылки формирования личности в младенческом и раннем возрасте………………………………………………………………………..4
Кризис 3-х лет и особенности его протекания у детей. Возможные последствия кризиса…………………………………………………………9
Центральные новообразования раннего детства………………………….13
Капризы и упрямства в раннем возрасте, их предупреждение………......14
Заключение………………………...…………………………………….......17
Список литературы………………………………………………………….18
К 3-м годам у ребёнка появляются
и свои собственные желания, непосредственно
не совпадающие с желаниями
К концу раннего возраста резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях ребёнка. Это приводит к существенным осложнениям в отношениях ребенка и взрослого. Этот период в психологии называется кризис 3-х лет. Этот возраст является
критическим, так как на протяжении всего нескольких месяцев существенно меняются поведение ребёнка и его отношения с окружающими людьми.
Симптомы кризиса 3-х лет описал Л.С. Выготский. К ним относятся:
Кризис протекает
как кризис социальных
сознания, внешне проявляющаяся в знаменитой формуле «Я сам». Феномен «Я сам» знаменует психическое отделение ребёнка от взрослого и распад прежней ситуации социального развития.
В кризисный период реализуются две взаимосвязанные тенденции:
- тенденция к эмансипации;
- тенденция к волевой форме поведения.
При относительно демократичной системе отношений взрослого и ребёнка критический период протекает приглушеннее. Ситуации, в которых необходимо настоять на запрете, существуют и родители, несмотря на негативные реакции и провокации ребёнка, должны их обозначить.
Если кризис
протекает вяло, это может свидетельствовать
о задержке в развитии
Разрешение
кризиса раннего детства
Ряд психологических
наблюдений показывает, что не
всегда 3-х летние дети обнаруживают
столь острые негативные формы
поведения или быстро их
Для нормального развития малыша желательно во время кризиса 3-х лет, чтобы ребенок ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ и их друг.
М.И. Лысина предложила различать два вида кризиса:
- Субъективный кризис – это конкретная картина поведения ребенка и его отношений с близкими взрослыми, который зависит от частных субъективных факторов.
- Объективный кризис – обязательный и закономерный этап развития личности ребёнка, на котором появляются личностные новообразования. Внешне он далеко не всегда сопровождается негативным поведением.
Чтобы смягчить проявления кризиса нужно быть терпеливым к ребёнку и придерживаться нескольких рекомендаций:
вчера». Не следует воспитывать у ребёнка чувство соперничества с
другими.
Новообразования – это достижения в развитии, характеризующиеся особым типом строения личности и деятельности, а также отношением ребёнка к самому себе и другим людям.
1) Самостоятельность:
Появляется чувство «Я сам», «Я хочу», «Я могу». Именно в этот период многие дети начинают использовать местоимение «Я». До этого они говорили о себе в третьем лице.
Д.Б. Эльконин
определяет новообразование
2) Развитие самосознания:
Появляется «система я», в которой доминирует потребность в реализации и утверждении собственного Я. Появляется самооценка и связанное с ней стремление «быть хорошим». Формируются новые отношения с взрослыми.
Обнаруживается осознание себя как отдельного субъекта самоуправляющегося, имеющего свои чувства, желания и возможности.
3) «Чувство гордости за достигнутые результаты»:
Суть «гордости за
достижения» в том, что ребёнок начинает видеть себя
через призму своих достижений, признанных
и оценённых другими людьми. У ребёнка
появляется новое видение мира и себя
в нём. Предметный мир становится для ребёнка
не только миром практического действия
и познания, но и сферой, где он пробует свои возможности,
реализует и утверждает себя.
4) Развитие речи и мышления:
Развитие речи – это «веточка» в развитии самостоятельной предметной деятельности.
Растёт активный
словарь, понимание речи и
5) Целенаправленность действий:
Ребёнок ставит перед собой цель и реализовывает её с помощью взрослого. Он помогает ребёнку удержать цель, выполнить действие, контролирует и оценивает его деятельность.
УПРЯМСТВО – это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии
просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.
Проявления упрямства:
- в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно,
что оно
бессмысленно, не приносит пользы.
- выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е.
т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и
поэтому «стоит на своём».
Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.
КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, т.е. «Я так хочу и всё!!!». Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.
Проявления капризов:
- в недовольстве, раздражительности, плаче.
- в двигательном перевозбуждении.
Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.
Если понять причины капризов и упрямства, их значительно легче предупредить. Необходимо отказаться от стремления, во что бы то ни стало переупрямить ребенка, настоять на своем. Попытка переупрямить обычно вызывает лишь усиление и удлинение каприза и, следовательно, сильнее закрепляет дурную привычку упрямиться. Иногда полезно сделать незаметную для ребенка небольшую уступку ему. При начинающемся капризе полезно отвлечь внимание ребенка, но делать это надо умело: если ребенок догадается, что это делается нарочно, он заупрямится сильнее. Можно сделать так: не
обращаясь непосредственно к ребенку, надо, например, подойти к окну и сказать: «Какое облако плывет, совсем как медведь». Ребенок не сразу, но все же переключится на другое и забудет о своем капризе. Вредно обращать внимание на такого ребенка, уговаривать. Лучше оставить его одного, незаметно наблюдая за ним издали или еще лучше — из другой комнаты.
Для преодоления упрямства и капризности у детей необходимо:
Заключение
Три года это очень маленький возраст, и, несмотря на рождение личности в душе ребёнка, объяснить ему что-то доступно, конечно трудно. Поэтому следует просто предоставить ребенку сферу деятельности, где бы он мог проявлять самостоятельность. Эта сфера деятельности – в игре. На этом этапе взросления будет полезна ролевая игра с ее особыми правилами и нормами, которые отражают социальные связи, она и послужит для ребенка тем безопасным островом, где он может развивать и апробировать свою независимость, самостоятельность. Играйте чаще и будьте терпимее к своему любимому трёхлетнему монстру, и вы не заметите, как он превратится в пятилетнего малыша.
Ещё раз хотелось бы подчеркнуть, что «кризис 3-х лет» является сложным, но нормальным периодом в жизни любого ребенка. Ребенок овладевает новыми, более взрослыми формами поведения, и мы должны с пониманием и заботой относиться к маленькому человеку, который познает самого себя.