Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 04:16, курс лекций
Место и роль практической психологии в контексте проблем отношений науки и практики. Особенности развития практической психологии. Практическая психология в России.
Определение психодиагностики. История термина «психодиагностика». Психодиагностика как раздел психологии и вид работы практического психолога.
Своеобразная диалектическая связь между способностями и знаниями состоит в том, что для овладения последними необходимы соответствующие способности, а само формирование способностей предполагает освоение видных, связанных с соответствующей деятельностью. «По мере того. Как они осваиваются, т.е. превращаются в личное достояние, они перестают быть не только знаниями, умениями, полученными извне, а способствуют развитию способностей» (Рубинштейн С.Л., 1940. С. 535).
С материалистических позиций решается отечественными психологами вопрос о роли природных, врождённых факторов в формировании способностей. Они рассматриваются как анатомо-физиологические задатки – это всегда результат развития в конкретной деятельности. С.Л. Рубинштейн пишет: «Исходные природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках. Между задатками и способностями ещё очень большая дистанция; между одними и другими – весь путь развития личности» (Рубинштейн С.Л., 1940. С. 533). Сами же способности. По словам Б.М. Теплова, не только проявляются, но и создаются в деятельности (Теплов Б.М., 1941).
В зарубежной психологии под способностями понимаются либо врождённые особенности индивида, фатально определяющие все будущие достижения (capacity) субъекта, либо приобретённые им навыки и умения (ability). Следует отметить, что достаточно распространённым в области психодиагностики способностей является термин «aptitude», который входит в название многих тестов, главным образом тестов отдельных способностей. В английском психологическом словаре он определяется, как «природная способность приобретать относительно общие или специальные знания и умения».
Прогрессивные зарубежные учёные (А. Анастази, 1982; Дж. Лолер, 1982, Дж. Наэм. 1984) критикуют сложившийся подход к интеллектуальному развитию, общей одарённости. Тем не менее, теория врождённости способностей, интеллекта имеет ещё много сторонников.
6.2. Основные подходы к изучению способностей
Одним из основных подходов к изучению способностей стал факторный анализ, т.е. эмпирическое выделение разнообразных факторов, за которыми усматривалось проявление разных способностей. В числе прочих и интеллект стали рассматривать как составную способность, включающую в себя вербальные, математические и другие виды способностей. Однако вряд ли выделение всё большего числа факторов можно считать эвристическим путём изучения природы способностей, условий их развития и формирования (хотя для понимания их структуры, выделения основания для классификации такая работа оказалась полезной).
Принято выделять общие и специальные способности. Общие способности обеспечивают овладение разными видами знаний и умений, которые человек реализует во многих видах деятельности, как и любые другие. Эти способности зависят от природных задатков и особенностей обучения и воспитания. «Общие способности обнаруживаются в широте, многообразии возможностей человека и определённом единстве проявляемых свойств. К общим способностям относятся, прежде всего свойства ума, и поэтому часто общие способности называют общими умственными способностями» (Лейтес Н.С., 1971. С. 3). Общую способность или совокупность общих способностей называют одарённостью. «Под одарённостью в таком случае, в отличие от специальных способностей или дарований. Разумеют общую даровитость; в зарубежной литературе её обычно отождествляют с интеллектом» (Рубинштейн С.Л., 1940. С. 537).
В отличие от общих специальные способности рассматриваются по отношению к отдельным, специальным областям деятельности, что выражается в их классификации по видам деятельности (математические, художественные, музыкальные и т.д.). В психологии соотношение общих и специальных способностей понимается как соотношение общего и особенного. «Способности человека реально даны всегда в некотором единстве общих и специальных (особенных и единичных) свойств. Нельзя внешне противопоставлять их друг другу. Между ними имеется и различие, и единство» (Рубинштейн С.Л., 1940. С. 538).
Основные положения теории способностей получили своё развитие и конкретизацию в многочисленных работах по изучению общих и специальных способностей. Здесь можно указать работы Ананьева и его сотрудников, посвящённые комплексному исследованию разносторонних особенностей и возможностей человека (Ананьев Б.Г., 1980), работы Лейтеса об общих умственных способностях и одарённости в целом (Лейтес Н.С., 1971), а также целый ряд работ по исследованию специальных способностей. К ним относятся изучение: математических способностей В.А. Крутецким и его сотрудниками (1968), музыкальных способностей Б.М. Тепловым (1961), организаторских способностей Н.Ф. Кузьминой (1961), лётных способностей К.К. Платоновым (1972), художественных способностей Е.И. Игнатьевым (1961).
6.3. Методы изучения способностей
В настоящее время в психодиагностике выделяют методы изучения общих и специальных способностей.
В настоящее время в психодиагностике выделяют методы изучения общих и специальных способностей. Однако в самих методиках такое разделение не всегда строго соблюдается. В батареи тестов отдельных способностей наряду с заданиями, направленными на изучение специальных способностей, включены задания, взятые из тестов интеллекта. В свою очередь, тесты интеллекта предусматривают изучение специальных способностей (технических, математических). Интеллект длительное время рассматривался исследователями как единое, неделимое свойство.
Собственно, тесты специальных способностей и стали разрабатываться для того, чтобы получать данные о развитии особенностей человека, не связанных с его интеллектуальным развитием, а как бы дополняющих его. Однако применение факторного анализа показало, что интеллект сам по себе включает ряд относительно независимых способностей, таки, как вербальные, математические, пространственные, мнемические (Терстоун Л., 1957).
В зарубежной литературе, посвящённой проблемам психодиагностики, принято классифицировать специальные способности по двум основаниям:
1) по видам психических функций (моторные, сенсорные);
2) по видам деятельности (технические и профессионализированные, т.е. соответствующие той или иной профессии).
Диагностика моторных (психомоторных, сенсомоторных) способностей находит широкое практическое применение в профотборе и спорте (Анастази А., 1982; Кулагин Б.В., 1984; Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтенко В.А., Серова Л.К., 1984; Проблемы космической биологии, 1984; Сишор Х., 1963). Моторные тесты направлены на изучение точности и скорости движений, зрительно-моторной и кинестезически-моторной координации, ловкости движений пальцев и рук, тремора. Точности мышечного усилия и др.
Методы диагностики другой группы специальных способностей – сенсорных – «выросли» из экспериментальных исследований восприятия, которые успешно проводятся уже несколько десятилетий. Одной из областей применения сенсорных тестов является клиническое тестирование, направленное на выявление дефектов в развитии тех или иных сенсорных функций. Однако наиболее широкое применение эти методы нашли в отборе военного и промышленного персонала, в частности водителей разнообразных транспортных средств. Хотя психологическое изучение сенсорных способностей распространяется на все модальности, стандартизованные методы созданы главным образом для изучения зрения и слуха.
Следующая группа тестов специальных способностей представлена тестами технических способностей. Эти методы были разработаны одними из первых среди методов диагностики специальных способностей. Поскольку тесты интеллекта были сосредоточены на изучении в основном «абстрактных» функций, возникла потребность в методах изучения более конкретных, практических способностей. В значительной степени эта потребность была удовлетворена за счёт разработки тестов технических способностей.
Для изучения пространственных представлений разработаны многие разнообразные задания, которые входят в батареи отдельных способностей и в тесты интеллекта. Одним из известных и широко применяемых тестов этого рода является новая редакция Миннесотского теста на восприятие пространства.
Из серии тестов на определение профессиональных способностей наиболее часто применяются тесты так называемых конторских способностей, задания из этих тестов включены в очень многие батареи тестов общих и специальных способностей. При разработке этих тестов исходили из того, что в работе чиновника необходимы аккуратность, высокая скорость восприятия информации, хорошая речь, информированность в своей области, исполнительность. Поэтому они включают в тесты разнообразные задания на диагностику этих качеств.
Тесты требуют от испытуемых умения быстро читать числовой и словесный материал, располагать определённый материал в алфавитном порядке, кодировать и классифицировать его. Диагностируется также уровень общей осведомлённости испытуемых, знание ими деловой терминологии, грамотность, чувство языка.
Литература
1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Борис Герасимович Ананьев. − М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК»,1996. 384 с.
2. Анастази А. Психологическое тестирование / А. Анастази. Ч. 1-2. М.: Педагогика, 1982.
3. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение / Андрей Владимирович Брушлинский. − М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 392 с.
4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. − СПб.: Питер Ком., 1999. 528 с.
5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / Владимир Николаевич Дружинин. − СПб.: Питер, 2000. 368 с.
6. Забродин Ю.М. Психодиагностика / Забродин Ю.М., Пахальян В.Э.; под общ. ред. Ю.М. Забродина. – М.: Эксмо, 2010. – 448 с. – (Новейший справочник психолога).
7. Общая психодиагностика // Под ред. А.А. Бодалёва и В.В. Столина. − СПб.: Речь, 2003. 440 с.
8. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. − М.: Просвещение,1990. 142 с.
9. Практическая психология для преподавателей / Под ред. М.К. Тутушкиной.- М.: «Филинъ»,1997. 328 с.
10. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Даниил Яковлевич Райгородский. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. 640 с.
11. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров / Даниил Яковлевич Райгородский. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. 672 с.
Тема 7. МЕТОДИКИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ СПОСОБНОСТЕЙ
ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ
Серия методик по диагностике способностей личности:
1. Методика исследования интересов школьников (анкета интересов)
2. Методика исследования детской креативности
3. Методика исследования структуры сигнальных систем
Алгоритм изучения каждой методики. Общая характеристика методики. Основной принцип данной методики. Назначение методики. Факторы методики: их общая характеристика и анализ. Универсальность основных факторов и анализ их параллелей в других диагностических инструментариях.
Процедура диагностики. Условия тестирования. Организационные детали проведения методики. Принципы трактовки результатов методики. Результаты тестирования.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ
7.1. Методика исследования интересов («Карта интересов»)
Методика используется в целях профориентации и при приёме на работу. Может применяться для обследования, как подростков, так и взрослых. Хорошие результаты получаются при использовании данной методики в целях профориентации лиц, меняющих профессию. Время обследования испытуемого не ограничено, но следует предупреждать о необходимости работать в течение 40 – 50 минут.
Испытуемым зачитывается инструкция о том, что надо ответить на вопросы анкеты о том, что им нравится / нравится или не нравится.
Обработка результатов сводится к подсчёту в каждом столбце бланка для ответов количества знаков «+» или «−», а далее из первой суммы вычитается вторая. Таким образом, получается 24 цифры со знаками «+» или «−», которые соответствуют 24 видам деятельности. Выбираются 2 – 3 вида деятельности, которые набрали более количество знаков «+».
Возможен упрощённый вариант методики, где испытуемые ставят только знак «+», а виды деятельности, которые не нравятся, пропускают, оставляя пустую клетку в бланке для ответов. В этом случае подсчитывается только количество знаков «+» по столбцам.
Рекомендуется применять методику для испытуемых в возрасте до 35 лет. Возможно применять опросник, как индивидуально, так и в группе. Достоверные результаты получаются и в том случае, когда экспериментатор зачитывает вопросы группе испытуемых, хотя в этом случае искусственно ограничивается время.