Лекции по "Психодиагностике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 04:16, курс лекций

Краткое описание

Место и роль практической психологии в контексте проблем отношений науки и практики. Особенности развития практической психологии. Практическая психология в России.
Определение психодиагностики. История термина «психодиагностика». Психодиагностика как раздел психологии и вид работы практического психолога.

Вложенные файлы: 1 файл

Психодиагностика Конспекты лекций.doc

— 1.93 Мб (Скачать файл)

 

              Индикаторы мотивации. Мотивация не только детерминирует деятельность человека, но и буквально пронизывает большинство сфер психической деятельности. Это проявляется, в частности, в большом количестве тех операциональных критериев, которые используются в психодиагностике мотивации. Анализ литературы позволяет назвать ряд индикаторов, с помощью которых выносятся суждения о качественных и количественных характеристиках мотивации:

1.       Прямая оценка представлений человека о причинах или особенностях поведения, интересах и т.д. (когнитивная репрезентация).

2.       Искажение объекта перцепции под влиянием мотивационных тенденций.

3.       Повышенная апперцептивная восприимчивость к объекту актуальной мотивации (сенситивизация, принцип резонанса).

4.       Влияние мотивов на когнитивные оценки и тем самым на структурирование, классификацию и организацию определённого стимульного материала.

5.       Выявление зоны целей, релевантных мотиву.

6.       Валентность объекта (через выявление системы побудительных ценностей, релевантных мотивам).

7.       Проявление мотивов в воображении и фантазии (тест тематический апперцепции и др.).

8.       Избирательность внимания к аспектам ситуации, релевантным мотивам.

9.       Эффект Зейгарник (через оценку характера персеверирующих нереализованных действий, намерений можно косвенно судить о лежащих в их основе мотивах).

10.   Настойчивость при столкновении с преградой (величина усилий, которые проявляет человек для преодоления преграды, может характеризовать силу мотивационной тенденции, детерминирующей его действия).

11.   Выявление совокупности внутренних или внешних преград, релевантных мотивам.

12.   Время принятия решения при мотивационном конфликте выбора альтернатив (приближение-приближение, избегание-избегание).

13.   Временные параметры: а) количество времени, которое человек реально посвящает определённой активности (реальное распределение времени); б) количество времени, которое человек желал бы посвятить определённой активности (желаемое распределение времени); в) количество времени, которое человек тратит на обсуждение, разговоры и т.п. по темам, релевантным актуальной мотивации.

14.   Свободный выбор активности в лабораторной ситуации.

15.   Оценка эффективности выполнения деятельности (при точных равных условиях в определённых пределах более сильной мотивационной деятельности, поведения).

16.   Экспериментальное создание мотивационного конфликта между разными мотивационными тенденциями.

17.   Выявление личностного смысла различных характеристик поведения, деятельности, ситуации и т.д.

18.   Типичные защитные механизмы, которые могут быть связаны с мотивами, потребностями (мотивационные тенденции, реализация которых блокирована внешними или внутренними преградами, проявляются в защитной мотивации).

19.   Свободные ассоциации (детерминация характера и количества ассоциаций актуальной мотивационной тенденцией).

20.   Выявление тактик каузальной атрибуции, релевантных определённым мотивам (мотивам могут соответствовать типичные тактики приписывания причин, которые организуются в определённые атрибутивные стили).

21.   Наблюдение за поведением других: а) в смоделированной ситуации, б) в естественной обстановке.

22.   Наблюдение за своим поведением.

23.   Динамика поведения отдельного человека в течение длительного периода (монографический метод).

24.   Формирование и трансформация мотивов в эксперименте.

25.   Продукты деятельности.

26.   Характер и интенсивность эмоциональных реакций, детерминированных актуальной мотивацией.

             

              Прямые методы психодиагностики мотивационной сферы личности. В основе этих методов лежит первый критерий (см. выше), хотя конкретные методики могут различаться по способам конструирования и по другим особенностям. По этим методам можно судить скорее о «кажущихся мотивах», причинных стереотипах, ценностных ориентациях, чем о реально действующих мотивах деятельности.

              Самый простой вариант такой методики – прямо спросить у человека, «почему» или «ради чего» нечто им делается или делалось в прошлом. Также могут быть использованы интервью, анкеты, когда человеку предлагается для выбора или оценки определённый перечень мотивов, потребностей, интересов и т.п. Поскольку ситуация является гипотетический, человеку бывает трудно ответить, как он поступил бы. Кроме того, не все мотивы являются осознанными, и человек не может сказать о них что-нибудь определённое. Для осознания сложных мотивационных образований требуются специальная деятельность, высокий уровень развития личности. Ответы на анкеты подвержены сознательной или неосознанной фальсификации. Человек часто стремится к социально одобряемым ответам, т.е. на его ответы сильно влияет фактор социальной желательности.

              В эту же группу входят методики измерения установок, которые построены таким образом, что о характере мотивационной переменной судят на основе высказываемого мнения. Возникает сомнение, действительно ли такие методики измеряют реальные установки человека. Существует много данных, показывающих несоответствие установки и поведения, т.е. расхождение между словами и делами. Возникающие здесь трудности связаны с попытками предсказать поведение человека только по одной переменной, не учитывая другие компоненты мотивации. Если даже указанные методики действительно измеряли бы реальную установку, то вряд ли и тогда этого было бы достаточно для предсказания поведения.

 

              «Список личностных предпочтений» А. Эдвардса (EPPS) является опросником, который измеряет силу потребностей из перечня, предложенного Г. Мюрреем.

              Для каждой из 15 шкал были выделены индикаторы потребностей, которые формируются в виде утверждений (всего 210 пар утверждений). Опросник построен на основе вынужденного выбора одного из пары утверждений. Итоговый индекс потребности выражает не абсолютную силу потребности, а силу этой потребности относительно других потребностей из перечня. По определению А. Анастази: «Система отсчёта такого показателя – это скорее сам индивид, а не нормативная выборка» (Анастази А., 1982. Т. 2. С. 140). А Эдвардс использовал метод вынужденного выбора, чтобы уменьшить влияние фактора социальной желательности.

 

              «Форма по изучению личности» Д. Лжексона (PRF) – это методика для измерения мотивационной сферы, также построенная на теории Г. Мюррея. Опросник Джексона измеряет 20 мотивационных переменных, из которых 12 аналогичны потребностям из опросника (EPPS).

 

              «Опросник для измерения аффилятивной тенденции и чувствительности к отвержению» А. Мехрабиана измеряет два обобщённых мотива: стремление к принятию ( у автора – аффилятивная тенденция) и страх отвержения (у автора – чувствительность к отвержению). Опросник состоит из двух шкал. Первая шкала содержит 26 пунктов, вторая – 24 пункта. Шкалы оценивают, по мнению автора, в первом случае общие ожидания индивида о позитивном исходе при установлении межличностного контакта, а во втором случае соответственно негативные ожидания.

 

              Опросник для измерения результирующей тенденции мотивации А. Мехрабиана (RAM) имеет две формы: для мужчин и для женщин. Опросник построен на основе теории мотивации достижения Дж. Аткинсона. При подборе пунктов теста учитывались индивидуальные различия людей с мотивом стремления к успеху и мотивом избегания неудачи в поведении, детерминированном мотивацией достижения. Рассматривались особенности уровня притязаний, эмоциональной реакции на успех и неудачу, различия в ориентации на будущее, фактор зависимости-независимости в межличностных отношениях и др.

 

              8.3. Измерение мотивации достижения

             

              В результате многолетних исследований создан валидный и надёжный инструмент для диагностики мотивов, входящих в структуру мотивации достижения: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи.

             

              Выход книги «Мотивация достижения» послужил своеобразной вехой в исследовании мотивации поведения человека (McCleland D., Atkinson J. Et al., 1953). После этого начался поток публикаций, основанных на разработанных авторами этой книги методике, и этот интерес не уменьшается до сих пор. Ими был использован метод тематический апперцепции, который оказался чувствительным к экспериментальной активации мотивации и позволил оценивать относительно устойчивые и генерализованные индивидуальные различия в силе мотивов.

             

              Метод измерения мотивации достижения основывается на двух идеях. Во-первых, используется идея З. Фрейда о функции сновидений и механизме проекции. Исходя из этой идеи, особенности мотивации определяют на основе анализа продуктов воображения, фантазии. Во-вторых, принимается идея о том, что мотивы могут быть экспериментально активированы и их интенсивность можно контролировать через манипуляцию ситуацией стимуляции.

             

              В первых исследованиях, проведённых Дж. Аткинсоном и Д. Макклеландом, после пищевой депривации различной продолжительности (1, 4, 16 часов), испытуемые составляли рассказы на основе предъявляемых им картинок. Было обнаружено, что с увеличением времени с момента последнего приёмов пищи возрастали высказывания, касающиеся еды, пищевой депривации, потребности в еде, способов поиска пищи и т.д. Главное, что было обнаружено, − в продуктах воображения и фантазии хорошо отражается динамика мотивации.

             

              Экспериментальная процедура была построена так, что создавалось шесть различных ситуаций для активации различных уровней в интенсивности мотивации достижения. После выполнения задания в экспериментальной ситуации испытуемые принимали участие в групповом тесте на творческое воображение (вариант ТАТ). Они составляли рассказы на основе четырёх картинок. Использовались различные картинки: некоторые из них были взяты из ТАТ Г. Мюррея, а другие были оригинальными. Картинки предъявлялись в течение 20 секунд, а затем испытуемые составляли по ним рассказы, руководствуясь следующими вопросами:

       Что здесь происходит? Кто эти люди?

       Что привело к этой ситуации? Что произошло перед этим?

       О чём думают эти люди? Чего они желают?

       Что произойдёт дальше?

              На составление рассказа давалось 4 минуты – по 1 минуте на каждый вопрос. Был разработан специальный контент-анализ для измерения мотивации достижения. При подсчёте баллов вначале определялось, носит ли рассказ характер ориентации на достижение (к примеру, имеется ли в рассказе указание на состязание со «стандартным мастерством» и т.д.). В данном случае подсчитывается категория «образа достижения» и выделяются другие категории: потребность в достижении (N), инструментальная активность (I), позитивное предвосхищение цели (Ga+), отрицательное эмоциональное состояние (G-), тема достижения (Th). Балл, полученный при использовании этой процедуры, как указывалось выше, принято обозначать nAch. Максимальный балл в одном рассказе не превышает +11. Индекс nAch получается суммированием баллов, приписанных всем рассказам.

              В этих исследованиях было получено, что в разных ситуациях частота категорий nAch различается. Так, индекс nAch в ситуации, ориентированной на достижение, и в ситуации релаксации был различным: в первой ситуации уровень мотивации достижения был намного сильнее, чем во второй. Таким образом, было обнаружено, что уровень мотивации достижения зависит от уровня стимуляции в предшествующих ситуациях.

              Выяснилось также, что у мужчин индекс nAch сильнее зависит от условий активации, чем у женщин. В более поздних исследованиях указывается на неоднозначность связи между индексом nAch и ориентированной на достижение инструкций у женщин.

             

              Хекхаузен разработал два новых индекса: надежда на успех (HS) (мотив стремления к успеху) и страх неудачи (FF) (мотив избегания неудачи) (Heckhausen H., 1963). Используются 6 картинок, (HS + FF) – выражает суммарную мотивацию достижения.

              Основные категории контент-анализа Г. Хекхаузена. Для мотива стремления к успеху выделены следующие категории: 1) потребность в достижении успеха, 2) инструментальные действия для успеха, 3) ожидание успеха, 4) похвала, 5) положительное эмоциональное состояние, 6) тема успеха.

              Категории для мотива избегания неудачи таковы: 1) потребность избегания неудачи, 2) инструментальные действия избегания неудачи, 3) ожидание неудачи, 4) порицание, 5) негативное эмоциональное состояние, 6) неуспех, 7) тема неуспеха.

              Индекс nAch коррелирует с указанными индексами мотивов следующим образом:

              Коэффициент корреляции между nAch и HS равен 0,40; между nAch и HS+ FF равен 0,70.

              Дж. Аткинсон разработал первую формализованную модель достижения, которая явилась базисной для всех дальнейших моделей в этой области.

 

 

Литература

 

1.         Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Борис Герасимович Ананьев. − М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК»,1996. 384 с.

2.         Анастази А. Психологическое тестирование / А. Анастази. Ч. 1-2. М.: Педагогика, 1982.

3.         Борисова Е.М. Основы психодиагностики / Е.М. Борисова // Вопросы психологии. 1998. № 5. С. 126 – 130.

4.         Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение / Андрей Владимирович Брушлинский. − М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 392 с. 

5.         Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. − СПб.: Питер Ком., 1999. 528 с.

Информация о работе Лекции по "Психодиагностике"