Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 04:16, курс лекций
Место и роль практической психологии в контексте проблем отношений науки и практики. Особенности развития практической психологии. Практическая психология в России.
Определение психодиагностики. История термина «психодиагностика». Психодиагностика как раздел психологии и вид работы практического психолога.
7.2. Методика исследования детской креативности
Креативность определяется как черта личности испытуемого, его способность к творчеству как к процессу, в результате которого он создаёт что-либо, не существовавшее прежде, оригинальное.
Методика предназначена для детей 7 – 9 лет. Она состоит из 8 субтестов: «Использование предметов», «Заключение», «Выражение», «Словесная ассоциация», «Составление изображения», «Эскизы», «Спрятанная форма», «Задачи со спичками».
Испытуемым зачитывается инструкция. Даётся контрольное время для выполнения субтеста. Оцениваются задания по показателям: беглость мысли; гибкость мысли; оригинальность мысли.
Показатели творческого воображения: беглость мысли – количество идей, возникающих в единицу времени; гибкость мысли – способность быстро, без внутренних усилий переключаться с одной мысли на другую и видеть, что информация, полученная в одном контексте, пригодна для использования в другом, т.е. это оптимальное развитие навыка к переносу, транспозиции; оригинальность – способ генерации идей, отличающихся от общепринятых, оригинальность проявляется в парадоксальных решениях, обнаружении в проблеме отношений, а также в потребности находить для выражения полученных результатов неординарную форму. Грановская Р.М. и Березная И.Я. выделяют еще два показателя творческого воображения: любознательность – сохраняющаяся у взрослого человека детская способность удивляться, поддерживающаяся чувствительность к новым проблемам; мужество – способность принимать решения в ситуации неопределенности, способность не испугаться собственных выводов и довести их до конца, рискуя личным успехом и репутацией.
Обработка результатов. Дети, получившие высокие результаты креативности, должны и в дальнейшем быть объектом пристального внимания психолога и педагогов. По отношению к ним необходима как внутренняя, так и внешняя дифференциация обучения. Зная их возможности, педагоги и родители смогут предлагать им индивидуальные творческие задания, задания повышенной трудности, дозировать учебную нагрузку так, чтобы сохранить и развить у этих детей положительную мотивацию учения.
7.3. Методика исследования структуры сигнальных систем
Методика используется для выявления индивидуальных особенностей функционирования сигнальных систем, как ребёнка, так и взрослого. К первой сигнальной системе относятся образы и «образные языки»: язык музыки, живописи, танца, жеста и т.д. Ко второй сигнальной системе – «речевые языки»: слово, фраза.
Испытуемому предлагается отвечать «да» или «нет» на вопросы теста.
Обработка результатов. Необходимо подсчитать количество плюсов. В результате получатся следующие группы результатов: «метафоризация», «образность представлений», «символизация», «вербализация», «абстрагирование», «рефлексивность», «ручные навыки».
Перечень вопросов
1. Чтобы понять что-либо, ты часто обращаешься к представлениям?
2. У тебя есть тяга к рисованию?
3. Понятен ли тебе язык знаков, формул, графиков?
4. Доставляет ли тебе удовольствие пересказывать увиденное друзьям?
5. Стараешься ли ты скорее обобщить имеющуюся информацию, уйти от конкретики к обобщённым, абстрактным формам?
6. Много ли времени занимает у тебя обычно переосмысливание того, что ты видел, слышал?
7. Проще ли тебе понять что-либо, потрогав предмет, повертев его в руках, собрав или разобрав его?
8. Стараешься ли ты обогатить свою речь метафорическими выражениями?
9. Являются ли рисование, лепка, декоративно-прикладное искусство твоими любимыми занятиями?
10. При объяснении чего-либо ты часто прибегаешь к языку знаков, символов, чертежей?
11. Ты обладаешь литературными способностями?
12. Нравится ли тебе абстрактная живопись?
13. Ты легко находишь смысл в абстрактных изображениях?
14. Удавалось ли тебе своими руками собрать или отремонтировать какое-нибудь техническое устройство?
15. Ты согласен, что речь без эпитетов, метафор, образных выражений суха и неинтересна?
16. Читая книгу. Ты живо представляешь себе происходящее, как будто ты являешься непосредственным участником событий?
17. У тебя хорошая память на знаки, символы, цифры?
18. Тебя считают хорошим рассказчиком?
19. Ты легко составляешь для себя какую-нибудь абракадабру, чтобы заменить большое словесное выражение?
20. Ты ловишь себя на мысли, что каждый символ, знак в художественном произведении несёт в себе большой смысл?
21. Тебя часто тянет к рукоделию, ручной работе, поделкам?
22. Радует ли тебя удачно употреблённая метафора, иносказание или притча в речи говорящего?
23. Ты стремишься собрать у себя коллекцию репродукций живописи, книги по искусству?
24. Ты свободно владеешь языком знаков, формул?
25. Ты пишешь стихи?
26. Твои знакомые говорят тебе, что ты слишком часто прибегаешь к абстрациям?
27. Случается, что ты смотришь один и тот же фильм несколько раз, переосмысливая его по-новому?
28. Называют ли тебя «мастер – золотые руки»?
29. Ты любишь поэзию за оригинальность высказываний, интересные ассоциации?
30. Язык наглядных образов тебе более понятен, чем язык знаков и формл?
31. Ты стараешься использовать при письме аббревиатуры, сокращения слов до начальных букв?
32. Нравится ли тебе выступать перед аудиторией?
33. Твоя деятельность связана со знаковыми системами, машинными языками и т.д?
34. Ложась спать, ты часто перебираешь в памяти прошедший день, стремясь привести в порядок впечатления?
35. Работа с техникой доставляет тебе удовольствие?
36. Ты стараешься чаще обращаться к художественным произведениям в поисках нужных тебе образов, метафор, метких выражений. Забавных высказываний?
37. Ты обладаешь богатым воображением, яркой и буйной фантазией?
38. Тебе легко даются языки программирования на ЭВМ?
39. Ты владеешь иностранными языками?
40. Тебя иногда подмывает ввернуть в разговоре фрвзу позаковыристей и понепонятней?
41. Ты стремишься тщательно обдумывать свои поступки, рассчитывая свои шаги заранее?
42. Обладаешь ли ты способностью к техническому изобретательству?
43. Нравится ли тебе придумывать образные метафоры?
44. Часто ли можно застать тебя за рисованием?
45. Чтобы упростить объяснение, ты часто используешь графики, формулы?
46. Много ли времени ты уделяешь стихосложению?
47. Для запоминания чего-либо ты часто используешь абстрактные знаки, изображения, понятные только тебе?
48. Твои друзья и знакомые считают тебя глубокомысленным человеком?
49. Много ли тебе приходится заниматься ручной работой, требующей терпения и аккуратности?
50. Ты хорошо владеешь языком метафор, оригинальных образов?
51. Часто ли тебе снятся яркие, интересные сны, полные захватывающих событий?
52. Тебе не составляет труда придумать свою систему знаков. Хотя бы для собственного употребления?
53. Доставляет ли тебе удовольствие рассказывать о чём-либо так, что слова льются из твоих уст?
54. Часто ли ты мспользуешь в речи абстрактные понятия?
55. Удаётся ли тебе найти в тех или иных событиях свой, весьма неординарный смысл?
56. Легче ли тебе делать что-либо руками, чем решать теоретические задачи?
Обработка результатов
Подсчитайте количество плюсов
1. Сумма «плюсов» (ответов «да» на вопросы: 1, 8, 15, 22, 29, 36, 43, 50) – «меафоризация» − способность замечать метафоры в речи, стихах, художественных произведениях, использование метафор в речи, умение самому придумать метафорические выражения – признак творческой одарённости. Максимальная выраженность – 8 баллов, низкие значения 2-3 балла.
2. Сумма «плюсов» (ответов «да» на вопросы: 2, 9, 16, 23, 30, 37, 44, 51) – «образность представлений» − способность к яркому образномупредставлению, фантазии, образному мышлению, стремление выразить эти образы в рисунках, художественные способности.
3. Сумма «плюсов» (ответов «да» на вопросы: 3, 10, 17, 24, 31, 38, 45, 52) – «символизация» − способность к обозначению тех или иных явлений знаками, оперирование формулами, графиками, языковые способности.
4. Сумма «плюсов» (ответов «да» на вопросы: 4, 11, 18, 25, 32, 39, 46, 53) – «вербализация» − лёгкость речи, способность рассказчика, умение без напряжения передавать словами сведения о тех или иных событиях.
5. Сумма «плюсов» (ответов «да» на вопросы: 5, 12, 19, 26, 33, 40, 47, 54) – «абстрагирование» − способность успешно обобщать конкретное, выходить в область абстракции, умение опираться на абстрактные слова, образы в процессе мышления.
6. Сумма «плюсов» (ответов «да» на вопросы: 6, 13, 20, 27, 34, 41, 48, 55) – «рефлексивность» − способность долго удерживать одну и ту же информацию в памяти, каждый раз переосмысливая её по-новому, высокая степень рефлексии, тщательного продумывания своих действий.
7. Сумма «плюсов» (ответов «да» на вопросы: 7, 14, 21, 28, 35, 42, 49, 56) – «ручные навыки» − способность мастерить, ремонтировать, осуществлять тонкие ручные манипуляции с предметами, технические навыки.
Метафора, 1. Вид тропа – скрытое образное сравнение, уподобление одного предмета, явления другому (напр. чаша бытия), а также вообще образное сравнение в разных видах искусств (спец.). 2. В лингвистике: переносное употребление слова, образование такого значения (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. С. 353).
Образ, 1. В философии: результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека. 2. Вид, облик.3. Живое, наглядное представление о ком-нибудь, чём-нибудь. 4. В искусстве: обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления.. 5. В художественном произведении: тип, характер. 6. Порядок, направление чего-нибудь, способ (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. С. 435).
Образ – форма отражения объекта, явления в сознании, субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, строящаяся в соответствии с пространственно-временными и причинно-следственными закономерностями и зависящая от системы значений, которыми оперирует субъект. На чувственной ступени познания основой возникновения образа являются ощущение, восприятие, представление; на уровне логического мышления – понятие, суждение, умозаключение. Возникающий в сознании образ зависит от всех психических явлений – воли, эмоций, установок, мотивов и т.д. (Н.И. Конюхов. С. 88).
Представления – психический познавательный процесс воссоздания образов предметов, событий на основе припоминания или же продуктивного воображения (Н.И. Конюхов. С. 105).
Символ (греч. – знак, опознавательная примета) – образ, взятый в аспекте своей знаковости и что он есть знак, наделённый всей органичностью и неисчерпаемой многозначностью образа.
Предметный образ и глубинный смысл выступают в структуре символа как два полюса, немыслимые один без другого, но и разведённые между собой и порождающие символ. Смысловая структура символа многослойна и рассчитана на активную работу воспринимающего (Филос. энцикл. словарь).
Вербальный (от лат. verbalis – словесный, устный) – (в психологии) – термин для обозначения информации, выраженной знаковой, а именно словесной, языковой системой (в отличие от невербальной информации, например, образной) (Н.И. Конюхов. С. 15).
Абстракция, 1. Мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон, свойств или связей предметов и явлений для выделения существенных признаков. 2. Отвлечённое понятие, теоретическое обобщение опыта (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. С. 15 – 16).
Рефлексия (от позднелат. «обращение назад») – принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека (Филос. энцикл. словарь).
С психологических позиций рефлексия – внутренняя психическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действия и состояний; самопознание человеком своего духовного мира. Вопросы: «для чего? что? как» Рефлексия направлена на осмысление своих собственных действия, их целей, содержания, результата, причин и следствий (М.Т. Громкова).