Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2015 в 15:41, курс лекций
Психология как наука, ее структура, предмет, задачи.
Психология – это учение о душе; это область знаний о внутреннем мире человека и животных, т.е. наука о психике человека и животных.
Объектом изучения психологии является человек.
Предметом изучения психологии является закономерность формирования функционирования и развития психики людей и животных.
Фактором, связывающим все перечисленные системы, пронизывающим их, является фактор общественной значимости, совместной деятельности группы людей. Он является стержневым, оптимально сочетающим личностно значимые и общественно ценные ориентации коллектива.
42. Психология внутриличностного конфликта.
Внутриличностный конфликт один из самых сложных психологических конфликтов, который разыгрывается во внутреннем мире человека. Трудно представить человека, который бы ни разу в жизни не переживал внутриличностного конфликта. Более того, с такими конфликтами в своей жизни человеку приходится сталкиваться постоянно. Конструктивный внутриличностный конфликт является неотъемлемым элементом развития его психики.
Деструктивный внутриличностный конфликт приводит к достаточно серьезным последствиям, от тяжелых переживаний вызывающих стрессы, до крайней формы его разрешения - суицида. Следует подчеркнуть, что внутренняя конфликтная ситуация постоянно присутствует в каждом из нас и этого не следует бояться. Для психически здоровой личности внутренняя конфликтная ситуация на «фоновом» уровне вполне естественное состояниепсихики. Немецкий философ И. Кант считал, что не может быть высоко моральным человек, у которого всегда спокойная совесть и которого не мучают сомнения. Великий славянский философ В. Соловьев в противовес западноевропейскому рационализму Декарта - «мыслю, следовательно, существую» - противопоставил свой тезис, учитывающий особенности славянского менталитета, — «стыжусь, следовательно, существую». Проблема внутриличностного конфликта является основной для главных персонажей произведений А. Пушкина (знаменитое письмо Татьяны), романа «Война и мир» Л.Н. Толстого (переживания Пьера Безухова, графа Болконского, Наташи Ростовой), персонажей романов Ф. Достоевского, Я. Колоса, И. Мележа. Проблема мятежной славянской души является центральной практически для всех произведений классиков русской и белорусской литературы.
Состояния определенного внутриличностного напряжения и противоречивости психики не только естественно, но и необходимо для развития и совершенствования самой личности, что не может осуществляться без разрешения внутренних противоречий. Наличие противоречий является основой для возникновения конфликта. Если внутриличностная конфликтная ситуация протекает на фоновом уровне, внутриличностный конфликт необходим. Недовольство собой, критическое отношение к самому себе заставляют человека стремится к самосовершенствованию, самореализации и самоактуализации, тем самым человек наполняет смыслом не только свою жизнь, но и совершенствует окружающую действительность.
Проблема внутриличностного конфликта наиболее активно разрабатывалась и разрабатывается в западной психологии. Начало его научному обоснованию было положено в конце XIX века и связано с именем основателя психоаналитического направления в психологии Зигмундта Фрейда.
Особенности подходов к рассмотрению внутриличностных конфликтов определяются особенностью понимания сущности личности, сложившейся в различных психологических школах. Исходя из этого можно выделить ряд основных направлений рассмотрения внутриличностного конфликта.
З. Фрейд обосновывал биопсихологический, биосоциальный характер внутриличностного конфликта. Психика человека противоречива по своей сути. Ее функционирование связано с постоянным напряжением и преодолением противоречия между биологическими влечениями и желаниями человека и социально-культурными нормами, между бессознательным и сознанием. В этом противоречии и постоянном противоборств по Зигмунду Фрейду и заключается суть внутриличностного конфликта. Свое дальнейшее развитие эта теория получила в работе его последователей: Карла Юнга - регресс на более низкий уровень психики, Карен Хорни - столкновение стремлений к удовлетворению и к безопасности, противоречие "невротических потребностей" и др..
Внутриличностный конфликт по Фрейду:
- Биологические влечения и желания (Бессознательное);
- Социально-культурные нормы (Сознательное).
Достаточно оригинальную теорию внутриличностно конфликта, получившую название "теория поля", выдвинул немецкий психолог Курт Левин. Согласно этой теории внутренний мир личности оказывается одновременно под воздействием противоположно направленных сил. И субъект должен сделать выбор в пользу одной из них. Эти силы могут быть как обе отрицательными, так и положительными, или одна из них положительной, а другая отрицательной.
Основными условиями возникновения конфликта, по мнению К. Левина, является примерное равенство и значимость этих сил для личности.
Согласно теории личности «Я-концепция» Карла Роджерса возникновение внутриличностного конфликта обусловлено несовпадением представления личности о себе («Я-концепции») с представлением об идеальном «Я». По его мнению, это рассогласование может привести к серьезным психическим расстройствам, вплоть до психических заболеваний.
Достаточно популярна теория
внутриличностного конфликта, разработанная Абрахамом Маслоу. Так как, по его мнению, мотивационную структур
В современных условиях определенной популярностью пользуется теория внутриличностного конфликта, разработанная австрийским психологом и психиатром Виктором Франклом, создателем нового научного направления логотерапии -науки о «смысле человеческого существования и поиске этого смысла». По его мнению, внутриличностный конфликт - результат расстройства «духовного ядра» личности, вызванного духовным, творческим вакуумом, потерей смысла жизни. Внутриличностный конфликт проявляется в ноогенных (нусогенных) неврозах, которые проявляются в апатии, скуке, депрессии.
Среди российских ученых, внесших значительный вклад в разработку проблемы внутриличностного конфликта, выделяют А. Лурию (столкновение двух сильных, но противоположно направленных тенденций), В. Мерлина (как результат острого неудовлетворения глубоких актуальных мотивов и отношений личности), Ф. Василюка (столкновение двух внутренних побуждений, отраженных в сознании в виде самостоятельных противоположных ценностей) и др. Но, прежде всего, следует обратить внимание на деятельностный подход Алексея Леонтьева. По мнению А. Леонтьева, внутриличностный конфликт присущ внутренней структуре личности и является нормальным явлением. По своей структуре любая личностьпротиворечива. Обычно разрешение этих противоречий происходит в простейших формах и не приводит к возникновению внутриличностного конфликта. «Ведь гармоническая личность вовсе не есть личность, не знающая никакой внутренней борьбы». Но в отдельных случаях разрешение этих противоречий выходит за рамки простейших форм и становится главным, что определяет поведение и весь облик человека. В результате чего и возникает внутриличностный конфликт. По его мнению, внутриличностный конфликт есть результат борьбы иерархизированных, мотивационных линий личности. Среди отечественных психологов следует выделить подходы к рассмотрению внутриличностного конфликта Н.Ф. Вишняковой.
Согласно теории личности Альфреда Адлера, «комплекс неполноценности», возникающий в детстве под влиянием неблагоприятных социальных факторов, впоследствии выступает основанием для формирования внутриличностного конфликта.
Адлер обосновал не только механизм возникновения внутриличностного конфликта, но и основные способы его разрешения (компенсации «комплекса неполноценности»).
1) Развитие «социального чувства», социального интереса (интересная работа, нормальные межличностные отношения, дружба, любовь, хобби и т.п.) в противовес «неразвитому социальному чувству» (преступность,алкоголизм, наркомания и т.п.).
2) «Стимуляция собственных способностей», достижение превосходства над другими, которое может иметь три формы проявления:
а) адекватная компенсация, когда происходит совпадение превосходства с содержанием социальных интересов (спорт, музыка, профессионализм, творчество и т.п.);
б) сверхкомпенсация, когда происходит гипертрофированное развитие одной из способностей, имеющей ярко выраженный эгоистический характер (накопительство, ловкачество и т.п.);
в) мнимая компенсация, когда комплекс неполноценности компенсируется болезнью, сложившимися обстоятельств или другими факторами, не зависящим от самой личности.
В объяснении внутриличностного конфликта Эрих Фромм выдвинул концепцию «экзистенциальной дихотомии». В соответствии с ней причины внутриличностного конфликта заключены в дихотомичной природе самого человека. А она проявляется в экзистенциальных проблемах: проблеме жизни и смерти; ограниченности человеческой жизни; проблеме потенциальных возможностей человека и ограниченности условий их реализации и др. Более конкретно Э. Фромм реализует ее в теории биофилии (любовь к жизни) и некрофилии (любовь к смерти).
Э. Эриксон, выдвинув и обосновав идею стадий психосоциального развития личности, пришел к выводу, что на каждом возрастном этапе происходит либо благоприятное преодоление кризисной ситуации, либо неблагоприятное. В первом случае происходит позитивное развитие личности, ее уверенный переход на следующий жизненный этап с хорошими предпосылками для его успешного преодоления. Во втором случае личность переходит в новый этап своей жизни с проблемами (комплексами) прошлого этапа. Но так как пройти все стадии только успешно практически невозможно, у каждого человека создаются предпосылки для возникновения внутриличностного конфликта. Э. Эриксон связывает его конфликт с кризисами психосоциального развития.
Внутриличностный конфликт по Э. Эрнксону:
1. Доверие-Недоверие (0-1 год);
2. Автономия-Стыд (1-3 года);
3. Инициатива-Чувство вины (3-6 лет);
4. Трудолюбие-Неполноценность (6-12 лет);
5. «Я» идентичность-Смешение ролей (12-19 лет);
6. Близость-Изоляцня (20-25 лет);
7. творчество-Застой (26-64 года);
8. Интеграция-Отчаяние (65 лет - Смерть).
Кроме выше изложенных психологических
концепций внутриличностного конфликта
существуют и другие, разработанные в
рамках психоанализа, бихевиори
Рассмотрев основные концепции внутриличностного развития, следует сформулировать его определение. В конфликтологической литературе по этой проблеме единой точки зрения нет. Внутриличностный конфликт различными авторами обозначается как личностный, внутренний, интрасубъективный, интраперсональный, психологический.
Так все-таки, какое социально-психологическое явление понимается под внутриличностным конфликтом?
Несмотря на многообразие его определений существует ряд параметров, которые их все объединяют. К ним следует отнести:
- внутриличностный конфликт появляется в результате взаимодействия внутренних элементов структуры психики личности;
- субъектами («S») внутриличностного конфликта выступают одновременно существующие в структуре психики личности разноплановые и противоречивые интересы, цели, мотивы и желания;
- внутриличностный конфликт возникает только тогда, когда противоречия являются равновеликими и значимыми для личности;
- внутренний конфликт
сопровождается острыми
Таким образом, внутриличностный конфликт - это острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения.
Основу любого внутриличностного конфликта составляет ситуация, характеризующаяся:
- противоречивостью позиций;
- противоположностью мотивов, целей и интересов;
- противоположностью средств достижения целей в конкретных условиях;
- отсутствием возможности
удовлетворения какой-либо
Внутриличностному конфликту присущ ряд особенностей, которые важно учитывать при его выявлении, предупреждении и разрешении.
Особенности внутриличностного
конфликта:
- Специфичность структурных компонентов;
- Латентность;
- Специфичность форм проявления;
- Специфичность форм протекания.
Современная классификация (типологизация) внутриличностного конфликта весьма разнообразна.
Одной из наиболее распространенных является 3-уровневая классификация внутриличностного конфликта, которая построена на основе возникновения противоречий между потребностью и социальной нормой.
Наиболее полная классификация внутриличностных конфликтов содержится в работе А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова, которые взяли в качестве основания для классификации ценностно-мотивационную сферу личности.
В зависимости от того, какие стороны внутреннего мира личности вступают в конфликт, они выделили следующие основные виды внутриличностного конфликта (ценностно-мотивационная сфера личности).
Если любой из приведенных конфликтов длительное время не разрешается, он может привести к стрессу, фрустрации и достаточно опасной его форме - НЕВРОТИЧЕСКОМУ конфликту - характеризуемому высшим напряжением и противоборством внутренних сил личности.
Приведенная выше типологизация внутриличностных конфликтов не исчерпывает полностью их классификации. В зависимости от других оснований можно привести иную их типологизацию. Так, если мы возьмем за основание функции внугриличностного конфликта, то его можно классифицировать как: Конструктивный или деструктивный.