Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2015 в 15:41, курс лекций
Психология как наука, ее структура, предмет, задачи.
Психология – это учение о душе; это область знаний о внутреннем мире человека и животных, т.е. наука о психике человека и животных.
Объектом изучения психологии является человек.
Предметом изучения психологии является закономерность формирования функционирования и развития психики людей и животных.
Конструктивный (функциональный, продуктивный) конфликт способствует максимальному развитию субъектов конфликта и конструктивным личностным затратам по его разрешению.
Деструктивный (дисфункциональный, непродуктивный) конфликт усугубляет раздвоение личности, перерастает в жизненный кризис, приводит, как правило, к невротическому конфликту.
43. Конфликты, их предупреждение и преодоление.
Диалектика развития общественных отношений предполагает борьбу противоположностей, столкновение нового и старого, законо- мерного и случайного, личного и общественного. Психологии взаимоотношений военнослужащих также присуща определенная противоречивость. При анализе взаимоотношений военнослужащих можно встретить случаи обострения противоречий, которые существенно сказываются на самочувствии отдельных военнослужащих и деятельности коллектива (группы) в целом. Подобные противоречия называются конфликтами.
Конфликт (в переводе с латинского - столкновение) означает противоборство между людьми, которые защищают свои интересы, отстаивают свои взгляды и привычки поведения, доказывают свою правоту, пытаются самоутвердиться в коллективе. Конфликт затрагивает положение человека в обществе, коллективе, его авторитет и личное достоинство. Он может возникнуть в результате препятствий в достижении личных или коллективных целей.
С учетом количества военнослужащих, участвующих в конфликте, можно различать парные конфликты, в которых действуют два человека (начальник - подчиненный, двое военнослужащих), групповые, охватывающие нескольких военнослужащих, межгрупповые конфликты и всеобщие конфликты, вовлекающие почти весь коллектив.
В зависимости от психологического состояния конфликтующих сторон конфликты бывают с высоким, умеренным эмоциональ- ным напряжением и без эмоционального напряжения. Психология человека такова, что к борьбе он относится далеко не спокойно. Такие эмоции, как обида и злость, страх и гнев, возмущение и презрение, в значительной степени возбуждают человека и заставляют его вести противоборство с эмоциональным накалом и страстью. Эмоционально неуправляемые конфликты протекают в виде резкого и грубого разговора, пререканий и ссор. Под влиянием эмоций человек может допустить опрометчивый поступок, о котором впоследствии будет жалеть.
Любой конфликт, будучи динамическим явлением, проходит следующие стадии:
- возникновение;
- существование конфликта;
- поиск средств
устранения конфликта и его
затухание. Конфликт может возникнуть
либо стихийно, либо по чьей-то
инициативе. Возникнув, он может
сразу же угаснуть (кратковременный
конфликт), продолжаться определенное
время (длительный конфликт) или
же зайти в тупик (затяжной
конфликт). Длительность конфликта
обусловлена неумением
разрешить его, недостаточным взаимопониманием или чрезмерной эмоциональностью партнеров, другими причинами. Особенно важно вовремя найти средства устранения конфликта, подсказать противоборствующим сторонам верное решение и сделать конфликт управляемым. Затухание конфликта проходит по-разному. Он может прекращаться либо без вмешательства посторонних, при полной пассивности самих участников, либо с помощью командира, актива подразделения, сослуживцев.
Любой конфликт нарушает нормальное течение жизни воинского коллектива. Вот почему весьма важно уметь предотвращать их, а если они все же возникли, то быстро и эффективно разрешать, стараясь при этом превращать их в мобилизующую, сплачивающую коллектив силу.
В курсантских коллективах неизбежны разногласия, споры и даже конфликты, обусловленные различиями в понимании новых идей, методов и форм разрешения учебно-воспитательных и творческих проблем и т.п. Выбор правильных решений, стимулирование инициативы возможны при соблюдении ряда этических условий, особенно этики субординации, когда начальник не подчеркивает своего преимущества, а подчиненный имеет право на собственное мнение и несет ответственность за его аргументацию.
Наиболее важными условиями разрешения деловых споров являются:
- взаимное стремление выслушать подчиненного (сослуживца), понять смысл предложений, оценить сказанное, отбросив личные пре- дубеждения;
- уважение точки зрения и мнения собеседника;
- умение тактично
опровергать высказанное
- умение спокойно
воспринимать критику и
- умение быстро и решительно признавать свои ошибки;
- на заключительной
стадии делового конфликта
Таким образом, знание основных условий разрешения деловых конфликтов может помочь командиру оперативно устранить конфликты между подчиненными.
Наблюдаемые в воинских коллективах конфликты носят служебный и неслужебный характер. Служебные конфликты - это конфликты между начальником и подчиненными, между подчиненным и начальником, между военнослужащими в равных званиях и должностях. Нередко поводом для конфликта служат отступления от распорядка дня; неравномерное распределение нарядов и хозяйственных
работ, особенно в выходные дни; необъективные оценки результатов службы; трудности учебы; превышение власти, различного рода на- рушения принципов социальной справедливости, грубость, предвзятость и т.п.
Небезынтересно отметить, что с должностными лицами, как правило, конфликтуют те военнослужащие, которые не признают их авторитета, претендуют на лидерство и особое положение в коллективе. Инициаторами конфликтов могут быть сержанты, пытающиеся неуставными приемами поддерживать дисциплину, курсанты, игнорирующие требования младших командиров.
Неслужебные конфликты касаются самых различных сторон деятельности коллектива. Это в основном межличностные конфликты, в проявлении которых ведущее значение имеют неумение военнослужащих взаимодействовать и общаться друг с другом, эмоциональная и интеллектуальная несовместимость, недостатки характера.
Анализ повода и причины конфликта. На этом этапе соблюдается условие: повод лежит на поверхности, а причина нередко маскируется. Выясняя причины конфликта, командир определяет зону служебной и неслужебной конфликтности, разрешает служебный конфликт в первую очередь.
Психопрофилактика конфликтных ситуаций.
Конфликт легче предупредить, чем устранить. На стадии возникновения, когда противоречия выражаются в недовольстве, плохом настроении, подавленности, командиру целесообразно использовать, например, такие приемы: неофициальный разговор наедине; дружеская беседа с кон- фликтующими сторонами или их товарищами; предупреждение или рекомендация уйти от конфликта; положительный отзыв или юморразрядка. Предупреждать конфликт - это значит предупреждать противоречия во взаимоотношениях военнослужащих, тактично подсказывать, как быстро и эффективно их можно устранить.
Учет индивидуальных качеств участников конфликта. Командир в беседе выявляет характер и историю взаимоотношений военнослужащих: были ли они друзьями, что послужило толчком к ссоре, назревал ли конфликт постепенно и насколько сами участники поддаются убеждению и успокоению.
Определение истинных целей конфликта. Главное разграничить эгоистические устремления и деловые конфликты, сугубо личные и коллективные.
Если конфликт возник из-за желания того или иного военнослужащего удовлетворить какие-то эгоистические устремления, то командир показывает ему всю неприглядность случившегося, требует принести свои извинения. Если же в конфликте преследовались служебные, коллективные цели, то командир старается убедить стороны в том, что надо исходить прежде всего из интересов коллектива.
Устранение подлинных причин конфликта. Установлено, что эмоциональные напряжения чаще всего возникают в несплоченных группах, где нарушается уставной порядок, бытуют неуставные взаимоотношения, не контролируются совместимость и эмоциональное равновесие среди личного состава. Командир анализирует и улучшает в первую очередь стиль управления психологическим климатом, совершенствует взаимоотношения между военнослужащими, устраняет объективные и субъективные причины несовместимости отдельных военнослужащих.
Создание эмоционального равновесия в конфликте. Как только командир узнает о конфликте, он сразу же настраивается на спокойную беседу с возбужденными подчиненными. Иногда предоставленная возможность успокоиться и собраться с мыслями конфликтующим сторонам сама по себе устраняет напряженность. Бывает и наоборот. Но чаще всего с участниками конфликта приходится вести терпеливую беседу, шаг за шагом снимая напряжение, восстанавливая эмоциональное равновесие и взаимопонимание.
Соблюдение педагогического такта при разрешении конфликта. Офицер единолично или с чьей-либо помощью (актива, сержантов) намечает пути преодоления конфликта. Наиболее трудным с точки зрения выбора способов воздействия на конфликтующие стороны является обеспечение такта в тот момент, когда они находятся в состоянии высокой возбудимости. Соблюдая такт, офицер может сгладить спорные вопросы, выявить «зону согласия», определить границы спора и его участников, вызвать на откровенность и договориться о взаимной терпимости.
Выбор способа воздействия на конфликтующие стороны. Он выбирается в зависимости от умения офицера организовать ход конфликтной ситуации и поведение военнослужащих в ней. Конфликт может прекращаться либо сразу, либо затухать постепенно, сопровождаться повышенной или пониженной эмоциональностью, видоизменяться или перерастать в новый конфликт. В каждом из этих случаев офицер добивается полного примирения сторон с максимальным удовлетворением взаимных притязаний. Иногда конфликт можно прекратить путем взаимных уступок или устранением разногласий. Если конфликт затрагивает интересы коллектива, то целесообразно с помощью организованного мнения сообща осудить одного или обоих участников конфликта.
Прекращение конфликта можно достичь путем временного перевода одного из участников в другое подразделение.
Подчеркнем, что применение методики должно целиком и полностью строиться на основе улучшения индивидуально- воспитательной работы в коллективе, внедрения в сознание военно- служащих научного мировоззрения, утверждения нравственных прин- ципов и норм поведения.
Таким образом, всесторонний анализ конфликтов и конфликтных состояний обеспечивает их своевременное предупреждение и оперативное устранение, а вместе с тем способствует улучшению нравственного воспитания личного состава.
44. Психология общения.
Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). При анализе межгруппового общения раскрывается его социальный смысл как средства передачи форм культуры и социального опыта не только между одновременно существующими группами, но и в ходе исторического процесса. В социальной психологии большое внимание уделяется межличностному общению, где обозначенные три его стороны выступают как раскрытие субъективного мира одного человека по отношению к другому. Так, коммуникативная сторона общения предполагает обмен информацией между двумя индивидами. Специфика этого процесса в том, что, в отличие от информационного процесса в кибернетике, здесь решающее значение имеет ориентация партнеров друг на друга, то есть на установки, ценности, мотивы, каждого из них как активного субъекта. Поэтому имеет место не простое «движение» информации, но ее уточнение и обогащение. Суть коммуникационного процесса не простое взаимное информирование, но совместное постижение предмета, поэтому в нем даны в единстве деятельность, общение и познание. Специфичными являются и возникающие коммуникативные барьеры, порождаемые либо социальными факторами (политические, социальные или религиозные различия между партнерами), либо индивидуальными психологическими особенностями общающихся (их «закрытоеть» или «открытость» к общению). Важной характеристикой коммуникативного процесса является намерение его участников повлиять друг на друга, воздействовать на поведение другого, необходимым условием чего выступает не просто использование единого языка, но и одинаковое понимание ситуации общения. Интерактивная сторона общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия и раскрывается в способах обмена действиями, что означает необходимость согласования планов действия партнеров и анализ «вкладов» каждого участника. В трансактном анализе обозначены условия эффективности интеракции: согласование позиции, занимаемых партнерами, ситуаций и стиля взаимодействия, адекватного для каждой ситуации. Большое значение имеет сам тип взаимодействия между людьми: кооперация или. конкуренция и особый случай взаимодействия — конфликт. В отечественной социальной психологии интерактная сторона общения рассматривается в контексте различных форм организации совместной деятельности, что позволяет учитывать содержательный характер общения. Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, его восприятие, познание и понимание, что достигается «прочтением» за физическими характеристиками человека его психологических особенностей и особенностей его поведения. Основными механизмами познания другого человека являются идентификация (уподобление) и рефлексия (осознание того, каким воспринимают субъекта познания другие люди). Рассмотренные в единстве три стороны общения создают важное условие оптимизации совместной деятельности людей и их отношений. Поэтому существенной задачей социальной психологии является разработка средств корректировки общения, совершенствования навыков к нему, особенно необходимых тем категориям людей, которые профессионально связаны с общением (руководители, педагоги, врачи и пр.).
Краткий психологический словарь. — Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский.
Общение - продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности. Процесс познавательный, приводящий к выделению и означиванию относительно устойчивых свойств внешнего мира. Простейшие виды обобщения реализуются уже на уровне восприятия, проявляясь как константность восприятия. Виды его соответствуют видам мышления. Наиболее изучены обобщения в форме значений слов. Обобщение также выступает как средство мыслительной деятельности. На уровне человеческого мышления, обобщение опосредуется применением общественно выработанных орудий - приемов деятельности познавательной и знаков.
Простейшие обобщения заключаются в объединении, группировании объектов на основе отдельного, случайного признака (объединения синкретические). Сложнее обобщение комплексное, когда группа объектов объединяется в единое целое по разным основаниям. Особенно сложно обобщение, в коем четко дифференцируются видовые и родовые признаки, объект включается в некую систему понятий. Обобщения комплексные, как и синкретические, представлены на любом уровне сложности интеллектуальной деятельности.
При исследовании формирования новых обобщений в психологии применяется методика образования понятий искусственных, когда анализируются типичные для конкретного человека способы группирования объектов (синкретическое, комплексное, собственно понятийное).
Одно и то же обобщение можно сформировать в результате различной организации исследовательских действий, - например, обобщение, построенное на базе минимально необходимых данных, и оно же на базе избыточных данных. Субъективно новое обобщение (знание) индивида бывает различным по происхождению: полученным в общении с другими людьми или выработанным самостоятельно. Во втором случае это обобщение может отсутствовать в общественном опыте.
При исследовании обобщений в психологии применяются методики определения понятий, их сравнения и классификации. Широко распространены исследования по целенаправленному управлению процессом усвоения обобщений. С одним словом связано обычно несколько обобщений; использование одного из них зависит от контекста ситуации, высказывания, от мотивов и целей субъекта деятельности речевой. Формирование обобщений, обогащающих общественный опыт, есть вклад и в историческое развитие мышления.
Головин С.Ю. - Словарь практического психолога
45. Психология невербального общения
Общение без слов - общение самое емкое и достоверное.
Общаясь, мы слушаем не только словесную информацию, но и смотрим в глаза друг другу, воспринимаем тембр голоса, интонацию, мимику, жесты. Слова передают нам логическую информацию, а жесты, мимика, голос эту информацию дополняют.