Лекции по "Психологии массовых коммуникаций"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 18:15, курс лекций

Краткое описание

Середина 18 века Христиан Вольф: подготовил курс, который освещал основные закономерности деятельности человека. Этот курс существовал в рамках философии и получил название «психология». 1979 год – психология выделяется из философии и становится самостоятельной наукой. Вильгельм Вунд в Лейпциге открывает первую экспериментальную лабораторию по изучению сознания. Основным научным методом был метод интроспекции (самонаблюдения).

Вложенные файлы: 1 файл

Психология массовых коммуникаций.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

Понятие коммуникации. Психологические особенности коммуникации.

Лекция №1 (5 сентября 2007г.)

 

  1. Место психологии коммуникации в рамках психологических наук.
  2. Понятие и основные подходы к операционализации (объяснению, определению) понятия коммуникация.
  3. Формы коммуникативного действия (общения).
  4. Психологические особенности коммуникации.

 

1.  Место психологии коммуникации в рамках психологических наук.

6 век до н.э. Гераклит: люди делятся на 2 группы. 1ая – люди, чье поведение и деятельность подчинены разуму (рациональные); 2ая – люди, чье поведение и деятельность подчинены желаниям (нерациональные, эмоциональные, иррациональные).

5 век до н.э. Платон: социально-этническия классификация. Основа классификации – место расположения души.

По социальному статусу:

    1. Если душа расположена в области разума, то философ.
    2. Если душа расположена в области сердца, то воин.
    3. Если душа расположена в брюшной полости (в области печени), то ремесленники.

По этническому признаку:

    1. Если душа расположена в области разума, то греки.
    2. Если душа расположена в области сердца, то северные варвары.
    3. Если душа расположена в брюшной полости (в области печени), то южане.

4 век до н.э. Аристотель: «отец психологии», т.к. он первый написал научный трактат «О душе». Душа – движущее начало. Выделяет несколько уровней развития души:

1) растительная душа – основная  характеристика – ощущения;

2) животная душа – основные  характеристики – память, восприятие, моторная деятельность;

3) человеческая душа – основные  характеристики – мышление и  стремление к развитию.

Середина 18 века Христиан Вольф: подготовил курс, который освещал основные закономерности деятельности человека. Этот курс существовал в рамках философии и получил название «психология».

1979 год – психология выделяется  из философии и становится  самостоятельной наукой. Вильгельм Вунд в Лейпциге открывает первую экспериментальную лабораторию по изучению сознания. Основным научным методом был метод интроспекции (самонаблюдения).

Конец 19 – начало 20 века – из психологии выделяются самостоятельные психологические отрасли:

  1. общая психология – изучает общие закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности;
  2. возрастная психология – изучает изменения психики в различных периодах;
  3. социальная психология – изучает особенности поведения и деятельности людей, связанные с включением человека в социальную группу;
  4. клиническая психология – изучает особенности изменения психики в зависимости от различных заболеваний;
  5. этническая психология – изучает особенности психики различных этнических групп;
  6. психология половых различий – изучает различия в психике мужчин и женщин;

и т.д., в целом более 20 отраслей.

Психология коммуникаций – прикладная отрасль социальной психологии.

Методология делится на три общепринятых методологии:

  1. общенаучная – методология философии;
  2. специальная – методология конкретной науки (например, психологии);
  3. частная – методология конкретной отрасли знания (например, социальной психологии).

Методология состоит из двух методологических аппаратов: концептуального аппарата (совокупность законов, принципов, категорий, рабочих понятий) и инструментальный аппарат (совокупность методов, методик и процедур исследования). Прикладная отрасль не имеет своей методологии и использует частную методологию отрасли знания.

Психика – это системное свойство высокоорганизованной материи, которое заключается в:

  1. активном отражении субъектом объективной действительности;
  2. построении субъектом неотчужденной от него картины отраженной действительности;
  3. формировании на этой основе своего поведения и своей деятельности.

 

2. Понятие и  основные подходы к операционализации (объяснению, определению) понятия коммуникация.

Коммуникация – это процесс взаимодействия людей, в основе которого происходит обмен информацией, взаимное восприятие и понимание друг друга, формирование отношений, совместная деятельность.

3. Формы коммуникативного  действия (общения).

(по А.А. Бадлееву)

Л – личность

Лс – личность с официальным статусом

2 вида статуса:

1.социальный статус – обозначает  принадлежность человека к социальной  группе

2.официальный статус – действует  только при выполнении человеком  своей профессиональной деятельности

Три формы коммуникативного действия:

1. межличностное (интимное) взаимодействие – форма взаимодействия между партнерами, не обладающими официальными статусами. Действует в трех системах отношений: в системах супружеских, родительско-детских и дружеско-приятельских отношений. [Л         Л]

Главная психологическая характеристика – избирательность, которая подразумевает свободу выбора партнера по взаимодействию, места, времени, продолжительности и темы взаимодействия, поведения в процессе взаимодействия.

2. профессиональное взаимодействие – взаимодействие между партнерами, один из которых обладает официальным статусом. Эта форма действует на институционально-личном уровне, который предполагает, что с одной стороны в процессе участвует партнер, выполняющий обязанности, а с другой стороны личность без официального статуса. [Л       Лс]

3. деловое взаимодействие – взаимодействие между партнерами, обладающими официальными статусами. Действует на официально-формализованном уровне, который предполагает, что с одной стороны взаимодействие происходит между официальными партнерами, а с другой стороны система их отношений формализована. Действует в системе производственных отношений, системе педагогического взаимодействия (как по вертикали, так и по горизонтали)  [Лс       Лс]

4. Психологические  особенности коммуникации.

1) Формирование социальных  установок у главного субъекта  взаимодействия. Дмитрий Узнадзе: установка – это готовность действовать определенным образом. Чтобы коммуникация была эффективной, надо чтобы таких установок было три. Первая – направленность на партнера – предполагает полное включение в процесс взаимодействия при одновременном отвлечении от личных чувств, мыслей, переживаний. Вторая – принятие партнера как личности – предполагает безусловное и безоценочное восприятие партнера, а также уважительное отношение к его взглядам, позициям, точкам зрения, интересам и т.д. Третья – направленность на сотрудничество – предполагает организацию совместной деятельности по решению конкретного вопроса.

2) Создание благоприятного  психологического климата. Для этого необходимо учитывать актуальные потребности партнера:

1. Потребность в  самовыражении и достижении понимания (виды активного слушания: нерефлексивное – активное молчание с использованием невербальных средств коммуникации и рефлексивное – активная речевая деятельность с использованием вопросов и т.д.)

2. Потребность в  эмоциональном понимании (для удовлетворения этой потребности используется механизм эмпатии. Эмпатия – это способность и умения сочувствовать и сопереживать другому, а также способность понимать чувства другого)

3. Потребность в  признании личности    

 

3) В основе коммуникации  находится субъект-субъектная система  взаимодействия, которая предполагает активность партнеров, взаимное влияние и воздействие друг на друга, а также совместную деятельность в процессе коммуникации.   S-S’   (S – ведущий, главный субъект коммуникации, S’ – ведомый субъект коммуникации)

 

Феноменологические характеристики коммуникации

Лекция №2 (19 сентября 2007г.)

1. Виды

    1. по характеру ориентации
      • личностно-ориентированная коммуникация – взаимодействие с одним реципиентом
      • социально-ориентированная коммуникация – взаимодействие с группой
    2. по количеству субъектов
      • 2 – диада, диадическая коммуникация
      • 3 – триада, триадическая коммуникация (1+2, в триаде обязательна смена ролей)
      • 4 – тетра-коммуникация (1+3 – эффективнее, 2+2 – тоже возможна, всегда обязательна смена ролей)
      • 5 и больше – внутригрупповая коммуникация

 

2. Структура


 

 

 

 

 

 

 

 

Непосредственная коммуникация – информационный аспект коммуникации – процесс передачи и приема информации

Перцепция – процесс восприятия и формирования отношений между субъектами

Интеракция – взаимодействие в процессе коммуникации

3. Компоненты

    1. когнитивный – информированность в области коммуникации (профессиональная компетентность в вопросах коммуникации)
    2. эмотивный – умение управлять своим эмоциональным состоянием в процессе коммуникации
    3. конативный – выстраивание своего поведения в процессе коммуникации

Все компоненты тесно взаимосвязаны.

 

4. Функции

1. информационно-коммуникативная  – обеспечение процесса прохождения  и приема информации

2. аффектино-коммуникативная – воздействие на эмоциональную сферу личности

3. регулятивно-коммуникативная –  воздействие и управление поведением  и деятельностью людей

Все функции взаимосвязаны между собой

 

5. Типы

1. императивная коммуникация   [S => O]

Предполагает одностороннее воздействие на объект с целью формирования у партнера (у этого объекта) определенных состояний, мнений, позиций, интересов, убеждений, поведения. Партнер при этом знает, что на него направлено воздействие и знает о цели этого воздействия, т.е. это открытая коммуникация.

2. манипулятивная коммуникация [S => O]

Одностороннее воздействие на объект с целью достижения субъектом собственных интересов за счет взаимодействия с объектом. Объект при этом не знает о цели данного воздействия.

Эверет Шостром разработал типологию манипуляторов (работа называется «Человек-Манипулятор или АнтиКарнеги»). Б.Ю. Шапиро сформировал «портреты» каждого из 8 типов.

а) «диктатор». Основная техника – приказы, играет роль «маленького бога», от которого зависит все

б) «тряпка». Основная техника – инвалидизация себя

в) «калькулятор». Основная техника – контроль и перепроверка всех и вся

г) «прилипала». Основная техника – преувеличенная своя зависимость от других людей. Он жертва всего

д) «хулиган». Основная техника – угрозы, преувеличенная небрежность, агрессивность, жестокость

е) «славный парень». Основная техника – преувеличенная забота внимательность, любовь

ж) «судья». Основная техника – высказывание оценочных суждений, повышенная критичность. Результатом его деятельности оказывается формирование чувства вины у другого.

з) «защитник». Основная техника – инвалидизация других, снисходительное отношение к другим.

Основной прием работы с манипулятором один: дать понять что манипуляция видна и она не сработает.

3. диалогическая коммуникация [S <=> S]

Субъект-субъектная система взаимодействия. Это наиболее эффективный тип коммуникации.

 

Средства коммуникации

 

1. Вербальные средства  коммуникации

Речь – это психологический процесс общения людей с помощью языка. Язык – знаковая система, позволяющая формулировать мысли и передавать их с помощью артикулярного аппарата. В коре головного мозга существует несколько основных центров речи, все они находятся в левом полушарии.

    • Центр Брок – в средней лобной извилине левого полушария. Этот центр отвечает за процесс произношения речи, за громкость, четкость, правильность речи.
    • Центр Врнике – в височной доле левого полушария. Отвечает за смысл (понимание) речи.
    • Центр письма – в верхней лобной извилине левого полушария. Отвечает за письменную речь.
    • Зрительный центр – в затылочной доле левого полушария. Отвечает за процесс чтения.

Виды речи


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внутренняя речь – речь, направленная на себя. Основные характеристики: беззвучность, односложность, краткость.

Внешняя речь – речь, направленная на других.

Устная речь – основные характеристики: несложная грамматическая конструкция, опирается на невербальные средства, имеет свои внутренние разновидности (по количеству коммуникаторов):

Монолог – речь одного субъекта, монолог требует плана, замысла и подготовки.

Диалог – речь двух субъектов. Возникает как ответ на вопрос, мнение, суждение. Представляет собой свернутую совокупность монологов.

Информация о работе Лекции по "Психологии массовых коммуникаций"