Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 18:15, курс лекций
Середина 18 века Христиан Вольф: подготовил курс, который освещал основные закономерности деятельности человека. Этот курс существовал в рамках философии и получил название «психология». 1979 год – психология выделяется из философии и становится самостоятельной наукой. Вильгельм Вунд в Лейпциге открывает первую экспериментальную лабораторию по изучению сознания. Основным научным методом был метод интроспекции (самонаблюдения).
~ в зависимости от количества субъектов
~ в зависимости от соотношения между воздействием и ответной реакцией суггеренда
Внушаемость – это уровень восприимчивости к внушению, субъективной готовности испытать внушающее воздействие и подчиниться ему.
Факторы, влияющие на внушаемость:
1) возраст (дети и старики – самые внушаемые)
2) психологические особенности:
- особенности темперамента (более внушаемые – меланхолики и холерики, флегматики – наименее внушаемые)
- актуальное психологическое
- низкая самооценка (повышает внушаемость)
- слабость логического анализа (повышает внушаемость)
- комплекс неполноценности (повышает внушаемость)
- полоролевые особенности (женщины более внушаемы)
3) ситуативные особенности
- некоторые психические
- низкий уровень
- неопределенность (повышает внушаемость)
- высокая степень значимости (повышает внушаемость)
- дефицит времени (повышает внушаемость)
4) социально-психологические особенности
- свойства суггестора (высокий
статус, авторитет, волевое, характерологическое,
интеллектуальное
- отношения между суггестором
и суггерендом (доверительность
и открытость повышают
- особенности сообщения (уровень аргументированности, сочетание логических и эмоциональных компонентов). Приемы, которые лежат в основе сообщений:
1. конкретность и образность ключевых слов – использование слов, смысл которых понятен и их легко представить;
2. конкретность и образность качеств – чем выше степень абстрактности при описании предмета и его свойств, тем слабее внушение;
3. использование «нет» и «не»
настораживает и вызывает
4. речевая динамика (мягкость голоса, интонационность, паузы, темп речи (средний), тембр речи (баритон))
5. Воздействие звукосочетаниями:
- гласная «И» в словах вызывает ощущение чего-то мягкого и незначительного
- звук «О» мягкий, расслабленный и интонационно теплый
- преобладание звуков «А» и «Э» ассоциируется с эмоциональностью, воодушевлением
- «Ы», шипящие согласные и обилие согласных – мрачное, неприятное, непонятное
4. Убеждение – это механизм организованного воздействия на психику человека, в основе которого лежит изменение установок и взглядов личности. Основывается на системе логических доказательств и предполагает осознанное отношение реципиента к этим доказательствам.
Виды убеждения:
Психология групп
Лекция №7 (28 ноября 2007г.)
Малые группы (МГ)
МГ – немногочисленная по составу реально существующая группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном … контакте.
Размер МГ: нижняя граница – 2-3 члена, верхняя граница – количество членов группы, которые функционально способны выполнить стоящие перед группой задачи.
Виды МГ:
Психологические характеристики МГ
Характеристики группы
1. Композиция – состав группы по значимым и доминирующим характеристикам индивидов (пол, возраст, образование, профессия, национальность, религия, семейное положение, темперамент, характер, способности, направленность).
Групповые структуры
2. Социометрическая структура – совокупность соподчиненных позиций членов группы в структуре внутригрупповых межличностных предпочтений.
Статусы:
3. Коммуникативная структура – совокупность позиций членов группы в системе информационных потоков.
Типы коммуникативных сетей:
> Централизованная – в центе информационных потоков – коммуникативный лидер, который играет активную роль в получении, обработке и передаче информации членам группы.
Виды передачи информации в коммуникационной сети:
- фронтальный вид – здесь и сейчас
- иерархический вид – два и более уровне соподчинения членов группы
> Децентрализованная – у каждого из членов группы равные права на получение и обработку информации.
Виды:
- цепной
- круговой
4. Структура социальной власти – это система взаиморасположения членов группы в зависимости от их способности оказывать влияние на группу.
Формы социальной власти:
- руководство – влияние
- лидерство – спонтанно
Типы лидеров:
Групповые процессы
5. Групповая сплоченность – процесс формирования особого типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложный психологический организм, живущий по своим собственным законам.
Факторы, влияющий на групповую сплоченность:
6. Процесс группового давления (конформизм)
- психологическая
Три вида конформности:
7. Групповое решение – выработка общих подходов и мнений по различным актуальным и принципиальным вопросам группы.
Элементы групповых решений:
1. групповая задача:
2. «сдвиг риска» - в процессе
обсуждения и дальнейшего
3. групповая поляризация – в процессе обсуждения члены группы высказывают различные мнений, которые в дальнейшем группируются по полюсам.
Характеристики, определяющие положение в личности в группе
Групповые ожидания
1. Групповые нормы – правила, законы и принципы, выработанные группой и регламентирующие поведение и деятельность индивидов в группе. Групповые нормы опираются на групповые ценности.
2. Групповые санкции – система мер контроля и регуляции индивидов в группе.
Позитивные санкции: похвала, материальное вознаграждение.
Негативные санкции: невербальные знаки неодобрения, устные замечания, угрозы, бойкоты, исключение из группы
Социально-психологические характеристики личности в группе
1. Статус – совокупность
2. Позиция - выражение отношения индивида к статусу и к тому, что ему приписывает статус (права и обязанности): положительная, негативная, равнодушная.
3. Роль – функции, с помощью которых личность реализует свой статус.
Большие группы (БГ)
- группа, функционирующая по какому-
Виды БГ:
1. В зависимости от контактности:
- реальные (образуют социальную общность и включают в себя значительное количество людей; контакт между членами группы многоступенчатый и опосредованный)
- условные (выделяются на основе значимых для исслед. признаков, члены группы между собой не контактируют)
2. В зависимости от времени существования:
- стихийные группы (кратковременные, случайно возникшие)
- устойчивые группы (длительно существуют и исторически обусловлены – этнические, профессиональные, социальные)
3. В зависимости от природы:
- социальны слои
- территориально-региональные
- группы-организации (политические, общественные организации)
Массовидные явления
Лекция №8 (12 декабря 2007г.)
I. Общественное мнение (ОМ) – форма проявления общественного сознания, которая выражается в виде суждений, идей, представлений о явлениях и проблемах социальной жизни.
Функции:
- регулятивная
- оценочная
- воспитательная
- интегративная
Характеристики:
- оперативность
- гласность
- публичность выражения
- мобильность
- действенность
Этапы формирования ОМ:
Информация о работе Лекции по "Психологии массовых коммуникаций"