Лекции по "Психологии массовых коммуникаций"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 18:15, курс лекций

Краткое описание

Середина 18 века Христиан Вольф: подготовил курс, который освещал основные закономерности деятельности человека. Этот курс существовал в рамках философии и получил название «психология». 1979 год – психология выделяется из философии и становится самостоятельной наукой. Вильгельм Вунд в Лейпциге открывает первую экспериментальную лабораторию по изучению сознания. Основным научным методом был метод интроспекции (самонаблюдения).

Вложенные файлы: 1 файл

Психология массовых коммуникаций.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

Полилог – три субъекта и более. Представляет собой свернутую совокупность диалогов (они уменьшены во времени и в объеме).

Письменная речь – основные характеристики: сложная грамматическая конструкция, речь опирается только на логику языка, предъявляет повышенные требования к мыслительной деятельности человека.

Аффективная речь – это односложный и ограниченный вид речи. Основывается на отдельных словах, очень редко – фразах. Такая речь эмоционально насыщена и интонирована (напр., Эллочка-Людоедка). Нет никакой грамматической конструкции.

 

2. Невербальные средства  коммуникации

Существует 7 основных знаковых систем.

1. Оптико-кинетическая система знаков. Эта система включает в себя три элемента:

    • Жесты – это движения конечностей. Алан Пиз: все жесты делятся на два типа: открытые и закрытые.
    • Мимика – движение мышц лица. Три основных группы мышц лица, которые отвечают за мимику: 1. круговые мышцы глаз; 2. мышцы скул; 3. Круговые мышцы рта. + две дополнительные группы мышц: 1. мышцы лба; 2. мышцы шеи.
    • Пантомимика – расположение корпуса в целом, осанка + сочетание мимики и жестов.

2. Паралингвистическая система знаков – система вокализации голоса. Основные характеристики:

    • тембр
    • тональность
    • диапазон
    • громкость
    • интонация

3. Экстралингвистическая система знаков – это включение в речь околоречевых приемов: покашливаний, вздохов, пауз, смеха, плача. 

4. Проксемика – это расположение партнера в пространстве. Включает в себя три элемента:

    • зоны
    • позиции
    • позы

ЗОНЫ

Зона – расстояние или дистанция между партнерами. Личное пространство – это расстояние вытянутой руки до локтя. Существует 4 зоны:

    • Интимная зона – от 0 до 15 см – только для межличностных отношений.
    • Личная зона – от 15 см до 1,5 м – тоже для межличностного общения, но не настолько близкого как в интимной зоне.
    • Социальная зона – от 1,5 до 4 м – предназначена для общения с точки зрения делового и профессионального взаимодействия.
    • Публичная зона – от 4 до 8 м и больше – для взаимодействия с большой аудиторией.

Факторы, влияющие на изменение зон:

    • актуальное психологическое состояние: при переживании стенических (положительных) чувств зоны уменьшаются (т.е. человек может подпустить к себе ближе и не будет чувствовать дискомфорта), при переживании астенических (отрицательных) чувств зоны, наоборот, увеличиваются.
    • возрастные особенности: чем человек старше, тем больше он увеличивает зоны.
    • темпераментальные особенности: холерики и сангвиники зоны увеличивают, флегматики и меланхолики – уменьшают.
    • полоролевые особенности: проявляются на двух уровнях:

1. при внутриполовом взаимодействии (партнеры одного пола): мужчины  зоны уменьшают, женщины – увеличивают.

2. при межполовом взаимодействии (партнеры разного пола): мужчины  склонны увеличивать зоны, женщины – уменьшать.

    • территориально-региональные особенности: городские жители зоны уменьшают, сельские жители – увеличивают; в зависимости от региона: жители северных широт зоны увеличивают, а южных – уменьшают.

 

 

Феноменологические характеристики коммуникации (продолжение)

Лекция №3 (3 октября 2007г.)

 

ПОЗИЦИИ

1. «лицом к лицу»

при личностно-ориентированном общении ее использовать нельзя, так как она обязывает все время смотреть в глаза, а это го делать нельзя, создает напряженность.

2. «плечом к плечу»

неэффективна при профессиональном взаимодействии, так как не дает возможности получать информацию с помощью мимики. Хорошо работает в системе межличностных взаимоотношений, так как формируется доверительность и комфортность.

3. «лицом к спине»

не эффективна вообще.

4. «под углом»

самая эффективная для делового общения, особенно в диаде, когда взгляды не уперты друг в друга, а соприкасаются.

5. «круглый стол»

эффективна при взаимодействии в группе.

 

ПОЗЫ

1. «пристройка сверху»

Главный субъект стоит, а ведомый сидит.

2. «пристройка снизу»

Главный субъект сидит, а его партнер стоит

3. «на равных»

Оба сидят или оба стоят

 

5. Визуальная система  знаков

Это взаимодействие с помощью глаз. Концентрация взгляда – степень сосредоточенности взгляда на партнере. Самая эффективная – 70% от времени общения взгляд должен быть направлен на собеседника.

 

6. Тактильная система  знаков – система прикосновений к партнеру

4 элемента:

1) непосредственные прикосновения предназначены для привлечения внимания партнера, установления более близкого контакта, снятия напряжения. Допустимы только в области плеча, т.к. там меньше всего рецепторов.

2) рукопожатие: мужское, женское, смешанное (инициатор - женщина)

3) объятия: официальные – прикосновение корпуса

4) поцелуи: щека к щеке, чисто символические

 

7. Ольфакторная система  знаков – это система запахов

2 вида запахов:

1) запахи человека

Главный субъект должен выполнять 2 нормы запахов:

    • санитарно-гигиенические нормы
    • психологическая норма запахов (дозированное использование парфюма)

2) запахи окружающей среды

Там, где проходит коммуникация, нельзя есть, готовить и т.д., должна быть налажена система проветривания.

 

Коммуникация как информационный процесс.

Коммуникация – процесс взаимного обмена информацией между партнерами. Коммуникация как информационный процесс имеет ряд психологических особенностей:

1) Наличие у партнеров ролей

    • коммуникатор – передает информацию
    • реципиент – принимает информацию

2) Динамика смены ролей, т.е. роли не статичны, для эффективной коммуникации должна быть смена ролей

3) Наличие единой системы кодификации и декодификации – коммуникатор, кодифицируя свои мысли, должен использовать язык, который будет понятен реципиенту.

4) Потеря и искажение информации

    • задумано – 100%
    • высказано – 80% (забыл, не все можно сказать словами, передумал говорить, отвлекся и т.д.)
    • выслушано – 60% (не расслышал, отвлекся, физиологические особенности, было неинтересно и т.д.)
    • принято – 50%
    • осталось в памяти – 25%

Затем реципиент становится коммуникатором, а 25% становятся снова 100% и т.д.

Это и есть механизм формирования сплетен и слухов.

Существует 2 правила для создания устной информации:

1. (при передаче информации через  посредников) Передавать информацию  нужно по принципу «здесь и  сейчас», т.е. конкретному адресату, не через посредников

2. при получении информации не от источника полностью доверять ей нельзя

5) Использование техник эффективного слушания

рефлексивное и нерефлексивное слушание

6) Использование обратной связи – это механизм получения информации от партнера.

Формы обратной связи:

вербальная – невербальная

оценочная – описательная (безоценочная)

позитивная – негативная

абстрактная (по мнению большинства, как считают ученые и т.д.) – конкретная (персонифицированная)

Пути передачи обратной связи:

прямой путь – вербальные средства

косвенный путь – невербальные средства

 

 

Коммуникативные барьеры.

Лекция №4 (17 октября 2007г.)

 

Это психологические препятствия на пути адекватной передачи и получения информации.

  • Барьеры понимания

Фонетический

дефекты речи и дикции;

монотонная, невыразительная речь;

быстрая речь, скороговорка;

использование звуков и слов-паразитов.

Семантический – из-за различия в тезаурусах (словарь понятий):

использование профессиональных терминов и жаргона;

использование диалектов;

использование сленгов и жаргонов;

многовариантность смысловых значений слов.

Логический – различия в логиках партнеров:

мужская – женская

взрослого – ребенка

преподаватель – студент

Стилистический

несоответствие стиля речи коммуникатора ситуации общения, актуальному психологическому состоянию партнера

  • Барьеры социально-культурных различий
      • социально-демографические различия: пол, возраст, социальное положение, национальность, образование, профессия, место проживания, религия, семейное положение, политические взгляды
      • социально-психологические различия: темперамент, особенности характера, способности, направленность, психологические комплексы
  • Барьеры отношений

неприязнь к человеку, сразу тянет за собой все другие барьеры.

 

Общение как социально перспективный процесс

 

Перцепция – процесс взаимного восприятия партнеров, формирование отношений между ними.

1. Формирование первого  впечатления

Наблюдатель:

    1. внешние характеристики, отдельные аспекты поведения
    2. приписывание личностных особенностей
    3. прогноз поведения и отношения
    4. формирование собственного отношения и поведения

2. Механизм восприятия

- эмпатия

- идентификация (отожествление) –  умение поставить себя на место  партнера и понять его с  его точки зрения

- рефлексия – умение понимать  как воспринимает партнер главного  субъекта, как партнер воспринимает  Вас. Рефлексия – самая эффективная из трех.

3. Перцептивные барьеры

это психологическое препятствие на пути адекватного восприятия партнера.

1) барьеры перцептивной  информации

    • барьер первого впечатления
    • барьер стереотипов

Стереотип – это устойчивое представление о различных социальных группах.

Виды стереотипов:

а) полоролевые

б) возрастные

в) национальные

г) профессиональные

д) территориальные

2) барьер личностных  особенностей

    • барьер занятости собой
    • барьер боязни контактов (в результате негативного опыта коммуникации)

3) барьеры установок

    • барьер беспричинной негативной установки. Аттракция – наличие/отсутствие привлекательности партнера
    • барьер отрицательной установки (при заочном знакомстве с партнером)
    • барьер ожидания непонимания (при негативном опыте)

4) барьеры отрицательных эмоций

при переживании отрицательных эмоций адекватного восприятия партнера не будет.

 

Общение как интеракция (взаимодействие)

 

Интеракция – взаимодействие, обмен действиями в коммуникации.

Интерактивные теории:

1. Дж. Хоманс – Теория  обмена

В процессе взаимодействия партнеры обмениваются двумя переменными: затраты на взаимодействие и вознаграждение за взаимодействие.

В сочетании этих двух переменных выделяются следующие типы поведения:

    • если вознаграждение велико, то партнер в большей степени готов затрачивать свои усилия на взаимодействие. Активность партнера
    • если цель близка, то партнер в меньшей степени готов затрачивать усилия. Расслабленный тип
    • если вознаграждение зависит от определенных условий, то в большей степени готов затрачивать усилия на воссоздание данных условий. Манипулятивный тип.

Информация о работе Лекции по "Психологии массовых коммуникаций"