Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 18:15, курс лекций
Середина 18 века Христиан Вольф: подготовил курс, который освещал основные закономерности деятельности человека. Этот курс существовал в рамках философии и получил название «психология». 1979 год – психология выделяется из философии и становится самостоятельной наукой. Вильгельм Вунд в Лейпциге открывает первую экспериментальную лабораторию по изучению сознания. Основным научным методом был метод интроспекции (самонаблюдения).
Полилог – три субъекта и более. Представляет собой свернутую совокупность диалогов (они уменьшены во времени и в объеме).
Письменная речь – основные характеристики: сложная грамматическая конструкция, речь опирается только на логику языка, предъявляет повышенные требования к мыслительной деятельности человека.
Аффективная речь – это односложный и ограниченный вид речи. Основывается на отдельных словах, очень редко – фразах. Такая речь эмоционально насыщена и интонирована (напр., Эллочка-Людоедка). Нет никакой грамматической конструкции.
2. Невербальные средства коммуникации
Существует 7 основных знаковых систем.
1. Оптико-кинетическая система знаков. Эта система включает в себя три элемента:
2. Паралингвистическая система знаков – система вокализации голоса. Основные характеристики:
3. Экстралингвистическая система знаков – это включение в речь околоречевых приемов: покашливаний, вздохов, пауз, смеха, плача.
4. Проксемика – это расположение партнера в пространстве. Включает в себя три элемента:
ЗОНЫ
Зона – расстояние или дистанция между партнерами. Личное пространство – это расстояние вытянутой руки до локтя. Существует 4 зоны:
Факторы, влияющие на изменение зон:
1. при внутриполовом
2. при межполовом взаимодействии (партнеры разного пола): мужчины склонны увеличивать зоны, женщины – уменьшать.
Феноменологические характеристики коммуникации (продолжение)
Лекция №3 (3 октября 2007г.)
ПОЗИЦИИ
1. «лицом к лицу»
при личностно-ориентированном общении ее использовать нельзя, так как она обязывает все время смотреть в глаза, а это го делать нельзя, создает напряженность.
2. «плечом к плечу»
неэффективна при профессиональном взаимодействии, так как не дает возможности получать информацию с помощью мимики. Хорошо работает в системе межличностных взаимоотношений, так как формируется доверительность и комфортность.
3. «лицом к спине»
не эффективна вообще.
4. «под углом»
самая эффективная для делового общения, особенно в диаде, когда взгляды не уперты друг в друга, а соприкасаются.
5. «круглый стол»
эффективна при взаимодействии в группе.
ПОЗЫ
1. «пристройка сверху»
Главный субъект стоит, а ведомый сидит.
2. «пристройка снизу»
Главный субъект сидит, а его партнер стоит
3. «на равных»
Оба сидят или оба стоят
5. Визуальная система знаков
Это взаимодействие с помощью глаз. Концентрация взгляда – степень сосредоточенности взгляда на партнере. Самая эффективная – 70% от времени общения взгляд должен быть направлен на собеседника.
6. Тактильная система знаков – система прикосновений к партнеру
4 элемента:
1) непосредственные прикосновения предназначены для привлечения внимания партнера, установления более близкого контакта, снятия напряжения. Допустимы только в области плеча, т.к. там меньше всего рецепторов.
2) рукопожатие: мужское, женское, смешанное (инициатор - женщина)
3) объятия: официальные – прикосновение корпуса
4) поцелуи: щека к щеке, чисто символические
7. Ольфакторная система знаков – это система запахов
2 вида запахов:
1) запахи человека
Главный субъект должен выполнять 2 нормы запахов:
2) запахи окружающей среды
Там, где проходит коммуникация, нельзя есть, готовить и т.д., должна быть налажена система проветривания.
Коммуникация как информационный процесс.
Коммуникация – процесс взаимного обмена информацией между партнерами. Коммуникация как информационный процесс имеет ряд психологических особенностей:
1) Наличие у партнеров ролей
2) Динамика смены ролей, т.е. роли не статичны, для эффективной коммуникации должна быть смена ролей
3) Наличие единой системы кодифик
4) Потеря и искажение информации
Затем реципиент становится коммуникатором, а 25% становятся снова 100% и т.д.
Это и есть механизм формирования сплетен и слухов.
Существует 2 правила для создания устной информации:
1. (при передаче информации
2. при получении информации не от источника полностью доверять ей нельзя
5) Использование техник эффективного слушания
рефлексивное и нерефлексивное слушание
6) Использование обратной связи – это механизм получения информации от партнера.
Формы обратной связи:
вербальная – невербальная
оценочная – описательная (безоценочная)
позитивная – негативная
абстрактная (по мнению большинства, как считают ученые и т.д.) – конкретная (персонифицированная)
Пути передачи обратной связи:
прямой путь – вербальные средства
косвенный путь – невербальные средства
Коммуникативные барьеры.
Лекция №4 (17 октября 2007г.)
Это психологические препятствия на пути адекватной передачи и получения информации.
Фонетический
дефекты речи и дикции;
монотонная, невыразительная речь;
быстрая речь, скороговорка;
использование звуков и слов-паразитов.
Семантический – из-за различия в тезаурусах (словарь понятий):
использование профессиональных терминов и жаргона;
использование диалектов;
использование сленгов и жаргонов;
многовариантность смысловых значений слов.
Логический – различия в логиках партнеров:
мужская – женская
взрослого – ребенка
преподаватель – студент
Стилистический
несоответствие стиля речи коммуникатора ситуации общения, актуальному психологическому состоянию партнера
неприязнь к человеку, сразу тянет за собой все другие барьеры.
Общение как социально перспективный процесс
Перцепция – процесс взаимного восприятия партнеров, формирование отношений между ними.
1. Формирование первого впечатления
Наблюдатель:
2. Механизм восприятия
- эмпатия
- идентификация (отожествление) –
умение поставить себя на
- рефлексия – умение понимать
как воспринимает партнер
3. Перцептивные барьеры
это психологическое препятствие на пути адекватного восприятия партнера.
1) барьеры перцептивной информации
Стереотип – это устойчивое представление о различных социальных группах.
Виды стереотипов:
а) полоролевые
б) возрастные
в) национальные
г) профессиональные
д) территориальные
2) барьер личностных особенностей
3) барьеры установок
4) барьеры отрицательных эмоций
при переживании отрицательных эмоций адекватного восприятия партнера не будет.
Общение как интеракция (взаимодействие)
Интеракция – взаимодействие, обмен действиями в коммуникации.
Интерактивные теории:
1. Дж. Хоманс – Теория обмена
В процессе взаимодействия партнеры обмениваются двумя переменными: затраты на взаимодействие и вознаграждение за взаимодействие.
В сочетании этих двух переменных выделяются следующие типы поведения:
Информация о работе Лекции по "Психологии массовых коммуникаций"