Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 03:36, курс лекций
Согласно распространенным определением, социально-психологическая социализация (от лат. Socialis - общественный) - характеристика это процесс вхождения индивида в общество, социализации личности активного усвоения им социального опыта, социальных ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе.
В процессе социализации у человека формируются социальные качества, знания, умения, соответствующие навыки, что позволяет ей стать дееспособным участником социальных отношений.
Воспринимаемый социальный объект не пассивен - он формирует определенный образ, отражающий социальные ожидания определенных социальных групп, обеспечивающий успех взаимодействия. Внешний облик человека интерпретируется как комплекс многочисленных информационных сигналов о его национальной и социальной принадлежности, психических качествах, уровне культуры и т.п. Если первое впечатление о человеке благоприятно, то возникает тенденция положительной оценки и всех его последующих поступков («эффект положительного ореола»), если неблагоприятно - «эффект отрицательного ореола».
А.А. Бодалев [4. стр. 115] отмечает компоненты межличностного восприятия.
Эмпатия - способ психологического анализа, позволяющий проникнуть вчувствоваться в эмоциональные состояния воспринимаемых лиц. Считается, что женщины более эмпатичны, чем мужчины.
Рефлексия - способ мысленной оценки человеком своей позиции и позиции другого человека, хода его мыслей, его ближайших и перспективных планов. Полнота представлений человека о самом себе в значительной степени определяется богатством его представлений о других людях, широтой и разнообразием его социальных контактов.
Аттракция - особая форма познания другого человека, которая основана на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. Партнер по общению понимается лучше, если воспринимающий испытывает к нему симпатию, дружеское отношение.
Как правило, процесс оценки другого человека начинается с первого впечатления, которое в своей основе представляет собой общее восприятие. Последующий процесс восприятия принимает специфический характер, в частности, воспринимаются детали объекта. Таким образом, первое впечатление обычно протекает на чувственном уровне. Естественно, первое впечатление таит в себе возможность ошибок, связанных с рядом факторов. Источниками таких ошибок являются: стереотипизация, мнение других, проекция, атрибуция, вера в «первый взгляд», психическое состояние наблюдателя, защитные механизмы и т.п.
Стереотипизация - способы познания на основе переноса выявленных в практике субъекта типичных способов поведения, типичных свойств той или иной личности на конкретную ситуацию деятельности и общения. Любой социальный стереотип - это в известной мере порождение и принадлежность группы людей. Отдельные люди пользуются им лишь в том случае, если они относят себя к той или иной группе. Разные социальные группы взаимодействуя между собой, вырабатывают определенные социальные стереотипы. Наиболее известны этнические, профессиональные, ролевые, половые, возрастные, статусные стереотипы.
Мнение других людей.
Нередко даже самого общего и отрывочного
мнения об интересующем нас объекте
достаточно, чтобы оно подействовало
на оценку этого лица. Воспринимающий
при встрече старается
Каузальная атрибуция - это субъективное объяснение причин и мотивов поведения других людей, субъективная интерпретация их личностных качеств. Известно, что у каждого человека есть свои схемы причинности, т.е. привычные способы объяснения чужого поведения. Так, люди с личностной атрибуцией в любой ситуации склонны находить виновника случившегося, малообоснованно приписывая причину произошедшего конкретному человеку. В случае тяготения к обстоятельной атрибуции люди склонны прежде всего винить обстоятельства, не ища конкретного виновника. Наконец, при стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие, или в самом пострадавшем.
Вера в «первый взгляд», как показали специальные исследования, ведет к тому, что данный человек рассматривается потом многие годы через призму первого впечатления, односторонне преломляющего все его поступки. Первое впечатление не всегда верно, поскольку опирается не на проникновение в характер нового знакомого, а на подсознательные ожидания и слабости воспринимающего.
Психическое состояние воспринимающего влияет на восприятие человека положительно, если его эмоции в момент восприятия положительны, и наоборот, влияет отрицательно, если он испытывает неприятные чувства.
Упрощение межличностного восприятия выражается в том, что подсознательно в мозгу идет отбор поступающей извне информации, в результате которого воспринимающий замечает, осмысливает и запоминает только те явления, которые имеют для него наибольшее значение, или к восприятию которых он наиболее подготовлен.
Таким образом, межличностное восприятие во многом обусловлено многими факторами влияния.
Сам вопрос межличностного восприятия, как отмечают Р.Л. Кричевский и Е.М. Дубовская [15. стр. 189] рассматривается в психологии в нескольких плоскостях. Одна из них - рассмотрение межличностного восприятия как первичного структурного компонента межличностного отношения, главным образом, диадного, заметно влияющего на его последующее развертывание. Истоки этого направления идут от работ А.А. Бодалева [4. стр. 25]. Современные взгляды на этот вопрос можно встретить у Г.Н. Андреевой [2. стр. 52]
Другое направление
изучения перцептивного аспекта
межличностных отношений
эффективность совместной деятельности;
уровень развития и форма организации совместной деятельности;
переменные группового и личностного характера.
Итак, первый этап межличностных
отношений во многом обусловлен межличностным
восприятием и его
Второй этап - возникновение межличностных отношений, формирование внутреннего отношения людей друг к другу на рациональном и эмоциональном уровнях. Рациональный уровень представляет собой осознание взаимодействующими людьми достоинств и недостатков друг друга. На эмоциональном уровне возникают соответствующие переживания, эмоциональные отклик и т.п.
Внутренне отношение людей друг к другу может выступать в виде уважения или неуважения, доверия или недоверия, симпатий или антипатий, доброжелательности или, недоброжелательности, удовлетворенности или неудовлетворенности, содействия или противодействия.
Характер внутреннего отношения зависит в немалой степени от сложившегося представления о другом человеке на этапе его первичного восприятия и оценки. В процессе накопления опыта контактов друг с другом первое мнение может укрепляться, а может и поменяться. Если представление положительное, то и внутреннее отношение будет таковым. Немаловажную роль играет степень соответствия личностных качеств партнера ценностным ориентациям человека. При их совпадении возникает положительное внутреннее отношение.
Третий этап - обращение людей друг к другу как форма проявления внутреннего отношения. Следует учитывать, что отношение как внутреннее содержание и обращение, как внешняя форма его выражения не всегда совпадают. В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова и В.М. Погольша [17. стр. 101] отмечают следующие варианты, возможные в данном случае:
отношение - положительное, обращение - вежливое, тактичное или сухое, грубоватое;
отношение - отрицательное, неприязненное, обращение - грубое, бестактное или вежливое, культурное.
Отношение проявляется в общении вербальном и невербальном. Эффективность межличностных отношений на этом этапе во многом обусловлена особенностями общения субъектов.
Сложную систему разнообразных
взаимоотношений в малых
По сфере их проявления - на производственные и бытовые. Производственные взаимоотношения проявляются в процессе взаимодействия сотрудников различных организаций при решении ими разнообразных свойственных им задач: производственных, учебных, хозяйственных, бытовых и др. Это отношения предполагают закрепленные правила поведения сотрудников по отношению друг к другу. Бытовые взаимоотношения складываются за пределами трудовой деятельности.
В производственных и бытовых взаимоотношениях всегда имеет место личностный, психологический аспект - симпатии, антипатии, взаимные оценки, мнения, притязания, подражание и другие социально-психологические явления.
Производственные
По вертикали - это взаимоотношения руководителей и подчиненных. Они выглядят как взаимодействие руководителей, начальников, старших с соответствующими подчиненными им лицами. По горизонтали - это взаимоотношения сотрудников между собой, разных по должностному положению, но не подчиняемых друг другу. По диагонали - это взаимоотношения между руководителями одного производственного отделения с рядовыми сотрудниками другого.
К деструктивным межличностным отношениям относятся такие формы контактов, которые затрудняют или разрушают отношения и пагубно сказываются на человеке или обоих партнерах. Примерами такого рода контактов могут быть манипулятивные общение, агрессивное взаимодействие, авторитарный стиль общения. Молчание так же может иметь деструктивные окраску, особенно тогда, когда оно скрывает какую-то важную информацию или служит средством наказания партнера. Немало личностных черт характера человека, таких как хитрость, склонность к клевете, предвзятость, стереотип мышления, мстительность, цинизм, могут быть основой деструктивной взаимодействия, которая при таких условиях не обязательно преследует какие-то личные выгоды, а руководствуется просто мотивами самоутверждения, соперничества и т.д.
Конструктивное межличностное в
В зависимости от выраженности личностного аспекта различают формальные и неформальные взаимоотношения. Формальные (официальные) взаимоотношения зримые, четко обозначенные, легко воспринимаемые, т.е. прописанные уставами, расписаниями, инструкциями. Реальные же взаимоотношения, представленные в предпочтениях, симпатиях или антипатиях, взаимных оценках, авторитете и другой - это неформальные взаимоотношения. Для понимания подлинного характера взаимоотношений между сотрудниками, всей их сложности и порой противоречивости следует анализировать и сопоставлять оба вида отношений.
Р.С. Немов [22. стр. 548] отделяет деловые отношения от личных следующим образом. Деловые отношения возникают в связи с совместной работой или по ее поводу, а личные - как отношения, складывающиеся между людьми независимо от выполняемой работы. Кроме того, он выделяет рациональные и эмоциональные межличностные отношения. В рациональных межличностных отношениях на первый план выступают знания людей друг о друге и объективные оценки, которые им дают окружающие. Эмоциональные отношения - это, напротив, оценки субъективные, основанные на личном индивидуальном восприятии человека человеком. Такие отношения обязательно сопровождаются положительными или отрицательными эмоциями. Они далеко не всегда основаны на действительной, объективной информации о человеке.
Основываясь на своих
экспериментальных
Подводя итог обзору вопроса
межличностных отношений в
Структура межличностного взаимодействия
Различные подходы к
пониманию структуры
Стиль поведения и действий
Основные механизмы взаимопонимания
Различные подходы к пониманию структуры
межличностного взаимодействия
Условный термин, обозначающий характеристику
тех компонентов общения, которые связаны
с взаимодействием людей, с непосредственной
организацией их совместной деятельности,
в психологии получил название интерактивной
стороны общения. Исследование проблемы
взаимодействия имеет в социальной психологии
давнюю традицию. Интуитивно легко допустить
несомненную связь, которая существует
между общением и взаимодействием людей,
однако трудно развести эти понятия и
тем самым сделать эксперименты более
точно ориентированными.
Часть авторов просто отождествляют общение
и взаимодействие, интерпретируя и то
и другое как коммуникацию в узком смысле
слова (т.е. как обмен информацией), другие
рассматривают отношения между взаимодействием
и общением как отношение формы некоторого
процесса и его содержания.
Иногда предпочитают говорить о связанном,
но все же самостоятельном существовании
общения как коммуникации и взаимодействия
как интеракции. Часть этих разночтений
порождена терминологическими трудностями,
в частности тем, что понятие "общение"
употребляется то в узком, то в широком
смысле слова. Если придерживаться предложенной
при характеристике структуры общения
схемы, т.е. полагать, что общение в широком
смысле слова (как реальность межличностных
и общественных отношений) включает в
себя коммуникацию в узком смысле слова
(как обмен информацией), то логично допустить
такую интерпретацию взаимодействия,
когда оно предстает как другая - по сравнению
с коммуникативной - сторона общения. Какая
"другая" - на этот вопрос еще надо
ответить.
Если коммуникативный процесс рождается
на основе некоторой совместной деятельности,
то обмен знаниями и идеями по поводу этой
деятельности неизбежно предполагает,
что достигнутое взаимопонимание реализуется
в новых совместных попытках развить далее
деятельность, организовать ее. Участие
одновременно многих людей в этой деятельности
означает, что каждый должен внести свой
особый вклад в нее, что и позволяет интерпретировать
взаимодействие как организацию совместной
деятельности.
В ходе ее для участников чрезвычайно
важно не только обменяться информацией,
но и организовать "обмен действиями",
спланировать общую деятельность. При
этом планировании возможна регуляция
действий одного индивида "планами,
созревшими в голове другого" (Борис
Федорович Ломов (1927-1989), 1975, с. 132), которая
и делает деятельность действительно
совместной, когда носителем ее будет
выступать уже не отдельный индивид, а
группа. Таким образом, на вопрос о том,
какая же "другая" сторона общения
раскрывается понятием "взаимодействие",
можно теперь ответить: та сторона, которая
фиксирует не только обмен информацией,
но и организацию совместных действий,
позволяющих партнерам реализовать некоторую
общую для них деятельность. Такое решение
вопроса исключает отрыв взаимодействия
от коммуникации, но исключает и отождествление
их: коммуникация организуется в ходе
совместной деятельности, "по поводу"
ее и именно в этом процессе, людям необходимо
обмениваться и информацией, и самой деятельностью,
т.е. вырабатывать формы и нормы совместных
действий.
В истории социальной психологии существовало
несколько попыток описать структуру
взаимодействий. Так, например, большое
распространение получила так называемая
теория действия, или теория социального
действия, в которой в различных вариантах
предлагалось описание индивидуального
акта действия. К этой идее обращались
и социологи: Макс Вебер (1864-1920), Питирим
Александр Сорокин (1889-1986), Толкотт Парсонс
(1902-1979) и социальные психологи. Все фиксировали
некоторые компоненты взаимодействия:
люди, их связь, воздействие друг на друга
и, как следствие этого, их изменения. Задача
всегда формулировалась как поиск доминирующих
факторов мотивации действий во взаимодействии.
(См. дополнительный иллюстративный материал.)
Примером того, как реализовалась эта
идея, может служить теория Т. Парсонса,
в которой была предпринята попытка наметить
общий категориальный аппарат для описания
структуры социального действия. В основе
социальной деятельности лежат межличностные
взаимодействия, на них строится человеческая
деятельность в ее широком проявлении,
она - результат единичных действий. Единичное
действие есть некоторый элементарный
акт; из них впоследствии складываются
системы действий. Каждый акт берется
сам по себе, изолированно, с точки зрения
абстрактной схемы, в качестве элементов
которой выступают: