Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 03:36, курс лекций
Согласно распространенным определением, социально-психологическая социализация (от лат. Socialis - общественный) - характеристика это процесс вхождения индивида в общество, социализации личности активного усвоения им социального опыта, социальных ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе.
В процессе социализации у человека формируются социальные качества, знания, умения, соответствующие навыки, что позволяет ей стать дееспособным участником социальных отношений.
деятель;
"другой" (объект, на который направлено
действие);
нормы (по которым организуется взаимодействие);
ценности (которые принимает каждый участник);
ситуация (в которой совершается действие).
(См. дополнительный иллюстративный материал.)
Деятель мотивирован тем, что его действие
направлено на реализацию его установок
(потребностей). В отношении "другого"
деятель развивает систему ориентаций
и ожиданий, которые определены как стремлением
к достижению цели, так и учетом вероятных
реакций другого. Может быть выделено
пять пар таких ориентации, которые дают
классификацию возможных видов взаимодействий.
Предполагается, что при помощи этих пяти
пар можно описать все виды человеческой
деятельности.
Эта попытка оказалась неудачной: схема
действия, раскрывающая его "анатомию",
была настолько абстрактной, что никакого
значения для эмпирического анализа различных
видов действий не имела. Несостоятельной
она оказалась и для экспериментальной
практики: на основе этой теоретической
схемы было проведено одно-единственное
исследование самим создателем концепции.
Методологически некорректным здесь явился
сам принцип - выделение некоторых абстрактных
элементов структуры индивидуального
действия. При таком подходе вообще невозможно
схватить содержательную сторону действий,
ибо она задается содержанием социальной
деятельности в целом. Поэтому логичнее
начинать с характеристики социальной
деятельности, а от нее идти к структуре
отдельных индивидуальных действий, т.е.
в прямо противоположном направлении
(см., например: Алексей Николаевич Леонтьев
(1903-1979), 1972). Направление же, предложенное
Парсонсом, неизбежно приводит к утрате
социального контекста, поскольку в нем
все богатство социальной деятельности
(иными словами, всей совокупности общественных
отношений) выводится из психологии индивида.
Другая попытка построить структуру взаимодействия
связана с описанием ступеней его развития.
При этом взаимодействие расчленяется
не на элементарные акты, а на стадии, которые
оно проходит. Такой подход предложен,
в частности, польским социологом Яном
Щепаньским. Для Щепаньского центральным
понятием при описании социального поведения
является понятие социальной связи. Она
может быть представлена как последовательное
осуществление:
пространственного контакта;
психического контакта (по Щепаньскому,
это взаимная заинтересованность);
социального контакта (здесь это - совместная деятельность);
взаимодействия (что определяется как
"систематическое, постоянное осуществление
действий, имеющих целью вызвать соответствующую
реакцию со стороны партнера...");
социального отношения (взаимно сопряженных
систем действий) (Щепаньский, 1969, с. 84).
(См. дополнительный иллюстративный материал.)
Хотя все сказанное относится к характеристике
"социальной связи", такой ее вид,
как "взаимодействие", представлен
наиболее полно. Выстраивание в ряд ступеней,
предшествующих взаимодействию, не является
слишком строгим: пространственный и психический
контакты в этой схеме выступают в качестве
предпосылок индивидуального акта взаимодействия,
и потому схема не снимает погрешностей
предшествующей попытки. Но включение
в число предпосылок взаимодействия "социального
контакта", понятого как совместная
деятельность, во многом меняет картину:
если взаимодействие возникает как реализация
совместной деятельности, то дорога к
изучению его содержательной стороны
остается открытой.
Наконец, еще один подход к структурному
описанию взаимодействия представлен
в трансактном анализе - направлении, предлагающем
регулирование действий участников взаимодействия
через регулирование их позиций, а также
учет характера ситуаций и стиля взаимодействия
(Эрик Берн (1902-1970), 1988). С точки зрения трансактного
анализа каждый участник взаимодействия
в принципе может занимать одну из трех
позиций, которые условно можно обозначить
как Родитель, Взрослый, Ребенок. Эти позиции
ни в коей мере не связаны обязательно
с соответствующей социальной ролью: это
лишь чисто психологическое описание
определенной стратегии во взаимодействии
(позиция Ребенка может быть определена
как позиция "Хочу!", позиция Родителя
как "Надо!", позиция Взрослого - объединение
"Хочу" и "Надо"). (См. дополнительный
иллюстративный материал.)
Взаимодействие эффективно тогда, когда
трансакции носят "дополнительный"
характер, т.е. совпадают: если партнер
обращается к другому как Взрослый, то
и тот отвечает с такой же позиции. Если
же один из участников взаимодействия
адресуется к другому с позиции Взрослого,
а тот отвечает ему с позиции Родителя,
то взаимодействие нарушается и может
вообще прекратиться. В данном случае
транзакции являются "пересекающимися".
Второй показатель эффективности - адекватное
понимание ситуации (как и в случае обмена
информацией) и адекватный стиль действия
в ней. (См. дополнительный иллюстративный
материал.)
В социальной психологии существует много
классификаций ситуаций взаимодействия,
например:
социальноориентированные;
предметно-ориентированные;
личностноориентированные ситуации. (См.
дополнительный иллюстративный материал.)
Другие примеры приведены М. Аргайлом
и Э. Берном. Аргайл называет:
официальные социальные
события;
случайные эпизодические встречи;
формальные контакты на работе и в быту;
асимметричные ситуации (в обучении, руководстве
и пр.). (См. дополнительный иллюстративный
материал.)
Э. Берн уделяет особое внимание различным:
ритуалам;
полуритуалам (имеющим место в развлечениях);
играм (понимаемым весьма широко, включая интимные, политические игры и т.п.).
(См. дополнительный иллюстративный материал.)
Стиль поведения и действий
Каждая ситуация диктует свой стиль поведения
и действий: в каждой из них человек по-разному
"подает" себя, а если эта самоподача
не адекватна, взаимодействие затруднено.
(См. дополнительный иллюстративный материал.)
Если стиль сформирован на основе действий
в какой-то конкретной ситуации, а потом
механически перенесен на другую ситуацию,
то, естественно, успех не может быть гарантирован.
Различают три основных стиля действий:
ритуальный;
манипулятивный;
гуманистический. (См. дополнительный
иллюстративный материал.)
На примере использования ритуального
стиля особенно легко показать необходимость
соотнесения стиля с ситуацией. Ритуальный
стиль обычно задан некоторой культурой. Например,
стиль приветствий, вопросов, задаваемых
при встрече, характера ожидаемых ответов.
Так, в американской культуре принято
на вопрос: "Как дела?" отвечать "Прекрасно!",
как бы дела ни обстояли на самом деле.
Для нашей культуры свойственно отвечать
"по существу", притом не стесняться
негативных характеристик собственного
бытия ("Ой, жизни нет, цены растут, транспорт
не работает" и т.д.). Человек, привыкший
к другому ритуалу, получив такой ответ,
будет озадачен, как взаимодействовать
дальше. Что касается использования манипулятивного
или гуманистического стиля взаимодействия,
то это отдельная большая проблема, особенно
в практической социальной психологии.
Важно сделать общий вывод о том, что расчленение
единого акта взаимодействия на такие
компоненты, как позиции участников, ситуация
и стиль действий, также способствует
более тщательному психологическому анализу
этой стороны общения, делая определенную
попытку связать ее с содержанием деятельности.
(См. дополнительный иллюстративный материал.)
Перцепция социальная (от лат. perceptio — восприятие и socialis — общественный) — восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п.).
Термин «социальная перцепция» ввел американский психолог Дж. Брунер (1947) для обозначения факта социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от характеристик стимула — объекта, но и прошлого опыта субъекта, его целей, намерений, значимости ситуации и т. д.
Позже под социальная перцепция стали понимать целостное восприятие субъектом не только предметов материального мира, но так называемых социальных объектов (других людей, групп, классов, народностей и т. д.), социальных ситуаций и т. п. Восприятие социальных объектов обладает рядом специфических черт, качественно отличающих его от восприятия неодушевленных предметов:
Выделяют механизмы социальной перцепции – способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека. Наиболее распространенными механизмами являются следующие: эмпатия, аттракция, каузальная атрибуция, идентификация, социальная рефлексия.
«Идентификация» (от позднелатинского identifico – отождествлять), является процессом интуитивного отождествления, сравнения субъектом самого себя с другим человеком (группой людей), в процессе межличностной перцепции. Термин “идентификация” является способом распознания объекта восприятия, в процессе уподобление ему. Это, конечно, не единственный способ восприятия, но в реальных ситуациях общения и взаимодействия, люди часто используют данный прием, когда в процессе общения, предположение о внутреннем психологическом состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место..
«Эмпатия», представляет собой способ понимания другого человека, основанный не на реальном восприятии проблем другого человека, а на стремлении эмоциональной поддержки объекта восприятия. Эмпатия – это аффективное “понимание”, основанное на чувствах и эмоциях субъекта перцепции. Процесс эмпатии в общих чертах сходен с механизмом идентификации, в обоих случаях присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на проблемы с его точки зрения. Известно, что эмпатия тем выше, чем больше человек способен представить себе одну и ту же ситуацию, с точки зрения разных людей, а следовательно и понять поведение каждого из этих людей.
«Аттракция» (от лат. attrahere – привлекать, притягивать), рассматривается как особая форма восприятия одного человека другим, основанная на устойчивом положительном отношении к человеку. В процессе аттракции люди не просто понимают друг друга, но формируют между собой определенные эмоциональные взаимоотношения. На основе различных эмоциональных оценок, образуется разнообразная гамма чувств: начиная от неприятия, чувства отвращения, к тому или иному человеку, до симпатии, и даже любви к нему. Область исследования механизмов образования различных эмоциональных чувств к воспринимаемому человеку, получила название «исследование аттракции». Аттракция также представляется механизмом формирования симпатии между людьми в процессе общения. Гозман в 1987 году дал следующее определение: «Аттракцию можно рассматривать также как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, когда этот “другой” оценивается преимущественно в аффективных категориях». Присутствие аттракции в процессе межличностной перцепции, указывает тот факт, что общение всегда есть реализация определенных отношений (как общественных, так и межличностных), и в основном аттракция более проявляется в межличностных отношениях. Эмпирические исследования аттракции главным образом посвящены выяснению тех факторов, которые приводят к возникновению положительных эмоциональных отношений между людьми, в частности, изучается вопрос о сходстве психологических характеристик субъекта и объекта восприятия, в процессе аттракции (близость партнеров по общению, частота встреч и т.п.). По результатам исследований, выявлялась связь между аттракцией и особым типом взаимодействия, развивающимся между партнерами. Психологи выделили различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь. Дружба, представляется как вид устойчивых, межличностных отношений, характеризующийся устойчивой взаимной привязанностью их участников, в процессе дружбы усиливается аффилиация (стремление быть в обществе, вместе с другом, друзьями) и ожидание взаимной симпатии.
Симпатия (от греч. Sympatheia – влечение, внутреннее расположение) это устойчивое, положительное, эмоциональное отношение человека к другим людям или к группам людей, проявляющееся в доброжелательности, приветливости, оказанию внимания, восхищении. Симпатия побуждает людей к упрощенному взаимопониманию, к стремлению познавать собеседника в процессе общения. Любовь, наивысшая степень эмоционально-положительного отношения, воздействуя на субъект восприятия, любовь вытесняет все другие интересы субъекта, а на первый план выводятся отношение к объекту восприятия, объект становится центром внимания субъекта. Исследования механизма аттракции, до сих пор не дали исчерпывающего ответа, на вопрос природы возникновения аттракции, и устойчивости межличностных отношений построенных на любви и дружбе.
Формирование социальных
установок Личности отвечает на вопрос:
как усвоенный социальный опыт преломлен
Личностью и конкретно
Понятие, которое в определенной степени объясняет выбор мотива, есть понятие социальной установки.
Существует понятие
установка и аттитюд –
Установка рассматривается общепсихологически – готовность сознания к определенной реакции, бессознательный феномен (Узнадзе).
Аттитюд в ХХ в. (1918 г.) предложили Томас и Знанецкий. Психологическое переживание человеком ценностей, значения, смысла социальных объектов. Способность обобщенно оценивать окружающий мир.
Традиция изучения социальных установок сложилась в западной социальной психологии и социологии. В западной социальной психологии для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд».
Понятие аттитюда было определено как «психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта», или как «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности».
Аттитюд понимался всеми как:
- определенное состояние сознания и НС;
- выражающее готовность к реакции;
- организованное;
- на основе предшествующего опыта;
- оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение.
Таким образом, были установлены зависимость аттитюда от предшествующего опыта и его важная регулятивная роль в поведении.