Лекции по "Социальной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 03:36, курс лекций

Краткое описание

Согласно распространенным определением, социально-психологическая социализация (от лат. Socialis - общественный) - характеристика это процесс вхождения индивида в общество, социализации личности активного усвоения им социального опыта, социальных ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе.
В процессе социализации у человека формируются социальные качества, знания, умения, соответствующие навыки, что позволяет ей стать дееспособным участником социальных отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная психология.doc

— 651.50 Кб (Скачать файл)

Функции аттитюдов:

Приспособительная (утилитарная, адаптивная) – аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые  служат достижению его целей.

Функция знания – аттитюд  дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению  к конкретному объекту.

Функция выражения (ценности, саморегуляции) – аттитюд выступает  как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности.

Функция защиты – аттитюд  способствует разрешению внутренних конфликтов Личности.

Через усвоение установок  происходит социализация.

Выделяют:

Базовые – система  убеждений (ядро Личности). Формируется  в детстве, систематизируется в подростковом возрасте, а оканчивается в 20 – 30 лет, а затем не меняется и выполняет регулирующую функцию.

Периферийные – ситуативные, могут меняться от социальной обстановки.

Установочная система  – это система базовых и  периферийных установок. Она индивидуальна для каждого человека.

В 1942 г. М. Смитом была определена трехкомпонентная структура установки:

Когнитивный компонент  – осознание объекта социальной установки (на что направлена установка).

Эмоциональный. компонент (аффективный) – оценка объекта установки на уровне симпатии и антипатии.

Поведенческий компонент  – последовательность поведения  по отношению к объекту установки.

Если эти компоненты согласованы между собой, то установка  будет выполнять регулирующую функцию.

А в случае рассогласования  установочной системы, человек ведет себя по-разному, установка не будет выполнять регулирующую функцию.

 

  1. Характеристика основных типов межличностного взаимодействия.

В процессе общения люди вступают в бесконечное количество различных видов взаимодействия. Однако для экспериментальных исследований крайне важно как минимум обозначить некоторые основные типы этих взаимодействий. Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция. Разные авторы обозначают эти два основных вида различными терминами. Кроме кооперации и конкуренции, говорят о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации и т. д. За всеми этими понятиями ясно виден принцип выделения различных видов взаимодействия. В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются «позитивными» с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе «расшатывающие» совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее.

Кооперация, или кооперативное  взаимодействие, означает координацию  единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Кооперация – необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой. A.H. Леонтьев называл две основные черты совместной деятельности:

• разделение единого процесса деятельности между участниками;

• изменение деятельности каждого, так как результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности, что на общепсихологическом языке означает, что «предмет» и «мотив» деятельности не совпадают.

Вступая в бесконечное  количество различных видов взаимодействия, люди зачастую руководствуются следующими основными мотивами взаимодействия:

• максимизации общего выигрыша (мотив кооперации);

• максимизации собственного выигрыша (индивидуализм);

• максимизации относительного выигрыша (конкуренция);

• максимизации выигрыша другого человека (альтруизм);

• минимизации выигрыша другого (агрессия);

• минимизации различий в выигрышах (равенство). Соответственно перечисленным мотивам можно определить ведущие стратегии поведения во взаимодействии:

• сотрудничество направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей без ущемления интересов другого (реализуются мотивы кооперации, либо конкуренции);

• соперничество (противодействие) – предполагает ориентацию исключительно на свои цели без учета целей партнеров по общению (индивидуализм);

• компромисс – реализуется в частном достижении целей партнеров ради условного равенства;

• уступчивость (приспособление) предполагает жертву собственных целей для достижения целей партнера (альтруизм);

• избегание – представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого.

Перечисленные стратегии  особенно ярко проявляются в ситуации конфликта.

 

  1. Характеристика средств общения

 

Все средства общения  делятся на две большие группы:

    • Вербальные (словесные)
    • Невербальные.

При определённых обстоятельствах, когда человек, например, хочет скрыть свои чувства или передаёт заведомо ложную информацию, лицо становиться  малоинформативным, а тело - главным источником информации для партнёра. Поэтому в общении важно знать, какую информацию можно получить, если перенести фокус наблюдения с лица человека на его тело и движения, так как жесты, позы, стиль экспрессивного поведения содержать очень много информации. Информацию несут такие движения человеческого тела, как поза, жест, походка. 

I. Речевые (вербальные) средства:

  • лексика;
  • стилистика;
  • грамматика;
  • семантика;
  • правильность произношения,
  • ударения,
  • словоупотребление,
  • формообразование,
  • стиль.

II . Hеречевые (невербальные) средства общения

1) оптокинетические:

  • жестикуляция,
  • мимика,
  • пантомимика - движение и позы,
  • направление взгляда,
  • визуальный контакт,
  • покраснение и побледнение кожи,
  • стереотипы моторики.

Визуальный контакт  свидетельствует о расположении к общению. Можно сказать, что если на нас смотрят мало, то мы имеем все основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим и делаем, относятся плохо, а если слишком много, то это либо вызов нам, либо хорошее к нам отношение. 
В процессе коммуникации внимательное наблюдение за глазодвигательными реакциями собеседника может дать информацию о состоянии его сознания.

Не нужно забывать, что иногда жесты и движения могут противоречить тому, что сообщает голос. Следовательно, необходимо контролировать данный процесс и синхронизировать его. 

2) паралингвистические:

    • интенсивность,
    • тембр,
    • интонация голоса,
    • качество голоса,
    • диапазон голоса,
    • тональность голоса.

3) экстралингвистические:

    • паузы,
    • темп речи,
    • связность речи,
    • смех,
    • покашливание,
    • заикание.

4) проксемические:

    • физическая дистанция контакта:
    • персональное пространство:
  • интимная (0-40-45см)
  • личная   (45 -120-150см)
  • социальная (150-400 см)
  • публичная (400-750-800см)
  • угол поворота к собеседнику

Ориентация, выражаемая в повороте тела и носка ноги в направлении партнёра или в сторону от него, сигнализирует о направлении мыслей. 
Позиции общающихся сторон за столом определяются характером общения: 
Если общение носит сопернический или оборонительный характер, то люди садятся напротив; при обычной дружеской беседе - занимают угловую позицию; при кооперативном поведении - занимают позицию делового взаимодействия с одной стороны стола; независимая позиция выражается в расположении по диагонали. 
5) предметные контактные, тактильные действия:

    • рукопожатия,
    • объятия,
    • поцелуи,
    • похлопывание,
    • толчки,
    • поглаживания,
    • касания,
    • пощечины,
    • удары.

Конкретный смысл отдельных  жестов различен в разных культурах.

6) ольфакторные - связанные с запахом.

К средствам невербальной коммуникации могут быть отнесены и различные условные обозначения, с помощью которых коммуникатор информирует о чем-то значимом для него, адресованном для сведения возможных реципиентов.

Траурная лента (черная в России и на Западе, белая в  Китае) сообщает о постигшей человека потери.

Звездочки и просветы на погонах - о высоком воинском звании.

Татуировка - о месте, которое в воровской иерархии занимает или занимал правонарушитель

 

 

  1. Зарубежные ориентации в развитии социальной психологии: основные положения, представители, значимые достижения.

Вклад ведущих психологических школ в разработку проблем социальной психологии весьма значителен. Следует заметить, что любая психологическая школа не могла не внести свой вклад в разработку проблем социальной психологии, исходя из ее предмета. В связи с этим можно выделить некоторые идеи, разрабатываемые в рамках функционализма, бихевиоризма, психоанализа, гуманистической психологии, когнитивизма и интеракционизма.

Совершенно особый вклад  в развитие социальной психологии внес функционализм, или функциональная психология, возникшая под влиянием эволюционной теории в биологии Ч.Дарвина и эволюционной теории социального дарвинизма Г. Спенсера. Английский философ Г.Спенсер, сыгравший ключевую роль в возникновении функционализма, считается основоположником органической школы в социологии и одним из родоначальников позитивизма. Он полагал, что основным законом социального развития является закон выживания наиболее приспособленных обществ и социальных групп. По Спенсеру, все субъекты социальной жизни (люди, группы, общества) должны функционировать и развиваться, полагаясь лишь на собственные силы и не рассчитывая на помощь или поддержку со стороны. Это концепция выживания сильнейших при социальной конкуренции. Вполне понятно, что данные идеи получали широкое распространение в условиях развития свободного предпринимательства и прежде всего в таких странах, как Англия и США в конце XIX века.

Представители функционализма (Д Дьюи, Л.Энлжепп. Г Кэрр и др.) изучали людей и социальные группы с точки зрения их социальной адаптации - приспособления к сложным условиям жизни. Исследовались феномены независимости, самоподдержания, развития, стабилизации и распада социальных систем. Главной социально-психологической проблемой функционализма стала проблема наиболее оптимальных условий социальной адаптации субъектов общественной жизни.

Именно в рамках функционализма впервые появилось большое количество исследований, ориентированных на практический результат. Представители функциональной психологии фиксировали внимание не на внутренних психических процессах человека, а на их функциях, в частности социальных, которые имели значение как при межличностном, так и при межгрупповом взаимодействии в условиях конкретной социальной системы. Они ввели новые методы исследования личности и группы – тесты, опросники, интервью, которые будут весьма широко применяться в более позднее время. Кроме того, именно функционализм дал толчок развитию таких актуальных направлений психологических исследований, как развитие ребенка и взрослого человека, психология индивидуальных различий, психология бизнеса, психология рекламы и т.д.

Бихевиоризм, позднее необихевиоризм, – поведенческая психология, изучающая проблемы закономерностей поведения человека и животного (И.В.Павлов, В.М.Бехтерев, Д.Уотсон, Э.Толмен, Б.Скиннер и др.). Поведение рассматривалось как объективная, наблюдаемая реальность, которую можно исследовать в экспериментальных условиях. При этом само понятие поведения трактовалось достаточно широко - от простых реакций организма на стимулы окружающей среды до сложных, опосредованных реакций, обусловленных социальным опытом человека. Поведение - это все поступки человека, которые он совершает от рождения до смерти. Оно включает разные реакции: внешние, или видимые, приобретенные (например, игра на музыкальном инструменте, разговор с другим человеком и пр.); внутренние, или скрытые, приобретенные реакции (мышление); наружные, или видимые, наследственные (хватание, мигание, реакции при страхе и т.д.). В основном, поведение изучалось в соответствии с формулой: стимул – реакция. Причем реакция рассматривается как ответ на внешний стимул, посредством которого индивид приспосабливается к окружающей среде. Закономерности поведения человека в обществе выводились, таким образом, из закономерностей внешнего стимулирования.

Одной из центральных социально-психологических проблем бихевиоризма стала проблема научения, т. е. приобретения индивидуального опыта посредством проб и ошибок. Было выделено четыре основных закона научения: закон эффекта, закон упражнения, закон готовности и закон ассоциативного сдвига. Сущность закона эффекта заключается в том, что из всех реакций на одну и ту же ситуацию закрепляется и становится доминирующей только та, которая сопровождается положительными эмоциями от стимулирования, награды или другого позитивного подкрепления окружающих. Закон упражнения проявляется в том, что реакция на ситуацию закрепляется пропорционально частоте, силе и длительности повторения. Данный закон лежит в основе формирования социальных привычек человека, любых процессов обучения, а также при установлении и стабилизации социальных шаблонов поведения на индивидуальном и групповом уровне. Закон готовности определяет возможности человека посредством упражнений улучшать готовность организма к соответствующим реакциям, к проведению соответствующих нервных импульсов (адаптация на психофизиологическом уровне). Закон ассоциативного сдвига заключается в том, что если при одновременном действии двух раздражителей один из них вызывает положительную (отрицательную) реакцию, то и другой (до этого относительно нейтральный) раздражитель приобретает способность вызывать ту же реакцию.

Информация о работе Лекции по "Социальной психологии"