Лидерство и руководство в малых группах. Стили руководства и психологическая компетентность в педагогическом общении
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 14:52, реферат
Краткое описание
Стиль руководства — способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива.
Содержание
Введение………………………………………………………………… 3 1. Стили руководства……………………………………………………... 3 1.1. Авторитарный стиль руководства…………………………………….. 4 1.2. Демократический стиль руководства…………………………………. 5 1.3. Либеральный стиль руководства……………………………………… 7 2. Руководство и лидерство в группе……………………………………. 9 3. Стили педагогического руководства………………………………….. 12 4. Стили руководства малой группой……………………………………. 16 5. Психологическая компетентность в педагогическом общении…….. 19 Заключение……………………………………………………………… 23 Список использованной литературы………………………………….. 24
Либеральный (несмешивающийся)
стиль руководства характеризуется тем,
что подчиненные имеют свободу принимать
собственные решения. Им предоставляется
почти полная свобода в определении своих
целей и в контроле за своей работой.
Либеральный стиль
отличают минимальное участие руководителя
в управлении, отсутствие размаха в его
деятельности, безынициативность и постоянное
ожидание указаний сверху, нежелание принять
на себя ответственность за решение проблем
и за их последствия, когда они неблагоприятны.
Руководитель-либерал
мало вмешивается в дела подчиненных и
вообще не проявляет особой активности,
выступает в основном в роли посредника
во взаимоотношениях с другими подразделениями.
Он непоследователен в действиях, легко
поддается влиянию окружающих, склонен
уступать обстоятельствам, и смиряется
с ними, может без особых оснований отменить
ранее принятое решение. Как правило, он
очень осторожен, видимо, по причине того,
что не уверен в своей компетенции, а значит,
и в положении, занимаемом в служебной
иерархии.
Во взаимоотношениях
с подчиненными он отменно вежлив и доброжелателен,
относится к ним уважительно, старается
помочь в решении их проблем. Готов выслушать
критику и соображения. Но большей частью
оказывается несостоятельным реализовать
подсказанные мысли и удовлетворить высказанные
пожелания (просьбы).
Недостаточно требователен
к подчиненным, не желая портить с ними
отношения, часто избегает решительных
мер, случается, что уговаривает их выполнять
ту или иную работу. Если подчиненный не
обнаруживает желания исполнить его указание,
то он скорее сам выполнит требуемую работу,
чем принудит к этому недисциплинированного
подчиненного.
Руководитель-либерал
редко пользуется своим правом говорить
«нет», легко раздает невыполнимые обещания.
Он способен пренебречь своими принципами,
если их соблюдение угрожает его популярности
в глазах вышестоящего руководителя и
подчиненных.
В стремлении приобрести
и укрепить свой авторитет способен предоставлять
подчиненным различного рода льготы, выплачивать
незаслуженные премии и т.п., склонен бесконечно
откладывать увольнение негодного работника.
Когда вышестоящие
руководители просят его сделать нечто,
не согласующееся с действующими нормативными
актами или правилами поведения, то ему
и в голову не приходит мысль, что он вправе
отказаться удовлетворить такую просьбу.
Руководитель либерального
стиля не проявляет сколько-нибудь выраженных
организаторских способностей, нерегулярно
и слабо контролирует и регулирует действия
подчиненных и, как следствие, его решение
задач управления не отличается достаточной
результативностью.
Он не может отстаивать
свою позицию в сложных, и тем более экстремальных
ситуациях: неожиданный запрос «сверху»,
внезапная постановка вопроса на совещании
и другие. Он часто ссылается на ограничение
в правах и поэтому не может позволить
себе принять то или иное решение. Делает
упор на безусловное следование действующим
положениям и должностным инструкциям.
Подобный руководитель
предпочитает такую организацию деятельности,
когда все расписано по полочкам и сравнительно
редко возникает потребность в принятии
оригинальных решений и вмешательства
в дела подчиненных.
Подчиненные, располагая
большой свободой действий, пользуются
ею по своему усмотрению. Сами ставят задачи
и выбирают способы их решений. В результате
перспективы выполнения отдельных работ
оказываются в зависимости от настроений
и интересов самих работников.
Становление руководителя-либерала
может объясняться многими причинами.
Большей частью такие руководители, по
натуре люди нерешительные и добродушные,
как огня боятся ссор и конфликтов. Другая
причина - недооценка значимости возможностей
коллектива и своего долга перед ним. Наконец,
он может оказаться высокотворческой
личностью, целиком захваченной какой-то
конкретной сферой своих интересов, но
лишенной организаторского таланта, вследствие
чего обязанности руководителя оказываются
для него непосильными.
Иногда такой руководитель
вовсе не стремится к служебной карьере,
и, понимая, что занимает не свое место,
готов уступить его боле подготовленному.
Руководство и лидерство в группе
В любой группе выделяется
руководитель, лидер. Он может быть назначен
официально, а может и не занимать никакого
официального положения, но фактически
руководить коллективом в силу своих организаторских
способностей.
Руководитель назначен
официально, извне, а лидер выдвигается
«снизу». Лидер не только направляет и
ведет своих последователей, но и хочет
вести их за собой, а последователи не
просто идут за лидером, но и хотят идти
за ним. Исследования показывают, что знания
и способности лидера оцениваются людьми
всегда значительно выше, чем соответствующие
качества остальных членов группы.
Почему человек становится
лидером? Согласно концепции «черт» лидер
обладает определенными свойствами, чертами,
благодаря которым он выдвигается в лидеры.
Лидеру присущи следующие психологические
качества: уверенность в себе, острый и
гибкий ум, компетентность как доскональное
знание своего дела, сильная воля, умение
понять особенности психологии людей,
организаторские способности. Однако
анализ реальных групп показал, что порой
лидером становится человек, и не обладающий
перечисленными качествами, и, с другой
стороны, человек может иметь данные качества,
но не являться лидером. Возникла ситуативная
теория лидерства, согласно которой лидером
становится тот человек, который при возникновении
в группе какой-либо ситуации имеет качества,
свойства, способности, опыт, необходимый
для оптимального разрешения этой ситуации
для данной группы. В разных ситуациях
группа выдвигает разных людей в качестве
лидера. В исследованиях Б.Д. Парыгина
выделены типы лидеров в зависимости от
характера деятельности (универсальный
лидер, ситуативный лидер), ее содержания
(лидер-вдохновитель, лидер-исполнитель,
деловой лидер, эмоциональный лидер) и
стиля руководства (авторитарный лидер,
демократический лидер).
Таким образом, лидером
группы может стать только тот человек,
кто способен привести группу к разрешению
тех или иных групповых ситуаций, проблем,
задач, кто несет в себе наиболее важные
для этой группы личностные черты, кто
несет в себе и разделяет те ценности,
которые присущи группе. Лидер - это как
бы зеркало группы, лидер появляется в
данной конкретной группе, какова группа
- таков и лидер. Человек, который является
лидером в одной группе, совсем не обязательно
станет вновь лидером в другой группе
(группа другая, другие ценности, другие
ожидания и требования к лидеру).
С точки зрения масштабности
решаемых задач выделяют:
1) бытовой тип
лидерства (в школьных студенческих
группах, досуговых объединениях, в
семье);
2) социальный тип
лидерства (на производстве, в профсоюзном
движении, в различных обществах:
спортивных, творческих и т.д.);
3) политический
тип лидерства (государственные, общественные
деятели).
Мысль о том, что главная
отличительная черта способного организатора
состоит в умении быстро находить эффективные
пути и средства решения задач, подтверждается
на каждом шагу. Интересно высказывание
на этот счет Наполеона Бонапарта: «Мой
гений состоит в том, что одним быстрым
взглядом я охватывал все трудности дела,
но в то же время и все ресурсы для преодоления
этих трудностей; этому обязано мое превосходство
над другими».
Талант руководства
людьми основывается на целом комплексе
социально-психологических качеств и
свойств, где большую роль играет доверие
и любовь масс к своему лидеру.
Доверие к лидеру -
это признание его высоких достоинств,
заслуг и полномочий, признание необходимости,
правильности и результативности его
действий. Это внутреннее согласие с носителем
авторитета, готовность действовать в
соответствии с его установками.
Структура механизмов
воздействия лидеров на массу зависит
от свойств последователей. Лидер находится
в сильнейшей зависимости от коллектива.
В соответствии со
свойствами последователей лидером выстраиваются
структуры воздействия на них. Эти структуры
призваны обеспечить, во-первых, инициирование
активности, координацию действий группы
и обеспечение ее внешних связей и престижа.
Во-вторых, для этого надо отрегулировать
межличностные отношения в группе, обеспечить
личностную поддержку членам группы.
Решение названных
задач осуществляется посредством следующих
функций:
а) информационно-аналитической;
б) выработки программ;
в) принятия решения;
г) организации исполнения
решений.
Лидер добивается поддержки
всей группы или ее подавляющей части
для организации исполнения принятых
решений, что предусматривает:
1) подбор и расстановку
исполнителей;
2) доведение до
них решений;
3) уточнение и
адаптацию решений применительно
к месту исполнения;
4) создание внешних
и внутренних условий исполнения;
5) координацию деятельности
исполнителей;
6) подведение итогов
и анализ результатов.
Взаимоотношения подчиненных
с руководителем, психологический климат
коллектива, результаты работы коллектива
зависят от стиля управления, реализуемого,
руководителем.
Стиль управления эффективного
руководителя отличается гибкостью, индивидуальным
и ситуативным подходом.
В зависимости от направленности
руководителя на интересы дела или на
заботу о взаимоотношениях с людьми можно
построить «управленческую матрицу»,
выделив пять типов руководителей: либерал,
организатор, манипулятор, пессимист и
диктатор.
В зависимости от особенностей
мыслительно-интеллектуальной деятельности
выделяют следующие четыре типа руководителей
(согласно японскому автору Т. Коно):
1) Консервативно-интуитивный
тип.
2) Консервативно-аналитический
тип.
3) Новаторско-интуитивный.
4) Новаторско-аналитический
тип.
В преуспевающих японских
фирмах наиболее популярен и эффективен
новаторско-аналитический стиль, который
способен обеспечить организационное
выживание в условиях острейшей рыночной
конкуренции. Для него характерны энергичность
и новаторство, чуткость к новым идеям
и информации, генерирование большого
числа идей, готовность учитывать мнение
других, способность логически анализировать
реалистичность и перспективность идеи,
быстрое принятие решений и практической
реализации новшеств, терпимость к неудачам,
умение широко видеть ситуации и работать
с людьми, не входя, однако, глубоко в их
личные проблемы.
Эффективным стилем
управления является партисипативный
(соучаствующий) стиль, которому свойственны
следующие черты:
1) регулярные совещания
руководителя с подчиненными;
2) открытость в
отношениях между руководителем
и подчиненными;
3) вовлеченность
подчиненных в разработку и
принятие организационных решений;
4) делегирование
руководителем подчиненным ряда полномочий,
прав;
5) участие рядовых
работников как в планировании, так и в
осуществлении организационных изменений;
6) создание особых
групповых структур, наделенных
правом самостоятельного принятия
решений («группы контроля качества»);
7) предоставление
работнику возможности автономно
(от других членов организации)
разрабатывать проблемы, новые идеи.
Вероятностная модель
эффективности руководства (Ф. Фидлер)
опосредована степенью контроля руководителя
над ситуацией, в которой он действует.
Результаты исследований
- показали, что руководитель директивного
типа наиболее эффективен в ситуациях
с высоким или низким ситуативным контролем
(СК), т.е. для него крайне благоприятных
или неблагоприятных. Руководитель с демократически-коллегиальным
стилем наиболее эффективен в ситуациях
с умеренным СК.
В зависимости от особенностей
поведения руководителя в конфликтных,
сложных ситуациях можно выделить пять
типов:
1) доминирование, утверждение
своей позиции любой ценой;
3) компромисс, позиционный
торг («я тебе уступлю, ты - мне»);
4) сотрудничество,
создание взаимной направленности
на разумное и справедливое
решение конфликта с учетом
обоснованных интересов обоих
сторон;
5) избегание конфликта,
уход из ситуации, «закрывание глаз,
как будто ничего не произошло»).
Наиболее эффективным,
хотя и трудно реализуемым стилем поведения
руководителя в конфликтной ситуации
является стиль «сотрудничества». Крайне
неблагоприятными стилями являются «избегание»,
«доминирование», «уступчивость», а стиль
«компромисс» позволяет достичь лишь
временного недолговечного решения конфликта,
позднее он может появиться вновь.
Критерием эффективности
руководства является степень авторитета
руководителя.
Выделяют три формы
авторитета руководителя:
1) формальный авторитет,
обусловлен тем набором властных
полномочий, прав, которые дает руководителю
занимаемый им пост. Формальный,
должностной авторитет руководителя
способен обеспечить не более
65% влияния руководителя на своих
подчиненных, 100%-ю отдачу от работника
руководитель может получить, лишь
опираясь еще дополнительно и
на свой психологический авторитет;
2) морального;
3) функционального
авторитета.
Моральный авторитет
зависит от нравственных качеств руководителя.
Функциональный авторитет определяется:
1) компетентностью
руководителя;
2) его деловыми
качествами;
3) его отношением
к своей профессиональной деятельности.
Низкий функциональный
авторитет руководителя приводит, как
правило, к потере его влияния на подчиненных,
что вызывает в качестве компенсаторной
агрессивную реакцию со стороны руководителя
по отношению к подчиненным, ухудшение
психологического климата и результатов
деятельности коллектива.
Стили педагогического
руководства
Педагогическое общение
— это особенное общение, специфика которого
обусловлена различными социально-ролевыми
и функциональными позициями субъектов
этого общения. Учитель в процессе педагогического
общения осуществляет (в прямой или косвенной
форме) свои социально-ролевые и функциональные
обязанности по руководству процессом
обучения и воспитания.