Лидерство и руководство в малых группах. Стили руководства и психологическая компетентность в педагогическом общении
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 14:52, реферат
Краткое описание
Стиль руководства — способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива.
Содержание
Введение………………………………………………………………… 3 1. Стили руководства……………………………………………………... 3 1.1. Авторитарный стиль руководства…………………………………….. 4 1.2. Демократический стиль руководства…………………………………. 5 1.3. Либеральный стиль руководства……………………………………… 7 2. Руководство и лидерство в группе……………………………………. 9 3. Стили педагогического руководства………………………………….. 12 4. Стили руководства малой группой……………………………………. 16 5. Психологическая компетентность в педагогическом общении…….. 19 Заключение……………………………………………………………… 23 Список использованной литературы………………………………….. 24
Практика показывает, что наиболее
«западающим» компонентом психологической
компетентности оказываются профессионально
значимые качества личности педагога.
М.И.Лукьянова определяет как
важные, необходимые в педагогической
деятельности следующие личностные качества:
рефлективность, эмпатичность, коммуникативность,
гибкость личности, способность к сотрудничеству,
эмоциональная привлекательность.
В социальной психологии существует
несколько точек зрения на природу и сущность
лидерства. Одна из них – «теория черт»
- обоснованно определяет лидеров по их
личностным качествам. Другая – «ситуационная
теория» обосновывает инициативное поведение
личности потребностями сложившейся социальной
ситуации.
В соответствии с выделением
двух основных сфер жизнедеятельности
малой группы – деловой, связанной с осуществлением
совместной деятельности и решением групповых
задач, и эмоциональной, связанной с процессом
общения и развития психологических отношений
между членами группы, - выделяют два основных
вида лидерства – лидерство в деловой
сфере и лидерство в эмоциональной сфере.
Эти два вида лидерства могут быть персонифицированы
в одном лице, но чаще они распределяются
между членами группы. В зависимости от
степени выраженности направленности
на ту или иную сферу жизнедеятельности
группы можно выделить типы лидеров, ориентированных
на решение групповых задач; на общение
и взаимоотношения в группе; универсальных
лидеров.
Существует несколько теорий
«стилей руководства» - системы приемов
влияния лидера на группу. Наиболее распространенной
в отечественной психологической науке
является теория К. Левина, который выделяет
три стиля руководства – авторитарный,
демократический, попустительский.
Феномен лидерства определяется
взаимодействием ряда переменных, основными
из которых, являются психологические
характеристики членов малой группы, характер
решаемых задач и особенности ситуации,
в которой находится группа.
Список использованной
литературы
Ануфриева Н.М., Зелинская Т.Н.,
Зелинский Н.Е. Социальная психология:
Курс лекций. - К.: МАУП, 2000. - 136с.