Лидерство и руководство в малых группах. Стили руководства и психологическая компетентность в педагогическом общении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 14:52, реферат

Краткое описание

Стиль руководства — способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива.

Содержание

Введение………………………………………………………………… 3
1. Стили руководства……………………………………………………... 3
1.1. Авторитарный стиль руководства…………………………………….. 4
1.2. Демократический стиль руководства…………………………………. 5
1.3. Либеральный стиль руководства……………………………………… 7
2. Руководство и лидерство в группе……………………………………. 9
3. Стили педагогического руководства………………………………….. 12
4. Стили руководства малой группой……………………………………. 16
5. Психологическая компетентность в педагогическом общении…….. 19
Заключение……………………………………………………………… 23
Список использованной литературы………………………………….. 24

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по психологии Стили руководства.docx

— 75.78 Кб (Скачать файл)

Практика показывает, что наиболее «западающим» компонентом психологической компетентности оказываются профессионально значимые качества личности педагога.

М.И.Лукьянова определяет как важные, необходимые в педагогической деятельности следующие личностные качества: рефлективность, эмпатичность, коммуникативность, гибкость личности, способность к сотрудничеству, эмоциональная привлекательность.

А.К. Маркова дополняет их профессионально важными качествами личности: педагогическая эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическое мышление, практическое педагогическое мышление, педагогическая наблюдательность, зоркость, педагогический слух ,педагогическая ситуация, педагогический оптимизм, педагогическая находчивость, педагогическое предвидение, прогнозирование, педагогическая рефлексия.

 

Заключение

 

В социальной психологии существует несколько точек зрения на природу и сущность лидерства. Одна из них – «теория черт» - обоснованно определяет лидеров по их личностным качествам. Другая – «ситуационная теория» обосновывает инициативное поведение личности потребностями сложившейся социальной ситуации.

В соответствии с выделением двух основных сфер жизнедеятельности малой группы – деловой, связанной с осуществлением совместной деятельности и решением групповых задач, и эмоциональной, связанной с процессом общения и развития психологических отношений между членами группы, - выделяют два основных вида лидерства – лидерство в деловой сфере и лидерство в эмоциональной сфере. Эти два вида лидерства могут быть персонифицированы в одном лице, но чаще они распределяются между членами группы. В зависимости от степени выраженности направленности на ту или иную сферу жизнедеятельности группы можно выделить типы лидеров, ориентированных на решение групповых задач; на общение и взаимоотношения в группе; универсальных лидеров.

Существует несколько теорий «стилей руководства» - системы приемов влияния лидера на группу. Наиболее распространенной в отечественной психологической науке является теория К. Левина, который выделяет три стиля руководства – авторитарный, демократический, попустительский.

Феномен лидерства определяется взаимодействием ряда переменных, основными из которых, являются психологические характеристики членов малой группы, характер решаемых задач и особенности ситуации, в которой находится группа.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Ануфриева Н.М., Зелинская Т.Н., Зелинский Н.Е. Социальная психология: Курс лекций. - К.: МАУП, 2000. - 136с.

  1. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. - М.: Просвещение, 1978. - 176с.

  1. Парыгин Б.Д. Социальная психология. - СПб, 1999. - 543с.

  1. Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности. Теоретико-методологический аспект – Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. - 184с.

  1. Шихарев П.Н. Современная социальная психология. - М.: ИП РАМ, 2000. - 448с.

 

 

 

 


Информация о работе Лидерство и руководство в малых группах. Стили руководства и психологическая компетентность в педагогическом общении