Лидерство как феномен группового развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 21:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – определение лидерства как феномена группового развития
В соответствии с целью данной работы поставлены следующие задачи:
- изучение литературы, в которой рассматриваются проблемы лидерства;
- определение роли лидера в руководстве социальными группами;
- сформировать представление о личности лидера, о его влиянии на социальную группу и самое главное определит набор тех или иных качеств, которые делают человека лидером.

Содержание

Введение……………...………………………………………………...…………3
1. Основы деятельности лидера…………………………………………...6
1.1 Типы лидерства………………………………………………….6
1.2 Компоненты лидерства……………………………………….11
2. Теория происхождения лидерства…………………………………..13
2.1 Теория черт……………………………………………………13
2.2 Ситуационная теория лидерства…………………………….15
2.3 Системные теории лидерства………………………………….17
3. Лидерство в социальном служении………………………………….20
3.1 Руководство и лидерство…………………………………….25
Заключение……………………………………………………......28
Список литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 75.86 Кб (Скачать файл)

 6. «Герой» — готов жертвовать собой ради дела, ради людей, такой тип лидера проявляется чаще всего в ситуациях группового протеста (благодаря храбрости лидера, другие члены группы ориентируются на него, видя в его поведении «стандарт» справедливости); лидер-герой увлекает за собой людей.

 7. «Дурной пример» — выступает как источник заразительности для бесконфликтной личности, эмоционально заражает других людей.

 8. «Кумир» — притягивает, заражает, увлекает и влечет; его любят, идеализируют, боготворят.

 Лидер и группа — эти два понятия всегда рассматриваются вместе, так как лидер — это значимое звено социальной группы. Появление на свет какой-либо человеческой общности порождает появление лидера.

 Расширение функций группы, сфер ее деятельности вызывает «рост» числа лидеров как формальных, так и неформальных. Если формальный лидер получает полномочия руководить людьми из рук вышестоящих руководителей, то неформальным становятся по признанию окружающих. И тот и другой лидер призваны вести за собой людей.

 Лидерство - это не набор навыков и умений, а качества характера, такие, как, например, способность принимать на себя риск.

 Лидерство — это не управление, которое концентрирует внимание на том, чтобы люди делали «вещи правильно». Лидерство концентрирует внимание на том, чтобы люди делали «правильные вещи».

 Лидера могут характеризовать эмоциональность, деловые качества, способность привлекать людей своей эрудицией, информированность.

 

1.2 Компоненты лидерства

 

Лидерство многогранно и у каждого лидера свои черты характера, способности, индивидуальные особенности, приемы и  методы взаимодействия с людьми. Несомненно, что ряд характеристик лидера можно квалифицировать как наиболее значимые.

 Формирование лидера, несомненно, проходит в определенных социально-психологических условиях, оказывающих влияние на личность, предопределяя его психологические характеристики:

- предшествующий  опыт лидера;

- «политический  климат», в котором лидер стартовал  и формировался;

- базовые  политические /концептуальные/ убеждения  лидера;

- политический  стиль /склонен: работать в  одиночку, к детальному изучению  проблемы, к закрытости или открытости  своей деятельности/;

- мотивация  к достижению лидирующих позиций;

- реакция  на стрессы и давление;

- способ  достижения своего положения.

 Рассмотрим ведущие компоненты характеристики лидера

 Внешние данные – фотогеничность, прическа, умение одеваться в соответствии со статусом, умение носить одежду; рост, осанки, физическое и психологическое здоровье.

Коммуникативные качества - умение говорить легко, без  записок; обладание высокой культурой  речи, живым неказенным языком; спокойствие, уверенность в общении; доступность, умение устанавливать контакты с людьми; присутствие чувства юмора; умение отвечать на вопросы и замечания по существу.

Интеллектуальные  качества - способность к анализу, наличие гностических способностей — умение быстро и точно распознавать предметы и явления; находчивость, дивергентность (нестандартность) мышления и др.

Волевые качества - способность человека сознательно  регулировать свое поведение и деятельность, умение преодолевать внутренние, внешние  трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Нравственные  качества - патриотизм, порядочность во взаимодействии с людьми, личное достоинство  — основа авторитета, терпимость, надежность и др.

Личное  обаяние - приобретенное достигается  богатством, статусом именем репутацией; личное носит индивидуальный характер, существуя с богатством, властью..., но может существовать и без них. Личное обаяние часто связывают с таким феноменом как харизма.

 Существует много версий определения лидерства, и каждый автор делает акцент на наиболее значимые, по его мнению, факторы и процессы:

- личность  и происхождение лидера;

- процесс,  благодаря которому человек стал  лидером;

- характерные  черты групп и отдельных людей,  которыми руководит лидер;

- характер  взаимоотношений между лидером  и теми, кем он руководит;

- личная  ответственность за принятые  им или его «командой» решения;

- степень  готовности содействия и помощи  членам «команд при выполнении, ими принятых, решений.

 

 

2. Теория происхождения лидерства

 

2.1 Теория черт

лидер социальный общество

На протяжении многих лет учёные пытались выделить основные особенности лидера.

 Существуют  несколько теоретических подходов  к пониманию такого феномена, как «лидерство». Первая теория - «теория черт» иногда называется  «харизматической теорией».

 «В начале ХХ века так называемые «теории великого человека», утверждали, что лидерские качества передаются по наследству. Эти теории трансформировались в теорию черт, которые не уточняли, являются ли лидерские качества врожденными или приобретенными.

 В настоящее время теория черт лежит в основе харизматического или трансформационного (преобразующего) лидерства1

 «В 1950-е годы нарастающее чувство неудовлетворения, вызванное теорией черт, определило интерес исследователей лидерства к бихевиоризму. В это время были описаны два различных стиля лидерства: поведение, ориентированное на подчиненных; поведение, ориентированное на задачу. Главный вывод состоял в том, что большое удовлетворение приносит лидер, ориентированный на отношения»2

 Два таких крайних подхода породили третий так называемая системная теория лидерства, согласно, которой лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер как субъект управления этим процессом.

 Согласно этой теории лидером может быть человек, обладающий определенными личностными характеристиками.

 В американской социальной психологии делались попытки фиксирования характерных лидерских черт с целью их стандартизации и подбора тестовых методик для будущей диагностики и отбора лиц - потенциальных лидеров. Теория черт отводит руководителю-лидеру роль человека, обладающего совокупностью определенных черт, качеств, которые выделяют его из числа рядовых личностей:

- ум  или интеллектуальные способности;

- способность  господствовать или преобладать  над другими;

- уверенность  в себе;

- активность  и энергичность;

- компетентность, знание дела.

 Пять качеств не объясняли появление лидера. Многие люди, обладая данными качествами, оставались последователями, не став лидерами. Наиболее интересный результат был получен известным в США Уорреном Беннисом, который исследовал 90 успешных лидеров и выделил четыре группы лидерских качеств:

- управление вниманием или способность так представить сущность результата, цели и направления деятельности, чтобы это было привлекательным для подчиненных;

- управление  значением или способность так  передать значение созданного  образа, идеи, видения, чтобы они  были поняты и приняты подчиненными;

- управление доверием или способность построить свою деятельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных;

- управление  собой или способность настолько  хорошо знать и вовремя признавать  свои слабые и сильные стороны,  чтобы для усиления своих сильных сторон умели привлекать другие ресурсы, в том числе и ресурсы других людей.

 Последующее изучение привело к выделению еще четырех групп качеств: физиологических, психологических или эмоциональных, умственных, личностно-деловых.

 Г. Дженнингс высказал замечание о том, что «теория черт» в большей мере отражала черты экспериментатора, нежели черты лидера. В противовес «теории черт» была выдвинута теория «лидера без черт». К сожалению, вставал вопрос о том, откуда появляются лидеры, какова основа данного феномена.

«Теория черт лидера» исходит из того, что  лидерами люди рождаются.

Ряд врожденных свойств и характеристик индивида (сила и подвижность нервных процессов, экстравертированность, способность  к эмпатии - сочувствию, ярко выраженные эвристические и интеллектуальные способности), как утверждают сторонники этой теории, позволяют ему занять господствующее положение в любой  ситуации и взять на себя роль ведущего, т. е. лидера. Немало случаев когда люди, отмеченные сильной волей, интеллектом и другими достоинствами, так и не стали лидерами. По данным Е. Дженнингс, почти в каждой группе есть члены, превосходящие лидеров по уму, способностям, однако они не имеют статуса лидера.

 

2.2 Ситуационная теория лидерства

 

 На смену теории черт пришла «ситуационная теория лидерства». Предшествующая теория полностью не отрицалась, но утверждалось, между тем, лидерство как продукт ситуации. Приверженцы «ситуационной теории» считали, что руководитель-лидер действует соответственно ситуации, которая создает спрос, препятствия и открывает для него возможности. Данная теория не учитывала того факта, что не только ситуация порождает лидерство, но и личность лидера может создать ситуацию. Г.Дженнингс считал, что великие события — «всегда свадьба между человеком и временем». Великий лидер, по его мнению, чувствует ситуацию и знает, когда он может ее использовать, обратить в свой актив. Таким образом, личностные свойства и качества лидера оказываются относительными. Ж. Пиаже подверг эту теорию критике, высказав мысль о том, что такой подход полностью снимает вопрос об активности самой личности лидера, который превращается во «флюгер».

 Одним из основателей теории ситуационного лидерства является Ф. Фидлер, который в середине 60-х гг. предложил использовать в модели три ситуационные переменные, позволяющие определить степень контролируемости ситуации для определенного стиля.

 Согласно теории Фидлера, лидерский стиль остается относительно постоянным и почти не меняется от ситуации к ситуации, так как в стиле отражены основы мотивации индивида: мотивированность на отношения и мотивированность на работу.

Благоприятность (контролируемость) ситуации определяется в модели как степень, с которой  ситуация позволяет лидеру ее контролировать и оказывать влияние на последователей.

Ситуационные  переменные: отношения в коллективе; властные полномочия; структурированность работы.

 Практическая значимость модели состоит в том, что она позволяет в зависимости от сложившийся ситуации подбирать руководителя. При этом основным критерием подбора является соответствие стиля руководителя конкретной производственной ситуации. Модель также подсказывает путь изменения ситуации, если по каким-то причинам нельзя сменить руководителя.

 Согласно этой теории, лидерство - это, в основном, продукт ситуации; то есть лидер - это тот, кто в данной ситуации адекватнее проявил нужную черту (хотя она может быть и у других), "оказался в нужный момент в нужном месте и возглавил". Здесь полностью снимается роль активности личности лидера, и он выступает как флюгер.

Чтобы преодолеть очевидную противоречивость такой  теории, Хартли предложил 4 модели для  объяснения того, почему все-таки определенные люди становятся лидерами и почему не только ситуация определяет их выдвижение:

- если  кто-то стал лидером в одной  ситуации, не исключено, что он  станет лидером и в другой;

- вследствие  воздействия стереотипов лидеры  в данной ситуации начинают  рассматриваться группой как  лидеры вообще;

- человек,  став лидером в одной ситуации, приобретает авторитет, что повышает  для него вероятность быть  избранным вторично;

- отдельным  людям свойственно "искать  посты", и они ведут себя  так, что им действительно "дают  посты".

Эти добавления Хартли сделали ситуационную теорию достаточно популярной, и на ее основе проведена масса экспериментальных  исследований лидерства в школе  групповой динамики.

 

2.3 Системные теории лидерства

 

Согласно  третье «системной теории лидерства», лидерство рассматривается как функция группы, а значит, и изучать его следует с точки зрения целей и задач группы, но, в то же время, структура личности лидера не отрицается.

 Интересны рассуждения Д. Оффера, рассматривающего об «Я» лидера как «общую сумму восприятий, мыслей и чувств человека по отношению к себе» и разделяющего их на шесть составляющих:

- физическое  «Я» (представление о состоянии  своего здоровья, физической силе  и слабости);

- сексуальное  «Я» (представление о своих притязаниях и возможностях в данной сфере);

Информация о работе Лидерство как феномен группового развития