Лидерство как феномен группового развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 21:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – определение лидерства как феномена группового развития
В соответствии с целью данной работы поставлены следующие задачи:
- изучение литературы, в которой рассматриваются проблемы лидерства;
- определение роли лидера в руководстве социальными группами;
- сформировать представление о личности лидера, о его влиянии на социальную группу и самое главное определит набор тех или иных качеств, которые делают человека лидером.

Содержание

Введение……………...………………………………………………...…………3
1. Основы деятельности лидера…………………………………………...6
1.1 Типы лидерства………………………………………………….6
1.2 Компоненты лидерства……………………………………….11
2. Теория происхождения лидерства…………………………………..13
2.1 Теория черт……………………………………………………13
2.2 Ситуационная теория лидерства…………………………….15
2.3 Системные теории лидерства………………………………….17
3. Лидерство в социальном служении………………………………….20
3.1 Руководство и лидерство…………………………………….25
Заключение……………………………………………………......28
Список литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 75.86 Кб (Скачать файл)

 В этом различия руководства и лидерства, но есть и общее:

 1. Руководство и лидерство - средства координации отношений членов социальной группы.

 2. Оба феномена реализуют процессы социального влияния в коллективе.

 3. Руководству, как и лидерству присуща определенная субординация отношений. В первом случае отношения четко определены и закреплены должностными инструкциями, а во втором - отношения никак не очерчены.

 Нередко лидерство способно переходить в руководство, а руководство часто становится лидерством.

 Лоутон А. и Роуз Э. считают, что лидеры - это те, кто превращает сослуживцев в людей, сотрудничающих с ним по убеждению.[13]

 В государственных учреждениях обычно считается, что намечать цели и брать на себя ответственность - дело политиков, а не государственных служащих. Лидерство на государственной службе - логическая несообразность в условиях демократии (Лоутон, Роуз). Трудность с децентрализацией ответственности и подотчетностью в государственных учреждениях заключается в том, что по традиции отчета требуют от политика, а не от чиновника. Так что если в этой структуре и осуществляется лидерство, то оно совпадает с ролью и целями политика.

 Для начала, дадим понятие руководству. Можно привести множество определений из разных источников. К примеру, рассмотрим следующее. Руководство, или лидерство, – способность оказывать влияние на отдельных лиц и на группы, побуждая их работать на достижение целей организации5.

 Прежде всего, руководство стоит рассматривать как процесс, который, в свою очередь, может быть разбит на отдельные действия и шаги руководителя, направленные на достижение промежуточных, оперативных целей.

 Другим элементом руководства является непосредственное влияние на подчиненных, учеников, друзей и т.п. Наличие такового со стороны одного человека позволяет выделить лидера, способного подчинить себе остальных с их добровольного согласия. Такая готовность быть ведомым может быть как осознанной, так и подсознательной. Обычно человек готов идти за кем-то, подчиняться лишь в случае, если видит в этом те или иные выгоды для себя. Это может быть награда, поощрение, личная выгода и т.д.

 Уровень подчинения зависит от мотивации, личных взаимоотношений, организаторских талантов руководителя, качества руководства.

 Третий элемент руководства – обязательное наличие последователей и общей цели, на достижение которой будут направлены совместные усилия. Личные цели отдельных индивидов заставляют менеджера либо выполнить их во имя решения общей задачи, либо подчинить их достижению общей цели, то есть цели индивида в группе должны быть либо подчинены целям всей группы, либо не мешать их достижению. Чтобы ситуация складывалась именно так, а никак иначе, руководитель должен применить всю свою энергию и власть.

 Как видно из данного выше определения, конечной целью деятельности руководителя является достижение целей организации, что он, естественно, делает не без помощи подчиненных. А привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации – это и есть стиль руководства персоналом, о чем дальше и пойдет речь.

 

 

Заключение

 

Перечисленный в этой работе набор человеческих качеств составляет основу организаторских способностей. Эти качества не зависят от производственного опыта работника, поэтому руководителем человек может становиться в относительно раннем возрасте.

 Ситуация в России такова, что на смену опыта должны придти новые сильные, здоровые лидеры.

 Многих отечественных педагоги и психологи создали теорию становления и развития коллектива. На современном этапе при формировании успешного коллектива необходимо учитывать принципы, сформулированные еще А.С. Макаренко, и дополненные его последователями. Знание внутригрупповых отношений и эмоционального фона, поможет успешно реализовать цели и задачи, поставленные перед формирующемся коллективом.

 Известно, что поведение людей в группе имеет свою специфику по сравнению с индивидуальным поведением, происходит как унификация, рост схожести поведения членов группы за счет формирования и подчинения групповым нормам и ценностям на основе механизма внушаемости, подчинения власти, так и рост возможностей оказывать свое ответное влияние на группу.

 На основании вышеизложенного материала можно сделать следующие выводы: до сих пор не разработано универсального определения лидерства, различные авторы дают каждый свое определение лидерства; руководство - основная сила в организациях, координирующая деятельность подсистем и определяющая их взаимосвязь с окружающей средой.

 Его главная задача состоит в достижении организацией поставленных перед ней целей.

Теме  лидерства посвящены многие работы, как российских, так и зарубежных авторов: психологов, социологов, политологов.

Большая пятерка (пятерка лидерских качеств) — это факторно–аналитическая модель личности. В ней выделяются следующие интегральные личностные черты: экстраверсия, желательность, сознательность, эмоциональная стабильность, интеллектуальная открытость. Пять основных черт, составляющие личность человека, могут быть представлены в виде иерархической модели личности «Большая пятерка».

 Наиболее интенсивное изучение проблемы лидерства ведется в рамках таких прикладных направлений социальной психологии, как психология менеджмента и организационная психология. Одной из центральных проблем в данной связи является соотношение феномена лидерства и функции управления.

Задачей же лидерства является обеспечение  перспективного развития организации, в силу чего лидер должен обладать выраженной способностью к "видению" — созданию образов и ментальных моделей будущего, причем достаточно отдаленного будущего не только возглавляемой  им социальной структуры, но и всей среды ее жизнедеятельности. При  этом для лидера важно не только сформировать собственное видение, но и увлечь им других, мотивировать людей на достижение отдаленных целей, сделав их своими последователями и соратниками.

 Решение последней задачи под силу только личности, в высокой степени обладающей подлинной "властью авторитета" и большим идиосинкразическим кредитом доверия у членов сообщества. Оптимальной, с точки зрения эффективности лидерства, является ситуация, в которой личностный авторитет лидера подкрепляется высокой официальной статусной позицией — т. е. "авторитетом власти". В отличие от "управленцев", лидеры обычно сконцентрированы на людях и их потребностях — "человеческих ресурсах" организации в большей степени, чем на материальных аспектах производственного процесса, а контролю предпочитают делегирование полномочий. В отличие от управления, лидерство, по мнению Р. Хейфеца, всегда имеет творческий характер

При том, что изложенные соображения актуальны  для психологов, специализирующихся в области организационного консультирования, их следует принимать во внимание любому социальному психологу, поскольку  это позволяет не только лучше  понять реальный групповой "расклад" с точки зрения отношений влияния  и власти, но и крайне необходимо при разрешении конфликтных ситуаций и решении задач, связанных с  оптимизацией и развитием интрагрупповой структуры.

 В ходе работы над данной темой была изучены:

- литература, затрагивающая проблемы лидерства отечественных и западных авторов;

- определены особенности лидерства как феномена группового развития;

В конечном итоге, цель данной работы – определение  оптимальных социально-психологических  основ лидерства 

 

 

Список использованных литературы

 

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] : учебник / Г.М. Андреева. – М. : Аспект-Пресс, 2008 (гриф МО РФ).
  2. Богомолова, Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения [Текст] / Н.Н. Богомолова. – М. : МГУ, 1991. – 126 с.
  3. Гиль С.С. Педагогика поддержки инициатив молодежи. – М.: Социальный проект, 2004.- 160 с.
  4. Имидж лидера : психологическое пособие для политиков. - М., 2011
  5. Кричевский Р.Л., Если вы, руководитель. М.: Логос, 1993. – 87 с.
  6. Немов Р.С. Психологический словарь.-М.:Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС.2007.-560с.
  7. Парыгин Б.Д. Основы социально - психологических теорий. - М., 1971
  8. Тетерский С.В. Решетникова О.В., Социальное служение (участие молодежи в общественно-полезной жизни), Н.Новгород, «Педагогические технологии», 2008. – 146 с.
  9. Фадеева Е.И., Социология и психология в управлении. М.: «Перспектива» 2010. – 80 с.
  10. Фромм Э. Психоанализ и этика. – М.: Прогресс 1993. – 415 с.

 

 

Глоссарий

 

№ п/п

Новое понятие

 Содержание

1

Авторитет

(латин. - достоинство, сила, власть). 1) общепризнанное значение, влияние; 2) лицо, пользующееся признанием  большинства членов группы, коллектива. Авторитетный организатор тот,  кто по-настоящему уважаем в  коллективе, признан как вожак,  пользуется доверием

2

Активность

усиленная деятельность, деятельное состояние. Общественная Активность - это энергичная деятельность человека, направленная на решение социально значимых целей, на изменение, преобразование, улучшение  жизни людей

3

Деловое лидерство

способность участника группы брать  на себя ответственность и руководить группой при реализации целей  совместной деятельности

4

Инициатива

начинание, почин, проявление предприимчивости, стремление и умение положить начало какому-либо новому делу, действовать  самостоятельно в решении какого-либо вопроса

5

Лидер

ведущий (от англ, глагола «вести»). Термины  «лидер», «лидерство», «лидировать» широко применяются в спорте (Л. гонки), морском  деле (Л. отряда кораблей), в политике (Л. партии, профсоюза). В социальной психологии эти термины широко используются применительно к человеку, который  в чем-то ведет других людей, осуществляет по отношению к ним функцию  ведущего. С этой точки зрения 6организатор  в группе всегда Л., но не всякий Л. является в то же время организатором

6

Лидерство

процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут  за собой группу

7

Лидер номинальный

человек, который считается лидером  в группе, но фактически свои лидерские  обязанности не выполняет. Вместо него группой руководит кто-то другой или вообще не руководит никто.

8

Лидер харизматический

человек, наделенный от природы особыми  лидерскими способностями и чертами  характера

9

Эмоциональное лидерство

способность участника группы притягивать  к себе других людей, быть предпочитаемым в общении

10

Эмоции

класс психофизиологических явлений, представляющий собой внутренние субъективно переживаемые психические и физические состояния, сопровождаемые человека приятными  или неприятными ощущениями


 

Размещено на Allbest.ru

1 Хьюстон М., Штрёбе В. Введение в социальную психологию. Европейский подход: Учебник для студентов вузов. Пер. с анг. Под ред. проф.Т.Ю. Базарова. – М.: ЮНИТА-ДАНА,2004. – С.561, С 563.

2 Хьюстон М., Штрёбе В. Введение в социальную психологию. Европейский подход: Учебник для студентов вузов. Пер. с анг. Под ред. проф.Т.Ю. Базарова. – М.: ЮНИТА-ДАНА,2004. – С.563.

3 Фромм Е.И, Психоанализ и этика. – М.: «Прогресс», 2003. - с 415

4 Рабочая книга участника конференции, поток первый: учебно-практическое пособие. – М.:МОО «Ассоциация юных лидеров» 2001. – с 16-17

5 Брендель С., Шпиклис Ю. Психологический тренинг коллектива. М.: «Знание», 2005 – С . 87




Информация о работе Лидерство как феномен группового развития