Лидерство как феномен группового развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 21:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – определение лидерства как феномена группового развития
В соответствии с целью данной работы поставлены следующие задачи:
- изучение литературы, в которой рассматриваются проблемы лидерства;
- определение роли лидера в руководстве социальными группами;
- сформировать представление о личности лидера, о его влиянии на социальную группу и самое главное определит набор тех или иных качеств, которые делают человека лидером.

Содержание

Введение……………...………………………………………………...…………3
1. Основы деятельности лидера…………………………………………...6
1.1 Типы лидерства………………………………………………….6
1.2 Компоненты лидерства……………………………………….11
2. Теория происхождения лидерства…………………………………..13
2.1 Теория черт……………………………………………………13
2.2 Ситуационная теория лидерства…………………………….15
2.3 Системные теории лидерства………………………………….17
3. Лидерство в социальном служении………………………………….20
3.1 Руководство и лидерство…………………………………….25
Заключение……………………………………………………......28
Список литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 75.86 Кб (Скачать файл)

- семейное  «Я» (взаимоотношения в родительской и собственной семье);

- социальное «Я» (способность к совместной деятельности другими);

- психологическое  «Я» (представление о своем  внутреннем мире, фантазиях, мечтах, желаниях, страхах, конфликтах):

- преодолевающее  конфликты «Я» (способности к творческому преодолению конфликтов, нахождению новых нестандартных решений для старых проблем)

 «Теория определяющей роли последователей» видит перспективу не в личности, а в запросах, ожиданиях последователей руководителя-лидера, ведомых им, принимающих или отвергающих его. По этой теории, лидером становится человек, наиболее успешно ориентирующийся на других. Именно группа выбирает лидера, соответствующего ее интересам и ценностным ориентациям, руководителем-лидером становится приспособленец, карьерист, формирующий в себе качества, соответствующие конъюнктуре».3

 Это «флюгерный тип» лидерства.

 «Синтетическая теория» требует учитывать как черты руководителя-лидера, так и специфические условия, в которых он действует. Важным фактором, согласно этой теории, является социальный и психологический характер группы окружения лидера.

 Как в зарубежной, так и в отечественной науке не выработаны единые системные подходы к пониманию феномена лидерства, хотя наш жизненный опыт нередко позволяет в процессе общения с человеком почувствовать в нем лидера.

 Системная теория лидерства - компромиссный вариант. Лидер в этой теории - это тот, кто лучше организует группу для решения конкретной задачи. Развитие этой же идеи можно пояснить следующим образом: в лидерскую позицию в ходе взаимодействия выдвигается тот, кто как бы идентифицируется с наиболее полным набором групповых ценностей; именно поэтому он и обладает наибольшим влиянием.

 Проблема происхождения лидерства не решена до сих пор и, по-видимому, не имеет общего решения. Выделен ряд факторов, от которых зависит то, что у одного человека больше шансов быть выбранным в лидеры группы и оказаться при этом эффективным вожаком, чем у другого. Группа ждет от своего вожака выполнения основных системных требований, то есть что он:

- сумеет  скоординировать ее активность;

- обеспечит  безопасность ее членов;

- даст  им веру в будущее.

Поэтому лидером группы в большинстве  случаев окажется человек, который  способен удовлетворить эти потребности  группы и, кроме того, умеет управлять  другими.

 

 

3. Лидерство в социальном служении

 

Социальное  служение играет важную роль в воспитании лидерских качеств, позволяет не только получить знания по управлению коллективом, но и стать его реальным лидером. Молодежь редко привлекается к участию в представительных органах, как общественно-политической самоорганизации, так и государственной  власти. О молодежи чаще всего вспоминают в период избирательной кампании, поскольку получить поддержку трети  избирателей страны – мечта любого политика или государственного деятеля.

 Социологические исследования показывают, что около 50% молодых людей считают, что лидирующее положение в обществе можно достичь благодаря организаторским способностям, активности, честолюбию. Именно эти позиции заложены в социальном служении, являющемся важным фактором воспитания лидера.

 Социальное служение не может обойтись без лидера. Лидер защищает интересы своей группы, выступает в роли её «вождя», поскольку участники перекладывают на его плечи свои заботы. Лидер – лучший хранитель и представитель программных идей объединения. Даже внешний вид лидера может улучшить имидж организации и страны в целом.

 Для поддержки популярности лидера необходимы позитивные результаты, хотя бы небольшие успехи, усиливающие его авторитет и влияние на массы, что обеспечивается, прежде всего, социально значимой деятельностью членов организации. Благодаря общественной организации усиливается личный имидж лидера: создается ситуация успеха, достигнутого под его руководством и связанная с его именем; олицетворяется мощь организации; возникает возможность участия в образовательных (в том числе международных) программах, публикации статей, книг, вхождение в рабочие группы, комитеты Правительства, Федерального Собрания, в правления корпоративных организаций и др.

 В современном мире ведущими становятся лидеры досуга, лидеры потребления, которые создаются, сознательно конструируются конкретными людьми. «Пресс-агенты переписывают фамильные истории, занимаются клубами фанов, производят для них журналы с миллионными тиражами, пишут вместо звезд их «автобиографии», находят для них оптимальные образцы поведения. Звезда – это напряженный процесс создания образа». Общественным организациям необходимо создавать свои образы лидера действия. Современное общество становится технологически сложным, поэтому вперед должны выходить люди, занятые инновационным трудом: ученые, инженеры, писатели.

 Лидерство – вершина иерархии человеческих потребностей. А удовлетворение высших потребностей возможно лишь тогда, когда происходит удовлетворение потребностей более низкого уровня. «Испытывающий в чем-то потребность индивид постоянно жаждет её удовлетворения»

Физиология: еда, вода, кров, секс.

Безопасность: возможность контроля над ситуацией.

Любовь: принадлежность семье, друзьям, любовникам (переходный период от индивидуального  к социальному).

Признание: восхищение других, удовлетворение честолюбивых желаний.

Самоактуализация: касается самых долговременных целей, рассчитанных на полное использование  потенциала.

 Выделяются четыре этапа личностного развития лидера в общественной организации: 1) лидер-агитатор; 2) лидер-энтузиаст (фанатик); 3) лидер-администратор (руководитель); 4) лидер действия (политический деятель):

 Однако понятия «лидер» и «руководство» не совпадают. В отличие от руководителя, лидер не назначается официально, не наделяется какими-либо формальными полномочиями и не несёт законной ответственности за состояние дел в группе. В группе, в которой руководитель одновременно выступает и в роли лидера, морально-психологический климат лучше, чем в той, где лидер не реализует своих возможностей налаживать дружную работу коллектива. Группа молодежи только тогда может считаться истинным коллективом, когда его формальная и неформальная структура не противоречат, а взаимно дополняют друг друга, когда официальные руководители коллектива имеют высокий статус в сфере межличностных отношений.

 В Рабочей книге участника конференции Ассоциации юных лидеров4 выделяются 4 роли лидера общественного объединения: 1) лидер как личность (уделяет внимание развитию в себе лидерских качеств); 2) лидер как тренер (помогает другим приобретать новые качества и совершенствоваться); 3) лидер как руководитель группы (контролирует процесс выполнения групповых заданий); 4) лидер как преобразователь (способствует постоянному улучшению процесса работы).

 Можно выделить три аспекта имиджа современного лидера общественной организации России: портретный, профессиональный, социальный.

 Профессиональный аспект лидерства предполагает специальную подготовленность к выполнению лидерских функций и включает: компетентность, целеустремленность, деловитость, работоспособность, опытность, знания, интеллектуальные, ораторские способности и др.

 Современный лидер:

гармонирует с духом времени, с оценками и  представлениями окружающих: быстро принимает решения и отвечает за их выполнение;

имеет опыт общения, привлечения новых людей, способен сформировать команду;

способен  вести людей за собой;

имеет возможность  через Интернет напрямую общаться со своими членами: собирать их просьбы, отвечать на вопросы, давать поручения. Обратная связь – залог эффективного развития организации.

 Лидер должен четко представлять цель, которую нужно достичь, предвидеть препятствия и привлекать необходимые ресурсы к её достижению. При этом люди, работающие с лидером, должны осознавать, что они трудятся над воплощением задачи, поставленной не одним человеком, а целым коллективом.

 В отличие от подготовки лидеров только как лидеров (без досконального исследования конкретики сферы деятельности), лидерство в обучении служению, лидерство в служении – это занятость лидера, воспитание не человека слова (трибуна), а человека дела (труженика), поскольку лидер общественного служения всегда занят делом, берет на себя ответственность за решение сложных проблем, в том числе материальных.

 Можно условно выделить четыре этапа становления лидера в общественном служении: 1) лидер-автор идеи общественного служения - 2) лидер-руководитель проекта – 3) лидер-руководитель группы добровольцев – 4) лидер-руководитель организации.

 Система самоуправления «имеет несомненную ценность, поскольку развивает в данных реальных социальных условиях элементы личного самоконтроля, признание права другого и терпимость по отношению к другим, уважение к закону и авторитету, чувство ценности порядка и кооперации как фундамента всякого труда и успеха»9.

 Основная задача самоуправления – развитие в личности правового чутья и чувства ответственности. В грамотно организованном самоуправлении взрослые становятся старшими союзниками, авторитет которых признается. Поэтому специально создаваемые детско-молодежно-взрослые оргкомитеты (штабы, центры и т.п.) общественного служения должны решать те несложные вопросы, которые соответствуют реальной детской, подростковой жизни, могут быть осилены ими самостоятельно и в которых будет социально закаляться личность. Ребенок должен видеть в служении средоточение своих жизненных интересов. Именно общественная составляющая позволяет воспитывать чувство долга, ответственность, инициативность, уважение к праву и закону. Там, где есть общественная жизнь, есть потребность и возможность самоуправления. В противном случае самоуправление превращается в фикцию или игру.

 Самоуправление должно решать проблемы самой молодежи, позволяя личности расти и развиваться. Самоуправление в процессе общественного служения - управление молодежью, а не служением. Поэтому все вопросы, связанные с сохранением и передачей опыта предыдущих поколений, с организацией работы по усвоению знаний и обусловленной этим поддержкой дисциплины не должны быть предметом юношеского самоуправления.

 Основные направления социального служения студентов:

Благотворительность, добровольчество, миротворческая деятельность, правозащитная деятельность.

 Лучшие структуры имеют множественные позиции лидерства, таким образом, много талантливых людей могут одновременно реализовывать идеи общественного служения. Это также увеличивает возможность привлечь большее количество добровольцев.

 Общественно значимая деятельность – это всегда необходимость изменить естественные личные целевые установки, ограничить свое внешнее «Я» в пользу сверхличного. Служение обществу – это долговременная цель, ограничивающая непосредственное влечение более отдаленными и длительными интересами целого.

 

 

3.1 Руководство и лидерство

 

Специфика понятий лидерства в социальной психологии хорошо видна при анализе и сравнении двух феноменов - лидерства и руководства. Под лидерством ученые, исследовавшие этот вопрос обычно имели в виду характеристику психологических отношений, возникающих в группе “по-вертикали”, то есть с точки зрения доминирования и подчинения.

 Понятие же руководства относится к организации деятельности группы к процессу управления ею. Наиболее полно различия между этими понятиями отражены в работе Б.Д. Парыгина:[12]

 1. Лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет организацию официальных отношений группы как социальной организации..

 2. Лидерство можно констатировать в условиях микросреды ( ею и является малая группа). Руководство - это элемент макросреды, т.е. оно связано системой общественных отношений.

 3. Лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается. Но так или иначе, этот процесс не является стихийным, а, напротив, целенаправленно осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры.

 4. Явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения в группе, в то время как руководитель - явление более стабильное.

 5. Руководство подчиненными, в отличие от лидерства, обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых нет в руках лидера.

 6. Процесс принятия решений руководителем более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности.

 7. Сфера деятельности лидера - в основном малая группа, где он является лидером, сфера деятельности руководителя шире, так как он представляет малую группу в более широкой социальной системе.

Информация о работе Лидерство как феномен группового развития