Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 01:23, курсовая работа
Цели и задачи исследования данной проблемы содержат в следующем:
- социально – психологический анализ проблемы лидера и лидерства.
- изучение феномена лидерства, его сущности и теоретических подходов к его пониманию.
- выявление механизма влияния лидерства в социальной группе.
1. Введение …………………………………………………………………………3
2. Основная часть ……………………………………………………....................5
3.Сущность понятия «Лидерство» ……………………………………………….5
4. Теоретические подходы в воспитании «Лидерства» ………………………..13
5. Заключение ……………………………………………………………………..23
6. Глоссарий …………………………………………………………....................25
7. Список использованной литературы.. ………………………………………..27
8. Приложение …………………………..………………………………………...28
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
Петропавловск-Камчатский |
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Социальная психология |
Тема |
Лидерство как феномен группового развития |
Фамилия студента |
Ким |
Имя студента |
Наталья |
Отчество студента |
Анатольевна |
№ контракта |
0490511400409003 |
1. Введение …………………………………………………………………………3
2. Основная часть ……………………………………………………..........
3.Сущность понятия «Лидерство» ……………………………………………….5
4. Теоретические подходы в воспитании «Лидерства» ………………………..13
5. Заключение ……………………………………………………………………..23
6. Глоссарий …………………………………………………………........
7. Список использованной литературы.. ………………………………………..27
8. Приложение …………………………..………………………………………...
Проблема явления лидерства – успешного воздействия одного человека на других в направлении к заданной цели, занимает человечество с незапамятных времён. Поиску ответов на вопросы, сопутствующие этому феномену, посвятили свои труды многие философы, социологи и психологи. Почему человек становится лидером?
Феномен лидерства гнездится в биологической натуре человека. Протолидерство выявляет себя в среде животных, ведущих стадный образ жизни. Там всегда присутствует вожак — более сильный, довольно умный, упорный и решительный индивид руководящий стаей в соответствии с генетическими законами.
Гораздо наиболее сложные системы представляют собой существенные социальные группы — самоорганизация и развитие, которых не может образовываться только на природных факторах. Ясность выделения позиции лидера здесь будет зависеть от взаимоотношений группы в целом с окружающей средой и уровня взаимозависимости членов группы друг от друга. По мере роста потребностей группы в совместных общих действиях необходимость в лидере усиливается. Результативность коллективных действий требует ясной функционально-ролевой дифференциации и специализации, оперативности управления, жесткости подчинения и пр.
Лидерство постоянно связано с деятельностью отдельных групп и коллективов, а также имеет несколько психологических составляющих.
Существует немалое количество определений лидерства, поэтому трудно дать одно определение, с которым согласились бы все исследователи. Это объясняется тем, что феномен лидерства, отношение лидерства проявляются повсеместно, где группе людей приходится решать какие - то проблемы, задевающие интересы всех или большинства группы.
Наиболее острые лидерские отношения происходят тогда, когда перед группой стоит задача дележки ресурсов (в широком плане) – материальных, финансовых, пищевых, информационных.
Такое обширное понимание проблемы затрагивает все сферы общественной жизни (политику, экономику, культуру, науку и т.д.), а также микро - и макро – степени взаимодействия людей (от взаимодействия в семье до управления государством и международными делами), позволяет захватывать формальные и неформальные организации, но не даёт прямого определения лидерства.
Другая трудность состоит в том, что различные подходы фиксируют внимание на той или иной стороне сложного комплекса социальных отношений, в которых выступает лидер и группа.
Цели и задачи исследования данной проблемы содержат в следующем:
- социально – психологический
анализ проблемы лидера и
- изучение феномена лидерства, его сущности и теоретических подходов к его пониманию.
- выявление механизма влияния лидерства в социальной группе.
Методы исследования:
- изучение и анализ научной литературы.
- изучение и обобщение
- сравнение и анализ полученных данных.
Практическая значимость исследования:
- Предполагается в дальнейшем
использовать результаты
Функция социального управления реализуется через понятия лидерства и руководства. Проанализируем характеристику каждого из них.
Лидерство в группе — это процесс влияния между личностями. Лидера рождают не столько личные качества или их особое соединение сколько структура взаимоотношений в данной определенной группе. Эта структура межличностных связей создается и определяется целями группы, ценностями и нормами, в ней сложившимися. И именно на базе этих ценностей и целей выдвигается конкретный лидер группы.
В практике лидер нередко определяется через систему социометрических выборов как более эмоционально предпочитаемый член группы. Это не всегда оправданный подход.
Виды лидерства. Распознают групповые деятельности инструментального и экспрессивного вида.
Значит, инструментальное лидерство имеет целью обеспечить управления группой в процессе решения ее целевых задач, а экспрессивное лидерство имеет задачу — в обеспечении позитивного внутреннего климата группы, стабильности.
Лидер инструментального типа, сориентированный на эффективность выполнения групповой цели, принужден идти на ухудшение взаимоотношений с членами группы, которыми общие групповые цели полностью или частично не принимаются.
Лидеру же экспрессивного типа, устремленному на интересы отдельных лиц и их взаимоотношения, приходится браться за улучшение взаимоотношений в ущерб общим целям и задачам.
В любой реальной группе может синхронно существовать несколько разноплановых лидеров.
Так внутри инструментального лидерства можно обнаружить лидера-организатора, лидера-инициатора, лидера-эрудита, лидера-мастера, лидера-скептика и т. д.
А среди экспрессивных лидеров может иметься лидер эмоционального напряжения (социометрическая "звезда"), лидер-генератор эмоционального настроя и т. д.
В целом, чем больше уровень развития группы, тем больше в ней может быть разнообразных проявлений процесса лидерского влияния.
Руководство — другая форма реализации социального управления в малой группе. Руководство возможно определить как процесс управления группой, исполняемый руководителем как посредником социального контроля и власти на основе правовых полномочий и норм более широкой социальной общности, в которую введена данная малая группа.
Таким образом, с одной стороны, руководство и лидерство решают одинаковые близкие задачи: стимулирование группы, нацеливание ее на выполнение установленных задач, поиск средств для их эффективного решения.
С другой стороны, лидерство представляет собой психологическую характеристику поведения обусловленных членов группы, а руководство является социальной характеристикой связей в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления-подчинения.
Однако не следует усложнять психологическую сущность феномена руководства.
В руководстве малой группой всегда наличествуют два вида, два аспекта — формально-правовой аспект власти, который быть может назван "администрированием", и психологический аспект власти, который во многом сводит руководителя с неформальным лидером по способам воздействия на членов группы.
И все же, несмотря на то, что в своей психологической сути феномены руководства и лидерства достаточно тесны было бы ошибочным подтвердить известное распространенное заблуждение, будто в совершенном случае в группе руководитель и лидер должны находиться в одном лице. Против такого слияния можно приводить несколько главных доводов.
Во-первых, чаще всего лидер и руководитель группы имеют разную ориентацию: руководитель целиком устремлен на задачу, а лидер больше сориентирован на внутренние интересы группы.
Во-вторых, возможно выделение лишь достаточно специфический род групп, для которых будет эффективным объединение в одном лице руководителя и инструментального лидера. Речь идет прежде всего, о научных и творческих коллективах.
В-третьих, существует много типов социальных групп, где в силу основных возрастных или статусных различий руководителя и членов группы описанное ранее совмещение невозможно. Это в абсолютной мере касается и к студенческой группе. Преподаватель, сколь бы близок он ни был своим студентам, может основываться в управлении группой только на свой авторитет руководителя. Истинные же неформальные лидеры группы будут обнаруживаться из рядов учащихся.
Авторитет руководителя бывает:
1) формальный; определен тем набором властных полномочий, прав, которые приносит руководителю занимаемый им пост. Формальный, должностной авторитет руководителя способен снабдить не более 65 % влияния руководителя на своих подчиненных, 100 %-ную отдачу от работника руководитель может заработать лишь опираясь еще дополнительно и на свой психологический авторитет, который состоит из 2) морального и 3) функционального авторитета.
Авторитет руководителя может статься истинным (руководитель действительно обладает такими дорогими качествами, которыми его дают подчиненные) и ложным (подчиненные ошибаются относительно личности руководителя). Превалирующими качествами авторитета определяют следующие его виды: 1) научный — качество знаний, образованности, широты кругозора; 2) деловой — компетентность, навыки, опыт; 3) моральный — высокие нравственные качества; 4) религиозный — святость непогрешимости; 5) статусный — уважение к должности; и т. п.
Экспертная власть - это деловой авторитет руководителя, который занимает главное место среди указанных видов авторитета в современном производстве.
Восприятие лидера группой является основным условием лидерства.
Лидер может восприниматься как "один из нас".
Лидер может восприниматься как "подобный большинству из нас".
Но есть и другая версия, согласно которой, группа всегда сильнее лидера отчего он принужден следовать нормам, принятым в группе. В целом вопрос о влиянии лидера очень интересен и важен, но пока еще до конца не выяснен.
Лидер может восприниматься как "лучший из нас". Чтобы стать лидером, мало принять основные нормы и ценности группы.
Лидер обязан оправдывать ожидания последователей.
Вообще, личность выбираемого лидера отчасти зависит от личностных свойств последователей.
Вторая сторона взаимодействия "лидер — группа" определена структурой и задачами группы, целям которой она служит.
В большинстве случаев воздействие в группе имеет тенденцию сосредоточивать в руках одного или нескольких лиц, но не распределяться равномерно среди всех лиц группы. Это обнаруживается наиболее отчетливо, когда с течением времени группа стабилизируется.
Однако история концентрации лидерства в каждой группе проходит по-разному.
Лидеры и ранговая составляющая группы. В процессе увеличения группы, увеличения числа функций и конкретизации групповых целей формируется иерархия степени влияния среди членов группы. На верхней ступени иерархической лестницы обнаруживается верховный лидер, ниже собираются лидеры второго и третьего уровней и на самых нижних ступенях находятся последователи.
В малых сплоченных группах, как правило, и промежуточные лидеры, и последователи выступают на своих уровнях основные черты верховного лидера. Однако это не относится к большим и сложным группам, где существуют объективные ситуации для выдвижения многих лидеров.
Лидер и критические ситуации. Степень опасности, трудности преодоления преграды с которым сталкивается группа, определяют не только факт возникновения лидерства, но также объем и формы его распространения. В наиболее критических ситуациях лидерство фокусируется, концентрирует в одних руках.
Исторический анализ появления диктаторов показывает, что они появляются именно в острых ситуациях, когда необходимы быстрые изменения в управлении государствами.
Если проблемы, с которыми встречается группа, очень сложны по своему диапазону, функции лидерства обычно сосредоточивают между несколькими лицами. По мере упрощения задач лидерство станет концентрированным. При легких групповых задачах лидерство снова распыляется (задача настолько проста, что каждый может решить ее сам).
Лидеры и групповая неустойчивость. Подходящая обстановка для появления нового лидера может появиться не только под влиянием внешней угрозы, но и вследствие внутри конфликтов группы. В какой-то момент лидеры конфликтующих подгрупп могут найти равновесие сил относительно признания лидера группы, однако, может быть и наоборот, лидеры подгрупп могут быть вытеснены лидером группы.
Изучая динамику в студенческих группах, сотрудник Мичиганского университета Крокетт экспериментально доказал, что разногласия в группах основывают благоприятную почву для выдвижения новоиспеченных лидеров.
Лидеры новые и старые. Новый лидер, скорее всего, может возникнуть в тот период, когда старый лидер не отвечает своему положению стратега, эксперта, планировщика и администратора.
Лидеры и их потребности. Как и все члены группы, с учетом каких-то личных потребностей потенциальный лидер стремится к достижению главных целей группы. Отличие будущего лидера отличает то, что добавочные потребности могут быть наилучшим образом удовлетворены путем принятия роли руководителя (или неформального лидера). Будущий лидер может целеустремленно достигать ведущей роли в зависимости от уровня осознанности своих потребностей, ценностных ориентации.
Информация о работе Лидерство как феномен группового развития