Лидерство как феномен группового развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 01:23, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи исследования данной проблемы содержат в следующем:
- социально – психологический анализ проблемы лидера и лидерства.
- изучение феномена лидерства, его сущности и теоретических подходов к его пониманию.
- выявление механизма влияния лидерства в социальной группе.

Содержание

1. Введение …………………………………………………………………………3
2. Основная часть ……………………………………………………....................5
3.Сущность понятия «Лидерство» ……………………………………………….5
4. Теоретические подходы в воспитании «Лидерства» ………………………..13
5. Заключение ……………………………………………………………………..23
6. Глоссарий …………………………………………………………....................25
7. Список использованной литературы.. ………………………………………..27
8. Приложение …………………………..………………………………………...28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа Ким Н.А.4 семестр.doc

— 278.00 Кб (Скачать файл)

- Лидер-борец. Волевой, убежденный в своих силах человек. Без сомнения вступает в борьбу, первым идет навстречу опасности или неизвестности.  Не склонен к уступкам, будет отстаивать то, во что верит. Однако такому лидеру, чтобы продумать все свои действия и все предусмотреть, как правило, не хватает времени. "Безумству храбрых" — вот его стиль.

- Лидер-дипломат. Его вполне можно было бы назвать мастером интриги, если бы он использовал свои способности во зло. Он основывается на превосходное знание ситуации, ее скрытых деталей, в курсе сплетен и пересудов и неплохо знает, на кого и как можно повлиять. В кругу единомышленников выбирает доверительные встречи. Позволяет открыто говорить то, что всем известно, чтобы отвлечь внимание от своих скрытых планов. Правда, такого сорта дипломатия часто лишь возмещает неумение руководить более достойными способами.

- Лидер-утешитель. Он склонен поддержать в тяжелую минуту, поэтому к нему тянуться все. Уважает людей, относится к ним доброжелательно. Вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию.

В теории и практике управленческой деятельности в российской социальной психологии сформировалось несколько подходов к типологии стилей и методов руководства. Наиболее известные из них устанавливают по следующим основаниям:

- по природе, общности  факторов, воздействующих на группу (коллектив) или на личность, — экономические, административные, социально-психологические методы и, соответственно, прагматический, административный и морализаторский стили руководства;

- по целевому признаку (по характеру целей управленческой деятельности) — деловой и бюрократический стили руководства;

- по характеру контактности, по  степени применения формальных  и неформальных способов воздействия на группу или на личность — директивный ("формалистский"), коллегиальный ("товарищеский") и попустительский ("свойский") стили руководства;

- по преобладанию единоличного или группового способа воздействия на производственный или воспитательный процессы, по степени проявления единоначалия и коллегиальности: автократический и демократический стили руководства.

Все четыре вышеназванные группы стилей руководства наличествуют в конкретной деятельности руководителей контактных коллективов.

1группа. применение экономических методов, вступающих собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых руководитель добивается эффекта, соответствующего как групповым, так и личным интересам членов коллектива – это прагматический стиль руководства. В более конкретном смысле слова экономические методы являются объединением приемов и способов стимулирования исполнителей в интересах достижения исходных целей коллективной деятельности.

Методы влияния руководителей как администраторов, субъектов власти, базирующихся на свои правовые полномочия - это административный стиль руководства.

Социально-психологические методы воздействия на личность или группу, способные призывать в коллективе различные социально-психологические состояния (определенный микроклимат, ценностные ориентации, групповые оценки и мнения), посредством которых завоевывают воспитательные, организационные и экономические цели это морализаторский стиль руководства.

2 группа. Особое большое распространение и известность — быстрее на практике, чем в теории, — получили стили и методы руководства по целевому признаку. В зависимости от того, на достижение каких целей ориентировать в первую очередь, руководитель, формируются и соответствующие стили руководства: деловой и бюрократический стили.

Остановимся на следующих главных гранях делового стиля руководства коллективом:

- Ориентация руководителя на существенную последнюю цель деятельности коллектива с учетом всех моментов.

- Стремление предпочесть кратчайший  и лучший путь к достижению  цели.

- Самостоятельность мышления, инициативный  и новаторский подход к делу.

- Критицизм практического мышления, способность к апеллированию.

- Оперативность решений и действий. Деловой руководитель принимает  решение быстро, не откладывая  его "в долгий ящик".

- Способность к эластичной распорядительной  деятельности, вплоть до отмены раньше принятых решений.

- Ориентация на компетентность  подчиненных. Это обнаруживает в  доверии к своим заместителям  и помощникам, в отсутствии мелочной  опеки, делегировании отдельных  своих управленческих полномочий.

Бюрократический стиль руководства является основной противоположностью деловому стилю. При бюрократическом стиле содержание управления и форма, в рамках которой оно должно реализовываться являются оторванными друг от друга. Форма аккуратно соблюдается бюрократом, но он не придает значения особенностям обновляющейся реальности.

3 группа. По характеру контактности, использования формальных и неформальных способов влияния на личность подчиненного руководители по стилю руководства могут быть распределены на две подгруппы:

- Руководитель, главным образом, сориентирован на организацию дисциплины и контроля.

- Руководитель старается в первую очередь, наладить хорошие взаимоотношения, с пониманием относится к подчиненным, учтет особенности их личностей.

На основании вышесказанного традиционно объединяют три стиля руководства — директивный, коллегиальный и формальный

- Директивный стиль формируется на жестких и односторонних требованиях, которые предъявляются в форме приказов, распоряжений и указаний.

Прежде всего, такой руководитель старается сконцентрировать власть в своих руках.

При таком стиле руководства члены коллектива не доверяют руководителю и не уважают его.

Однако не следует путать два понятия — "авторитарность" как черту характера личности руководителя и "директивность" как способ влияния на коллектив и управления им. В обусловленных ситуациях директивный стиль руководства является более целесообразным.

Следовательно, в некоторых случаях руководителю полезно и нужно прибегнуть к директивным методам руководства. При употреблении директивного стиля, руководитель должен учесть, что если его команды обоснованны и адекватны ситуации, это не вызовет у людей негативного к нему отношения, но при этом очень важно, чтобы дисциплинарные требования были объективными.

- При коллегиальном стиле руководитель  представляет часть своих должностных полномочий на основании взаимных соглашений заместителю. Проявляет сильное психологическое воздействие на развитие деловых взаимоотношений и личной инициативы в объединение коллегиальное управление. Это управление позволяет, в зависимости от конкретной обстановки либо сосредоточивать власть в руках руководителя, либо разделять ее между заместителями.

Принцип коллегиального управления базируется на свободной дискуссии и критики недостатков "сверху донизу" или "снизу доверху". Ответственные решения при таком руководстве обычно принимают коллегиальными органами самоуправления, общественными собраниями.

- Последним традиционным стилем  руководства являет попустительский, или свойский. Этот стиль наиболее  сносен в тех случаях, когда работа подчиненных имеет индивидуальный или творческий характер. Такой стиль руководства, например, возможен в научных коллективах.

4 группа. Наряду с выделенными нами стилями руководства, в психологической литературе по управлению можно найти и такие виды стилей, как автократический и демократический.

Деловые, короткие распоряжения; запреты без снисхождения, с угрозой; четкий язык, неприветливый тон; похвала и порицание субъективны; эмоции не принимаются в расчет; дела в группе планируются заранее; голос руководства — решающий это автократический стиль.

Инструкция в форме предложения; не сухая речь, а товарищеский тон; похвала и порицание — с советами; распоряжения и запреты — с дискуссиями; мероприятия планируются не заранее, а в группе; за реализацию предложений отвечают все; работа не только предлагается, но и обсуждается – это демократический стиль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Лидерство до настоящего времени не поддается верному определению, это феномен социально-психологический и очень сложный.

Лидерство и руководство часто употребляют как синонимы, что в целом не является правильным.

Лидерство несет не одну психологическую составляющую.

Лидерство и руководство присущи различия и общие черты.

Лидерство всегда объединено с деятельностью отдельных групп и коллективов.

Являются носителями разнообразных ролей и лидеры, и руководители.

Сплочение в одном лице руководителя и лидера является наиболее желанное сочетание для практики управления.

Существуют разнообразные подходы к изучению феномена лидерства.

Ситуационный подход к исследованию лидерства  является наиболее распространенным.

Лидерство объединено с властью авторитета, властью влияния. Руководство, в отличие от лидерства, связано с властью полномочий, компетенций и др.

Стили лидерства не являются до конца изученными.

В социальной психологии нет узкой теории и единственной трактовки феномена лидерства.

Лидерство — это всегда вопрос степени, силы влияния, зависящей от соотношения личных качеств лидера с качествами тех, на кого он пробует оказать влияние, и с ситуацией, в которой находится данная группа.

С точки зрения объёма решаемых задач выделяют:

- бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых  объединениях, в семье);

- социальный тип лидерства (на  производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т. д.);

- политический тип лидерства (государственные, общественные деятели.)

Совокупность теорий лидерства доставляет возможность увидеть разные стороны феномена, но целой картины явления нет и, по мнению многих специалистов, не может быть — слишком многообразны проявления лидерства, слишком они подвластны от национальных, культурных, религиозных и прочих факторов. Мотивация и качества лидера; задачи лидера; последователи лидера; механизм взаимодействия лидера и его последователей - это четыре главных момента для установления лидерства как целостного явления.

Выводы.

Следовательно,  изначально лидеров можно назначить как лиц, показывающих влияние на деятельность группы. Существуют, по крайней мере, три основных следствия, которые обычно не учитываются при изучении проблемы лидерства.

Во-первых, считается, что все члены группы в какой-то мере лидеры, поскольку каждый участник в знакомой степени и в каком-то отношении, даже помимо своей воли, воздействует на действия других членов группы.

Во-вторых, проявление лидерства есть факт взаимодействия между конкретными лицами.

В-третьих, следует учитывать разницу между лидером как лицом, имеющим значительный объем влияния, и официальным руководителем коллектива, чье влияние иногда может быть существенно меньшим. Другими словами, не все формальные руководители являются фактическими лидерами.

Также следует главный вывод: из всех результатов предыдущих исследований без анализа взаимодействия лидера и группы невозможно понимание феномена лидерства. Первыми это поняли К. Левин, Р. Липпит и Р.Уайт, когда провели ряд исследований психологического климата, создаваемого разными стилями лидерства, и выделили следующие характеристики трех основных моделей взаимоотношений лидера с группой: авторитарный, демократический и попустительский стили.

 

 

 

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Организация

структура, в рамках которой реализуются и ставятся значимые цели.

2

Группа

  взаимосвязанных между собой два или более лица таким образом, что одна личность влияет на другую при выполнении общих для них целей

3

Лидер

член группы, играющий в ней ключевую роль в отношении направления, контроля и изменения деятельности других членов группы по достижению общих групповых целей.

4

Лидерство

проявление психологического влияния, неформальной власти

5

Руководитель

официальное лицо в организации, наделенное властными полномочиями и отвечающее за выполнение всех функций управления.

6

Власть

возможность влиять на поведение других людей.

7

Влияние

любое воздействие, вносящее изменение в восприятие, мышление и т. п. других людей.

8

Типы власти

принуждение, вознаграждение, компетентность, пример и традиции.

9

Стили руководства

индивидуально-типические характеристики устойчивой системы методов, способов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью выполнения организационных задач и управленческих функций

10

Руководство

процесс управления группой, осуществляемый руководителем как посредником социального контроля и власти на основе правовых полномочий и норм более широкой социальной общности


 

Список использованных источников

1

Стр.217-226 А.Л.Свенский. Социальная психология. М.Проспект2004г.

2

Стр.215-265 Л.Д.Столяренко. Психология управления. Ростов на Дону 2005г.

3

Стр.159-181 В.А.Рязанова. Психология управления. М. Альфа-Пресс 2009г.

4

Стр.400 А.В. Морозов. Деловая психология. М. Академический Проспект 2005г.

5

А.В.Ольшанский. Основы политической психологии. Екатеринбург Деловая книга 2001г.

6

Сыромятников И.В. Групповая психология.2008г. рабочий учебник

7

Сыромятников И.В. Социальная психология личности.2008г. рабочий учебник

8

Кричевский Р.Л. Социальная психология малой группы: учеб.пособие/ Р.Л. Кричевский – М.: Аспект-Пресс,2009. (Гриф УМО).

9

Сущенко С.А. Социальная психология: учебное пособие/ С.А.Сущенко.-Ростов на Дону: Феникс 2005г. Электронная библиотека «открытая книга» (ГР МО).

10

Андреева Г.М. Социальная психология: рабочий учебник/ Г.М. Андреева.-М.: Русский Гуманитарный Интернет Университет. 2003г. Электронная библиотека «Открытая книга».

11

Смольков В. Г. Сущность и типология социального лидерства. Социально-гуманитарные знания. №6 2001.

Информация о работе Лидерство как феномен группового развития