Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 01:23, курсовая работа
Цели и задачи исследования данной проблемы содержат в следующем:
- социально – психологический анализ проблемы лидера и лидерства.
- изучение феномена лидерства, его сущности и теоретических подходов к его пониманию.
- выявление механизма влияния лидерства в социальной группе.
1. Введение …………………………………………………………………………3
2. Основная часть ……………………………………………………....................5
3.Сущность понятия «Лидерство» ……………………………………………….5
4. Теоретические подходы в воспитании «Лидерства» ………………………..13
5. Заключение ……………………………………………………………………..23
6. Глоссарий …………………………………………………………....................25
7. Список использованной литературы.. ………………………………………..27
8. Приложение …………………………..………………………………………...28
В случае, когда лидер рвется к руководящей деятельности, механизм социальной самоорганизации уступает место целенаправленной деятельности, сформировывающейся из различных элементов. Влечение к власти, повышение своего социального статуса и другие собирающие ценностных ориентации личности, могут быть среди этих потребностей.
Возможным решением может стать распределение лидерства между несколькими участниками, если группа располагает большим потенциалом лидеров. Если лидерский потенциал группы низкий можно ждать концентрации власти в одних руках. Если в группе полностью присутствуют лица с потребностью к лидерству, то, естественно, лидера в ней не будет и группа может быстро распасться.
Следует учесть не только представления и потребности участников группы, но и психологию потенциальных лидеров, чтобы понять сущность появления лидерства. Не бывает лидеров без последователей и не бывает лидеров без лиц, желающих занять место лидера.
Все серьезные труды содержат перечни качеств идеального лидера - руководителя. Их можно распределить на две группы: 1) биологические и социально-экономические характеристики и 2) личностные качества.
Биологические качества лидера. Черты предоставленной группы носят объективный характер — не зависят от сознания и психики личности. Это пол, возраст, здоровье, темперамент, способности.
- Пол. Традиционно исследования
в области психологии
- Возраст. Вторым важнейшим биологическим признаком, воздействующим на эффективность деятельности руководителя, является возраст. Некоторые управленческие структуры (армия, госаппарат) четко регламентируют занятие высоких должностей — генералом практически невозможно стать в 20—35 лет. В бизнесе этот фактор регламентирован не столь строго. Но закономерность занятия значительных постов людьми взрослого возраста существует.
- Здоровье. Здоровье — существенный фактор эффективного руководства. В теории менеджмента термин понимается широко: заключает в себе не только физические, но и психосоциальные критерии.
Народ формируется от психического здоровья и зависит от социального здоровья среды. Социальные связи (семья, родные, близкие, друзья, сотрудники и пр.), могут воздействовать как благотворно, так и негативно. К беспристрастным факторам результативного руководства, относятся социально-экономическое положение человека, его статус в обществе и данное образование. Еще один фактор, который нужно учесть — индивидуально-психологические особенности человека: одни люди очень часто полагают только на свою интуицию, другие расположены действовать почти всегда исходя только из фактов и употребляя логическое мышление. Способы обнаружения лидерских способностей — тестирование, изучение биографии, трудового стажа, подбор студентов для обучения, руководителей высшего звена из числа проявивших себя на руководящих должностях в низшем звене (так поступают в ФРГ, США). Развитие лидерства — целенаправленное формирование и углубление должных качеств. Для развития лидерства применяют надлежащие процедуры :
- выработка личной
- развитие индивидуальных
- обеспечение социальной осведом
- приобретение навыков и умения быстро и точно оценивать ситуацию, знать и учитывать особенности, интересы членов группы;
- сочетание в деятельности
- устранение деструктивного
До конца XIX — начала XX веков важнейшие подходы к вопросу лидерства носили больше описательный характер. Анализ стал достоянием XX века. Различные теории и теоретики вплотную попробовали объяснить природу лидерства и открыть факторы, влияющие на появление этого феномена. В обобщенном виде можно выделять несколько групп подобных теорий.
- Теории "героев" и "теории черт":
Из разряда древнейших, теории данной группы. Древние египтяне объясняли "божественные черты" своему императору.
Безусловно поздние представители "героической" теории (Т. Карлайл, Е.Е. Дженнингс, Дж. Дауд и др.) подвергали разбору героев (по их мнению, история — это творение "героев", великих людей) для выделения качеств, "передающихся по наследству" и "способствующих завлечению масс". "Теория черт" старалась дать ответ на вопрос, какими же гранями должен обладать лидер как особый тип деятельности. Приверженцы этой теории - Л.Л. Бернард, В.В. Бинхам, О. Тэд, С.Е. Килбоурн и др.
М. Вебер полагал что "три качества являются для политика решающими: страсть, чувство ответственности и глазомер.
Впрочем, эти две теории продолжают умножать число своих приверженцев и списков необходимых лидерам качеств. В определенной мере, это принцип прежних, описательных подходов. Научное же изучение феномена пошло дальше.
- Теории среды:
Важнейшей аспект теорий среды гласит: лидерство является функцией окружения, т.е. определенного времени, места и обстоятельств, в том числе культурных. Эта теория целиком отрицала индивидуальные отличия людей, объясняя их требованиям среды.
Так, по Е.С. Богардусу, тип лидерства в группе зависит от природы группы и проблем, которые ей надо разрешать.
В.Е. Хоккинг предположил что лидерство — функция группы, которая передается лидеру, только когда группа хочет следовать выставленной им программе.
Х.С. Персон выставил две гипотезы:
- каждая ситуация обусловливает самого лидера так и как качества лидера;
- качества индивида, являются результатом предыдущих лидерских ситуаций которые обусловливают ситуацией как лидерские качества.
В свое время Дж. Шнейдер с изумлением обнаружил, что количество военных лидеров в Англии было прямо пропорционально количеству военных конфликтов, в которых участвовала страна. Это стало наиболее яркой иллюстрацией справедливости теорий среды. Для оценки ее сути употребим высказыванием А.Дж. Мэрфи: ситуация вызывает лидера, который и должен стать инструментом блокирования проблемы.
- Личностно ситуационные теории:
Эта группа теорий является объединением двух предшествующих: в ее формате одновременно рассматриваются и как происходит процесс лидерства и психологические черты лидера, и условия. Так, по мнению С. М. Казе, лидерство объеденяется тремя факторами: личностными качествами, группой последователей и событием (например, проблемой, которую решает группа).
Р.М. Стогдил и СМ. Шартл предлагали описывать лидерство через такие понятия как "статус", "взаимодействие", "сознание" и "поведение" индивидов по отношению к другим людям организованной группы. Таким образом, в пределах этой теории лидерство рассматривается не как характеристика одного члена группы, а скорее как система взаимоотношений людей.
X. Герт и СВ. Миллз считали, что для понимания феномена лидерства надо уделять специальное внимание таким факторам, как черты и мотивы лидера, его общественный имидж, мотивы его последователей, черты лидерской роли и институциональный контекст.
Подобным образом, в разных вариациях теории данной группы старались преодолеть ограничения и расширять достоинства предыдущих подходов.
- Теории взаимодействия-
В соответствии взглядам Дж.С Хоманса и Дж.К. Хем-филда, действие, взаимодействие и настроения - это основные переменные теории лидерства. Это предполагает, что увеличение взаимодействия и участие в общей деятельности связано с увеличением чувства взаимной симпатии, и с внесением большей определенности в групповые нормы. Инициатор взаимодействия - обуславливает лидера в этой теории.
Например, теория "усиления ожиданий" Р. Стогдилла создана на следующем утверждении: у членов группы в процессе взаимодействия увеличивают ожидания того, что каждый из них будет продолжать воздействовать соответствующим образом.
"Мотивационная теория" (Р.Л. Хау, Б.Т. Басе) разумела лидерство как попытку модификации поведения членов группы через изменение их мотивов. Ф.Е. Фидлер считал, что "лидерское поведение" зависит от запросов конкретной ситуации. Например, "ориентированный на работу" лидер будет действенным в крайних ситуациях (очень легкая или очень тяжелая работа). Обычно более значим лидер при решении "умеренных", как бы"промежуточных"проблем, ориентированный " на взаимоотношения".
- "Гуманистические" теории:
Во главу угла ставила созревание эффективной организации группа теорий, принявших название "гуманистических".
Д. МакГрегор разрабатывал две теории организующего лидерства. Во-первых, это так именуемая теория X, созданная на предположении, что люди обычно пассивны, противостоят необходимостям организации и, поэтому, необходимо направлять и мотивировать их. Во-вторых, он предлагал теорию Y, созданную на предположении, что люди уже имеют мотивацию и стремятся к ответственности.
Р. Ликерт считал, что лидерство — процесс относительный, и лидер обязан принимать во внимание ожидания, ценности, межличностные навыки подчиненных.
В рамках данной теории, Р.Р. Блайк и Дж.С. Моутон сумели представить лидерство графически: по оси абсцисс — заботу об индивидах, по оси ординат — заботу о результате. Чем значительнее выработаны отношения доверия и уважения в организации, тем значительнее эти два коэффициента.
В целом же, отметив условную "гуманистичность" данных теорий, сделаем вывод о том, что это был все-таки прорыв вперед по сравнению с предшественниками.
- Теории обмена:
Исследователи данной теории (Дж.С. Хоманс, Дж.С. Марч, Х.А. Саймон, Х.Х. Келли и др.) брали за основу и до сих пор исходят из того, что общественные отношения представляют собой форму особого обмена, в ходе которого члены группы привносят определенный вклад и приобретают некий "доход".
Эта группа теорий, будучи очень - рационалистичной, воссоздаёт безусловно, лишь одну из краев феномена лидерства.
- Мотивационные теории:
Согласно В.Ф. Стоуну, мотив — это оригинальная выученная "навязчивая идея", созданная на внутренней потребности компетентно обращаться с окружающей средой.
Итак, для лидерства значителен мотив плюс вероятность его реализации, так как мотив без такой вероятности равен движению без направления. Известный приверженец гуманистической психологии А.М. Маслоу в своей теории иерархических потребностей написал, что корни лидерства лежат в мотивах, зависящих от среды, т.е. в процессе изменения человеческих желаний (мотивы, исходящие из чувств) в потребности, социальных стремлений, коллективных ожиданий и политических требований.
Что касается самого лидера, то А.Маслоу различил два типа властных потребностей: а) потребность в преобладание репутации, престиже, успехе, статусе, и б) потребность в силе, достижениях, автономности и свободе.
Объединены между собой тесным образом теории и стили лидерства. Авторы теорий лидерства знали различные стили лидерства, которые отвечали бы основным требованиям их теорий.
К. Левин о стилях лидерства:
В 1937 году К. Левин выделял общую психологическую составляющую деятельности всех лидеров (руководителей), назвав ее лидерством. С тех пор это суждение употребляется в социальной психологии и стало общеупотребительным. Отечественный ученый А.Л. Журавлев доставляет другое определение стиля руководства. Это — "индивидуально-типологические особенности целостной, относительно постоянной системы способов, методов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью выполнения управленческих функций".
Проблемами типологии стилей руководства занимались психологи в разное время, начиная с 30-х г. и до настоящего времени. Так, К. Левин, Р. Липитт (1939 г.), Г. Гибш и М. Форверг (1939 г.), К. Бирт, Ф. Прильвиту (1959 г.), и А. Тауш (1963 г.)Х. Хрншель(1964г.) следовали точки зрения, по которой стали намечаться такие стили руководства, как авторитарный, демократический, анархический.
Тем не менее другими учеными была выработана попытка классифицировать стили руководства по другому. Например, А.А. Годунов (1967 г.), Й. Кхол (1975 г.) выделили авторитарный, демократический и либеральный стили. Другой автор, И. П. Волков (1973 г.), предложил стили руководства как авторитарный, коллегиальный и либеральный; А.Г. Ковалев (1975 г.) называл стили руководства — авторитарный, демократический, и невмешательский; А.Л. Свенцицкий (1975 г.) назвал их — авторитарный, демократический, формальный.
А.Л. Журавлевым в 1976 г. были получены на основе экспертных оценок 20 параметров стиля руководства, которые были разделены на прямые и косвенные.
Классификации лидерства многообразно.
В зависимости от преобладающих функций связывают следующие виды лидеров:
- Лидер-организатор. Его главное отличие в том, что он очень активно действует на нужды коллектива и понимает их как свои собственные. Этот лидер оптимистичен и уверен, что все проблемы разрешимы. За ним идут, зная, что он не станет предлагать заранее проигранное дело. Умеет убеждать, поощрять, а если и случается выразить свое неодобрение, то делает это, не унижая чужого достоинства, и в итоге люди стараются работать лучше. Именно такие люди бывают на виду в любом неформальном коллективе.
- Лидер-творец. Он обусловливается прежде всего способностью знать новое, браться за решение проблем, которые могут представиться неразрешимыми и даже очень серьезными. Зовет к обсуждению и не командует. Может поставить задачу так, что она заинтересует и прельстит людей.
Информация о работе Лидерство как феномен группового развития