Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 12:01, реферат
Благодаря разработанным методам защиты от влияния, человек на которого направленно влияние стал способен не только оказать сопротивление оппоненту, но и перехватить инициативу, разрешив ситуацию в свою пользу. Однако стоит сперва хорошо изучить своего оппонента, ведь последствия при использовании неверного вида влияния могут повредить отношения между субъектами или вообще свести на нет совместную деятельность. Для большинства людей становится безнадежным мучением поиск психологически корректных способов воздействия на других людей, будь то собственные дети, родители, подчиненные, начальники или деловые партнеры. Характерно, что для большинства актуальной проблемой является не столько то, как влиять на других людей, сколько то, как противостоять их влиянию. Собственная неспособность влиять на других людей переживается гораздо менее остро. Но не стоит критиковать явление влияния на людей, ведь зачастую оно может использоваться не только в корыстных целях, но и для того чтобы помочь людям решиться на действие, которое даже будет полезно им самим. Просто так устроены люди, нам бывает очень сложно выйти за пределы своей обыденной зоны комфорта и помощь со стороны может быть очень кстати.
1.Понятие психологического влияния……………………………………..3
2.Методы активного управления взаимоотношениями…………………..4
3.Виды психологического влияния………………………………………...9
4.Истинные цели влияния……………………………………………….....12
5.Понятие психологически конструктивного влияния…………………..13
6.Классификация видов влияния и противостояния влиянию
по признаку психологической конструктивности-неконструктивности………………………………...13
7.“Технические” средства влияния и противостояния влиянию………...17
8.Выводы………………………………………………………………….....20
9.Список литературы…………………………………………………...…..21
Предлагая что-то
новое – идею, продукт, услугу, даже предлагая
человеку поехать с вами на отдых, или
сделать перестановку в квартире,
-6-
вы вырываете его из зоны комфорта.
Ему было так
удобно, знакомо, хорошо, уютно, а вы
предлагаете ему что-то изменить
в привычном порядке вещей.
Это вносит в
его жизнь неопределенность, напряжение
и риск. Конечно, у человека возникает
тревога и беспокойство, сопротивление,
и он в этот момент не думает, хорошо
или плохо для него то, что вы
предлагаете. В результате возникает
естественная реакция – сопротивление,
и человек отказывается.
Что хорошего в
технике «Выбор без выбора»? Зона
комфорта – это не только удобство
и спокойствие, но и ограничение.
Для того чтобы что-то изменить, развиваться
и идти вперед, необходимо переступить
через свой дискомфорт. Только в этом
случае появляется возможность реализовать
оригинальную идею, достичь чего-то нового.
Задавая альтернативный вопрос, вы помогаете
человеку выйти из его зоны комфорта и
преодолеть естественное сопротивление.
В случае «выбора без выбора» вы предлагаете несколько готовых вариантов, и человек автоматически начинает думать в предложенном вами направлении, минуя этап выбора «делать или не делать». Ему становится легче определиться со своими планами, найти для вас время в списке своих дел, принять решение.
Но не все
так просто.
Иногда автоматическое
реагирование становится опасным. Когда
речь идет о чем-то жизненно важном,
мы начинаем бороться с автоматической
реакцией – оценивать последствия
того или иного выбора. Однако есть
одно «но»: осмысленный выбор возможен
только тогда, когда у людей есть возможность
и желание анализировать информацию.
«Иногда вопросы бывают такими сложными,
время – таким ограниченным, отвлекающие
моменты – такими сильными, умственное
напряжение – таким высоким, что мы оказываемся
не в состоянии быть внимательными и действовать
обдуманно. Важен вопрос или нет, мы вынуждены
мыслить стереотипно»
(Роберт Чалдини).
-7-
Способы
защиты от автоматизма
в поведении.
Есть четыре
основных момента:
1. Знание само по себе – это мощная защита. Если вы соглашаетесь с предложенным вариантом, зная, что к вам применили такую технику, скорее всего, вы делаете осознанный выбор.
2. Умейте держать паузу. Проще всего сделать это, приучив себя к активному слушанию: «Вы хотите, чтобы я подписал договор сегодня?» Пока вы уточняете, что вам сказали, у вас появится возможность обдумать, вспомнить, что же на самом деле важно для вас и насколько предлагаемые варианты соответствуют вашим потребностям. В этот момент послание, рассчитанное на бессознательную реакцию, доходит до сознания.
-8-
3.
Виды психологического
влияния.
-9-
инициатором
– как собственное давление, адресатом
– как давление на него со стороны
инициатора или “обстоятельств”.
Приведенная
классификация отвечает не
-10-
3.
Виды психологического противостояния
влиянию.
-11-
Количество
выделенных видов влияния и противостояния
влиянию — неодинаковое. Кроме
того, виды влияния и противостояния
влиянию с одинаковыми номерами
отнюдь не во всех случаях составляют
подходящую пару. Каждому виду влияния
могут быть противопоставлены разные
виды противостояния, и один и тот же вид
противостояния может использоваться
по отношению к разным видам влияния.
4.
Истинные цели влияния.
Убеждая другого человека в чем-либо или внушая ему какую-либо идею, чего на самом деле мы пытаемся добиться? Например, чего мы добиваемся, убеждая директора фирмы, что принять на работу следует кандидата А, а не Б? К чему мы на самом деле стремимся, когда внушаем ребенку, что он должен быть самостоятельным? Какую цель мы преследуем, когда призываем учеников или подчиненных брать с нас пример или копировать наше поведение? Традиционный ответ на эти вопросы выражается двумя известными житейскими формулами: “это делается ради пользы дела” и “это делается для пользы этих людей”. Но так ли это? Действительно ли целью нашего влияния является польза для дела или для других людей?
При определенной привычке к самоанализу каждый человек может признать, что во многих случаях он пытался убедить других людей в чем-либо или склонить их к определенной линии поведения потому, что это отвечало его собственным интересам, в том числе материальным.
Но все же бывают случаи, когда инициатор влияния искренне верит в то, что его целью является служение интересам дела или других людей. Однако, как гласит известное изречение, “никто не хорош настолько, чтобы учить других”. Всякая человеческая правота относительна, и люди могут расходиться во взглядах на то, что является полезным для дела, для них самих или для других людей. С этой точки зрения любое влияние неправедно, так как самой попыткой влияния мы замахиваемся на то, что выше нас — неведомый нам замысел чужой души и, в действительности, совершенно неведомые нам приоритеты разных человеческих дел. Кто может судить о том, какое дело является более, а какое — менее важным для данного человека, для данного предприятия, для общества, для постижения универсальной истины? Лишь с определенной долей условности мы можем допустить, что маркетинговое исследование важнее производства, бухгалтерские расчеты важнее приема посетителей, чтение книги важнее игры в футбол и т. п.
-12-
На самом деле суждение о приоритетах основывается на принятой нами экономической концепции или на личностной системе ценностей.
Но ведь всякая концепция и система ценностей условна. Однако вместо того, чтобы переживать эту условность и посвятить себя поиску чего-то более приближенного к истине, мы стремимся убеждать, внушать, объявлять нечто условное образцом для подражания и т. д.
Объяснение,
по-видимому, состоит в том, что тяга к
абсолютной истине в реальной жизни нам
гораздо менее присуща, чем неизбывное
стремление утвердиться в факте собственного
существования и в значимости этого существования.
Способность действовать на других —
несомненный признак того, что ты существуешь
и что это существование имеет значение.
Убеждая, внушая, вызывая стремление подражать
себе, мы помогаем себе увериться в том,
что мы существуем и это существование
имеет значение. Очевидно, что и с этой
точки зрения всякое такое влияние эгоистично,
и — уже по одному этому основанию — неправедно.
Оно диктуется соображениями собственной
пользы, а не, “пользы для дела”, “пользы
для других” или вообще — “высшей пользы”.
5. Понятие психологически конструктивного влияния