Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 10:38, курсовая работа
В качестве объекта исследования нами были взяты такие психические свойства, как творческие способности и структурные элементы характера.
Задачи работы данной работы:
раскрыть понятие творчество как деятельность;
раскрыть понятие «творческая личность» и факторы, влияющие на ее формирование;
рассмотреть личностные особенности как психические свойства: творческие способности и личностные черты;
обобщить диагностику творческих способностей и методологические подходы к их выявлению.
ВВЕДЕНИЕ
ТВОРЧЕСТВО И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПОНЯТИЕ «ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ» И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАК ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА: ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ
ДИАГНОСТИКА ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИХ ВЫЯВЛЕНИЮ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Филиал «Московского психолого-социального университета»
в г. Красноярске
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Общая психология»
Тема: «Личностные особенности творческого человека»
Выполнил ст. гр. ПВО-10 Тарасова А. В.
Научный руководитель:
Верхотурова Н.Ю.
к.псих.наук, профессор.
Красноярск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
Слово «творческий» часто употребляется как в научном языке, так и в разговорном. Часто мы говорим не просто об инициативе, а о творческой инициативе, не о мышлении, а о творческом мышлении, не об успехах, а о творческих успехах. Но не всегда мы задумываемся о том, что же следует добавить, чтобы инициатива, мышление и успех заслужили определение «творческой».
Творческое мышление и творческая
деятельность являются особенностью человека.
Без этого качества нашего поведения
развитие человечества и человеческого
общества было бы немыслимо. Все, что
нас окружает, связано с творческим
мышлением и деятельностью
На любой ступени развития общества и в любой области перед людьми встают проблемы, которые требуют творческих усилий.
В основе своей творческий процесс - это процесс, в результате которого возникает нечто, не содержащееся в исходных условиях. На наиболее значительных проявлениях развития человеческого интеллекта можно проследить, что в основе творческого процесса лежат определенные закономерности.
Многие из исследователей сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности: не существует особых творческих способностей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами. Действительно, если интеллектуальная одаренность не влияет непосредственно на творческие успехи человека, если в ходе развития креативности формирование определенной мотивации и личностных черт предшествует творческим проявлениям, то можно сделать вывод о существовании особого типа личности - «человека творческого».
Цель данной работы - раскрыть личностные особенности творческого человека на основе обобщения различных подходов и методик к данной теме.
В качестве объекта исследования нами были взяты такие психические свойства, как творческие способности и структурные элементы характера.
Задачи работы данной работы:
Понять природу творческих способностей невозможно без понимания сущности творчества, хотя именно по этому вопросу существует множество разноречивых суждений, мнений, теорий и.т.д. Будем придерживаться точки зрения Г.С. Батищева на природу отношений творчества и деятельности, полагая их принципиально противоположными формами человеческой активности.
Преобразующими будем считать два подтипа:
Адаптивное поведение разделим на два типа:
И адаптированное, и творческое поведение равным образом будем считать конструктивным поведением.
Все типы
человеческого поведения в
На принципиальное отличие творчества и предметной деятельности обращали внимание многие философы и психологи.
Отношение к творчеству в различные эпохи изменялось радикально. В Древнем Риме в книге ценился лишь материал и работа переплетчика, а автор был бесправен - не преследовались ни плагиат, ни подделки. В средние века, как и значительно позднее, творец был приравнен к ремесленнику, а если он дерзал проявлять творческую самостоятельность, то она никак не поощрялась. Творец должен был зарабатывать на жизнь иным путем: Спиноза шлифовал линзы, да и великий Ломоносов ценился за утилитарную продукцию - придворные оды и создание праздничных фейерверков.
Интерес к творчеству и личности творца в 20 веке связан, возможно, с глобальным кризисом, проявлением тотального отчуждения человека от мира, иррациональным ощущением, что целенаправленной деятельностью люди не решают основных проблем своего бытия.
В отечественной психологии наиболее целостную концепцию творчества как психического процесса предложил Я. А. Пономарев (1988). Он разработал структурно-уровневую модель центрального звена психологического механизма творчества. В частности, Я.А. Понамарев считает основным признаком деятельности как формы активности потенциальное соответствие цели деятельности ее результату. Тогда как для творческого акта характерно противоположное: рассогласование цели (замысла, программы и. т. д.) и результата. Творческая активность, в отличие от деятельности, может возникать в процессе осуществления последней и связана с порождением «побочного продукта», который и является в итоге творческим результатом. Суть креативности (творческости) как психологического свойства сводится, по Я.А. Понамареву, к интеллектуальной активности и чувствительности (сензитивности) к побочным продуктам своей деятельности. Для творческого человека наибольшую ценность представляют побочные результаты деятельности, нечто новое и необычайное, для нетворческого важны результаты по достижению цели (целесообразные результаты), а не новизна. Основой успеха решения творческих задач является способность действовать «в уме», определяемая высоким уровнем развития внутреннего плана действия. Эта способность, возможно, является структурным эквивалентом понятия «общая способность», или «генеральный интеллект».
С креативностью сопряжены два личностных качества, а именно - интенсивность поисковой мотивации и чувствительность к побочным образованиям, которые возникают при мыслительном процессе.
Пономарев
Я.А. рассматривает творческий акт
как включенный в контекст интеллектуальной
деятельности по следующей схеме: на
начальном этапе постановки проблемы
активно сознание, затем, на этапе
решения, активно бессознательное,
а отбором и проверкой
Таким образом Понамарев выделяет четыре фазы:
1) Сознательная
работа (подготовка). Особое деятельное
состояние как предпосылка
2) Бессознательная
работа. Созревание, инкубация направляющей
идеи (работа на уровне подсознания)
3) Переход бессознательного в сознание. Этап вдохновения. В результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения. Первоначально в виде гипотезы, в виде принципа или замысла.
4) Сознательная работа. Развитие идеи, окончательное оформление идеи.
В основу
выделения фаз Понамарев
Итак, творчество, в отличие от различных форм адаптивного поведения, происходит не по принципам «потому что» или «для того чтобы», а «несмотря ни на что», то есть творческий процесс является реальностью, спонтанно возникающей и завершающейся.
В основе своей творческий процесс - это процесс, в результате которого возникает нечто, не содержащееся в исходных условиях. На наиболее значительных проявлениях развития человеческого интеллекта можно проследить, что в основе творческого процесса лежат определенные закономерности, связанные с личностью, которая осуществляет творческий процесс.
Вероятно,
чтобы творить, нужно усвоить
образец активности человека творящего.
Путем подражания выйти на новый
уровень овладения культурой
и устремиться самостоятельно дальше.
Для творчества необходимы личные познавательные
условия. Но если сил нет, образцы
адаптивного поведения
Творчество, как и разрушение, амотивно, спонтанно, бескорыстно и самодовлеюще. Это не целенаправленная деятельность, а спонтанное проявление человеческой сущности. Но и творчество, и разрушение имеют определенную социально-культурную оболочку, так как человек и разрушает и творит не в природной, а в социокультурной среде.
Предметом изучения психологии является внутренний мир человека. Сама же психология делит человека на три «ипостаси»: индивид, индивидуальность и личность. Каждое из этих понятий раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека. В общественных науках личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемом в социально-культурной среде в процессе совместной деятельности и общения. Подлинными основаниями и движущей силой развития личности выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение личности в мире людей, приобщение ее к культуре. Взаимоотношение между индивидом как продуктом антропогенеза, личностью, усвоившей общественно-исторический опыт, и индивидуальностью, преобразующей мир, может быть передан формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».
Многие из исследователей сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности: не существует особых творческих способностей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами.
Действительно, если интеллектуальная одаренность не влияет непосредственно на творческие успехи человека, если в ходе развития креативности формирование определенной мотивации и личностных черт предшествует творческим проявлениям, то можно сделать вывод об особом типе личности - «Человек творческий».
Знаниями особенностей творческой личности психологи обязаны работе литераторов, историков науки и культуры, искусствоведов, которые так или иначе касались проблемы творческой личности, ибо нет творения без творца
Творчество есть выход за пределы заданного. Это лишь негативное определение творчества, но первое, что здесь выделяется - аналогия поведения творческой личности и человека с психическими нарушениями.
В большинстве работ не содержится однозначного ответа на вопрос, как свойства личности, взятые в их совокупности, влияют на творческий процесс, на проявление и развитие одаренности. Недостаточно выявлена и интегративная характеристика интеллекта одаренной личности, еще не ставится в полном объеме проблема соотношения интеллекта и личности [3]. Однако отдельные аспекты этой проблемы исследуются. Рассматривается связь процессов понимания, высокое развитие которого предполагает творческая деятельность, с отношением личности к действительности, ее смысловой сферой и регуляторными когнитивными структурами, в частности, с установкой и оценкой [8], [19]. Личностные детерминанты мыслительной деятельности исследуются в плане анализа мотивации и устойчивых динамических тенденций личности [6], развития познавательной потребности [20]. Значимое направление в исследовании влияния структуры личности на ее творческую деятельность составило изучение личностной рефлексии в ее связи с рефлексивными механизмами творчества [18]. В анализе когнитивной сферы личности в связи с ее творческой одаренностью во главу угла поставлена умственная активность [5], [10], [12], [13].
В связи с этими исследованиями, в каждом из которых акцентируются те или иные факторы творчества, возникает проблема номер два: какие из личностных факторов являются базовыми в структуре одаренности? В частности, является ли познавательное отношение к миру, выраженная познавательная потребность, безусловно необходимая в интеллектуальной деятельности, решающим фактором в возникновении потенциальных проявлений одаренности, а свойство интеллектуальной активности залогом ее реализации, или же это одна из сторон одаренности, и не менее существенными факторами здесь являются и общая мотивация деятельности (как познавательной, так и преобразовательной, конструктивной) и ее инструментальная оснащенность, включая развитие когнитивных операций, или же другие интегративные проявления познания и деятельности и особенности личности?
Информация о работе Личностные особенности творческого человека