Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 10:38, курсовая работа
В качестве объекта исследования нами были взяты такие психические свойства, как творческие способности и структурные элементы характера.
Задачи работы данной работы:
раскрыть понятие творчество как деятельность;
раскрыть понятие «творческая личность» и факторы, влияющие на ее формирование;
рассмотреть личностные особенности как психические свойства: творческие способности и личностные черты;
обобщить диагностику творческих способностей и методологические подходы к их выявлению.
ВВЕДЕНИЕ
ТВОРЧЕСТВО И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПОНЯТИЕ «ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ» И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАК ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА: ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ
ДИАГНОСТИКА ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИХ ВЫЯВЛЕНИЮ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1) общие способности, которые представляют собой систему индивидуальных свойств личности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Наличие общих способностей обусловлено как врождёнными задатками, так и всесторонним развитием личности в течение жизни;
2) специальные способности, под которыми понимается такая система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной, сценической и тому подобных.
Б. В. Ломов [8], выделявший три функции психики: коммуникативную, регуляторную и познавательную, подобным образом делил и способности на:
1) коммуникативные;
2) регуляторные;
3) познавательные.
А.А. Кидрон под коммуникативными способностями понимал «общую способность, связанную с многообразными подструктурами личности и проявляющуюся в навыках субъекта общения вступать в социальные контакты, регулировать повторяющиеся ситуации взаимодействия, а также достигать в межличностных отношениях преследуемые коммуникативные цели» [2 , 65].
Б.В. Ломов утверждал, что регуляторные способности с одной стороны, позволяют отражать воздействия внешней среды, адаптироваться к ней, а с другой - регулировать этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения [8].
В свою очередь, В.Н. Дружинин подразделял познавательные способности на интеллект, обучаемость и креативность [2]. Дадим определения каждому из этих компонентов.
Новейший
психологический словарь
Обучаемость в уже упомянутом источнике трактуется как «индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения» [14 , 323].
Наконец, креативность в Новейшем психологическом словаре определяется как «способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации» [14, 228]. Остановимся на этом классе способностей подробней.
Дж. Гилфорд считал основой креативности операции преобразования, импликации и дивергенции, при которых задействован дивергентный тип мышления, допускающий варьирование путей решения проблемы и приводящий к неожиданным выводам и результатам [6].
Кроме того, Дж. Гилфорд выделял шесть основных параметров креативности [6, 186]:
1) способность к обнаружению и постановке проблем;
2) способность к генерированию большого числа идей;
3) гибкость - способность к продуцированию разнообразных идей;
4) оригинальность - способность отвечать на раздражители нестандартно;
5) способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
6) способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу.
Е.П. Торренс также предложил набор параметров креативности [2]:
1) беглость - способность продуцировать большое количество идей;
2) гибкость - способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;
3) оригинальность - способность продуцировать необычные, нестандартные идеи;
4) разработанность - способность детально разрабатывать возникшие идеи;
5) сопротивление замыканию - способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем;
6) абстрактность названия - способность к трансформации образной информации в словесную форму, понимание сути проблемы того, что действительно существенно.
Таким образом, мы выделили среди способностей общую творческую способность - креативность, основным фактором которой является дивергентное мышление.
Теперь обратимся к ещё одному изучаемому нами психическому свойству - личностным чертам.
Новейший психологический словарь определяет личностную черту, как «устойчивые, повторяющиеся в различных ситуациях особенности поведения индивида» [14 , 753].
Дж. Л. Адамс предлагает определение личностной черты: «это особая составляющая личности, описывающая определенные склонности человека в отношении его образа мыслей, чувств и поведения… говоря о личности человека, мы в действительности называем совокупность черт, описывающих общее направление мыслей, чувств и поведения человека» [1].
Говоря о чертах личности, нельзя не упомянуть диспозициональную теорию личности Г. Олпорта. В ней личностная черта имеет восемь критериев определения [15]:
1) черта личности - это не только номинальное обозначение. Черты личности являются реальной и жизненно важной частью существования человека;
2) черта личности - более обобщённое качество, чем привычка. Черты личности обусловливают сравнительно неизменные и общие особенности поведения человека;
3) черта личности - определяющий элемент поведения;
4) существование черт можно установить эмпирически;
5) черта
личности лишь относительно
6) черта
личности не является
7) черту личности можно рассматривать либо в контексте личности, у которой она обнаружена, либо по её распространённости в обществе;
8) то, что
поступки и привычки не
Г. Олпорт проводил различия между общими и индивидуальными чертами [15]:
Р. Кеттел в своей структурной теории черт личности определял черты личности как «гипотетические психические структуры, обнаруживающиеся в поведении, которые обуславливают предрасположенность поступать единообразно в различных обстоятельствах и с течением времени» [ 4, 305].
Иначе говоря, по мнению Р. Кеттела, черты личности отражают устойчивые и предсказуемые психологические характеристики, проявляющиеся в поведении и не имеющие никакой реальной нейрофизиологической локализации как таковые, а лишь наблюдаемые признаки существования.
Р. Кеттел предлагает несколько классификаций личностных черт:
1.1) конституциональные
черты. Развиваются из
1.2) черты,
сформированные окружающей
2.1) общие
черты; присутствуют в
2.2) уникальные
черты. Имеются лишь у
3.1) поверхностные
черты. Представляют собой
3.2) исходные
черты. Представляют собой
Р. Кеттел создал опросник, который позволяет выявлять 16 основных исходных черт личности (таблица 1) [12].
Таблица 1 Основные исходные черты, выявляемые с помощью опросника Р. Кеттела
Обозначение фактора |
Назначение фактора по Кеттелу |
Качество, соответствующее высокое оценке по фактору |
Качество, соответствующее низкой оценке по фактору | ||
A |
Общительность – замкнутость |
Добродушный, предприимчивый, сердечный |
Циничный, жестокий, безразличный | ||
B |
Интеллект |
Сообразительный абстрактно мыслящий |
Глупый, конкретно мыслящий | ||
C |
Эмоциональная стабильность – эмоциональная нестабильность |
Зрелый, реалистичный, спокойный |
Неустойчивый, нереалистичный, неконтролируемый | ||
E |
Доминантность – подчинённость |
Уверенный, конкурирующий, упрямый |
Застенчивый, скромный, покорный | ||
F |
Сдержанность – экспрессивность |
Беззаботный, полный энтузиазма |
Серьёзный, молчаливый | ||
G |
Высокая нормативность поведения – низкая нормативность поведения |
Ответственный, моралистичный, стоический |
Пренебрегающий правилами, нерадивый, непостоянный | ||
H |
Смелость – робость |
Предприимчивый раскованный |
Неуверенный, замкнутый | ||
I |
Жестокость – чувствительность |
Опирающийся на свои силы, независимый |
Цепляющийся за других, зависимый | ||
L |
Доверчивость – |
Принимающий условия |
Упорный на грани глупости | ||
M |
Мечтательность – практичность |
Творческий, артистичный |
Консервативный, приземлённый | ||
N |
Дипломатичность – прямолинейность |
Социально опытный, сообразительный |
Социально неуклюжий, непретенциозный | ||
O |
Тревожность – спокойствие |
Беспокойный, озабоченный |
Спокойный, самодовольный | ||
Q1 |
Радикализм – консерватизм |
Вольнодумно либеральный |
Уважающий традиционные идеи | ||
Q2 |
Нонконформизм – конформизм |
Предпочитающий собственные решения |
Беспрекословно следующий за другими | ||
Q3 |
Низкий самоконтроль – высокий самоконтроль |
Следующий собственным побуждениям |
Пунктуальный | ||
Q4 |
Расслабленность – напряжённость |
Сдержанный, спокойный |
Переутомлённый, возбуждённый |
Итак, мы рассмотрели личностные особенности, изучаемые нами в эмпирическом исследовании, которые представляют собой психические свойства, а именно общие творческие способности (креативность) и личностные черты.
Задатки творческих способностей присущи любому человеку. Существует даже такое понятие, как «континуум талантливости». И всеми психологами и педагогами признается то, что способности необходимо выявлять как можно раньше. Вследствие этого, существует необходимость создания методик выявления творческих способностей. А.Н.Лук предлагает следующие пути достижения этой цели:
1. обращать
внимание не только на
2. стандартные тесты на IQ зачастую не способны выявить способности творческого характера, и поэтому при данной диагностике применяются тесты других типов. В каждой системе тестирования отталкиваются от того, что включено в понятие творчества и каковы его основные свойства.
Если
определять творчество как личностную
характеристику, реализацию человеком
своей собственной
1. творчество
всегда развертывается в
2. творчество всегда в той или иной форме адресовано другому человеку, т.е. оно является предъявлением своей индивидуальности другому человеку, то программа выявления творческих способностей опирается на выявление лидерских качеств и содержит четыре блока:
При этом
принимается следующая
Одаренность считаем общей психологической предпосылкой творческого развития, насчитывающей следующие структурные компоненты:
Информация о работе Личностные особенности творческого человека