Личностные особенности творческого человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 10:38, курсовая работа

Краткое описание

В качестве объекта исследования нами были взяты такие психические свойства, как творческие способности и структурные элементы характера.
Задачи работы данной работы:
раскрыть понятие творчество как деятельность;
раскрыть понятие «творческая личность» и факторы, влияющие на ее формирование;
рассмотреть личностные особенности как психические свойства: творческие способности и личностные черты;
обобщить диагностику творческих способностей и методологические подходы к их выявлению.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ТВОРЧЕСТВО И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПОНЯТИЕ «ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ» И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАК ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА: ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ
ДИАГНОСТИКА ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИХ ВЫЯВЛЕНИЮ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ.docx

— 65.33 Кб (Скачать файл)
    • доминирующая роль внутренней мотивации;
    • исследовательская творческая активность - постановка и решение проблем;
    • возможность достижения оригинального решения;
    • возможность прогнозирования решения;
    • способность к созданию идеальных эталонов.

Как видим, немалая роль в исследовании творческой деятельности отводится индивидуальности субъектов. А.Ю.Козырева также полагает, что творческие люди отличаются чувством индивидуальности, наличием спонтанных реакций, стремлением опираться на собственные силы, эмоциональной подвижностью, уверенностью в себе, и другими подобными качествами. Возникает понятие творческой активности субъекта, то есть умения освободиться из-под власти обыденных представлений и запретов, искать новые ассоциации и непроторенные пути. Козырева предлагает три подхода к изучению и развитию творчества:

1) заключается  в выявлении связи максимальной  продуктивности с возрастом. Психологи  Г.Леман и У.Деннис провели исследования в данной области и пришли к выводу, что максимальная продуктивность в различных сферах деятельности приходится на следующий возраст: художники, писатели, мыслители - 20-40 лет; математики - 23 года; химики - 20-30 лет; физики - 32-33 года; астрономы - 40-44 года.

2) личностный  подход - вводит понятие творческой  активности, базируется на изучении индивидуальных качеств личности.

3) подход  занимается изучением самих мыслительных  процессов, связи интеллектуального  развития и способностей к  творчеству.

Другую  классификацию представила Е.Л.Яковлева, разделив все подходы таким образом:

    • Психометрический подход. Одаренность прямо и непосредственно измеряется с помощью интеллектуальных тестов.
    • Креативный. Вводится понятие креативности, которому нет четкого определения. Креативность понимается и как способность порождать новые идеи и отказываться от стереотипных способов мышления, и как способность к постановке гипотез, порождению новых комбинаций, и т.д. Суммарный взгляд на определение креативности таков: она является способностью создавать нечто новое, оригинальное. Вводится также понятие творческости, которое рассматривается как аспект интеллекта. Как следствие из этого вытекает то, что решающий момент характеристики творческости - продукта, или решения задачи.
    • Личностный.
    • Синтетический. Одаренность признается многомерным явлением, включающим как интеллектуальные, так и неинтеллектуальные ( личностные, социальные) факторы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Личность  является конечным и, следовательно, наиболее сложным объектом психологии. В известном  смысле она объединяет в одно целое  всю психологию, и нет в этой науке такого исследования, которое не вносило бы вклад в познание личности. Каждый, кто изучает личность, не может игнорировать другие области психологии. Подходов к изучению личности огромное множество. Это абсолютно естественно в области, где каждый эксперимент относится лишь к частному факту, абсолютно несоизмеримому сложности самого объекта. Можно рассматривать личность через структуру, можно с точки зрения физиологических реакций, можно через связь физических и психических аспектов личности. В данной работе сделана попытка обобщить все материал по теме при изучении самых различных методик. Вполне вероятно, что избранный в работе подход привел к определенным выводам, и они выглядят примерно следующим образом: изначально-рождающийся индивид, имеющий лишь натуральные психические функции, постепенно, посредством вхождения в общество (начиная с родных, близких) социализируется, т.е. становится личностью. При этом социокультурная среда является как бы источником, питающим развитие личности, прививает ему общественные нормы, ценности, роли и т.д. И, наконец, личность, которая сама начинает воздействовать на общество является индивидуальностью. Вхождение индивида в общество и становление его там как личности, можно назвать «выживанием» или адаптацией. В зависимости от того насколько легко индивиду удается преодолеть трудности адаптационного периода, мы получаем личность уверенную в себе, либо конформную. На этом этапе происходит выбор личностью мотивации и ответственности, ее локус контроль становится либо внешним либо внутренним. Если в этот период индивид, предъявляя референтной для него группе  личностные  свойства, характеризующие его индивидуальность, не находит взаимопонимания, это может способствовать формированию агрессивности, подозрительности (в противном случае - доверия и справедливости). Человек  либо становится интерналом («кузнецом своего счастья»), либо экстерналом («все в руках Господних»).

В заключении можно сделать следующие выводы:

Понятие творчества не однозначно и имеет  множество толкований в зависимости  от того, с какой позиции рассматривать  этот процесс.

Отношение к творчеству в различные эпохи  изменялось кардинально.

Главное в творчестве - не внешняя активность, а внутренняя - акт создания «идеала», образа мира, где проблема отчуждения человека и среды разрешена. Внешняя активность есть лишь экспликация продуктов внутреннего акта.

Выделяя признаки творческого акта, практически все исследователи подчеркивали его бессознательность, спонтанность, невозможность его контроля со стороны воли и разума, а также изменение состояния сознания.

Творческие  способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Творческая  деятельность является необходимым  компонентом здоровой и гармоничной  жизни человека.

Творчество  является целеустремленным, упорным, напряженным  трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой  работоспособности.

Талант, вдохновение, мастерство - важнейшие  факторы творческой деятельности.

Общие способности  человека - интеллект, творческость, обучаемость - определяют продуктивность соответствующих видов активности, которые проявляет человек.

Творческие  достижения в современном мире возможны только при овладении культурой  в той сфере, где личность проявляет  активность. Успешность овладения культурой  и обусловливает общий интеллект. Чем дальше будет развиваться человечество, тем больше будет роль интеллектуального опосредования в творчестве.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 2007.
  2. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. М., 2009.
  3. Абульханова-Славская К.А. Психологические типы мышления // Когнитивная психология, материалы советско-финского симпозиума. М., 1996.
  4. Абульханова К.А. Деятельность и психология личности. М., 2000.
  5. Богоявленская Д.Б. Проблемы интеллектуальной активности. М., 2004.
  6. Васильев И.А.. Хусаинова Н.Р. К вопросу о личностных детерминантах мыслительной деятельности // Вестник МГУ. 1999. № 3. С.33-40.
  7. Гурова Л.Л. Принятие решений как проблема психологии познания // Вопр. психол. 2004. № 1. С.125-131
  8. Гурова Л.Л. Процессы понимания в развитии мышления // Вопр. психол. 2006. №2. С.126-137.
  9. Когнитивные стили. Тезисы научно-практической конф. Таллинн, 1986.
  10. Лейтес Н.С. Ранние проявления одаренности // Вопр. психол. 1988. № 4 . С.98-107.
  11. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
  12. Матюшкин А.М. Концепция  творческой  одаренности // Вопр. психол. 1989. № 6. С.29-33.
  13. Матюшкин А.М., Сиск Д.А. Одаренные и талантливые дети // Вопр. психол. 2008. № 4 . С.88-98.
  14. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 2000.
  15. Обуховский К. Психологическая теория строения и развития личности // Психология формирования и развития личности. М., 2011.
  16. Одаренные дети: Пер. с англ. М., 2011.
  17. Способности и склонности: комплексные исследования / Под ред. Э.А. Голубевой. М., 2009.
  18. Семенов И. Н. Системный подход к изучению организации продуктивного мышления // Исследование проблем психологии творчества. М., 2003.
  19. Тихомиров О.Е., Знаков В.В. Мышление, знание и понимание // Вестник МГУ. Сер. XIV. Психология. 1989. № 2. С.6-16.

 


Информация о работе Личностные особенности творческого человека