Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 19:06, курсовая работа
Цель исследования. Исследование особенностей в направленности личности у молодежи в возрасте от 18 до 25 лет.
Задачи:
1) Рассмотреть личность как психологический феномен. Ознакомиться исследованиями личности в трудах отечественных и зарубежных исследователей.
2) Выявить сущность направленности личности, основные составляющие направленности и их характеристику.
3) Определить гендерные различия в направленности личности.
4) Изучить интерактивную и эмоциональную направленности испытуемых.
5) Сделать выводы и подвести итоги.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………?
Глава 1. Теоретическое исследование формирования направленности личности
1.1 Личность как психологический феномен. Исследование личности в трудах отечественных и зарубежных исследователей………………………..??
1.2 Понятие и сущность направленности личности, основные составляющие направленности, их характеристика…………………………...??
1.3 Гендерные различия направленности личности в трудовой деятельности
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей направленности личности у молодежи в возрасте от 18 до 25 лет
2.1 Цели, задачи и методы исследования…………………
2.2 Анализ и обсуждение полученных результатов исследования……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
ВЫВОДЫ …………………………………………………………………………
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………
9. В экстремальных ситуациях женщина демонстрирует не стратегию страха и избегания, а активного противостояния. Внутреннее чутье помогает женщине весьма успешно действовать в кризисных ситуациях. Используя разные модели поведения, женщина находит оптимальные в сложившихся условиях пути решения проблем, не уступая в бесстрашии и хитрости руководителю — мужчине. Меньшая амбициозность и нежелание достигать победы «любой ценой» позволяют женщине действовать в сложных обстоятельствах даже более эффективно, чем мужчине.
10. Имеет особенности
участие женщин в конфликтах.
Распространенное мнение о том,
Женщины «выплескивают» свою негативную энергию во внешнюю среду, не задерживая долго внутри себя отрицательные эмоции. При этом они владеют мягкими конфликтными технологиями, быстрее и легче «отходят» и успокаиваются. Рассмотренные особенности поведения женщины, является даже далеко не полным перечнем характерных черт женского стиля поведения, позволяют опровергнуть традиционное представление об ограниченных возможностях женщины.
Таким образом, женщины достигают успехов не в результате копирования мужского стиля поведения, а посредством творческого использования своих способностей, реализации внутренне присущих только женщине черт и качеств [4].
На основе изученной литературы известно, что наиболее распространенным определением считается, направленность — это интегральное и генерализованное свойство личности. Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, относительно независимых от текущих ситуаций. Характеризуется интересами, склонностями, убеждениями и идеалами личности, отражающими ее мировоззрение. Выражается в гармоничности и непротиворечивости знаний, отношений и господствующих мотивов поведения и действий личности. Проявляется в мировоззрении, духовных потребностях и практических действиях[3].
Таким образом, ………….вывод по параграфу
В ходе нашего исследования принимали участие 48 человек в возрасте от 18 до 25 лет.
В исследовании использовался комплекс методов, применение которых определялось спецификой решения на каждом этапе исследовательских задач: наблюдение, анкетирование, тест-опросники. В качестве основных диагностических процедур использовались:
1. Методика
«Направленность личности» Б.
2. Диагностика
интерактивной направленности
3.Диагностика эмоциональной направленности личности (Б.И.Додонова в модификации Е.Р.Гореловой) (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
Цель: определить личностную направленность испытуемых.
Методика «Направленность личности» была опубликована в 1967 году Б.Бассом. Опросник состоит из 27 утверждений, к которым необходимо выбрать два варианта ответа: вариант, который лучше всего отражает точку зрения испытуемого и вариант, который наименее ценен. Обработка методики ведется по ключу. За каждый ответ в рубрике «больше всего» испытуемый получает 2 балла, в рубрике «меньше всего»-0 баллов. Диапазон получаемых в сумме баллов по каждой направленности-от 54(если испытуемый ставит все буквы в первую рубрику) до 0 (если испытуемый ставит все буквы во вторую рубрику).
Методика позволяет выявить
1.Направленность на себя (Я) - ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.
2. Направленность на общение (О) - стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
3. Направленность на дело (Д) - заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.
Цель: изучение вектора интерактивной направленности и личной социализации.
Испытуемому предлагается опросник с готовыми ответами, обозначенными буквами «а», «в» и «с». Ему следует выбрать тот ответ, который в большей степени соответствует его мнению и наиболее ценен для него.
Методика предполагает определение трех видов направленности: ориентации на личные (эгоистические) интересы; ориентации на взаимодействие, сотрудничество с другими людьми; маргинальной ориентации.
Обработка и интерпретация результатов производится с помощью ключа. Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл, а несовпадающие- 0 баллов. В соответствии с этим подсчитывается общее количество баллов по каждой из трех шкал. О доминировании той или иной личностной направленности можно судить по наибольшему количеству баллов в одной из трех шкал. Об уровне сформированности каждого вида направленности можно говорить исходя из следующих показателей: 24 балла и выше- высокий уровень; 14-23 балла- средний уровень; 13 баллов и менее- низкий уровень.
Цель: выявление эмоциональной направленности испытуемых.
Методика состоит из 50 утверждений, степень согласия с которыми оценивается по четырехбальной шкале: «безусловно, да»- 2 балла; «пожалуй, да»- 1 балл; «пожалуй, нет»- 0 баллов; «безусловно, нет»- минус 2 балла.
В результате обработки определяется выраженность следующих типов направленности: альтруистическая, коммуникативная, глористическая, праксическая, пугностическая, романтическая, гностическая, эстетическая, гедонистическая, акизитивная.
Таким образом, мо нашему мнению выбранные нами методики позволят …………
Таблица 1.
Результаты исследования направленности личности у испытуемых (по методике «Направленность личности» Б.Басса)
На себя |
На общение |
На дело | |
Кол-во чел. |
19 |
14 |
15 |
% |
40 |
29 |
31 |
Чтобы все таблиц были оформлены вот так!!!!
Из таблицы 1 мы видим, что среди испытуемых
40% имеют направленность на себя. Им свойственна
ориентация на прямое вознаграждение
удовлетворение безотносительно работы
и сотрудников, агрессивность в достижении
статуса, властность, склонность к соперничеству,
раздражительность, тревожность.
31% испытуемых имеют направленность на дело, то есть заинтересованы в решении деловых проблем, стремятся к выполнению работы как можно лучше, ориентированы на деловое сотрудничество, им свойственна способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.
У 29% испытуемых ведущей направленностью является направленность на общение. Характерными для испытуемых с данной направленностью является стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
2. Результаты изучения направленности личности с помощью методики «Направленность личности» Б.Басса представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Показатели выраженности направленности личности у испытуемых.
Результаты исследования интерактивной направленности личности испытуемых представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Результаты исследования интерактивной направленности личности (по методике Н.Е.Щуркова в модификации Н.П.Фетискина)
Направленность |
Уровень выраженности | |||||
высокий |
средний |
низкий | ||||
кол-во чел. |
% |
кол-во чел. |
% |
кол-во чел. |
% | |
На личные интересы |
22 |
46 |
22 |
46 |
4 |
8 |
на взаимодействие |
25 |
52 |
22 |
46 |
1 |
2 |
маргинальная ориентация |
5 |
10 |
12 |
25 |
31 |
65 |
Анализ результатов исследования интерактивной направленности личности показал, что 46% испытуемых имеют высокую направленность на личные интересы, у стольких же она выражена на среднем уровне, лишь у 8% на низком уровне. При данной направленности преобладают мотивы собственного благополучия, во взаимодействии с другими людьми преследуются цели удовлетворения личных потребностей и притязаний.
Высокий уровень направленности на взаимодействие имеют 52%, средний- 46%, а низкий всего 2% испытуемых. Выраженность данного типа направленности говорит о стремлении к сотрудничеству с другими людьми, обусловленного потребностями в поддержании конструктивных отношений с членами малой группы, эмпатии и интерес к совместной деятельности. Соответствует оптимальной социализации и адаптации.
Маргинальная ориентация на высоком уровне выражена у 10% испытуемых, у 25% она выражена на среднем уровне, у оставшихся 65% на низком уровне. Маргинальная ориентация выражается в склонности подчиняться обстоятельствам и импульсивности поведения. Данной группе людей свойственны проявления инфантилизма, неконтролируемости поступков, подражания.
Результаты исследования эмоциональной направленности личности представлены в таблице 3.
Как мы видим из таблицы 3, у 17% испытуемых выраженной является праксическая направленность. Данный тип эмоциональной направленности человека связан с богатством и своеобразием подавляющего большинства продуктивных, общественно полезных видов деятельности. Люди этого типа менее требовательны к виду занятий, но более «придирчивы» к их форме, организации.
17% испытуемых имеют
Таблица 3.
Результаты исследования эмоциональной направленности личности испытуемых (по методике Б.И.Додонова в модификации Е.Р.Гореловой)
Тип направленности |
Кол-во чел |
% |
Тип направленности |
Кол-во чел |
% |
Альтруистическая |
1 |
2 |
эстетическая |
0 |
0 |
Коммуникативная |
8 |
17 |
гедонистическая |
4 |
8 |
глористическая |
7 |
15 |
акизитивная. |
7 |
15 |
праксическая |
8 |
17 |
эстетическо-гедонистическая |
1 |
2 |
пугностическая |
4 |
8 |
альтруистическо- |
2 |
4 |
романтическая |
3 |
6 |
праксическо - гностическая |
1 |
2 |
гностическая |
2 |
4 |
Информация о работе Личность: особенности направленности личности