Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:04, курсовая работа
Сегодня люди как правило работают не в одиночку, а в составе группы, то есть совокупности лиц, объединенных по какому-то принципу, например общности территории, профессии, социальных условий, случайных обстоятельств, в которых они оказались, и связанных между собой системой отношений. Это не означает, что люди в группе постоянно должны находиться рядом и совместно выполнять работу — главное здесь — включенность в определенную систему межличностных отношений. В рамках групп могут образовываться коалиции, то есть подгруппы, стремящиеся оказать влияние на групповое поведение.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4
1. ЛИЧНОСТЬ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ………………………………...6
ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ НА КОЛЛЕКТИВ……………………………….9
ФОРМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ…………………………………………………………………...13
ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ…………………………………………………….15
ВОСПРИЯТИЕ НОВОГО ЧЕЛОВЕКА В КОЛЛЕКТИВЕ………………18
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………….20
ТЕСТ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ»………....20
ТЕСТ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ»…………………………………………………………….........23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….27
при организации
и стимулировании труда людей, ориентированных
на сочетание личного и
Влияет
на отношение человека к труду
и ценностная ориентация, основанная
на интересе к выполняемой работе.
Психологические исследования указывают,
что в настоящее время человек
нередко готов поступиться
Как развивать интерес к труду? И в связи с этим, как повышать творческую активность? Прежде всего, созданием надлежащей обстановки. Там, где налицо дезорганизация труда, штурмовщина, всевозможные срывы, бессмысленно ожидать высокого интереса к труду. Технологическая, трудовая недисциплинированность, недостаточная загруженность работников, волюнтаристское перемещение с одного рабочего места на другое - все это тоже снижает интерес к труду. И напротив, хорошо организованное управление создает предпосылки интереса к труду. Многое здесь зависит от активности руководителя, от того, какие задачи он ставит перед труженником.
Одно
из важнейших направлений
Психологический климат – это преобладающий в группе или коллективе относительно устойчивый психологический настрой его членов, проявляющийся во всех многообразных формах их деятельности. Психологический климат определяет систему отношений членов коллектива друг к другу, к труду, к окружающим событиям и к организации в целом на основании индивидуальных, личностных ценностей, ориентаций. Понятие «ценностные ориентации», широко применяемое в социальной психологии, выражает положительную или отрицательную значимость для человека разнообразных предметов и явлений окружающей его действительности. В ценностных ориентациях заключена внутренняя основа отношений человека к различным ценностям материального, морального, политического и духовного порядка.
Важнейшая роль в формировании психологического климата отводится руководителю организации или подразделения. На нем всегда лежит персональная ответственность за состояние психологической атмосферы в трудовом коллективе. Непосредственное влияние личность руководителя оказывает и на стиль руководства, применяемый в конкретной ситуации. А значит, стиль руководства - это управляющий инструмент, от которого зависит психологический климат в коллективе.
Рассмотрим влияние стиля руководства на психологический климат в коллективе на примере трех классических стилях.
Авторитарный стиль (единоличный, волевой, директивный).
Для «директивного»
лидера подчиненные ему люди –
только исполнители. Руководитель с
таким стилем руководства подавляет
у сотрудников стремления работать
творчески и проявлять
от контактов внутри группы, третьи впадают в депрессию.
Руководитель
– автократ полностью сосредотачивает
в руках решение всех вопросов,
не доверяет подчиненным, не интересуется
их мнением, берет на себя ответственность
за все, давая исполнителям лишь указания.
В качестве основной формы стимулирования
он использует наказание, угрозы, давление.
Понятно, что сотрудники относятся
к такому руководителю негативно. В
результате в коллективе формируется
неблагоприятный морально-
При данном стиле руководства среднему человеку присуще отвращение к труду и желание избежать его при первой же возможности. Поэтому большинство людей требуется принуждать различными методами, вплоть до наказаний, к выполнению возложенных на них обязанностей и непрерывно контролировать их действия.
Демократический стиль
Он дает возможность почувствовать подчиненным свою причастность к решению производственных задач, проявить инициативу. Организации, в которых доминирует демократический стиль руководства, характеризуется высокой степенью децентрализации полномочий, активным участием сотрудников в принятии решений.
Руководитель
пытается сделать обязанности
Такой стиль руководства способствует повышению производительности, дает простор творчеству людей, повышает их удовлетворенность трудом и своим положением. Его применение снижает прогулы, травмы, текучесть, создает более высокий моральный настрой, улучшает взаимоотношения в
коллективе и отношение подчиненных к руководителю.
Либеральный стиль
Его суть состоит в том, что руководитель ставит перед исполнителями задачу, создает необходимые организационные условия для работы (обеспечивает сотрудников информацией, поощряет, обучает), определяет ее правила и задает границы решения, сам же при этом отходит на второй план, оставляя за собой функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивающего полученные результаты.
Подчиненные,
избавленные от тотального контроля,
самостоятельно принимают необходимые
решения и ищут, в рамках предоставленных
полномочий, пути их реализации. Такая
работа позволяет им выразить себя,
приносит удовлетворение и формирует
благоприятный морально-
Мы рассмотрели,
как стили руководства влияют
на морально-психологический
Жизнь коллектива предполагает, что по истечении определенного времени одни сотрудники увольняются, переходя на другое место работы, или идут на заслуженный отдых, на смену им приходят другие, новые люди.
С управленческой точки зрения рассматриваются два возможных варианта:
В первом
случае на новичка «обрушивается» весь
арсенал воздействия
Заметно
сложнее протекает процесс
Новый сотрудник начинает воспринимать новых товарищей по работе, однако и коллектив, в свою очередь, также оценивает его, определяет, что он за человек, как он себя ведет, что знает и что умеет, каков его профессиональный уровень и т.д.
Проводились исследования этого процесса и было выявлено, что коллектив рассматривает нового сотрудника с нескольких позиций:
- внешние данные, т.е. физические характеристики и рост, телосложение, цвет глаз и волос, манера одеваться и разговаривать, держаться с товарищами и т.д. При этом мужскую часть коллектива в большей мере интересуют одни характеристики, женскую - другие;
- социальные характеристики - уровень образования, род и вид занятий, принадлежность к общественным движениям и организациям, социально-бытовое положение;
- семейное положение - холост или женат, имеет ли детей, есть ли родители и кто они;
- анкетные данные - место рождения и учебы, национальность, какого вероисповедания или неверующий, чем занимался до прихода в коллектив и т.д.
При этом каждый член коллектива воспринимает эти характеристики по-своему. Одному могут нравиться его манера одеваться и прическа, а другому все это, наоборот, не нравится, он отнюдь не в восторге от первого знакомства с новичком. Более глубокое восприятие и оценка качеств нового сотрудника происходят значительно позднее, когда он начнет раскрывать свои способности и проявлять черты характера, когда будут ясны принятые им ценности и принципы. Естественно, новый работник станет полноправным членом данного коллектива только в том случае, если будет разделять традиции и ценности, которые приняты его коллегами.
Важным для коллектива является и то, во что верит новый сотрудник, а к чему относится скептически. Для руководителя важно, чтобы новый сотрудник поверил не только в цели коллектива, но и в возможность их достижения, свою способность оказать помощь и выполнить роль, которую ему отведена.
О новом человеке в трудовом коллективе судят еще и по тому, насколько он принципиален. Под принципами, относящимися к отдельному человеку, понимают устойчивую форму проявления системы ценностей и воплощение верований в виде определенных стандартов поведения.
Успешная
работа нового сотрудника будет возможна
при выполнении обязательных условий,
которые создаются главным
- удовлетворенность
работой и уровнем
- увлеченность процессом труда;
- наличие
перспектив профессионального
- состояние рабочего места;
- возможность качественного отдыха;
- рабочие
смены, в целом распорядок
- сохранение
чувства преданности своему
Отсюда
следует, что при принятии человека
на работу, следует хорошо все продумать,
подготовить коллектив к «