Личность в трудовом коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:04, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня люди как правило работают не в одиночку, а в составе группы, то есть совокупности лиц, объединенных по какому-то принципу, например общности территории, профессии, социальных условий, случайных обстоятельств, в которых они оказались, и связанных между собой системой отношений. Это не означает, что люди в группе постоянно должны находиться рядом и совместно выполнять работу — главное здесь — включенность в определенную систему межличностных отношений. В рамках групп могут образовываться коалиции, то есть подгруппы, стремящиеся оказать влияние на групповое поведение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4
1. ЛИЧНОСТЬ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ………………………………...6
ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ НА КОЛЛЕКТИВ……………………………….9
ФОРМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ…………………………………………………………………...13
ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ…………………………………………………….15
ВОСПРИЯТИЕ НОВОГО ЧЕЛОВЕКА В КОЛЛЕКТИВЕ………………18
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………….20
ТЕСТ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ»………....20
ТЕСТ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ»…………………………………………………………….........23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….27

Вложенные файлы: 1 файл

ЛИЧНОСТЬ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ.docx

— 63.58 Кб (Скачать файл)

 

 

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

    1. ТЕСТ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ».

 

Внимательно прочитайте варианты ответов и выберите один из них, наиболее соответствующий  вашему мнению. Если ответ не предлагает вариантов, напишите свой ответ как можно полнее или, если Вы затрудняетесь, поставьте прочерк.

 

1. Вам нравится  работать в вашем коллективе?

а) да, меня все устраивает (+);

б) не знаю, не задумывался над этим (+/-);

в) меня многое не устраивает (-).

 

2. Охарактеризуйте атмосферу, присущую коллективу.

а) дружеская (+);

б) атмосфера взаимного уважения (+);

в) деловая атмосфера (+);

г) «каждый сам за себя» (+/-).

д) нездоровая, нетоварищеская атмосфера (-). 

 

3. Как часто, Вы считаете, надо устраивать совместные праздники и вечера досуга?

а) как можно чаще (+);

б) 1-2 раза в год (+/-);

в) я не люблю подобных мероприятий (-).

 

4. Вы бы сменили место работы, если бы представилась возможность? По какой причине?

а) да(-);

б) нет (+).

 

5. Как Вы считаете, что могло бы повлиять на большее сплочение вашего коллектива?

а) проведение совместного отдыха (+);

б) совместное решение производственных проблем (+);

в) совместное решение личных проблем (+);

г) увеличение зарплаты (+/-).

 

6. Какие качества членов вашего коллектива привлекают Вас больше всего?

а) профессиональные (+);

б) личные (+);

 

в) никакие (-).

 

7. С кем из членов коллектива Вы общаетесь больше всего?

а) я с удовольствием общаюсь со всеми (+);

б) со всеми понемногу (+);

в) с теми, с кем непосредственно работаю (+/-);

г) только с начальством по производственным вопросам (+/-);

д) стараюсь свести общение со всеми к минимуму (-).

 

8. Как Вы считаете, легко ли новые люди вливаются в ваш коллектив?

а) достаточно легко (+);

б) они долго держаться особняком (-);

в) не знаю, не задумывалась над этим (+/-).

 

9. Оцените сплоченность вашего коллектива по 5-ти бальной шкале.

1 (-);   2 (-);   3 (+/-);  4 (+);   5 (+).

 

10. Как часто у Вас бывают конфликты с кем-то из членов вашего коллектива?

а) никогда (+);

б) редко, от случая к случаю (+/-);

в) с определенными людьми (+/-);

г) стараюсь избегать людей, с которыми возникает конфликт (+/-);

д) постоянно (-).

 

11. По денной шкале укажите, пожалуйста, свой возраст.

а) до 25 лет;

б) 26-40 лет;

в) 41-55;

г) старше 55 лет.

 

12. Укажите продолжительность Вашей работы в коллективе.

а) менее года;

б) 1-3 года;

в) 4-10 лет;

г) более 10 лет.

 

Подсчитайте количество (+), (+/-), (-), набранных при ответах на вопросы, и оцените психологическую атмосферу в коллективе.

 

 

 

 

(+) – положительный психологический климат в коллективе; 
(+/-) – удовлетворительный психологический климат в коллективе; 
(-) – отрицательный психологический климат в коллективе.

 

ВЫВОД:

Проведя тест среди студентов 303 группы, было опрошено 18 человек, среди них было выявлено:  61,1% считают, что в коллективе положительный психологический климат, 22,2% - в коллективе удовлетворительный психологический климат, а остальные 16,7% - в коллективе отрицательный психологический климат. Это означает,что большинство студентов считают, что в группе хорошая психологическая атмосфера.

 

 

 

 

 

 

 

    1. ТЕСТ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ».

 

Внимательно прочитайте варианты ответов и выберите один из них, наиболее соответствующий  вашему мнению.

 

1. Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже утверждений вы больше всего согласны:

1. Большинство членов нашего коллектива - хорошие, симпатичные люди (3 балла);

2. В нашем коллективе есть всякие люди (2 балла);

3. Большинство членов нашего коллектива  - люди малоприятные

      (1 балл). 

 

2. Считаете ли Вы, что было бы хорошо, если бы члены вашего коллектива жили близко друг от друга?

1. Нет,  конечно (1 балл);

2. Мне  все равно (2 балла);

3. Да, конечно  (3 балла). 

 

3. Как вам кажется, могли бы вы дать достаточно полную характеристику деловых качеств большинства членов коллектива?

1. Да (3 балла);

2. Не  знаю, не задумывался над этим (2 балла);

3. Нет  (1 балл). 

 

4. Оцените, насколько вам нравится Ваш коллектив:

1. Очень  нравится (3 балла);

2. Равнодушен (2 балла);

3. Абсолютно  не нравится (1 балл). 

 

5. Если бы у вас возникла возможность провести отпуск вместе с членами вашего коллектива, то как бы вы к этому отнеслись?

1. Это  меня бы вполне устроило (3 балла);

2. Мне  все равно (2 балла);

3. Это  меня бы совершенно не устроило (1 балл).

 

6. Какая атмосфера обычно преобладает в Вашем коллективе?

1. Атмосфера  взаимопомощи, взаимного уважения (3 балла);

2. Нейтральная,  равнодушная атмосфера (2 балла);

3. Нездоровая, нетоварищеская атмосфера (1 балл). 

 

 

7. Как вы думаете, если бы вы вышли на пенсию или долго не работали по какой-либо причине, стремились бы вы встречаться с членами вашего коллектива?

1. Да (3 балла);

2. Не  знаю, не задумывался над этим (2 балла);

3. Нет  (1 балл). 

 

Подсчитайте количество баллов, набранных при  ответах на вопросы, и оцените  психологическую атмосферу в  коллективе.

21-16 баллов - благоприятный климат в коллективе (высокий уровень);

15-11 баллов - в целом благоприятный климат в коллективе (средний уровень);

10-5 баллов - совершенно неудовлетворительный климат в коллективе (низкий уровень).

 

Низкий уровень эмоционального выгорания членов коллектива и его благоприятный климат говорит об отсутствии необходимости срочно предлагать своим сотрудникам какой-либо вид корпоративного отдыха.

 

Высокий и средний уровень эмоционального выгорания, а также совершенно неудовлетворительный климат коллектива указывают на неудовлетворенность собой, переживание тревожности и депрессии, отстраненности от других членов коллектива, ухудшение работоспособности, отсутствие эмоциональных контактов и взаимопонимания между собой. Это ярко свидетельствует о необходимости проведения какого-либо мероприятия по улучшению эмоциональных контактов и повышению командного духа организации.

 

ВЫВОД

Проведя тест среди студентов  303 группы, было опрошено 17 человек, среди них было выявлено: что 41% студентов считают, что в коллективе благоприятный климат, а 59% студентов - в целом благоприятный климат в коллективе. Это означает, что большинство студентов в группе не удовлетворяет атмосфера, создаваемая учащимися, что может привести к конфликтам. А также респонденты недовольны собой, постоянно переживают какой-то дискомфорт. Поэтому, в целях улучшения атмосферы необходимо провести  мероприятие по устранению отрицательных эмоций и негатива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Трудовая  деятельность чаще всего проходит в  коллективе и выступает как совместная деятельность. «Коллектив, — писал  А. С. Макаренко, — это свободная  группа трудящихся, объединенных единой целью, единым действием, организованная, снабженная органами управления, …коллектив — это социальный организм в здоровом человеческом обществе». 
Коллектив — это не простая арифметическая сумма индивидов, а качественно новая категория. На людей, составляющих коллектив, действуют определенные социально-психологические закономерности.

В непосредственно  взаимосвязанной совместной деятельности эмоционально-коммуникативный компонент  пронизывает все другие. Общение  участников позволяет корректировать план действий, совместно контролировать полученные результаты. Кроме того, совместность деятельности приводит к  взаимному обмену опытом, что может  повысить результативность деятельности и профессионализм участников. В  совместной деятельности заметно активизируется контроль со стороны самих участников (взаимоконтроль, самопроверка), что  оказывает воздействие на исполнительскую  часть деятельности, в том числе скорость и точность решения задач.

Результат деятельности трудового коллектива также зависит от совместимости, эффективного взаимодействия его членов. Важнейшим фактором успеха деятельности является благоприятный климат в коллективе, основу которого образуют человеческие отношения, настроение людей, их сплоченность. Благоприятный климат коллектива в большой мере зависит от лидера, главная функция которого заключается  в создании атмосферы,  побуждающей  каждого работника повышать свой профессиональный уровень и мастерство, перестраивать свою работу.

Изучение  межличностных отношений всегда сложно. Связано это с тем, что, с одной стороны, познание последних  сложнее, чем, например, познание психических  процессов, с другой стороны - область  науки, специально исследующая человеческие отношения, - социальная психология - возникла сравнительно недавно. Тем не менее, мы уже сейчас вполне в состоянии  оценить личные взаимоотношения  человека с окружающими людьми, его  деловые взаимоотношения, отношение  человека к себе или к другим людям.

Преодолеть  ограничения, стоящие на пути психологического познания человека и его отношений, можно разными путями. Некоторые  из них, например научное познание психологии человека, доступны только учёным. Другие, например житейское познание психологии и поведения человека, в принципе по силам всем образованным, культурным и достаточно опытным взрослым людям.

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Гришина Н.В. Я и Др.: общение в трудовом коллективе. Л.:Лениздат, 90;
  2. Донцов А. И. Психология коллектива (Методологические проблемы исследования): Учеб. пособие.—М.: Изд-во Моск. унта, 1984.
  3. Карпов А.В. Психология менеджмента. М.: Гардарики, 2000.
  4. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001.
  5. Лебедев В. И. Психология и управление. — М.: Агропромиздат, 1990.
  6. Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности: Теоретико-методологический аспект. - Л. : изд-во ЛГУ, 1990. - 181 с.

 


Информация о работе Личность в трудовом коллективе