Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:04, курсовая работа
Сегодня люди как правило работают не в одиночку, а в составе группы, то есть совокупности лиц, объединенных по какому-то принципу, например общности территории, профессии, социальных условий, случайных обстоятельств, в которых они оказались, и связанных между собой системой отношений. Это не означает, что люди в группе постоянно должны находиться рядом и совместно выполнять работу — главное здесь — включенность в определенную систему межличностных отношений. В рамках групп могут образовываться коалиции, то есть подгруппы, стремящиеся оказать влияние на групповое поведение.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4
1. ЛИЧНОСТЬ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ………………………………...6
ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ НА КОЛЛЕКТИВ……………………………….9
ФОРМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ…………………………………………………………………...13
ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ…………………………………………………….15
ВОСПРИЯТИЕ НОВОГО ЧЕЛОВЕКА В КОЛЛЕКТИВЕ………………18
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………….20
ТЕСТ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ»………....20
ТЕСТ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ»…………………………………………………………….........23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….27
Внимательно прочитайте варианты ответов и выберите один из них, наиболее соответствующий вашему мнению. Если ответ не предлагает вариантов, напишите свой ответ как можно полнее или, если Вы затрудняетесь, поставьте прочерк.
1. Вам нравится работать в вашем коллективе?
а) да, меня все устраивает (+);
б) не знаю, не задумывался над этим (+/-);
в) меня многое не устраивает (-).
2. Охарактеризуйте атмосферу, присущую коллективу.
а) дружеская (+);
б) атмосфера взаимного уважения (+);
в) деловая атмосфера (+);
г) «каждый сам за себя» (+/-).
д) нездоровая, нетоварищеская атмосфера (-).
3. Как часто, Вы считаете, надо устраивать совместные праздники и вечера досуга?
а) как можно чаще (+);
б) 1-2 раза в год (+/-);
в) я не люблю подобных мероприятий (-).
4. Вы бы сменили место работы, если бы представилась возможность? По какой причине?
а) да(-);
б) нет (+).
5. Как Вы считаете, что могло бы повлиять на большее сплочение вашего коллектива?
а) проведение совместного отдыха (+);
б) совместное решение производственных проблем (+);
в) совместное решение личных проблем (+);
г) увеличение зарплаты (+/-).
6. Какие качества членов вашего коллектива привлекают Вас больше всего?
а) профессиональные (+);
б) личные (+);
в) никакие (-).
7. С кем из членов коллектива Вы общаетесь больше всего?
а) я с удовольствием общаюсь со всеми (+);
б) со всеми понемногу (+);
в) с теми, с кем непосредственно работаю (+/-);
г) только с начальством по производственным вопросам (+/-);
д) стараюсь свести общение со всеми к минимуму (-).
8. Как Вы считаете, легко ли новые люди вливаются в ваш коллектив?
а) достаточно легко (+);
б) они долго держаться особняком (-);
в) не знаю, не задумывалась над этим (+/-).
9. Оцените сплоченность вашего коллектива по 5-ти бальной шкале.
1 (-); 2 (-); 3 (+/-); 4 (+); 5 (+).
10. Как часто у Вас бывают конфликты с кем-то из членов вашего коллектива?
а) никогда (+);
б) редко, от случая к случаю (+/-);
в) с определенными людьми (+/-);
г) стараюсь избегать людей, с которыми возникает конфликт (+/-);
д) постоянно (-).
11. По денной шкале укажите, пожалуйста, свой возраст.
а) до 25 лет;
б) 26-40 лет;
в) 41-55;
г) старше 55 лет.
12. Укажите продолжительность Вашей работы в коллективе.
а) менее года;
б) 1-3 года;
в) 4-10 лет;
г) более 10 лет.
Подсчитайте количество (+), (+/-), (-), набранных при ответах на вопросы, и оцените психологическую атмосферу в коллективе.
(+) – положительный
психологический климат в коллективе;
(+/-) – удовлетворительный психологический
климат в коллективе;
(-) – отрицательный психологический
климат в коллективе.
ВЫВОД:
Проведя тест среди студентов 303 группы, было опрошено 18 человек, среди них было выявлено: 61,1% считают, что в коллективе положительный психологический климат, 22,2% - в коллективе удовлетворительный психологический климат, а остальные 16,7% - в коллективе отрицательный психологический климат. Это означает,что большинство студентов считают, что в группе хорошая психологическая атмосфера.
Внимательно прочитайте варианты ответов и выберите один из них, наиболее соответствующий вашему мнению.
1. Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже утверждений вы больше всего согласны:
1. Большинство членов нашего коллектива - хорошие, симпатичные люди (3 балла);
2. В нашем коллективе есть всякие люди (2 балла);
3. Большинство членов нашего коллектива - люди малоприятные
(1 балл).
2. Считаете ли Вы, что было бы хорошо, если бы члены вашего коллектива жили близко друг от друга?
1. Нет, конечно (1 балл);
2. Мне все равно (2 балла);
3. Да, конечно (3 балла).
3. Как вам кажется, могли бы вы дать достаточно полную характеристику деловых качеств большинства членов коллектива?
1. Да (3 балла);
2. Не знаю, не задумывался над этим (2 балла);
3. Нет (1 балл).
4. Оцените, насколько вам нравится Ваш коллектив:
1. Очень нравится (3 балла);
2. Равнодушен (2 балла);
3. Абсолютно не нравится (1 балл).
5. Если бы у вас возникла возможность провести отпуск вместе с членами вашего коллектива, то как бы вы к этому отнеслись?
1. Это меня бы вполне устроило (3 балла);
2. Мне все равно (2 балла);
3. Это меня бы совершенно не устроило (1 балл).
6. Какая атмосфера обычно преобладает в Вашем коллективе?
1. Атмосфера взаимопомощи, взаимного уважения (3 балла);
2. Нейтральная, равнодушная атмосфера (2 балла);
3. Нездоровая, нетоварищеская атмосфера (1 балл).
7. Как вы думаете, если бы вы вышли на пенсию или долго не работали по какой-либо причине, стремились бы вы встречаться с членами вашего коллектива?
1. Да (3 балла);
2. Не знаю, не задумывался над этим (2 балла);
3. Нет (1 балл).
Подсчитайте количество баллов, набранных при ответах на вопросы, и оцените психологическую атмосферу в коллективе.
21-16 баллов - благоприятный климат в коллективе (высокий уровень);
15-11 баллов - в целом благоприятный климат в коллективе (средний уровень);
10-5 баллов - совершенно неудовлетворительный климат в коллективе (низкий уровень).
Низкий уровень эмоционального выгорания членов коллектива и его благоприятный климат говорит об отсутствии необходимости срочно предлагать своим сотрудникам какой-либо вид корпоративного отдыха.
Высокий и средний уровень эмоционального выгорания, а также совершенно неудовлетворительный климат коллектива указывают на неудовлетворенность собой, переживание тревожности и депрессии, отстраненности от других членов коллектива, ухудшение работоспособности, отсутствие эмоциональных контактов и взаимопонимания между собой. Это ярко свидетельствует о необходимости проведения какого-либо мероприятия по улучшению эмоциональных контактов и повышению командного духа организации.
ВЫВОД
Проведя тест среди студентов 303 группы, было опрошено 17 человек, среди них было выявлено: что 41% студентов считают, что в коллективе благоприятный климат, а 59% студентов - в целом благоприятный климат в коллективе. Это означает, что большинство студентов в группе не удовлетворяет атмосфера, создаваемая учащимися, что может привести к конфликтам. А также респонденты недовольны собой, постоянно переживают какой-то дискомфорт. Поэтому, в целях улучшения атмосферы необходимо провести мероприятие по устранению отрицательных эмоций и негатива.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Трудовая
деятельность чаще всего проходит в
коллективе и выступает как совместная
деятельность. «Коллектив, — писал
А. С. Макаренко, — это свободная
группа трудящихся, объединенных единой
целью, единым действием, организованная,
снабженная органами управления, …коллектив
— это социальный организм в здоровом
человеческом обществе».
Коллектив — это не простая арифметическая
сумма индивидов, а качественно новая
категория. На людей, составляющих коллектив,
действуют определенные социально-психологические
закономерности.
В непосредственно
взаимосвязанной совместной деятельности
эмоционально-коммуникативный
Результат деятельности трудового коллектива также зависит от совместимости, эффективного взаимодействия его членов. Важнейшим фактором успеха деятельности является благоприятный климат в коллективе, основу которого образуют человеческие отношения, настроение людей, их сплоченность. Благоприятный климат коллектива в большой мере зависит от лидера, главная функция которого заключается в создании атмосферы, побуждающей каждого работника повышать свой профессиональный уровень и мастерство, перестраивать свою работу.
Изучение межличностных отношений всегда сложно. Связано это с тем, что, с одной стороны, познание последних сложнее, чем, например, познание психических процессов, с другой стороны - область науки, специально исследующая человеческие отношения, - социальная психология - возникла сравнительно недавно. Тем не менее, мы уже сейчас вполне в состоянии оценить личные взаимоотношения человека с окружающими людьми, его деловые взаимоотношения, отношение человека к себе или к другим людям.
Преодолеть ограничения, стоящие на пути психологического познания человека и его отношений, можно разными путями. Некоторые из них, например научное познание психологии человека, доступны только учёным. Другие, например житейское познание психологии и поведения человека, в принципе по силам всем образованным, культурным и достаточно опытным взрослым людям.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ