Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 17:14, курсовая работа
Объект исследования: манипулятивное поведение педагогов в процессе их профессиональной деятельности.
Предмет исследования: влияние манипуляций на стиль педагогического общения и методы противостояния педагогов манипуляциям.
Цель исследования:
Теоретический анализ и исследование особенностей манипулятивного общения в профессиональной деятельности педагогов, специфики манипулятивных приемов, применяемых в педагогической практике и методов противостояния им.
Третья
причина связана с существующим риском
и неопределенностью в жизни, которые
настолько велики, что человек чувствует
себя в современном мире беспомощным и
одиноким. Часто преподаватели готовы
идти на всяческие уступки в отношениях
со своими учащимися ради того, чтобы не
быть отвергнутыми ими полностью и не
остаться в одиночестве. Преподаватель,
который во всем стремится угодить учащимся,
является примером манипулирования, поскольку
главным становится необходимость получать
одобрение от всех и каждого. Но ведь никогда
не может быть полного единства взглядов
и согласия во всем, а, следовательно, не
может быть и всеобщего одобрения. Опасаясь
попасть в какое-либо затруднительное
положение, любой человек, в том числе
и преподаватель, может предпочесть вообще
не предпринимать каких-либо решительных
действий, не идти на риск, не экспериментировать,
а следовать неоднократно проверенным,
пусть даже консервативным, принципам
и нормам поведения. Пример этому – боязнь
вопросов, хотя вопросы учащихся не ловушка
для преподавателя, а признак заинтересованности
и честная попытка разобраться в проблеме
[25].
1.3.
Манипуляция как вид
Каждодневная
работа преподавателя является большой
нагрузкой на психику человека, так
как все время ставит перед
ним новые трудно разрешимые задачи,
без времени на обдумывание или
расчета наиболее удачного решения.
У каждого преподавателя
Классификация страхов и трудностей педагогической
деятельности
Внешние причины | Внутренние причины |
1.
Поведение группы учащихся: страх
равнодушия, страх провокационных
действий, вопросов, активного негативного
отношения, страх аудитории ( 2. Действия администрации: страх оценки, страх осуждения (наказания). 3.
Действия родителей: страх |
1.
Затруднения в общении.
2.
Затруднения в восприятии и
понимании человека человеком:
страх непонимания, страх 3.
Слабое владение техникой 4. Личностные особенности. 5.
Комплекс неполноценности: 6. Завышенная самооценка, страх повторения отрицательного опыта. |
Страхи и опасения – состояния иррациональные, хотя, кажется, что они имеют под собой логическую основу. Преподаватель в процессе работы, общаясь с группой учащихся, пытаясь понять их, искажает чувства и мысли партнеров по общению. Преподаватель постоянно должен поддерживать свой имидж «всезнающего», выступать в роли «судьи», «оценщика», в ряде случаев и «диктатора». Такая позиция может быть не типичной, не свойственной данному человеку, но она «защищает» его и делает, на первый взгляд, неуязвимым. Такое поведение, выражающееся в неосознанной попытке контролировать ситуацию, подчинять себе волю других людей для достижения собственных целей, является манипулятивным.
В процессе взаимодействия не существует отдельно педагога и учащегося, т.к. возникает новый «организм», своеобразный «симбиоз», в котором один полюс (педагог) не только воздействует на учащегося, но и сам принимает их воздействие. Также и другой полюс (учащиеся) не только испытывают воздействие преподавателя, но и сами воздействуют на него. Общую установку взрослых относительно поведения ребенка можно было бы выразить девизом: «Хорошее поведение то, которое предсказуемо». Разумеется, что делают взрослые с детьми, дети начинают делать и со взрослыми, – а именно: стабилизируют их поведение. Делают его предсказуемым, а, следовательно, и управляемым. Все происходит в соответствии с известной формулой Л.С. Выготского: сначала взрослые воздействуют на ребенка, затем он эти же приемы использует для воздействия на другого, а затем и для воздействия на себя, как на другого. Вместе с тем, часть приемов изобретается самостоятельно. Независимое от других людей изобретение манипулятивных приемов – один из факторов, участвующих в онтогенезе манипулятивности, наряду с опытом управления взрослыми, приобретаемом в весьма раннем возрасте.
Когда учеников начинают загонять в общие рамки и навязывать им жесткие правила, игнорируя их индивидуальные особенности, у многих детей возникает тенденция противостоять контролю вообще. Каждый из нас наверняка помнит таких "не поддающихся дрессировке" (учителя называют их "трудными") одноклассников.
Дети применяют такие приемы манипуляции:
1.4.
Характеристика личности
Как правило, манипулятор являет собой какой-то один из этих типов, либо их комбинацию.
Наиболее
часто педагог – манипулятор в ДОУ
проявляет себя как ЗАЩИТНИК. Особенно
ярко это проявляется в ситуациях, когда
детям необходимо дать проявить самостоятельность
в разрешении конфликтов или споров. Также
часто можно встретить СУДЬЮ, особенно
в общении с родителями. В школах нередко
встречаются ДИКТАТОРЫ и даже ХУЛИГАНЫ,
которые используют зависимое положение
детей в своих целях.
1.5.
Причины формирования манипулятивного
типа личности.
Люди, несомненно, различаются по природному дару непреднамеренного (непроизвольного) влияния на других и по подверженности психологическому влиянию.
Впервые
идея о существовании
Американский
психолог М. Смит считает, что "манипулирование
поведением возникает тогда, когда
… навязываются чуждые правила, которые
попирают … неотъемлемое право –
самим решать, что и как делать".
М. Смит описывает способы манипуляции
через использование социальных
и групповых норм. Он делает вывод,
что манипуляция становится возможной
благодаря идущему из детства представлению
о том, что следует руководствоваться
общепринятыми правилами и нормами и не
высказывать независимых суждений.
1.6. Деструктивное
влияние манипулятивного воздействия
на личность.
Как
в российской, так и в зарубежной
литературе обычно подчеркиваются негативные
аспекты манипулятивного
Проблема
деструктивного влияния достаточно
хорошо освещена в литературе. В науке
анализируют основные деструктивные
аспекты, возникающие в результате злоупотребления
манипулятивным воздействием (см. таблицу
№1).
Таблица №1.
Основные
деструктивные аспекты
Сфера нарушений | Манипулируемый | Манипулятор |
Нарушения в межличностных отношениях | Потеря доверия, боязнь близости и обязательств | Трудности в межличностных
отношениях, связанные с реакциями жертв;
- "с
садистским удовольствием - все время защищает и оправдывает себя; - манипулятором правит глубокое недоверие к себе и к другим; - "неблагополучность в семейном и интимном плане". |
Нарушения в эмоциональной сфере | Приступы паники,
депрессия, чувство вины, страх;
- торможение многих психических процессов; - суждение,
уплощение спектра эмоций и
чувств |
"Сокрытие своих
истинных глубоких чувств";
- замена истинных эмоций на фальшивые, а именно: приберегание эмоций про запас, чтобы воспользоваться ими в удобный момент; приукрашивание нормальных чувств и отношений и попытка сделать из них добродетель. |
Нарушения
в мотивационно-потребностной |
Повышение значимости низменных мотивов за счет их постоянной актуализации манипулятором. | Невольное повышение
значимости низменных мотивов в собственных
глазах, так как они оцениваются в качестве
полезных и эффективных;
- зависимость
от потребности управлять, - повышение
значимости утилитарного "формируется особая фиксация на деньгах, так как для него это символ власти", постоянное стремление к выигрышу - повышение
значимости конкурентного |
Нарушения личностного роста и развития | Разрушительное влияние на личность человека | Инфантилизм "человек несостоятельный в своих попытках самоутвердиться, призывает на помощь фантазию, которая становится регулирующим аппаратом душевной деятельности… Отсюда развивается стремление к манипулятивным играм и … тенденция к демонстрированию в своем поведении элементов детскости". |