Манипуляции в общении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 17:14, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования: манипулятивное поведение педагогов в процессе их профессиональной деятельности.
Предмет исследования: влияние манипуляций на стиль педагогического общения и методы противостояния педагогов манипуляциям.
Цель исследования:
Теоретический анализ и исследование особенностей манипулятивного общения в профессиональной деятельности педагогов, специфики манипулятивных приемов, применяемых в педагогической практике и методов противостояния им.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом текст.docx

— 92.21 Кб (Скачать файл)

     Третья причина связана с существующим риском и неопределенностью в жизни, которые настолько велики, что человек чувствует себя в современном мире беспомощным и одиноким. Часто преподаватели готовы идти на всяческие уступки в отношениях со своими учащимися ради того, чтобы не быть отвергнутыми ими полностью и не остаться в одиночестве. Преподаватель, который во всем стремится угодить учащимся, является примером манипулирования, поскольку главным становится необходимость получать одобрение от всех и каждого. Но ведь никогда не может быть полного единства взглядов и согласия во всем, а, следовательно, не может быть и всеобщего одобрения. Опасаясь попасть в какое-либо затруднительное положение, любой человек, в том числе и преподаватель, может предпочесть вообще не предпринимать каких-либо решительных действий, не идти на риск, не экспериментировать, а следовать неоднократно проверенным, пусть даже консервативным, принципам и нормам поведения. Пример этому – боязнь вопросов, хотя вопросы учащихся не ловушка для преподавателя, а признак заинтересованности и честная попытка разобраться в проблеме [25]. 

     1.3. Манипуляция как вид воздействия  на педагога. 

     Каждодневная  работа преподавателя является большой  нагрузкой на психику человека, так  как все время ставит перед  ним новые трудно разрешимые задачи, без времени на обдумывание или  расчета наиболее удачного решения. У каждого преподавателя возникают  ситуации, встречи с которыми или  ожидания которых он стремится избежать. Это социальные страхи преподавателя, причины, возникновения которых могут быть внешними и внутренними. К внешним причинам социального страха относятся особенности поведения учащихся и администрации, к внутренним, связанным с индивидуальностью преподавателя, относятся затруднения в общении, комплекс неполноценности или завышенная самооценка.  
 
Классификация страхов и трудностей педагогической деятельности
 

     Внешние причины      Внутренние  причины
     1. Поведение группы учащихся: страх  равнодушия, страх провокационных  действий, вопросов, активного негативного  отношения, страх аудитории (большого  количества человек, состава,  неудобного расположения).

     2. Действия администрации: страх  оценки, страх осуждения (наказания).

     3. Действия родителей: страх осуждения,  оценки.

     1. Затруднения в общении.

     2. Затруднения в восприятии и  понимании человека человеком:  страх непонимания, страх отсутствия  эмоционального контакта, страх  показаться смешным.

     3. Слабое владение техникой налаживания  коммуникативных отношений: страх  потери интереса в общении,  страх неудачи.

     4.   Личностные особенности.

     5.  Комплекс неполноценности: неуверенность  в своей компетентности, неспособность  адекватно реагировать на нестандартные  ситуации, низкая оценка своей  внешней привлекательности, низкая  оценка своего общекультурного  интеллектуального развития.

     6. Завышенная самооценка, страх повторения  отрицательного опыта.


 

         

     Страхи  и опасения – состояния иррациональные, хотя, кажется, что они имеют под собой логическую основу. Преподаватель в процессе работы, общаясь с группой учащихся, пытаясь понять их, искажает чувства и мысли партнеров по общению. Преподаватель постоянно должен поддерживать свой имидж «всезнающего», выступать в роли «судьи», «оценщика», в ряде случаев и «диктатора». Такая позиция может быть не типичной, не свойственной данному человеку, но она «защищает» его и делает, на первый взгляд, неуязвимым. Такое поведение, выражающееся в неосознанной попытке контролировать ситуацию, подчинять себе волю других людей для достижения собственных целей, является манипулятивным. 

     В процессе взаимодействия не существует отдельно педагога и учащегося, т.к. возникает новый «организм», своеобразный «симбиоз», в котором один полюс (педагог) не только воздействует на учащегося, но и сам принимает их воздействие. Также и другой полюс (учащиеся) не только испытывают воздействие преподавателя, но и сами воздействуют на него. Общую установку взрослых относительно поведения ребенка можно было бы выразить девизом: «Хорошее поведение то, которое предсказуемо». Разумеется, что делают взрослые с детьми, дети начинают делать и со взрослыми, – а именно: стабилизируют их поведение. Делают его предсказуемым, а, следовательно, и управляемым. Все происходит в соответствии с известной формулой Л.С. Выготского: сначала взрослые воздействуют на ребенка, затем он эти же приемы использует для воздействия на другого, а затем и для воздействия на себя, как на другого. Вместе с тем, часть приемов изобретается самостоятельно. Независимое от других людей изобретение манипулятивных приемов – один из факторов, участвующих в онтогенезе манипулятивности, наряду с опытом управления взрослыми, приобретаемом в весьма раннем возрасте.

     Когда учеников начинают загонять в общие  рамки и навязывать им жесткие  правила, игнорируя их индивидуальные особенности, у многих детей возникает тенденция противостоять контролю вообще. Каждый из нас наверняка помнит таких "не поддающихся дрессировке" (учителя называют их "трудными") одноклассников.

     Дети  применяют такие приемы манипуляции:

  • Сталкивают родителей и педагогов.
  • Притворяются беспомощными, говорят, что не могут сами справиться с заданием.
  • Притворяются больными во время важных мероприятий.
  • Говорят воспитателю, что он самый лучший.
  • Настраивают педагогов друг против друга.
 

     1.4. Характеристика личности манипулятора  и манипулируемого.

     «Манипулятором я называю человека, который относится к себе и другим лицам как к объектам, "вещам", подлежащим использованию и контролю», - пишет в своей работе Эверетт Шостром. Все многообразие манипуляторов можно разделить на несколько основных типов, представленных на рис. 1.

 

     

 

     
  1. ДИКТАТОР. Демонстрирует власть и силу. Чтобы управлять своими жертвами, он подавляет их, приказывает, ссылается на авторитеты и т.д. В качестве разновидностей Диктатора могут выступать Надзиратель, Деспот, Большая Шишка, Божество.
  2. ТРЯПКА. Обычно выступает в роли жертвы Диктатора и представляет собой его прямую противоположность. Тряпка научается мастерски справляться с Диктатором. Он демонстрирует свою чувствительность и ранимость, забывает, не слышит, он пассивен и молчалив. Разновидности Тряпки: Растяпа, Тупой, Хамелеон, Застенчивый, Уступчивый.
  3. КАЛЬКУЛЯТОР. Стремится, во что бы то ни стало просчитать и проконтролировать все и вся. Он обманывает, запутывает, надувает, старается перехитрить и перепроверить других. Разновидности Калькулятора: Аферист, Соблазнитель, Шулер, Мошенник, Шантажист.
  4. ПРИЛИПАЛА. Полная противоположность Калькулятора. Он подчеркнуто, зависим, желает быть ведомым, ищет заботы и готов быть одураченным. Он позволяет другим делать за него его работу. Разновидности Прилипалы: Паразит, Нытик, Вечное Дитя, Ипохондрик, Беспомощный.
  5. ХУЛИГАН. Демонстрирует агрессивность, жесткость и недоброжелательность. Он управляет окружающими с помощью угроз. Разновидности Хулигана: Матерщинник, Ненавистник, Головорез, Угрожающий. Женские варианты — Стерва, Мегера, Сварливая Баба.
  6. СЛАВНЫЙ ПАРЕНЬ. Демонстрирует сердечность, заботливость, внимательность. Он просто убивает своей добротой. С ним сложнее справиться, чем с Хулиганом, — вы же не будете драться со Славным Парнем! В конфликте с Хулиганом Славный Парень почти всегда побеждает. Разновидности: Предупредительный, Пацифист, Душка, Самоотверженный.
  7. СУДЬЯ. Подчеркнуто критичен и скептичен. Он никому не доверяет, постоянно осуждает и негодует, обидчив и злопамятен. Разновидности: Критикан, Всезнайка, Обличитель, Собиратель Компромата, Следователь, Устыдитель, Оценщик, Мститель.
  8. ЗАЩИТНИК. Противоположность Судьи. Демонстрирует свою поддержку и снисходительность к ошибкам. Он портит окружающих, потакая им сверх всякой меры, а, также, не давая подзащитным постоять за себя и обрести самостоятельность. Вместо того чтобы заняться своими делами, он предпочитает заботиться о других, принимая над ними пожизненную опеку. Разновидности: Наседка, Утешитель, Покровитель, Мученик, Помощник, Альтруист.

     Как правило, манипулятор являет собой  какой-то один из этих типов, либо их комбинацию.

     Наиболее  часто педагог – манипулятор в ДОУ проявляет себя как ЗАЩИТНИК. Особенно ярко это проявляется в ситуациях, когда детям необходимо дать проявить самостоятельность в разрешении конфликтов или споров. Также часто можно встретить СУДЬЮ, особенно в общении с родителями. В школах нередко встречаются ДИКТАТОРЫ и даже ХУЛИГАНЫ, которые используют зависимое положение детей в своих целях. 

     1.5. Причины формирования манипулятивного типа личности. 

     Люди, несомненно, различаются по природному дару непреднамеренного (непроизвольного) влияния на других и по подверженности психологическому влиянию.

     Впервые идея о существовании манипуляторского типа личности была изложена философом  и социологом, представителем Франкфуртской  школы Т. Адорно, завершившим в 1950 году вместе с группой ученых психосоциологическое исследование "авторитарной личности". Т. Адорно построил типологию авторитарных личностей, включив в нее и манипуляторский тип. Манипуляторский тип личности, по Т. Адорно, характеризуется тем, что низводит действительность до простого объекта действия. В нем живут экстремальные стереотипы и застывшие понятия, благодаря которым мир сильно схематизируется, делится на "пустые административные поля", к которым манипулятор не испытывает никаких чувств. Разрыв между внутренним и внешним миром приводит к сверхреализму, в результате которого все рассматриваются как объекты, которыми можно манипулировать и подгонять под собственные шаблоны. В исследовании Т. Адорно указывается на то, что люди, относящиеся к манипуляторскому типу, испытывают бессознательный страх перед индивидуальностью [2].

     Американский  психолог М. Смит считает, что "манипулирование  поведением возникает тогда, когда  … навязываются чуждые правила, которые  попирают … неотъемлемое право –  самим решать, что и как делать". М. Смит описывает способы манипуляции  через использование социальных и групповых норм. Он делает вывод, что манипуляция становится возможной  благодаря идущему из детства представлению о том, что следует руководствоваться общепринятыми правилами и нормами и не высказывать независимых суждений.  

     1.6. Деструктивное влияние манипулятивного воздействия на личность. 

     Как в российской, так и в зарубежной литературе обычно подчеркиваются негативные аспекты манипулятивного способа  воздействия и его деструктивное  влияние на личность, как адресата воздействия, так и на манипулятора.

     Проблема  деструктивного влияния достаточно хорошо освещена в литературе. В науке анализируют основные деструктивные аспекты, возникающие в результате злоупотребления манипулятивным воздействием (см. таблицу №1). 
 

     Таблица №1.

     Основные  деструктивные аспекты личностей  манипуляторов и манипулируемых. 

Сфера нарушений Манипулируемый Манипулятор
Нарушения в межличностных отношениях  Потеря доверия, боязнь близости и обязательств   Трудности в межличностных отношениях, связанные с реакциями жертв;

- "с  садистским удовольствием старается  ответить прямо противоположно  тому, что от него ждут";

- все  время защищает и оправдывает  себя;

- манипулятором  правит глубокое недоверие к  себе и к другим;

- "неблагополучность  в семейном и интимном плане".

Нарушения в эмоциональной сфере  Приступы паники, депрессия, чувство вины, страх;

- торможение  многих психических процессов;

- суждение, уплощение спектра эмоций и  чувств   
 
 
 
 

"Сокрытие своих истинных глубоких чувств";

- замена  истинных эмоций на фальшивые,  а именно:

приберегание  эмоций про запас, чтобы воспользоваться  ими в удобный момент;

приукрашивание  нормальных чувств и отношений и  попытка сделать из них добродетель.

Нарушения в мотивационно-потребностной сфере   Повышение значимости низменных мотивов за счет их постоянной актуализации манипулятором. Невольное повышение значимости низменных мотивов в собственных глазах, так как они оцениваются в качестве полезных и эффективных;

- зависимость  от потребности управлять, причем, "чем больше он любит управлять,  тем сильнее в нем потребность  быть управляемым кем-то";

- повышение  значимости утилитарного мотива:

"формируется  особая фиксация на деньгах,  так как для него это символ  власти", постоянное стремление  к выигрышу

- повышение  значимости конкурентного мотива: "манипулирование применяется  в экономической и политической  конкуренции, в битве индивидов  за успех, богатство и привилегии"

Нарушения личностного роста и развития         Разрушительное  влияние на личность человека Инфантилизм "человек несостоятельный в своих попытках самоутвердиться, призывает на помощь фантазию, которая становится регулирующим аппаратом душевной деятельности… Отсюда развивается стремление к манипулятивным играм и … тенденция к демонстрированию в своем поведении элементов детскости".

Информация о работе Манипуляции в общении