Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 17:14, курсовая работа
Объект исследования: манипулятивное поведение педагогов в процессе их профессиональной деятельности.
Предмет исследования: влияние манипуляций на стиль педагогического общения и методы противостояния педагогов манипуляциям.
Цель исследования:
Теоретический анализ и исследование особенностей манипулятивного общения в профессиональной деятельности педагогов, специфики манипулятивных приемов, применяемых в педагогической практике и методов противостояния им.
Исходя
из педагогической практики, следует
заметить, что все указанные выше
нарушения имеют
Итак,
можно сделать вывод, что все
приемы манипуляторства в преподавательской
деятельности негативны и направлены
на сохранение или усиление контроля.
Они поощряют конформизм, а не творчество,
как детей, так и самого педагога. Как это
ни печально, но вместо декларируемого
школой развития сообразительности, изобретательности,
самостоятельности и ответственности
манипулятивное поведение учителей производит
прямо противоположный эффект. В свою
очереди и педагогу манипуляторство не
позволяет быть самим собой, открыто и
свободно выражать свои чувства, желания,
мысли, расти и ощущать богатство, красоту
и разнообразие окружающего мира. Это
— парадокс современной ситуации в области
образования, и для него нет простого решения.
Педагогу необходимо осознать манипулятивную
сущность взаимодействий с другими людьми
в процессе профессиональной деятельности
и общения, а также понять причины и истоки
манипулирования. Учиться конструктивному
поведению, которое является „техникой
личной психологической безопасности"
в профессиональной деятельности.
Глава
2. Основные виды манипуляций в общении
и механизм их нейтрализации
2.1.
Характеристика уловок-
Уловкой-манипуляцией в общении называется всякий прием, с помощью которого хотят облегчить общение для себя или затруднить его для оппонента.
Большой
вклад в разработку теории уловок-манипуляций
был внесен древнегреческим мыслителем
Аристотелем, немецким философом Шопенгауэром,
русским логиком С. Поварниным и
другими исследователями (К. Павловой,
П. Мицичем, Л. Аверьяновым, И. Мельником,
А. Никифоровым), которым удалось
в своих работах значительно
усовершенствовать
Остановимся на тех, которые чаще всего встречаются в педагогической практике.
"Использование непонятных слов и терминов". Уловка удается, когда собеседник либо стесняется переспросить о чем-то, либо делает вид, что понял, о чем идет речь, и принял приводимые доводы.
"Ошарашивание темпом обсуждения". Демонстрация своего интеллектуального превосходства.
"Суждение типа "Это банально!". Побудить собеседника к оправданию – в этом и заключается коварный замысел уловки.
"Ссылка на авторитет". А вот великий поэт классик считал …
"Обвинение в утопичности идей". Уловка призвана заставить ученика оправдываться, искать доводы против высказанного обвинения в нереалистичности его идеи.
"Лесть или комплимент". В общении с руководством или высокопоставленными родителями учеников.
"Ложный стыд с последующим упреком". Уловка направлена не на суть обсуждаемой проблемы, а на личность собеседника, с принижением оппонента, унижением его достоинства.
"Принижение иронией". Данный прием эффективен, когда спор по каким-то причинам не выгоден. Сорвать обсуждение проблемы, уйти от дискуссии можно с помощью принижения оппонента иронией типа: "Извините, но вы говорите вещи, которые выше моего понимания".
"Мнимая невнимательность". Не заметить то, что может навредить, в этом и состоит замысел уловки.
"Мнимое непонимание и недопонимание". Коварство этого приема в том состоит, чтобы неверно истолковать доводы и аргументы оппонента, т.е. специально, в угоду, конечно же, своим интересам представить аргументацию партнера в искаженном виде.
"Навешивание ярлыков". Основная
цель уловки – вызвать ответную реакцию
на высказанные упреки, обвинения или
же оскорбления.
Педагог,
использующий средства педагогического
манипулирования, обычно называет своих
учащихся только по фамилии. Такое формальное
общение «сверху–вниз»
Различные способы эмоционального давления составляют ядро, стержень манипулятивного воздействия преподавателя на учащегося в учебном заведении: «Ты должен...», «Ты обязан», «Тебе нельзя...», «Запрещено…».
У педагогов есть несколько манипулятивных приемов:
Также достаточно часто можно встретить манипулятивный стиль общения педагогов с администрацией [18]. Когда руководитель становится объектом манипуляции со стороны педагогов, это значит, что они, в большинстве случаев, стремятся переложить ответственность за выполнение задачи на своего руководителя. Ответственность и чувство вины являются основными движущими силами, которые побуждают педагогов к манипулированию руководителем.
Вот несколько типовых и самых распространенных способов манипулирования самого педагога руководителем.
Описание:
Педагог обращается к руководителю с просьбой помочь в решении вопроса своим авторитетом. Демонстрируя свою полную беспомощность, он ссылается на то, что решение порученной ему проблемы находится на уровне руководителя. Педагог убеждает своего руководителя, что вопрос быстро решится, если руководитель воспользуется своим статусом. Если руководитель соглашается помочь, ситуация переворачивается: подчиненный теперь регулярно наведывается к руководителю, чтобы получить с него отчет о том, как продвигается разрешение вопроса.
Как же так получилось? Подчиненный помог руководителю испытать чувство собственной значимости и превосходства. Однако вместе с чувством собственной важности, к руководителю пришла и ответственность за успешное выполнение задания.
Предпосылки:
Предпосылками
таких игр-манипуляций в
Если
система наказания привязана
к денежным вычетам заработной платы,
педагоги, скорее всего, будут вести себя
осторожно, стараясь избавиться или сложить
с себя всякую ответственность за успешное
выполнение работы.
Еще одной попыткой снять с себя ответственность является стремление заранее заручиться решением руководителя по сложным профессиональным заданиям.
Описание:
Педагог обращается к руководителю, с просьбой посоветоваться по поводу наилучшего решения какого – либо вопроса, ссылаясь на весомый опыт руководителя в обсуждаемой проблеме. Ловушка для руководителя заключается в том, что педагог заранее предлагает неверное решение, он рассчитывает на то, что руководитель обнаружит ошибку и предложит свое, новое решение.
Так и происходит. В результате педагог выходит из кабинета руководителя с его утвержденным решением, которое сам начальник и предложил.
Предпосылки:
Предпосылки
этой манипуляции практически
Описание:
Манипуляторы,
пытаясь найти к своим
Такая постоянная забота, создает у руководителя ощущение обязанности, особенно если манипулирующий действует тонко и ненавязчиво.
Поэтому руководитель неосознанно стремится вернуть долг в виде уступок по личным вопросам, выгодных условий или денежных поощрений.
Подводя
итоги, отметим, наиболее серьезный
ущерб от манипулирования несет
сам педагог (манипулятор). Он теряет
свой авторитет в глазах детей, родителей
и администрации, привыкает не нести ответственность
за свои решения, не умеет действовать,
опираясь на свой профессионализм и отстаивать
свою точку зрения.
2.2.
Основные правила
Знание
механизма функционирования различных
уловок поможет педагогу при необходимости
нейтрализовать их, не становясь тем самым
объектом манипуляции со стороны своих
собеседников. Существует несколько способов
нейтрализации уловок [25].
Основные из них следующие:
1.
Открытое обсуждение о
2.
Разоблачение уловки, т.е. раскрытие
ее сути. Данный способ нейтрализации
уловки будет эффективен, если
удастся не только назвать
используемую уловку "по имени",
но и подробно объяснить
3.
Повторное напоминание о
Итак, из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод. Для того чтобы избежать манипулятивного воздействия, необходимо предпринять следующие шаги:
Шаг 1 – отличить манипулятивное обращение от искреннего.
Шаг 2 – уход от манипуляционной ловушки.
-
отреагируйте непосредственно
- содержание того, чего от Вас хотят, излагается вторично и без подкрепления, Вы спокойно выбираете, удовлетворять просьбу или нет;
-
если Ваш собеседник раздражен,
Глава
3. Исследование манипулятивной установки
в профессиональной деятельности педагога
3.1.
Выявление видов манипулятивных воздействий
педагогов ДОУ.
Цель экспериментального исследования: изучение наиболее часто встречающихся видов манипулятивного воздействия в практической работе педагогов ДОУ.