Манипуляции в общении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 17:14, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования: манипулятивное поведение педагогов в процессе их профессиональной деятельности.
Предмет исследования: влияние манипуляций на стиль педагогического общения и методы противостояния педагогов манипуляциям.
Цель исследования:
Теоретический анализ и исследование особенностей манипулятивного общения в профессиональной деятельности педагогов, специфики манипулятивных приемов, применяемых в педагогической практике и методов противостояния им.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом текст.docx

— 92.21 Кб (Скачать файл)

 

     Исходя  из педагогической практики, следует  заметить, что все указанные выше нарушения имеют непосредственное отношение и к педагогу. Не секрет, что зачастую педагогическое «выгорание» связано с нарушениями в мотивационно-потребностной и эмоциональной  сфере  учителя.  Возникает зависимость от потребности управлять, что часто переносится и в семью педагога, формируется особая фиксация на деньгах (всегда маленькая зарплата, независимо от реальной ситуации), повышается значимость конкурентного мотива (я лучше, умнее, чем она (он)). 

     Итак, можно сделать вывод, что все  приемы манипуляторства в преподавательской деятельности негативны и направлены на сохранение или усиление контроля. Они поощряют конформизм, а не творчество, как детей, так и самого педагога. Как это ни печально, но вместо декларируемого школой развития сообразительности, изобретательности, самостоятельности и ответственности манипулятивное поведение учителей производит прямо противоположный эффект. В свою очереди и педагогу манипуляторство не позволяет быть самим собой, открыто и свободно выражать свои чувства, желания, мысли, расти и ощущать богатство, красоту и разнообразие окружающего мира. Это — парадокс современной ситуации в области образования, и для него нет простого решения. Педагогу необходимо осознать манипулятивную сущность взаимодействий с другими людьми в процессе профессиональной деятельности и общения, а также понять причины и истоки манипулирования. Учиться конструктивному поведению, которое является „техникой личной психологической безопасности" в профессиональной деятельности.  

     Глава 2. Основные виды манипуляций в  общении  и механизм их нейтрализации 

     2.1. Характеристика уловок-манипуляций  в педагогическом общении. 

     Уловкой-манипуляцией в общении называется всякий прием, с помощью которого хотят облегчить общение для себя или затруднить его для оппонента.

     Большой вклад в разработку теории уловок-манипуляций  был внесен древнегреческим мыслителем Аристотелем, немецким философом Шопенгауэром, русским логиком С. Поварниным и  другими исследователями (К. Павловой, П. Мицичем, Л. Аверьяновым, И. Мельником, А. Никифоровым), которым удалось  в своих работах значительно  усовершенствовать классификацию  возможных уловок в спорах, дискуссиях и полемике.

     Остановимся на тех, которые чаще всего встречаются в педагогической практике.

       "Использование непонятных слов и терминов". Уловка удается, когда собеседник либо стесняется переспросить о чем-то, либо делает вид, что понял, о чем идет речь, и принял приводимые доводы.

     "Ошарашивание  темпом обсуждения". Демонстрация своего интеллектуального превосходства.

     "Суждение  типа "Это банально!". Побудить собеседника к оправданию – в этом и заключается коварный замысел уловки.

       "Ссылка на авторитет". А вот великий поэт классик считал …

     "Обвинение  в утопичности  идей". Уловка призвана заставить ученика оправдываться, искать доводы против высказанного обвинения в нереалистичности его идеи.

     "Лесть  или комплимент". В общении с руководством или высокопоставленными родителями учеников.

     "Ложный  стыд с последующим  упреком". Уловка направлена не на суть обсуждаемой проблемы, а на личность собеседника, с принижением оппонента, унижением его достоинства.

       "Принижение иронией". Данный прием эффективен, когда спор по каким-то причинам не выгоден. Сорвать обсуждение проблемы, уйти от дискуссии можно с помощью принижения оппонента иронией типа: "Извините, но вы говорите вещи, которые выше моего понимания".

     "Мнимая  невнимательность". Не заметить то, что может навредить, в этом и состоит замысел уловки.

       "Мнимое непонимание и недопонимание". Коварство этого приема в том состоит, чтобы неверно истолковать доводы и аргументы оппонента, т.е. специально, в угоду, конечно же, своим интересам представить аргументацию партнера в искаженном виде.

       "Навешивание ярлыков". Основная цель уловки – вызвать ответную реакцию на высказанные упреки, обвинения или же оскорбления. 

     Педагог, использующий средства педагогического  манипулирования, обычно называет своих  учащихся только по фамилии. Такое формальное общение «сверху–вниз» подчеркивает деловой, административный стиль воздействия. Манипулятивный педагог часто называет своего учащегося в третьем лице в его присутствии. Например: «Вы  только послушайте, что он говорит!?» 

     Различные способы эмоционального давления составляют ядро, стержень манипулятивного воздействия  преподавателя на учащегося в  учебном заведении: «Ты должен...», «Ты обязан», «Тебе нельзя...», «Запрещено…».

     У педагогов есть несколько манипулятивных приемов:

  • Приучают детей шпионить друг за другом, а потом рассказывать все воспитателю.
  • Выбирают любимчиков, чтобы чувствовать себя увереннее.
  • Применяют угрозы.
  • Унижают детей.
  • Сравнивают детей со старшими братьями или сестрами, друг с другом и т.д. 

     Также достаточно часто можно встретить  манипулятивный стиль общения педагогов  с администрацией [18]. Когда руководитель становится объектом манипуляции со стороны педагогов, это значит, что они, в большинстве случаев, стремятся переложить ответственность за выполнение задачи на своего руководителя. Ответственность и чувство вины являются основными движущими силами, которые побуждают педагогов к манипулированию руководителем.

     Вот несколько типовых и самых  распространенных способов манипулирования  самого педагога руководителем.

    • Манипуляция ”Игра в беспомощность”

     Описание:

     Педагог обращается к руководителю с просьбой помочь в решении вопроса своим авторитетом.  Демонстрируя свою полную беспомощность, он ссылается на то, что решение порученной ему проблемы находится на уровне руководителя. Педагог  убеждает своего руководителя, что вопрос быстро решится, если руководитель воспользуется своим статусом. Если руководитель соглашается помочь, ситуация переворачивается: подчиненный теперь регулярно наведывается к руководителю, чтобы получить с него отчет о том, как продвигается разрешение вопроса.

     Как же так получилось? Подчиненный помог  руководителю испытать чувство собственной  значимости и превосходства. Однако вместе с чувством собственной важности, к руководителю пришла и ответственность за успешное выполнение задания.

     Предпосылки:

     Предпосылками таких игр-манипуляций в большинстве  случаев является безынициативность педагогов, порождаемая слишком строгим диктатом и наказанием за провал.

     Если  система наказания привязана  к денежным вычетам заработной платы, педагоги, скорее всего, будут вести себя осторожно, стараясь избавиться или сложить с себя всякую ответственность за успешное выполнение работы.   

    • Манипуляция ”Хочу с вами посоветоваться”

     Еще одной попыткой снять с себя ответственность  является стремление заранее заручиться решением руководителя по сложным профессиональным заданиям.

     Описание:

     Педагог обращается к руководителю, с просьбой посоветоваться по поводу наилучшего решения какого – либо вопроса, ссылаясь на весомый опыт руководителя в обсуждаемой проблеме. Ловушка для руководителя заключается в том, что педагог заранее предлагает неверное решение,  он рассчитывает на то, что руководитель обнаружит ошибку и предложит свое, новое решение.

     Так и происходит.  В результате педагог выходит из кабинета руководителя с его утвержденным решением, которое сам начальник и предложил. 

     Предпосылки:

     Предпосылки этой манипуляции практически идентичны  предпосылкам манипуляции ”Игра в беспомощность”  

    • Манипуляция ”Мелкие услуги”

     Описание:

     Манипуляторы, пытаясь найти к своим руководителям  подход, нередко прибегают к такому тонкому стратегическому маневру  как оказание мелких услуг. Такими услугами могут быть, например,  “привести что-либо из отпуска в подарок”,  ”я иду в магазин, вам купить что-нибудь” и тому подобные. Таких мелких поручений может накапливаться достаточно много. И педагог, выполняя их, демонстрируя искренность, расположение и уважение к своему руководителю.

     Такая постоянная забота, создает у руководителя ощущение обязанности, особенно если манипулирующий действует тонко и ненавязчиво.

     Поэтому руководитель неосознанно стремится  вернуть долг в виде уступок по личным вопросам, выгодных условий или денежных поощрений.

     Подводя итоги, отметим, наиболее серьезный  ущерб от манипулирования несет  сам педагог (манипулятор). Он теряет свой авторитет в глазах детей, родителей и администрации, привыкает не нести ответственность за свои решения, не умеет действовать, опираясь на свой профессионализм и отстаивать свою точку зрения.  
 

     2.2. Основные правила нейтрализации  уловок-манипуляций. 

     Знание  механизма функционирования различных  уловок поможет педагогу при необходимости нейтрализовать их, не становясь тем самым объектом манипуляции со стороны своих собеседников. Существует несколько способов нейтрализации уловок [25].  

     Основные  из них следующие:

     1.  Открытое обсуждение о недопустимости  использования манипуляций. Этот  прием обычно используют накануне  дискуссии, полемики или спора,  когда стороны открыто договариваются  не прибегать в отношении друг  друга к уловкам. Однако достигнутое  "джентльменское соглашение" по  этому вопросу, как показывает  практика, часто нарушается, и тогда  необходимо использовать другие  приемы нейтрализации уловок.

     2.  Разоблачение уловки, т.е. раскрытие  ее сути. Данный способ нейтрализации  уловки будет эффективен, если  удастся не только назвать  используемую уловку "по имени", но и подробно объяснить окружающим  ее предназначение и особенности  применения в той или иной  ситуации. В этом случае раскрытие  уловки явно покажет ее автору, что противоположная сторона  также вооружена знанием этих  уловок и способна публично  раскрыть их суть в дальнейшем.

     3.  Повторное напоминание о недопустимости  применения уловок. Этот прием  основывается на реализации двух  важных принципов: "умному достаточно  и намека" и "от умного  достаточно и намека".

     Итак, из всего вышесказанного, можно сделать  следующий вывод. Для того чтобы избежать манипулятивного воздействия, необходимо предпринять следующие шаги:

     Шаг 1 – отличить манипулятивное обращение  от искреннего.

     Шаг 2 – уход от манипуляционной ловушки.

     - отреагируйте непосредственно на  ту фразу, которая играет роль  подкрепления, безотносительно к содержанию требования, раскройте уловку собеседнику;

     - содержание того, чего от Вас  хотят, излагается вторично и без подкрепления, Вы спокойно выбираете, удовлетворять просьбу или нет;

     - если Ваш собеседник раздражен,  то Вами пытались манипулировать, если спокоен – то он не  ставил такой цели, это получилось  непроизвольно.

     Глава 3. Исследование манипулятивной установки в профессиональной деятельности педагога 

     3.1. Выявление видов манипулятивных воздействий педагогов ДОУ.  

     Цель  экспериментального исследования: изучение наиболее часто встречающихся видов манипулятивного воздействия в практической работе педагогов ДОУ.

Информация о работе Манипуляции в общении