Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 17:14, курсовая работа
Объект исследования: манипулятивное поведение педагогов в процессе их профессиональной деятельности.
Предмет исследования: влияние манипуляций на стиль педагогического общения и методы противостояния педагогов манипуляциям.
Цель исследования:
Теоретический анализ и исследование особенностей манипулятивного общения в профессиональной деятельности педагогов, специфики манипулятивных приемов, применяемых в педагогической практике и методов противостояния им.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы в экспериментальной части исследования поставлены следующие задачи:
Выборка
исследования.
В экспериментальном исследовании принимало участие 80 человек в возрасте 25-55 лет, педагоги детских садов города Подольска.
В исследовании использовались:
1. Методика диагностики манипулятивного отношения (по шкале Банта).
Педагогам предлагалось письменное тестирование. Предлагались некие утверждения, педагоги должны были отметить степень согласия с ними. См. приложение 1.
2. Опрос педагогов на основании разработанной анкеты.
Педагогам предлагалось письменно ответить на ряд вопросов. Среди них были такие:
1)
«Встречались ли Вы в своей
практике с детскими
2)
«Если Вы ответили
3) «Почему манипулируют
4)
«Встречались ли Вы в своей
практике с манипуляциями,
когда в роли манипулятора
выступали коллеги,
Результаты исследования
Результаты диагностики манипулятивного отношения (по шкале Банта).
Результаты опроса.
Большая часть педагогов ДОУ (90 %) часто встречались в своей практике с манипуляциями, когда в роли манипулятора выступали дети-дошкольники. Воспитатели привели примеры детских хитростей и уловок:
Отвечая на вопрос: «Почему манипулируют дошкольники?», педагоги чаще всего говорят о:
Из этого можно сделать вывод: установки и поведение, продемонстрированное взрослыми, оказывают влияние на убеждения и поведение детей. Одни дети перенимают от родителей систему манипулятивных убеждений, которая не прямо, а косвенно влияет на их поведение. Другие непосредственно копируют у родителей успешные способы манипулирования людьми.
Особенности домашнего развития и воспитания (79 %), индивидуальные особенности ребенка (сила (15 %), слабость (6 %)), также обуславливают, по мнению воспитателей, появление детских хитростей.
Также причиной манипулятивного поведения детей респонденты называют неудовлетворение важных детских потребностей. Ребенок манипулирует потому, что:
Знание причин детского поведения важно для предотвращения ошибочного поведения взрослых в ответ на детские манипуляции. По мнению воспитателей, взрослые склонны следующим образом деструктивно реагировать на детские хитрости:
Взрослые считают, что у них есть только два пути воспитания непослушных детей: либо быть «тираном», либо быть «тряпкой». Сталкиваясь с таким неприятным выбором, они возвращаются к испытанному способу манипулирования эмоциями, которому их научили их родители. Воспитатели, характеризуя педагогические ошибки, говорят, что взрослые также
В
связи с этим несомненную актуальность
приобретают повышение
На вопрос: «Встречались ли Вы в своей практике с манипуляциями, когда в роли манипулятора выступали коллеги, администрация или родители?», педагоги чаще всего описывали следующие ситуации:
3.2.
Разработка цикла семинарских
занятий для педагогов по
теме: «Виды используемых
Наша
задача состояла в том, чтобы обобщить
накопленный опыт, систематизировать
его и превратить в пригодную
для использования
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЕМИНАРА
Необходимость
обучения педагогов изменению
а) во владении средствами коммуникации;
б) в использовании таких средств: в педагогической деятельности, в конструктивном построении процесса общения;
в)
в анализе своей деятельности,
умении распознавать манипуляции, как
в своем стиле общения, так и при воздействии
на педагога; выделении новых средств
эффективной коммуникации.
Тема 1. Основные стили педагогического общения и их определение.
Основные
стили педагогического общения
и их определение. Характеристика фаз
контакта партнеров в коммуникации.
Взаимонаправленность и взаимоинформирование.
Актуальная роль собеседника и ее
определение. Проблема эмоциональной
„закрытости".
Цель:
В данном разделе обобщается материал
по различным видам педагогического общения.
Выделяются ведущие стили педагогического
общения, их сходство и различие.
Тема 2. Манипулятивный стиль общения.
Общие характеристики манипулятивного стиля общения. Особенности личностной структуры человека-манипулятора. Роль эмоциональной сферы в манипулятивном общении. Виды манипуляций.
Цель:
показать зависимость выбора стиля общения
от внутреннего состояния человека.
Тема 3. Манипулятивный стиль общения.
Манипулятивное
общение как деструктивный
Цель:
показать проявления манипуляций в различных
ситуациях взаимодействия; проанализировать
взаимообусловленность манипуляций и
внутреннего состояния партнеров по общению,
показать стереотипные способы общения
в ситуации повышенной эмоциональной
напряженности; научиться находить варианты
противостояния манипуляции и замены
манипулятивного способа общения конструктивным.
Тема 4. Актуализированное общение.
Актуализированное общение как фактор, определяющий здоровье личности и конструктивность межличностных взаимоотношений. Основные характеристики здоровой творческой личности. Актуализированное общение и личностный рост.
Цель: Показать преимущества партнерского общения, необходимость ввести его в свою личность именно как стиль, то есть соответствовать ему везде и всегда, чтобы ни случилось.
Тема
5. Влияние манипулятивного
общения на возникновение
конфликта. Конфликт
и его диагностика.
Занятие № 1. Конфликты в межличностном общении.
Цели:
дать рабочее определение конфликта;
показать различие научного определения
и бытового понимания конфликта;
проанализировать конфликт с точки
зрения положительного и отрицательного
воздействия на межличностные отношения
и на отношение к самому себе.
Занятие № 2. Человек - манипулятор в конфликте.
Цели:
показать значимость эмоциональной
сферы человека и ее влияние на
ход конфликта; отработать навыки использования
воображения для реализации своего
эмоционального состояния; понять характер
собственных эмоциональных
Занятие № 3. Основные виды поведения в конфликте и его разрешение.
Цели:
сформировать понятие о виде поведения
в конфликте; показать основные факторы,
его определяющие; научить узнавать
и выбирать определенный стиль поведения
в конфликте в конкретных ситуациях межличностного
взаимодействия.
Занятие №4. Общение в экстремальной ситуации.
Цели:
нарабатывать навыки эффективного поведения
в конфликте, для достижения согласия
при решении задачи; закрепить
навыки определения основных стилей
поведения в конфликте. Разработка
кодекса поведения педагога в конфликте.
(см. приложение 2)
После проведения практических занятий семинара «Виды используемых манипуляций в педагогическом общении и методы противостояния им», педагоги стали понимать, что важным вопросом является проблема конструктивного поведения взрослых в ситуации манипулирования.
По
мнению педагогов, в конкретной ситуации
манипуляции с детьми-