Манипуляции в общении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 17:14, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования: манипулятивное поведение педагогов в процессе их профессиональной деятельности.
Предмет исследования: влияние манипуляций на стиль педагогического общения и методы противостояния педагогов манипуляциям.
Цель исследования:
Теоретический анализ и исследование особенностей манипулятивного общения в профессиональной деятельности педагогов, специфики манипулятивных приемов, применяемых в педагогической практике и методов противостояния им.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом текст.docx

— 92.21 Кб (Скачать файл)

     Для достижения цели и подтверждения  гипотезы в экспериментальной части  исследования поставлены следующие  задачи:

    1. Подобрать исследовательские методики, адекватные целям исследования.
    2. Провести опрос педагогов на выявление наиболее часто встречающихся видов манипуляций в их педагогической практике.
    3. Изучить собственное манипулятивное поведение педагогов ДОУ.
 

     Выборка исследования.  

     В экспериментальном исследовании принимало участие 80 человек в возрасте 25-55 лет, педагоги детских садов города Подольска.

     В исследовании использовались:

     1. Методика диагностики манипулятивного отношения (по шкале Банта).

     Педагогам предлагалось письменное тестирование. Предлагались некие утверждения, педагоги должны были отметить степень согласия с ними. См. приложение 1.

     2. Опрос педагогов на основании разработанной анкеты.

     Педагогам предлагалось письменно ответить на ряд вопросов. Среди них были такие:

     1) «Встречались ли Вы в своей  практике с детскими манипуляциями,  когда в роли манипулятора  выступали дети-дошкольники»?

     2) «Если Вы ответили положительно, то приведите несколько примеров  хитростей, уловок, манипуляций детей  дошкольного возраста».

      3) «Почему манипулируют дошкольники»? 

     4) «Встречались ли Вы в своей  практике с  манипуляциями,  когда в роли манипулятора  выступали коллеги, администрация  или родители»? Приведите примеры. 

       Результаты исследования 

     Результаты  диагностики манипулятивного  отношения (по шкале  Банта).

  • Результаты исследований показали, что 10% педагогов имеют высокий показатель манипулятивного отношения; 55% - средний показатель с тенденцией к высокому; 35% - средний показатель с тенденцией к низкому. Проанализировав те же показатели в зависимости от педагогического стажа, было отмечено, что подавляющее большинство педагогов (более 70%) со стажем от 5 до 10 лет имеют средний показатель манипулятивности с тенденцией к высокому; со стажем 10 – 15 лет высокий показатель манипулятивного отношения и средний с тенденцией к высоком; но уже со стажем более 20 лет – средний показатель с тенденцией к низкому. На наш взгляд это говорит о том, что склонность к манипулированию у педагогов - изменяемая величина, на трансформацию которой влияют особенности приобретаемого педагогического и жизненного опыта, меняющаяся в процессе жизни система ценностно-смысловых ориентаций личности.
 
 
 

     Результаты  опроса.

     Большая часть педагогов ДОУ (90 %) часто встречались в своей практике с манипуляциями, когда в роли манипулятора выступали дети-дошкольники. Воспитатели привели примеры детских хитростей и уловок:

  • использование болезни (33 % высказываний),
  • ложь, неправда, вымышленные рассказы детей о себе (12 %),
  • хитрости (11 %),
  • истерики, капризы, кидание вещей, крики, физическая агрессия по отношению к взрослому (9 %),
  • использование силы, авторитета (8 %),
  • использование знаний о желаниях другого человека (7 %),
  • использование любви (5 %),
  • угрозы, шантаж (4 %),
  • использование обиды, формирование чувства вины у других (3 %),
  • неискренние обещания (3 %),
  • лесть, комплименты (3 %),
  • перекладывание своей вины на другого ребенка (2 %).
 

     Отвечая на вопрос: «Почему манипулируют дошкольники?», педагоги чаще всего говорят о:

  • копировании чужого (чаще родительского) поведения (65 %),
  • стремлении детей получить личную выгоду (31 %),
  • неготовности ребенка справиться с ситуацией другим способом (4 %),

     Из  этого можно сделать вывод: установки и поведение, продемонстрированное взрослыми, оказывают влияние на убеждения и поведение детей. Одни дети перенимают от родителей систему манипулятивных убеждений, которая не прямо, а косвенно влияет на их поведение. Другие непосредственно копируют у родителей успешные способы манипулирования людьми.

     Особенности домашнего развития и воспитания (79 %), индивидуальные особенности ребенка (сила (15 %), слабость (6 %)), также обуславливают, по мнению воспитателей, появление детских хитростей.

     Также причиной манипулятивного поведения  детей респонденты называют неудовлетворение важных детских потребностей. Ребенок  манипулирует потому, что:

    • лишен поддержки и внимания взрослых (18 %),
    • возможности выбора, проявления самостоятельности (8 %),
    • важных для него материальных вещей (4 %).

     Знание  причин детского поведения важно  для предотвращения ошибочного поведения  взрослых в ответ на детские манипуляции. По мнению воспитателей, взрослые склонны  следующим образом деструктивно реагировать на детские хитрости:

    • проявляют мягкость, попустительство (36 %),
    • жесткость, авторитарность (21 %),
    • манипулируют детьми (5 %).

     Взрослые  считают, что у них есть только два пути воспитания непослушных детей: либо быть «тираном», либо быть «тряпкой». Сталкиваясь с таким неприятным выбором, они возвращаются к испытанному способу манипулирования эмоциями, которому их научили их родители. Воспитатели, характеризуя педагогические ошибки, говорят, что взрослые также

    • игнорируют ребенка (18 %),
    • не распознают детских манипуляций (14 %),
    • одобряют манипуляции ребенка (3 %),
    • не учат ребенка конструктивным способам поведения (3 %).

     В связи с этим несомненную актуальность приобретают повышение информированности  взрослых об особенностях детских хитростей  и уловок, о причинах, которые  их вызывают. 

     На  вопрос: «Встречались ли Вы в своей  практике с  манипуляциями, когда  в роли манипулятора выступали коллеги, администрация или родители?», педагоги чаще всего описывали следующие ситуации:

  • давление на них со стороны администрации или родителей, шантаж, угрозы наказания (35%);
  • самоутверждение коллег за счет других, сравнивание методов и результатов работы в свою пользу (25%);
  • выведение из равновесия насмешкой или оскорблением (15%);
  • сравнивание двух педагогов, настраивание друг против друга (10%).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.2. Разработка цикла семинарских  занятий для педагогов  по  теме: «Виды используемых манипуляций  в педагогическом общении и  методы противостояния им». 

     Наша  задача состояла в том, чтобы обобщить накопленный опыт, систематизировать  его и превратить в пригодную  для использования педагогическую технологию.  

     ЦЕЛИ  И ЗАДАЧИ СЕМИНАРА

     Необходимость  обучения педагогов изменению собственного стиля общения, выработке  умения противостоять психологическому манипулированию. Главной целью предложенного семинара является развитие коммуникативных способностей педагогов, направленное на изменение стиля педагогического общения, на  развитие  способностей к конструктивному партнерскому общению. Эти способности проявляются:

     а) во владении средствами коммуникации;

     б) в использовании таких средств: в педагогической деятельности, в  конструктивном  построении процесса общения;

     в) в анализе своей деятельности, умении распознавать манипуляции, как в своем стиле общения, так и при воздействии на педагога;  выделении новых средств эффективной коммуникации. 
 
 
 
 
 
 
 

     Тема 1. Основные стили  педагогического  общения и их определение.

     Основные  стили педагогического общения  и их определение. Характеристика фаз  контакта партнеров в коммуникации. Взаимонаправленность и взаимоинформирование. Актуальная роль собеседника и ее определение. Проблема эмоциональной  „закрытости". 

     Цель: В данном разделе обобщается материал по различным видам педагогического общения. Выделяются ведущие стили педагогического общения, их сходство и различие. 

     Тема 2.  Манипулятивный стиль общения.

     Общие характеристики манипулятивного стиля  общения. Особенности личностной структуры  человека-манипулятора. Роль эмоциональной  сферы в манипулятивном общении. Виды манипуляций.

     Цель: показать зависимость выбора стиля общения от внутреннего состояния человека. 

     Тема 3.  Манипулятивный стиль общения.

     Манипулятивное  общение как деструктивный фактор. Разрушение личности человека-манипулятора. «Противоманипулятивная защита". Умение держать удар.

     Цель: показать проявления манипуляций в различных ситуациях взаимодействия; проанализировать взаимообусловленность манипуляций и внутреннего состояния партнеров по общению, показать стереотипные способы общения в ситуации повышенной эмоциональной напряженности; научиться находить варианты противостояния манипуляции и замены манипулятивного способа общения конструктивным. 

     Тема 4. Актуализированное  общение.

     Актуализированное общение как фактор, определяющий здоровье личности и конструктивность межличностных взаимоотношений. Основные характеристики здоровой творческой личности. Актуализированное общение и личностный рост.

     Цель: Показать преимущества партнерского общения, необходимость ввести его в свою личность именно как стиль, то есть соответствовать ему везде и всегда, чтобы ни случилось.

          

     Тема 5. Влияние манипулятивного общения на возникновение конфликта. Конфликт и его диагностика. 

     Занятие № 1. Конфликты в межличностном общении.

     Цели: дать рабочее определение конфликта; показать различие научного определения  и бытового понимания конфликта; проанализировать конфликт с точки  зрения положительного и отрицательного воздействия на межличностные отношения  и на отношение к самому себе. 

     Занятие № 2. Человек - манипулятор в конфликте.

     Цели: показать значимость эмоциональной  сферы человека и ее влияние  на ход конфликта; отработать навыки использования  воображения для реализации своего эмоционального состояния; понять характер собственных эмоциональных проблем  в конфликтах. 

     Занятие № 3. Основные виды поведения в конфликте и его разрешение.

     Цели: сформировать понятие о виде поведения  в конфликте; показать основные факторы, его определяющие; научить узнавать и выбирать определенный стиль поведения в конфликте в конкретных ситуациях межличностного взаимодействия. 

     Занятие №4. Общение в экстремальной  ситуации.

     Цели: нарабатывать навыки эффективного поведения  в конфликте, для достижения согласия при решении задачи; закрепить  навыки определения основных стилей поведения в конфликте. Разработка кодекса поведения педагога в конфликте. (см. приложение 2) 

     После проведения практических занятий семинара «Виды используемых манипуляций  в педагогическом общении и методы противостояния им», педагоги стали  понимать, что важным вопросом является проблема конструктивного поведения  взрослых в ситуации манипулирования.

     По  мнению педагогов, в конкретной ситуации манипуляции с детьми-дошкольниками, тактическая задача взрослого:

  • помочь ребенку успокоиться (56 %): «Переключить внимание на что-то интересное, значащее», «Сменить тему разговора, успокоить»;
  • совместно искать конструктивное решение в данной ситуации (50%): «Объяснять, что такое поведение неприемлемо», «Иногда нужно согласиться с ребенком, когда он прав», «Найти компромисс – хорошо, давай с тобой вместе соберем игрушки, а в следующий раз ты это сделаешь сам, ты уже взрослый»;
  • обсуждать с ребенком ситуацию (28 %): «Выслушивать ребенка», «Задавать вопросы, зачем нужна эта вещь, например…»;
  • занимать уверенную позицию (11 %): «Быть твердым в своих требованиях, справедливым, честным»;
  • оценить ситуацию (10%): «Определить насколько важно вести себя именно так, если это и не так важно, можно уступить, если принципиально, то настаивать на своем»

Информация о работе Манипуляции в общении