Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 19:16, курсовая работа
Актуальность: Сегодня имеется огромное количество разнообразной научной литературы в области массового сознание, которая, излагая тот или иной взгляд различных авторов, сплетает целую «паутину» из разных видов и формах данного определения. В результате чего возникает необходимость структуризации данного массива информации, которая позволила бы наиболее полно раскрыть основу сознания массы.
Массовое сознание - тип общественного сознания: - связанный с деятельностью массовых общностей; и - отражающий различные стороны жизни общества, вызывающие особый интерес массовых общностей.
Массовое сознание характеризуется разорванностью, подвижностью, противоречивостью, быстрыми неожиданными изменениями в одних случаях и определенными стереотипами в других случаях.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: Сегодня имеется огромное количество разнообразной научной литературы в области массового сознание, которая, излагая тот или иной взгляд различных авторов, сплетает целую «паутину» из разных видов и формах данного определения. В результате чего возникает необходимость структуризации данного массива информации, которая позволила бы наиболее полно раскрыть основу сознания массы.1
Массовое сознание -
тип общественного сознания: -
связанный с деятельностью массовых
Массовое сознание
С действием феномена массового
Развитие средств массовой
Многие исследователи выделяют
присутствие элементов архаического,
мифологического мышления в качестве
одной из основных характеристик массового соз
Степень научной разработанности проблемы. Теоретическую основу составили фундаментальные труды в области исследования массового сознания, таких отечественных исследователей, как: Г.К.Ашина, А.М.Воробьёва, А.Гарбовски, Л.А. Гордона, Б.А.Грушина, Г.Г.Дилигентского, А.В. Захарова, С.Г. Кара-Мурзы, О.Й. Карпухина, Э.Н. Макаревича, В.Г.Немировского, Д.Б.Ольшанского, А.К.Уледова, М.А.Хевеши, Г.Ю. Чернова. Также большой вклад внесли и зарубежные ученые: Г.Блумер, Г.Лебон, У.Липман, У.Мак-Дуггал, Д.Рисмен, Ш.Силег,Ф.Ницше, Х.Ортега-и, О.Шпенглер, М.Вебер, Г.Зиммель, К.Маннгейм, Ф.Г.Юнгер и другие.5
В работе использовались материалы как зарубежных, так и российских авторов, которые рассказывали о видах, формах и проблемах массового сознания, и его исследования. В отечественной и зарубежной литературе уделено много внимания диагностике сознания человека и сознания масс.
Методологическая база работы состоит из теоретических исследований в области психологии.
Методы и принципы исследования: анализ литературы, материалов и понятийно-терминологической системы, синтез, сравнение, обобщение.
Цель работы – это раскрыть теоритические аспекты исследования массового сознания.
Задачи работы:
1. Раскрыть содержание массового сознания.
2. Изучить теоретические аспекты исследования массового сознания.
Объект исследования - массовое сознание.
Предметом исследования является теоретические аспекты исследования
Структура работы состоит из введения, двух глав, включающих 4 параграфов, заключения, список литературы.
ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МАССОВОГО СОЗНАНИЯ
История изучения массового сознания
Хотя подспудно массовизация общественного
сознания начиналась и раньше, до определенного
времени она носила локальный характер.
Это было связано с недостаточной плотностью
расселения людей. Невозможно наблюдать
действительное « массовое » сознание в
обществе, население которого расселено
исключительно по небольшим деревням
и феодам. Отдельные вспышки относительно
массовой психологии стали наблюдаться
по мере разрастания средневековых городов.
«Из-за постоянных контрастов, пестроты
форм всего, что затрагивало ум и чувства,
средневековая жизнь возбуждала и разжигала
страсти, проявляющиеся то в неожиданных
взрывах грубой необузданности и звериной
жестокости, то в порывах душевной отзывчивости,
в переменчивой атмосфере которых протекала
жизнь средневекового города».7 В городах такие проявления
обыденного сознания неизбежно носили
уже достаточно массовый характер.
Однако это были лишь предварительные
формы, начало массовизации. Прав А. Я.
Гуревич, когда пишет: «Конечно, если мы
станем искать в высказываниях ведущих
теологов и философов Средневековья непосредственное
выражение массового сознани
На рубеже XVIII-XIX веков ситуация кардинально
изменилась. Промышленная революция и
начавшаяся урбанизация привели к появлению
массовых профессий и, соответственно,
к массовому распространению ограниченного
числа укладов жизни. Снижение доли ремесленничества
и нарастающее укрупнение производства
неизбежно вели к деиндивидуализации
человека, к типизации его психики, сознания
и поведения. Разрастание крупных городов
и усиление миграции в них людей из аграрных
провинций с разных концов той или иной
страны, а подчас и сопредельных стран,
вели к смешению национально-этнических
групп, постепенно размывая психологические
границы между ними. В то же время большие
социально-профессиональные группы еще
только формировались. Соответственно,
шла стихийная крупномасштабная социальная
реформа, первоначальный этап которой
как раз и характеризовался де-структуризацией
привычных психологических типов и появлением
новых, еще неструктурированных и потому
размытых «неклассических» форм общественного
сознания. Так стало очевидным появление
принципиально нового явления, которым
и занялась наука.
Формально словосочетание « массовое сознание »
стало встречаться в научной литературе
начиная с середины XIX века. Оно особенно
распространилось к концу данного столетия,
хотя носило еще описательный, скорее
образный характер, в основном лишь подчеркивая
масштабы проявлявшихся психологических
явлений. До этого вообще преобладало
обобщенное понятие «психология масс».
Считающиеся классическими труды Г. Тарда,
Г. Лебона, Ш. Сигеле и У. Макдауголла, появившиеся
на рубеже XIX-XX веков и посвященные отдельным
конкретным проявлениям психологии масс
(прежде всего, психологии толпы), носили
лишь отчасти психологический, а больше
общесоциологический и даже научно-публицистический,
чем аналитический характер.9
Более или менее определенное употребление
понятия « массовое сознание »
в качестве специального научного термина
началось лишь в 20-30-е гг. XX столетия, хотя
и тогда это долгое время оставалось на
уровне беглых упоминаний и несопоставимых
между собой, крайне многообразных трактовок.
Затем наступила продолжительная пауза
в исследованиях. В западной науке это
определялось тем, что массовая психология
как таковая стала исчезать: общество
структурировалось, а культ «свободного
индивида» предопределял доминирование
индивидуальной психологии. Прежние массы
как бы «рассыпались», превращаясь, по
Д. Рисмену, в «толпы одиноких». С исчезновением
же феномена минимизировались и попытки
его изучения. В итоге, западные исследователи
так и не смогли договориться о смысле
понятия «массы», лежащего в основе исследования массового созн
В отечественной науке сложилось иное,
хотя и во многом аналогичное положение.
Структурирование общества по социально-классовому
признаку привело к абсолютизации роли
классовой психологии. Она подменила собой
и массовое, и индивидуальное сознание.
Соответственно, и здесь массовая психология
как таковая исчезла из поля зрения исследователей.
Во второй половине 60-х гг. XX столетия
понятие « массовое сознание »
пережило своеобразное второе рождение
в отечественном обществознании, хотя
это был кратковременный период. Лишь
начиная со второй половины 80-х гг. можно
отметить новый прилив исследовательского
интереса к данному феномену. Но до сих
пор недостаточное внимание к нему объясняется,
как минимум, двумя причинами. Во-первых,
объективные трудности изучения массового сознания
В итоге, как в зарубежной, так и отечественной
научной литературе, посвященной различным
сторонам явления массовизации психики
и массовой психологии в целом, до сих
пор нет крупных работ, в которых специально
рассматривалась бы психология массового сознан
С одной стороны, массовое сознание
С другой стороны, массовое сознание
О тотальном, в рамках всего
общества, массовом сознании
Специфическими и интересными
примерами формирования массового созн
1.2 Проблема изучения массового сознания
В настоящее время социальное
управление и такие его аспекты как
политика, средства массовой информации
и коммуникации немыслимы без учета феномена массового сознания
В данном разделе проанализирована
представленность проблемы массового сознания
Необходимо отметить, что
в научной и публицистической литературе
существуют различные подходы к определению,
как самого понятия массового сознания,
так и его специфики. В наиболее общем
виде массовое сознание
К первому направлению относятся
подходы в изучении явления массового сознания
Вторая группа распространенных
теорий массового сознания
В отдельную группу следует
выделить представителей марксизма, для
которых характерно понимание массового сознани
По мнению ряда исследователей,
в частности, А. Гарбовски, масса, а также
ее сознание - это архаические образования,
берущие начало в первобытном человеческом
обществе, когда индивид целиком "растворен"
в общности, не обладает собственными,
отличными от нее помыслами, волей. С другой
стороны, на поздней стадии развития капитализма
во всех сферах жизни современных обществ
складываются и получают широкое распространение
определенные процессы, приводящие к повсеместному
распространению массового с
Промышленная революция
и начавшаяся урбанизация привели к появлению массовых профессий,
и, соответственно, к массовому распространению
определенных характерных для них укладов
жизни. Разрастание крупных городов и
усиление миграций в них вели к смешению
национально-этнических групп, способствуя
размыванию психологических границ между
ними и утрачиванию традиционных способов
жизнедеятельности. В то же время большие
социально-профессиональные группы еще
только формировались. Это способствовало
появлению новых, слабоструктурированных
«неклассических» форм общественного сознания.11 Возрастание масштабов этих массовых форм сознания
Массовое сознание легко управляемо. Об этом существует много мнений. Почему же массовое сознание в частых случаях без проблем поддается влиянию и с чем это связано? Лебон рассуждал на эту тему. Он связывал этот факт с толпой, с массой. Он пишет, что «Самый поразительный факт, наблюдающийся в одухотворенной толпе (psychologische Masse), следующий: каковы бы ни были индивиды, составляющие ее, каков бы ни был их образ жизни, занятия, их характер или ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем думал бы, действовал и чувствовал каждый из них в отдельности. Существуют такие идеи и чувства, которые возникают и превращаются в действия лишь у индивидов, составляющих толпу. Одухотворенная толпа представляет временный организм, образовавшийся из разнородных элементов, на одно мгновение соединившихся вместе подобно тому, как соединяются клетки, входящие в состав живого тела и образующие путем этого соединения новое существо, обладающее свойствами, отличающимися от тех, которыми обладает каждая клетка в отдельности». Лебон занимается исследованием перемены, происходящей с индивидом в массе, и описывает его в выражениях, вполне согласующихся с основными предпосылками нашей психологии глубин. В массе стираются, по мнению Лебона, индивидуальные достижения людей, и благодаря этому исчезает их оригинальность. Расовое бессознательное выступает на первый план, гетерогенное утопает в гомогенном. Мы скажем: психическая надстройка, развивавшаяся столь различно у различных индивидов, рушится, и при этом обнаруживается однородный у всех бессознательный фундамент. Лебон находит, что у них проявляются и новые качества, которыми они до сих пор не обладали. Обоснование этого он ищет в трех различных моментах. «Первая из этих причин заключается в том, что индивид в толпе приобретает, благодаря только численности, сознание непреодолимой силы, и это сознание позволяет ему поддаться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда он бывает один. В толпе же он тем менее склонен обуздывать эти инстинкты, что толпа анонимна и потому не несет на себе ответственности. Чувство ответственности, сдерживающее всегда отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе». Бессознательное Лебона содержит прежде всего глубочайшие отличительные черты расовой души, находящейся собственно вне рассмотрения психоанализа. Правда, мы признаем, что ядро человеческого «Я», которому принадлежит «архаическое наследство» человеческой души бессознательно; но кроме того, мы обособляем «вытесненное бессознательное», явившееся результатом некоторой части этого наследства. Это понятие вытесненного отсутствует у Лебона. «Вторая причина, – заражаемость, также способствует образованию в толпе специальных свойств и определяет их направление. Зараза представляет такое явление, которое легко указать, но не объяснить; ее надо причислить к разряду гипнотических явлений, к которым мы сейчас перейдем. В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно, и притом в такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному. Подобное поведение, однако, противоречит человеческой природе, и потому человек способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы». Эта фраза послужит впоследствии основанием для одного важного предположения. «Третья причина, и притом самая важная, обусловливающая появление у индивидов в толпе таких специальных свойств, которые могут не встречаться у них в изолированном положении, это – восприимчивость к внушению; заражаемость, о которой мы только что говорили, служит лишь следствием этой восприимчивости. «Итак, исчезновение сознательной личности, преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением, и стремление превратить немедленно в действие внушенные идеи – вот главные черты, характеризующие индивида в толпе.