Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 19:16, курсовая работа
Актуальность: Сегодня имеется огромное количество разнообразной научной литературы в области массового сознание, которая, излагая тот или иной взгляд различных авторов, сплетает целую «паутину» из разных видов и формах данного определения. В результате чего возникает необходимость структуризации данного массива информации, которая позволила бы наиболее полно раскрыть основу сознания массы.
Массовое сознание - тип общественного сознания: - связанный с деятельностью массовых общностей; и - отражающий различные стороны жизни общества, вызывающие особый интерес массовых общностей.
Массовое сознание характеризуется разорванностью, подвижностью, противоречивостью, быстрыми неожиданными изменениями в одних случаях и определенными стереотипами в других случаях.
Западные социологи считают,
что массовые опросы общественного мнения
не выявляют реального представления
о состоянии массового
Термин «манипулировать» первоначально
означал «управлять со знанием дела»,
а сейчас трактуется как «ловкое и коварное
воздействие на людей с целью достижения
личной выгоды неблаговидными средствами»,
как психическое воздействие, которое
осуществляется тайно, а следовательно,
во вред тем, на кого оно направлено.35
В теориях У.Липпмана, Э.Бернайса предлагается
управлять массовым
Чтобы определиться с тем,
кто является носителем массового
Основной недостаток указанного определения - это обобщающий и в некоторой степени абстрактный характер: фиксируя основные свойства всякой массы, оно принципиально ограничено в операциональном использовании при анализе тех или иных конкретных массовых явлений и процессов. 36
Понятие «масса» можно конкретизировать по ряду оснований. В первую очередь, – в зависимости от таких формальных свойств рассматриваемых совокупностей (индивидов), как их относительная величина, упорядоченность в пространстве, наличие непосредственных связей (между индивидами), способ возникновения. 37
Представляется, что в соответствии с названными признаками, можно различать следующие виды масс: большие и малые, устойчивые (постоянно функционирующие) и неустойчивые (импульсные), сгруппированные и не сгруппированные, контактные и неконтактные, спонтанные (стихийно возникающие) и организуемые (институционально порождаемые), состоящие из представителей одного класса (социального слоя) и нескольких, различных классов (слоев).
Теоретическая и практическая
значимость исследования
Лебон считал, что в толпе образуется
«коллективная душа», потому что индивидуальные
чувства и мысли начинают принимать одинаковое
направление. Эта «коллективная душа»
живет, конечно, недолго, но быстро приобретает
определенные, свойственные ей ( только
сейчас и здесь) черты. Человек в толпе
быстро поддается гипнотическому влиянию
массы, теряя свою индивидуальность.38
Более того, массовое сознание, усиленное мыслями и идеями отдельных людей, начинающих мыслить одинаково, возвращается к этим же личностям многократно усиленным.
Массовое сознание интересует многих, особенно во властных структурах, с точки зрения поиска наиболее совершенного способа им управлять. Впрочем, сейчас с этим успешно справляются средства массовой информации. Но и они сдают свои позиции массовым опросам общественного мнения, которые вряд ли действительно отражают его. Скорее, наоборот, успешно влияют на массовое сознание людей.39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Очевидно, что массовое сознание
Массовое сознание - это сознание
массы, сознание различных типов и видов
масс, сознание общностей людей, объединенных
едиными целями или использующих общие
средства для удовлетворения своих потребностей
- сознание, адекватное этим целям и идеологии
выбора средств их достижения. 40С массовым сознанием
Любое исследование, связанное
с анализом духовно-практических разновидностей
социальной деятельности, рано или поздно
вынуждено обратиться к рассмотрению
проблемы массового
Несмотря на солидный объем
публикаций, посвященных массовому
В самом деле, мир существует для человека
только субъективно, то есть только в форме сознания ,
отражающего мир. Сознательность есть
имманентная характеристика социальной
деятельности. Более того, сама деятельность
возможна только как сознательная, ибо
специфика деятельности как активности
заключается, в частности, в том, что отражение
реального мира в форме чувств и идей предвосхищает
действия конкретного субъекта, чем и придает им не
только целенаправленный, но и целеполагающий
характер. С другой стороны, сознание, как
момент социальной деятельности, вне и помимо
социальной деятельности не существует
вообще, выступая в качестве ее внутреннего
опосредования. Деление сознания на
Подводя итог всему сказанному,
можно добавить что, чем бы в конечном
итоге не являлись массы, они существуют
в тех или иных формах. Есть основания
полагать, что массовое сознание
1 Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980 - 352-373 с.
2 Грушин Б. А. Массовое сознание , М., 1987 - 254 с.
3 Бергер П., Лукман Г. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М.: Московский философский фонд и др., 1995. - 322 с.
4 Горячева А.И., Макаров М.Г. Общественная
психология (философская социально-
5 Ортега и Гассет X. Восстание масс. - М., 1992-15 с.
6 Бергер П., Лукман Г. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М.: Московский философский фонд и др., 1995. - 382 с.
7 Ашин Г. Доктрина массового общества. М.: Политиздат, 1971. - 191 с.
8 Гуревич А.Я. «История массового сознания» 1981- 123 с.
9 Бергер П., Лукман Г. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М.: Московский философский фонд и др., 1995. - 262 с.
10 Грушин Б.А. Мнение о мире и мир
мнений. Проблемы методологии исследования
11 Гуров Ю.С. Социология. Чебоксары: КЛИО, 1998. - 196 с.
12 Тугаринов В.П. Философия сознания . М.: 1971,- 135-136 с.
13 Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1896 – 168 с.
14 Тард Г. Личность и толпа. СПб., 1903- 178 с.
15 Спиркин А.Г. “Сознание и самосознание”, Москва, 1972.- 154 с.
16 Грушин Б.А. Логические принципы исследования
17 Фофанов В. П. Социальная деятельность как система, 1986 – 220 с.
18 Ольшанский Д. В. Психология масс /Д. В. Ольшанский. СПб., 2001. - 20-21 с.
19 Мамардашвили М. К. Сознание — это парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть / М. К. Мамардашвили // Вопросы философии. 1989. № 7.- 112-113 с.
20 Петровский А. В. “Введение в общую психологию”, Москва, 1996.- 495 с.
21 Чернов Г.Ю. Социально-массовые явления: исследовательские подходы.2005 – 208 с.
22 Ольшанский Д.В. Политическая психология. – СПб.: Питер, 2002 – 576 с.
23 Ольшанский Д.В. Психология масс. – СПб: Питер, 2001 – 368 с.
24 Гринин А.Е. Формации и цивилизации// Философия и общество. М., 1997.-№3.-С. 5-92.
25 Грушин Б. А. Массовое сознание , М., 1987, 8,254 с.
26 Уледов А.К. Структура общественного сознания. М., 1968.- 287 с.
27 Зинченко В.П. “Миры сознания и структура сознания”, вопросы психологии, №2, 1991 – 419с.
28 Любивый Я В. Современное массовое
29 Судас Л.Г. Массовое сознание : В поисках новой парадигмы. М., 1996. – 198 с.
30 Науменко Т.В. Массовое сознание и его роль в массово-коммуникативном процессе// Вестник МГУ. Серия 18: Социология и политология. 2003. №1.- 254 с.
31 Афанасьева Г.В. Социально-философский анализ массового сознания . Автореферат дис. . канд. филос. наук. М., 1994, 154 с.
32 Фофанов В. П. Социальная деятельность и теоретическое отражение, Новосибирск, 1986 – 70с.
33 Горшков М.К. Общественное мнение: История и современность. М.: Политиздат, 1988. - 382 с
34 Кириллов Н.П. Массовое сознание. Структура. Генезис. Сущностные характеристики:Вопросы теории и методологии. Томск, 1995- 162 с.
35 Гуров Ю.С. Философия. Чебоксары: КЛИО, 1998. - 132 с.
36 Арон Р. Измерения человеческого сознания// Философия и общество. М., 1999.-№ 2.-214-218 с
37 Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс.// Вопросы философии. 1989, № 3,- 120 с.
38Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1896 – 270с.
39 Быков, С.А. Манипулирование сознанием : учебник / С.А. Быков. – М.: МИР, 2007. – 294 с.
40 Философский энциклопедический словарь, М., 1983,- 708 с.
41 Грушин Б.А. Массовое
42 Рощин С.К. Психология и журналистика, М., 1989,- 18 с.