Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 15:44, доклад
Каждая конкретная наука отличается от других наук особенностями своего предмета. Выяснение специфических особенностей явлений, изучаемых психологией, представляет значительную трудность. Она состоит, прежде всего, в том, что явления, изучаемые психологией, издавна выделялись человеческим умом и отграничивались от других проявлений жизни как особые явления.
Введение
1. Теория Фрейда 4
2. К.Леви-Стросс 15
3. Аналитическая психология Юнга 17
4. И.М.Сеченов 25
5. И.П.Павлов 27
Заключение
Реферат
По дисциплине «Психология художественного творчества»
на тему: Материалистические и идеалистические концепции о месте психологии в современном обществе (З.Фрейд, Л.Стросс, К.Юнг, Сеченов, И.П Павлов).
Содержание
Введение
Заключение
Введение
Каждая конкретная наука
отличается от других наук особенностями
своего предмета. Выяснение
специфических особенностей явлений,
изучаемых психологией, представляет
значительную трудность. Она состоит,
прежде всего, в том, что явления, изучаемые
психологией, издавна выделялись человеческим
умом и отграничивались от других проявлений
жизни как особые явления.
Их особый характер видели в принадлежности
к внутреннему миру человека, отличающемуся
от того, что человека окружает. Их относили
к области душевной жизни (сам термин “психическое”
происходит от греческого слова “псюхе”,
что значит “душа”), противопоставляемой
реальным событиям и фактам. Эти явления
группировались под названиями “восприятие”,
“память”, “мышление”, “воля”, “чувства”
и др., в совокупности образуя то, что именуется психикой, психическим,
внутренним миром человека, его душевной
жизнью и т.д.
Потребности практического взаимодействия
вынуждали людей различать скрытые
за внешним поведением психические процессы.
За поступком всегда
усматривались намерения, мотивы,
которыми руководствовался человек, за
реакцией на то или иное событие – особенности
характера. Поэтому задолго до того, как
психические процессы, свойства, состояния
стали предметом научного анализ, накапливалось житейское психологическое
знание людей друг о друге. Житейские
психологические сведения, почерпнутые
из общественного и личного опыта, образуют донаучные психологические
знания. Они могут быть довольно обширными,
однако в целом эти знания лишены систематичности,
глубины, доказательности и по этой причине
не могут стать прочной основой для серьезной
работы с людьми (педагогической, организационной,
лечебной и т.д.), требующей научных, т.е.
объективных и достоверных знаний о психике
человека, позволяющих прогнозировать
его поведение в тех или иных ожидаемых
обстоятельствах.
Теория Фрейда
Основы психоаналитической
концепции были заложены З.Фрейдом (1856-1939).
Под влиянием Гёте и Дарвина Фрейд выбрал
медицинский факультет Венского университета,
на который и поступил в 1873 г. В те годы
он работал в физиологической лаборатории
доктора Э. Брюке. Эта работа во многом
определила будущую уверенность Фрейда
в роли биологических основ психики, его
внимание к сексуальным и физиологическим
факторам, определяющим бессознательные
мотивы человека. Получив в 26 лет докторскую
степень, Фрейд вследствие материальных
затруднений вынужден был заняться частной
практикой. Вначале он работал хирургом,
однако, прослушав курс психиатрии, заинтересовался
этой областью, прежде всего связью между
психическими симптомами и физическими
болезнями. К 1885 г. он добился престижного
положения лектора в Венском университете.
При помощи Брюке Фрейд получил стипендию
для поездки в Париж в клинику Ж. Шарко.
Эта стажировка не только доказала Фрейду
значительную роль гипноза в лечении истерии,
но и приоткрыла впервые завесу над бессознательным,
так как в сеансах гипноза Шарко наглядно
демонстрировал роль неосознанных мотивов
в поступках человека. По возвращении
в Вену он совместно с известным психиатром
И. Брейером начал исследовать динамику
истерии, опубликовав несколько работ
на эту тему. Однако постепенно он отошел
от Брейера, который настороженно отнесся
к предположениям Фрейда о связи неврозов
с сексуальными отклонениями. Так же настороженно
Брейер отнесся и к новому, предложенному
Фрейдом вместо гипноза методу лечения
истерии -психоанализу,
хотя и соглашался с тем, что гипноз неэффективен.
Впоследствии, анализируя свой научный
путь, Фрейд писал, что он боялся принять
ответственность за сделанное им открытие
и старался разделить его с другими, боялся
и самого этого открытия, той ответственности,
которая с ним связана. Фрейд считал, что
в отношениях с Брюке, Шарко и особенно
с Брейером он трансформировал свои отношения
с отцом. Воспоминания детства и сложные
семейные отношения, в которых Фрейд, боявшийся
и уважавший авторитарного отца, всегда
держал сторону мягкой и любящей матери,
в значительной мере повлияли на содержание
его теории. Стремление заменить реального
отца учителем вызвало и двойное отношение
Фрейда к учителям - с одной стороны, восхищенное
поклонение, а с другой - желание найти
свой собственный путь в науке, превзойти
своих учителей. Так постепенно вырисовываются
контуры концепции Фрейда о трансфере и эдиповом комплексе,
которые затем займут важное место в его
теории личности.
Впервые Фрейд заговорил
о психоанализе в 1896 г., а в 1897 г. он
начал проводить
По мере роста известности Фрейда росло и количество критических работ, направленных против его взглядов. В 1933 г. нацисты сожгли его книги в Берлине. После захвата немцами Австрии положение Фрейда стало опасным, он подвергался преследованиям. Зарубежные психоаналитические общества собрали значительную сумму денег и фактически выкупили Фрейда у немцев, которые разрешили ему уехать в Англию. Однако его болезнь прогрессировала, не помогали никакие операции и лекарства, и в 1939 г. он умер, оставив после себя созданный им мир, уже полностью открытый для толкований и критики.
Взгляды Фрейда можно разделить на три области - это метод лечения функциональных психических заболеваний, теория личности и теория общества, при этом стержнем всей системы являются его взгляды на развитие и структуру личности человека.
Как уже говорилось, с его точки зрения, развитие психики есть приспособление, адаптация к окружающей, преимущественно враждебной, среде. Эта биологическая детерминация и направляет процесс становления психики. Движущими силами психического развития служат врожденные и бессознательные влечения (или чувства, как у более поздних психоаналитиков). С точки зрения психоанализа, основой психического развития является не интеллектуальная сфера (как в других школах), а эмоции и мотивы человека; познавательное же развитие есть как бы следствие мотивационного.
Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев - сознательного, предсознательногои бессознательного, в которых и располагаются основные структуры личности. При этом содержание бессознательного, по мнению Фрейда, недоступно осознанию практически ни при каких условиях. Содержание предсознательного слоя может быть осознано человеком, хотя это и требует от него значительных усилий.
В бессознательном слое располагается
одна из структур личности - Ид, которая
фактически является энергетической основой
психического развития, так как в
ней располагаются врожденные бессознательные
влечения, стремящиеся к своему удовлетворению,
к разрядке, и таким образом
детерминирующие деятельность субъекта.
Фрейд считал, что существует два
основных врожденных бессознательных
влечения - инстинкт жизни
и инстинкт смерти,
которые находятся в антагонистических
отношениях между собой, создавая основу
для фундаментального, биологического
внутреннего конфликта. Неосознанность
этого конфликта связана не только с тем,
что борьба между влечениями, как правило,
происходит в бессознательном слое, но
и с тем, что поведение человека вызывается
чаще всего одновременным действием обеих
этих сил.
С точки зрения Фрейда, врожденные влечения
представляют собой каналы, по которым
проходит энергия, формирующая нашу деятельность.
Поэтому и сам Фрейд, и его последователи
иногда называли его теорию динамической
(или даже гидравлической), подразумевая,
что психическая энергия стремится к разрядке
(т. е. удовлетворению влечений) и равномерному
распределению по всему континууму. Именно
поэтому фрустрация
влеченияприводит к неврозу, так как
при этом невозможна разрядка. На основании
данных положений разрабатывалась идея катарсического
очищения (разрядки) в сеансе психоанализа
и идея трансфера,т.
е. переноса, обмена энергией между пациентом
и психоаналитиком.
Либидо,о
котором так много писали сам Фрейд и его
ученики, и является той специфической
энергией, которая связана с инстинктом
жизни. Энергии, связанной с инстинктом
смерти и агрессии, Фрейд не дал собственного
имени, но постоянно говорил о ее существовании.
Он также считал, что содержание бессознательного
постоянно расширяется, так как те стремления
и желания, которые человек не смог по
тем или иным причинам реализовать в своей
деятельности, вытесняются им в бессознательное,
наполняя его содержание.
Вторая структура личности
- Эго, по мнению Фрейда,
также является врожденной и располагается
как в сознательном слое, так и в предсознании.
Таким образом, мы всегда можем осознать
свое «Я», хотя это и нелегко. Если содержание Идв
процессе жизни ребенка расширяется, то
содержание Эго, наоборот,
сужается, так как ребенок рождается, по
выражению Фрейда, с «океаническим чувством
"Я"», включая в себя весь окружающий
мир. Со временем он начинает осознавать
границу между собой и окружающим миром,
локализует свое «Я» до своего тела, сужая
таким образом объем Эго.
Третья структура личности - Супер-Эго - неврожденная,
она формируется в процессе жизни ребенка.
Механизмом ее формирования является
идентификация с близким взрослым своего
пола, черты и качества которого и становятся
содержанием Супер-Эго. В процессе идентификации
у детей формируется также эдипов
комплекс(у мальчиков) или комплекс
Электры(у девочек), т. е. комплекс амбивалентных
чувств, которые испытывает ребенок к
объекту идентификации.
Фрейд подчеркивал, что между
этими тремя структурами
Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают человеку если не предотвратить (так как это фактически невозможно), то хотя бы смягчить конфликт между Ид и Супер-Эго. Фрейд выделял несколько защитных механизмов, главными из которых являются вытеснение.регрессия, рационализация, проекция и сублимация.
Вытеснение - самый неэффективный механизм, так как при этом энергия вытесненного и неосуществленного мотива (желания) не реализуется в деятельности, но остается в человеке, вызывая рост напряженности. Так как желание вытесняется в бессознательное, человек о нем совершенно забывает, но оставшееся напряжение, проникая сквозь бессознательное, дает о себе знать в виде символов, наполняющих наши сновидения, в виде ошибок, описок, оговорок. При этом символ, по мнению Фрейда, не есть непосредственное отражение вытесненного желания, а представляет собой его трансформацию. Поэтому он придавал такое значение психопатологии обыденной жизни, т. е. толкованию таких явлений, как ошибки и сновидения человека, его ассоциации. Отношение Фрейда к символике было одной из причин его расхождения с Юнгом, который считал, что существует непосредственная и тесная связь между символом и стремлением человека, и возражал против толкований, придуманных Фрейдом.
Регрессияи рационализация являются более успешными видами защиты, так как они позволяют хотя бы частичную разрядку энергии, содержащейся в желаниях человека. При этом регрессия представляет собой более примитивный способ реализации стремлений, выхода из конфликтной ситуации. Человек может начать кусать ногти, портить вещи, жевать резинку или табак, верить в злых или добрых духов, стремиться к рискованным ситуациям и т.д., причем многие из этих регрессий настолько общеприняты, что даже не воспринимаются таковыми. Рационализация связана со стремлением Супер-Эго хоть как-то проконтролировать создавшуюся ситуацию, придав ей добропорядочный вид. Поэтому человек, не осознавая реальных мотивов своего поведения, прикрывает их и объясняет придуманными, но морально приемлемыми мотивами.
При проекции
человек приписывает другим те желания
и чувства, которые он испытывает сам.
В том случае, когда субъект, которому
было приписано какое-либо чувство, своим
поведением подтверждает сделанную проекцию,
этот защитный механизм действует достаточно
успешно, так как человек может осознать
эти чувства как реальные, действительные,
но внешние по отношению к нему и не пугаться
их. Необходимо подчеркнуть, что введение
этого защитного механизма позволило
в дальнейшем разработать так называемые проективные
методы исследования личности. Эти методы,
заключающиеся в просьбе закончить неоконченные
фразы или рассказы либо составить рассказ
по неопределенным сюжетным картинкам,
стали существенным вкладом в экспериментальное
исследование личности.
Наиболее эффективным механизмом защиты
является сублимация, так как она
помогает направить энергию, которая связана
с сексуальными или агрессивными стремлениями,
в другое русло, реализовать ее, в частности,
в творческой деятельности. В принципе
Фрейд считал культуру продуктом сублимации
и с этой точки зрения рассматривал произведения
искусства, научные открытия. Успех творческой
деятельности объясняется тем, что в ней
происходит полная реализация накопленной
энергии, катарсис, или
очищение человека от нее. На основе этого
подхода к сублимации позднее в психоанализе
были разработаны основы терапии искусством
- арт-терапии.
Либидозная энергия, которая связана с
инстинктом жизни, является также основой
развития личности, характера человека,
и, исходя из закономерностей ее развития,
Фрейд создал свою периодизацию. Он считал,
что в процессе жизни человек проходит
несколько этапов, отличающихся друг от
друга способом фиксации либидо, способом
удовлетворения инстинкта жизни. При этом
Фрейд уделял большое внимание тому, каким
именно способом происходит фиксация
и нуждается ли человек при этом в посторонних
объектах. На этих основаниях он выделял
три больших этапа, разделяющихся на несколько
стадий.
Первый этап- либидо-объект - характерен
тем, что ребенок нуждается в постороннем
объекте для реализации либидо. Этот этап
длится до года и носит название оральной
стадии, так как удовлетворение происходит
при раздражении полости рта. Фиксация
на этой стадии происходит в том случае,
если ребенок в данный период не смог реализовать
свои либидозные желания (например, ему
не давали соски). Для этого типа личности
характерна, с точки зрения Фрейда, определенная
инфантильность, зависимость от взрослых,
родителей даже в зрелом возрасте. Причем
такая зависимость может выражаться как
в конформном, так и в негативном поведении.
Второй этап,
который длится до начала полового созревания,
называется либидо-субъекти
характеризуется тем, что для удовлетворения
своих инстинктов ребенку не требуется
никакой внешний объект. Иногда Фрейд
называл этот этап периодом
нарциссизма, считая, что
для всех людей, у которых произошла фиксация
на данном этапе, характерна ориентация
на себя, стремление использовать окружающих
для удовлетворения собственных нужд
и желаний, эмоциональная отгороженность
от них. Этап нарциссизма состоит из нескольких
стадий. Первая, которая длится примерно
до трех лет, - анальная, при которой
ребенок не только учится определенным
навыкам туалета, но у него начинает формироваться
и чувство собственности. Фиксация на
этой стадии формирует анальный
характер, который характеризуется
упрямством, часто жесткостью, аккуратностью
и бережливостью.