Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 15:44, доклад
Каждая конкретная наука отличается от других наук особенностями своего предмета. Выяснение специфических особенностей явлений, изучаемых психологией, представляет значительную трудность. Она состоит, прежде всего, в том, что явления, изучаемые психологией, издавна выделялись человеческим умом и отграничивались от других проявлений жизни как особые явления.
Введение
1. Теория Фрейда 4
2. К.Леви-Стросс 15
3. Аналитическая психология Юнга 17
4. И.М.Сеченов 25
5. И.П.Павлов 27
Заключение
Разбирая теории о свободе и несвободе воли, Сеченов отмечал, что между ними действительно существует теоретическая разница в подходах и в понимании закономерностей, определяющих человеческое поведение. Однако эта теоретическая разница исчезает, как только речь заходит о практике, так как Сеченов не отрицал сознательности человеческих поступков, присутствия в них совести и разума и, следовательно, ответственности человека за свое поведение. Он поставил важный вопрос о влиянии самой идеи о несвободе воли на человеческое сознание, доказывая, что если человека воспитывали с детства честным и нравственным, то ничто не может его развратить и сделать безнравственным и, наоборот, воспитанному безнравственным человеку не нужны теоретические обоснования для оправдания своего поведения. Таким образом, он по-своему развивал идею Эпикура о том, что человек не нуждается для поддержания своей нравственности в каком-то дополнительном источнике, кроме своего разума и своей совести, и воспитанный определенным образом человек не может жить приятно, не живя разумно и нравственно. Сеченов подчеркивал, что его учение не отрицает свободы человека, оно просто показывает, что желания и интересы воспитываются и развиваются в зависимости от той среды, в которой человек растет. Поэтому общество должно заботиться о просвещении своих сограждан и правильном воспитании детей. Развивая и обосновывая свою «теорию несвободы воли», Сеченов доказывал и возможность построения на ее основе методов воспитания нравственной личности. Он отмечал, что его задачей является объяснить поступки человека с сильной волей, действующего во имя высоких нравственных принципов и отдающего отчет в каждом своем поступке.
Сеченов существенно преобразовал представления о функциях органов чувств и мышечной системы, выдвинув в своей работе «Элементы мысли» (1878, 1903) принцип «согласования движения с чувствованием». Он признал за чувствованием функцию сигнала, позволяющего различать свойства объектов внешней среды и тем самым обеспечить адекватную реакцию на нее. Мышечное ощущение, в свою очередь, трактовалось как система сигналов, несущих информацию о внешней реальности, ее пространственно-временных параметрах. С этих позиций Сеченов подверг критике учение Канта об априорности восприятия пространства и времени. Главной же идеей Сеченова было предположение (подтвердившееся более поздними работами других ученых) о том, что мышечная система является и органом познания. Она производит операции анализа и синтеза, которые служат основанием для всех уровней умственной деятельности, от элементарных до самых сложных, включая математическое и философское мышление. На основании этих положений он отстаивал познаваемость мира, обосновывая это фи-зиолого-психологическими данными («Впечатления и действительность», 1890; «Предметная мысль и действительность», 1892).
И.П.Павлов
Продолжателем направления,
заложенного Сеченовым, стал физиолог И.П.Павлов (1849-1936). Он создал учение о высшей нервной
деятельности(поведении) живых существ, коренным
образом преобразовавшее физиологию и
обогатившее психологию, медицину, педагогику
и другие науки о человеке. Павлов исходил
из принципа эволюционно-биологического
объяснения функций организма как целостной
системы, главным регулятором деятельности
которой является нервная система (принцип
«нервизма»). Начав с изучения кровообращения
и пищеварения, он перешел к исследованию
поведения целостного организма, механизмов
его адаптации к окружающей среде и факторов,
которые определяют приобретение им новых
форм, адекватных задачам адаптации.
Отклонив представления о том, что эти
процессы определяются нематериальной
душой, Павлов на огромном экспериментальном
материале доказал, что основным актом
поведения является условный рефлекс (термин введен Павловым), реализуемый
высшими нервными центрами - корой больших
полушарий головного мозга и ближайшей
подкоркой. Им были всесторонне изучены
закономерности динамики нервных процессов (торможение, иррадиация,
концентрацияи др.), которая обусловливает
внешние проявления поведения. Наряду
с условными рефлексами были выделены
другие категории рефлексов (ориентировочный
рефлекс, рефлекс цели, рефлекс свободы), объясняющие биологическое
своеобразие жизнедеятельности.
Органы чувств Павлов трактовал как анализаторы, видя в них целостные «приборы», включающие наряду с периферийными блоками центральные, локализованные в коре больших полушарий. Следуя Сеченову, он мыслил взаимодействие организма со средой не по типу механистической детерминации, а как регулируемое внешними агентами, выполняющими роль сигналов. Они позволяют организму различать свойства внешних объектов и эффективно действовать в изменчивых и непредсказуемых условиях среды, предвосхищая течение будущих событий. Сигналы носят системный характер, причем они образуют две системы: сенсорную (в психологическом плане ей соответствуют чувственные образы - ощущения, представления) и вербальную (ей соответствуют слова, устные и письменные знаки человеческой речи). Благодаря вторым сигналам в результате анализа и синтеза чувственных образов возникают обобщенные умственные образы (или понятия). Этим определяется качественное различие между поведением животных, поскольку у них оно регулируется только нервной сигнальной системой, и человека, у которого обе системы связаны и лишь в случае патологии наблюдается разрыв между ними.
Имея биологическое
Павлов изучал и другие рефлексы, в частности ориентировочный, или, как он его называл, рефлекс
«Что такое?». Он заключается в том, что
организм как будто непрерывно задает
этот вопрос окружающему миру, стремясь
оценить ситуацию, в которой он оказался,
и понять, что представляет для него наибольшую
ценность. Павлов также разработал учение
о различных типах высшей нервной деятельности (темпераментах), о динамическом стереотипекак устойчивом комплексе реакций
и др.
Отношение Павлова к психологии изменялось в различные периоды творчества. Какое-то время он считал, что областью психологии является внутренний мир сознания субъекта, и на этом основании запрещал сотрудникам использовать психологические понятия, чтобы не отступать от строго объективного объяснения наблюдаемых фактов, и даже штрафовал за это. В итоговых же работах он исходил из того, что условный рефлекс следует считать не только физиологическим, но и психологическим явлением. Физиологическое понятие о временной связи он отождествлял с психологическим понятием об ассоциации. В психологическом же сообществе учение Павлова было повсеместно оценено как основа всех наук о поведении.
В годы сталинского тоталитаризма
Павлов мужественно и последовательно
выступал против идеологических репрессий,
отстаивая право личности на свободу
и независимость от партийно-государственного
диктата. В 1950 г. по личном указанию Сталина
прошла так называемая «павловская
сессия» двух академий -Академии наук
СССР и Академии медицинских наук, где
по обвинению в отступлении от учения
Павлова была учинена расправа над его
независимо мыслящими, наиболее преданными
ему учениками (Л.А.Орбели и др.). Тем самым
были преданы научные идеалы, которые
Павлов бескомпромиссно отстаивал на
протяжении всей жизни: свобода мысли
и творчества, бескорыстное служение истине,
критическое отношение к фактам и теориям
независимо от авторитета выдвигавших
их ученых.
Павлов создал крупнейшую международную
научную школу (ее прошли свыше 300 исследователей).
Ему единственному учеными было присвоено
звание «старейшины физиологов мира».
Заключение
Идеалисты считают материальное продуктом духовного. Однако соотношение сознания и материи представителями объективного и субъективного идеализма понимается не одинаково. Объективный и субъективный идеализм — это две разновидности идеализма. Представители объективного идеализма, признавая реальность существования мира, полагают, что помимо сознания человеческого существует “мир идей”, “мировой разум”, т. е. нечто такое, что определяет все материальные процессы. В отличие от этого взгляда, представители субъективного идеализма полагают, что предметы, которые мы видим, осязаем и обоняем, выступают комбинациями наших ощущений. Последовательное проведение такого взгляда приводит к солипсизму, т. е. к признанию реально существующим лишь познающего субъекта, который как бы примысливает реальность.
Материалисты, напротив, отстаивают мысль о том, что мир представляет собой объективно существующую реальность. Сознание же считается производным, вторичным по отношению к материи. Материалисты стоят на позициях материалистического монизма (от греческого монос — один). Это означает, что единственным началом, основой всего сущего признается материя. Сознание считается продуктом высокоорганизованной материи — мозга.
Зи́гмунд Фрейд — австрийский психолог, психиатр и невролог. Зигмунд Фрейд наиболее известен как основатель психоанализа, который оказал значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство XX века. Воззрения Фрейда на природу человека были новаторскими для его времени и на протяжении всей жизни исследователя не прекращали вызывать резонанс в научном сообществе. Интерес к теориям учёного не угасает и в наши дни.
Среди достижений Фрейда наиболее важными являются разработка трёхкомпонентной структурной модели психики (состоящая из «Оно», «Я» и «Сверх-Я»), выделение специфических фаз психосексуального развития личности, создание теории эдипова комплекса, обнаружение функционирующих в психике защитных механизмов, психологизация понятия «бессознательное», открытие трансфера и контр-трансфера, а также разработка таких терапевтических методик, как метод свободных ассоциаций и толкование сновидений.
Несмотря на то, что влияние идей и личности Фрейда на психологию неоспоримо, многие исследователи считают его труды интеллектуальным шарлатанством. Практически каждый фундаментальный для фрейдовской теории постулат был подвергнут критике со стороны видных учёных и писателей.
К.Г. Юнг опубликовал работу «Психологические
типы» (1921), где он представил свою теорию
аналитической психологии. Он полагал,
что структура личности состоит
из трех частей: коллективного
Леви-Строс, создатель школы этнологического структуризма. У народов, кот Леви-Строс изучал, его в 1ую очередь интересовали не особенные и экзотические, а общечеловеческие черты. Всегда за внешними различиями он искал внутренние универсальные структуры, которые лежат в основе любого явления культуры, в том числе универсальные структуры чел-го мышления.
Универсальной человеческой потребностью Леви-Строс считал «жажду объективного познания».
Леви-Строс выделил еще одну функцию мышления на любых этапах ист ч-ва, отражающую его общее св-во -требование порядка и состоящего в категоризации и классификации мира с помощью бинарных оппозиций жизнь-смерть, небо-земля, день-ночь, животное-человек и т. п.
Основоположником
Усилия И. П. Павлова (1849-1936) были направлены
на изучение условно-рефлекторных связей
в деятельности организма. Его работы
значительно повлияли на понимание
физиологических основ
Список литературы