Материалистические и идеалистические концепции о месте психологии в современном обществе (З.Фрейд, Л.Стросс, К.Юнг, Сеченов, И.П Павлов)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 15:44, доклад

Краткое описание

Каждая конкретная наука отличается от других наук особенностями своего предмета. Выяснение специфических особенностей явлений, изучаемых психологией, представляет значительную трудность. Она состоит, прежде всего, в том, что явления, изучаемые психологией, издавна выделялись человеческим умом и отграничивались от других проявлений жизни как особые явления.

Содержание

Введение
1. Теория Фрейда 4
2. К.Леви-Стросс 15
3. Аналитическая психология Юнга 17
4. И.М.Сеченов 25
5. И.П.Павлов 27
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

(психология).docx

— 72.39 Кб (Скачать файл)

Определенные расхождения  существовали и по вопросу психокоррекции. Фрейд утверждал, что зависимость пациента от психотерапевта постоянна и не может быть уменьшена, т. е. он придерживался концепции директивной терапии. В то же время Юнг, хотя и поддерживал директивность отношений в начале курса психотерапии, считал, что зависимость пациента от врача должна уменьшаться со временем, особенно в последней фазе терапии, которую он называл трансформацией.

Окончательный разрыв между  ними произошел в 1912г., после того как Юнг опубликовал свою книгу «Символы трансформации».

Разрыв был болезненным  для обеих сторон, особенно для  Юнга, но он не мог отступить от тех  положений, которые считал важными  для своей теории. Постепенно он пришел к мысли о том, что его  интерпретация символа дает ему  ключ к анализу не только сновидений, но и мифов, сказок, религии, искусства. Он исследовал не только европейскую, но и индийскую, китайскую, тибетскую культуры, обращая внимание на их символику. Это и привело Юнга к одному из важнейших его открытий - существованию коллективного бессознательного. Его теория, названная аналитической психологией, изложена им в книгах «Психологические типы» (1921), «Избранные труды по аналитической психологии» (1939), «Подход к бессознательному» (1961), получивших широкое распространение и принесших Юнгу заслуженную славу.

Юнг считал, что структура  личности состоит из трех частей -коллективного бессознательного, индивидуального бессознательного и сознания. Если индивидуальное бессознательное и сознание представляют собой чисто личностные прижизненные приобретения, то коллективное бессознательное - своего рода «память поколений», то психологическое наследство, с которым ребенок появляется на свет. Юнг писал, что «содержание коллективного бессознательного лишь в минимальной степени формируется личностью и в своей сущности вообще не является индивидуальным приобретением. Это бессознательное - как воздух, которым дышат все и который не принадлежит никому».

Содержание коллективного  бессознательного состоит из архетипов - форм, организующих и канализирующих психологический опыт индивида. Юнг часто называл архетипы первичными образами, так как они связаны с мифическими и сказочными темами. Он также считал, что архетипы организовывают не только индивидуальную, но и коллективную фантазию (например, лежат в основе мифологии народа, его религии, определяя психологию народа, его самосознание). Через актуализацию определенных архетипов культура оказывает влияние и на становление индивидуальной психики человека.

Основными архетипами индивидуальной психики Юнг считал Эго, Персону, Тень, Аниму, или Анимус, и Самость. Эго и Персона легче поддаются осознанию, чем остальные главные архетипы, которые с трудом рефлексируются самим человеком.

Эгоявляется центральным элементом личного сознания, оно как бы собирает разрозненные данные личного опыта в единое целое, формируя из них целостное и осознанное восприятие собственной личности. При этом Эго стремится противостоять всему, что угрожает хрупкой связности нашего сознания, старается убедить нас в необходимости игнорировать бессознательную часть души.

Персона - это та часть нашей личности, которую мы показываем миру, какими мы хотим быть в глазах других людей. Персона включает в себя и типичные для нас роли, стиль поведения и одежду, способы выражения. Персона оказывает и позитивное, и негативное влияние на нашу личность. Доминирующая персона может подавить индивидуальность человека, развивать в нем конформизм, стремление слиться с той ролью, которую навязывает человеку среда. В то же время Персона защищает нас от давления среды, от любопытных взглядов, стремящихся проникнуть в душу человека, помогает в общении, особенно с незнакомыми людьми.

Теньпредставляет собой центр личного бессознательного. Как Эго собирает данные о нашем внешнем опыте, так Тень фокусирует, систематизирует те впечатления, которые были вытеснены из сознания. Таким образом, содержанием тени являются те стремления, которые отрицаются человеком как не совместимые с его персоной, с нормами общества. При этом чем больше доминирует Персона в структуре личности, тем больше содержание Тени, так как индивиду необходимо вытеснять в бессознательное все большее количество желаний.

Фактически расхождения  между Юнгом и Фрейдом во многом касались именно роли Тени в структуре  личности, так как Юнг считал ее лишь одной из составляющих этой структуры, а Фрейд ставил Тень в центр  личности, делал центром своих  исследований именно ее содержание. В  то же время Юнг не считал возможным  просто избавиться от Тени, не признавать ее, так как она - законная часть  личности и человек без Тени так  же неполноценен, как и без других частей души. Самое вредное, с его  точки зрения, это как раз не замечать, игнорировать Тень, в то время  как внимательное отношение к  ней, стремление к анализу ее содержания (то, что Юнг называет техникой обращения с Тенью)помогают преодолеть ее негативное влияние.  
Анима(у мужчины) или Анимус(у женщины) - это те части души, которые отражают интерсексуальные связи, представления о противоположном поле. На их развитие большое влияние оказывают родители (мать у мальчика и отец у девочки). Этот архетип во многом формирует поведение и творчество человека, так как является источником проекций, новых образов в душе человека.

Самость, с точки зрения Юнга, представляет собой центральный архетип всей личности, а не только ее сознательной или бессознательной части, это «архетип порядка и целостности личности». Его главное значение в том, что он не противопоставляет разные части души (сознательную и бессознательную) друг другу, но соединяет их так, чтобы они дополняли друг друга. В процессе развития личность обретает все большую целостность, Самость и, индивидуализируясь, становится все более свободной в своем выражении и самопознании.

Идеи о необходимости  сохранения целостности и индивидуализации при развитии личности развивались  Юнгом уже в 50-60-е годы под влиянием новых тенденций в понимании  личности, в том числе в русле  гуманистической психологии. К этому  же времени относятся его положения  о роли сознания в духовном росте  и организации поведения. Такая  трансформация некоторых положений  психоанализа, принимавшихся и Юнгом  в начале века, была для него особенно важна, так как он постоянно подчеркивал  открытость своей концепции для  всего нового, в отличие от ортодоксальности теории Фрейда.

Исходя из структуры души, Юнг создал свою типологию личности, выделив два типа - экстравертов и интровертов.Интроверты в процессе индивидуализации обращают больше внимания на внутреннюю часть своей души, строят свое поведение на основе собственных идей, собственных норм и убеждений. Экстраверты, наоборот, больше ориентированы на Персону, на внешнюю часть своей души. Они прекрасно ориентируются во внешнем мире, в отличие от интровертов, и в своей деятельности исходят главным образом из его норм и правил поведения. Если для интроверта опасность представляет полный разрыв контактов с внешним миром, то для экстравертов не меньшая опасность таится в потере себя. В своих крайних проявлениях экстраверты являются догматиками, в то время как интроверты - фанатиками.

Однако Самость, стремление к целостности личности не позволяет  одной из ее сторон полностью подчинить  другую. Эти две части души, два  типа как бы делят сферы своего влияния. Как правило, экстраверты  хорошо строят отношения с большим кругом людей, учитывают их мнения и интересы, в то же время в узком кругу близких им людей они открываются другой стороной своей личности, интровертной. Здесь они могут быть деспотичны, нетерпеливы, не учитывают мнения и позиции других людей, стараются настоять на своем. Общение с широким кругом незнакомых и плохо знакомых людей чрезвычайно затруднительно для интроверта, который исходит только из своих позиций и не может выстроить адекватную линию поведения, понять точку зрения собеседника. Он либо настаивает на своем, либо просто уходит от контакта. В то же время в общении с близкими он, наоборот, раскрывается, верх берет его экстравертная, обычно подавляемая сторона личности, он - мягкий, заботливый и теплый семьянин. Как и Фрейд, Юнг часто иллюстрировал свои выводы ссылками на ту или иную историческую личность. Так и в описании экстра- и интровертов он, в частности, упоминал известных русских писателей Толстого и Достоевского, относя Толстого к типичным экстравертам, а Достоевского - к интровертам. 
Типология Юнга базируется на двух основаниях - доминировании экстра-интровертности и развитии четырех основных психических процессов: мышления, чувствования, интуиции и ощущений. У каждого человека, утверждал Юнг, доминирует тот или иной процесс, который в сочетании с интро- или экстраверсией индивидуализирует путь развития человека. При этом он считал мышление и чувствование альтернативными способами принятия решения. Так как мышление ориентировано на логические посылки, мыслящие люди превыше всего ценят абстрактные принципы, идеалы, порядок и системность в поведении. Чувствующие люди, напротив, принимают решения спонтанно, ориентируясь на эмоции, предпочитая любые чувства, даже отрицательные, скуке и порядку.

Если мышление и чувства  характеризуют активных людей, способных  по той или иной причине принимать  решения, то ощущение и интуиция характеризуют, скорее, способы получения информации, и люди, у которых доминируют эти  типы психических процессов, более  созерцательны. Ощущение ориентируется на прямой, непосредственный опыт, и ощущающие типы, как правило, лучше реагируют на непосредственную ситуацию, в то время как интуитивные типы - на прошлую или будущую. Для них то, что возможно, важнее того, что происходит в настоящем. Хотя все эти функции присутствуют в каждом человеке, доминирует одна из них, которая частично дополняется второй функцией. Причем, чем более осознанной и доминирующей является одна из этих функций, тем более бессознательными и дополняющими - остальные функции. Поэтому данные их опыта могут восприниматься человеком не только как чуждые ему, но и как прямо враждебные.

Хотя главным содержанием  души Юнг считал ее бессознательные  структуры, он не только не отрицал  возможность их осознания, но и считал этот процесс очень важным для  личностного роста человека. К  одному из вариантов такого осознания  себя относится психотерапия, в которой  врач является помощником пациента, помогая  ему понять себя, вернуть себе целостность. Юнг осознавал сложность символической  интерпретации и доказывал необходимость  отказа от упрощений, принимаемых Фрейдом  при их интерпретации. Его анализ символов и их возможной интерпретации  -одно из значительных достижений теории Юнга. В отличие от большинства психоаналитиков Юнг сознательно выстраивал свою теорию как открытую систему, которая может воспринимать новую информацию, не искажая ее в угоду своим постулатам, и в этом -еще одно достоинство его теории.

 

И.М. Сеченов

 

Родоначальником такой психологии в России стал И.М.Сеченов (1829-1905). Именно его подход к разработке объективной психологии и его взгляды на природу психического получили большое распространение во второй половине XIX в.

И.М.Сеченов был одним  из наиболее интересных и значительных ученых того времени. Он во многом определил  развитие отечественной психологии, подходя к ней как к материалистической и естественной науке. Сеченов, несомненно, был не только значительным ученым, но и яркой личностью, находившейся в середине века в центре не только научных, но и социальных дискуссий, и повлиял на мировоззрение целого поколения.

Он работал в нескольких университетах Петербурга, Москвы, Одессы и других городов и везде  прививал своим слушателям глубокую преданность науке, распространяя  идеи возвышенного идеализма, бессребреничества. Начало деятельности Сеченова совпало с возрождением России после крымского поражения, с эпохой, когда возвышенные помыслы о служении отечеству, науке не подавлялись, а, наоборот, по возможности поощрялись. Пользуясь этим, молодой ученый отправился за границу учиться и по прошествии короткого времени заявил о себе выдающейся работой по физиологии, посвященной газам крови. Затем он опубликовал свою самую известную работу «Рефлексы головного мозга» (1863), посвященную уже психологическим проблемам. В ней он отрицал существование нематериальной души, доказывая, что психические процессы являются рефлексами разной степени сложности. При этом категория рефлекса была преобразована и создана его неклассическая модель, важнейшим блоком которой выступило открытое Сеченовым центральное торможение(«задерживающее» влияние одного из центров головного мозга на двигательную активность организма). Пересмотрев роль внешнего стимула, он выдвинул идею образа - сигнала, не только «запускающего» рефлекс, но и регулирующего его течение. Кроме торможения (аналога волевой регуляции) он ввел понятие о центрах хранения информации, предуведомления и усиления сигнала, объясняющее сложное поведение. В работах Сеченова предвосхищалось понятие об обратной связи как факторе саморегуляции поведения и системной организации нервно-психической деятельности.

Центральное торможение объясняло  также способность человека во имя  высших нравственных принципов противостоять  внешним влияниям, а не механически  на них реагировать. Используя понятие  об этом нервном механизме, Сеченов  выдвинул продуктивную гипотезу о том, что благодаря задержке двигательного  ответа действие, не получившее внешнего выражения, не исчезает, а сохраняется  в центральной нервной системе  в скрытой форме. Это предположение  использовалось Сеченовым также  с целью объяснить социальный генезис человеческого «Я». Оно  заключало в себе идею интериоризации, причем в качестве образца выступали различные эталоны социального поведения, в том числе «люди-рыцари», действующие во имя высших нравственных законов.

Эта работа, отвечавшая ожиданиям  общества, его чаяниям, стала настоящим  культурным событием. Повсюду в России заговорили о Сеченове. Маленькая  газета «Медицинский вестник», которую  до тех пор читали лишь врачи, стала  переходить из рук в руки. Идеи Сеченова впитывало молодое поколение, подготовленное к их восприятию чтением иностранной  научной литературы. Общество ждало  подобной работы, поэтому сразу, почти  безоговорочно ее приняло, при этом даже несогласные с ней не осмеливались в тот момент ее критиковать. Сеченов  угадал общественные ожидания, которые  совпали с его собственными научными интересами. Он отвечал на главные  вопросы - что такое человек, как  объясняется формирование его нравственности с позиций естественной науки, которая  доказывала несомненную практическую пользу психологии, делала ее не отвлеченным  теоретическим мудрствованием, а  реальным инструментом, помогающим воспитывать и обучать человека.

Известность Сеченова росла  вследствие распространения слухов о том, что он - прототип Кирсанова  в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?». После этого он сразу  же был признан новым человеком, которому нужно подражать. Ученый, однако, вовсе не искал популярности, даже избегал ее, так как к его  репутации среди студентов примешивалась  политическая нота, что было совершенно не в его вкусе. Он действительно  был либерально настроен, но чужд политическим увлечениям. Его страстная любовь к науке заставила его несколько  отстраниться от политических споров, что отдалило его от революционно настроенной молодежи.

В 70-90-е годы XIX в. появились новые интересные работы ученого, в том числе посвященные этическим проблемам. Сеченов вновь угадал запросы времени, вычленил проблему, которая становилась самой актуальной для психологов новой волны, и ответил на нее с позиций разрабатываемой им психологии. Появлению статьи по вопросу свободы воли, по-видимому, способствовал тот факт, что Сеченов участвовал в работе новых судов в качестве присяжного заседателя и дружил со многими известными судебными деятелями, в частности с известным юристом В. Д.Спасовичем.

Информация о работе Материалистические и идеалистические концепции о месте психологии в современном обществе (З.Фрейд, Л.Стросс, К.Юнг, Сеченов, И.П Павлов)